Книги одноразового прочтения

Мемуарные книги на Западе часто оказываются в списках бестселлеров. Отечественный книжный рынок к началу 90-х всего несколько раз сталкивался с этим феноменом: когда, например, несколькими тиражами выходили мемуары Жукова или, в пике противостояния Горбачев-Ельцин, повышенным спросом пользовалась "Исповедь на заданную тему". С тех пор вышло немало автобиографических книг.
На прилавках еще кое-где можно встретить "Не убоюсь зла" Натана Щаранского. Типичная эмигрантская книга, рассказывающая о том, как автора арестовали, допрашивали и в конце концов, лишив советского гражданства, выслали из страны – наверное, для того, чтобы Натан написал мемуары, полные самолюбования. Несмотря на пустоту содержания, книга содержит немало полезных советов. Например: как вести себя на допросах. Можно порекомендовать ее потенциальным политзэкам.
Книга "Прорыв" Григория Свирского, выпущенная московским издательством "Фабула", правдиво рисует причины еврейской эмиграции, а так же показывает причины, по которым эмигранты, выехав, были вынуждены селиться в любой стране мира, а не на земле обетованной. Книга неплоха. Сократить бы ее примерно вдвое, отжать водичку, чтоб читатель не захлебнулся….
Роман “Герберт и Нелли”, написанный Давидом Шраером-Петровым, является художественным произведением, но я хотел бы отнести его к беллетризированной мемуаристике: роман явно автобиографичен. Основная мысль стара, как блуждание Моисея по пустыне: «Трудно быть евреем в Советском Союзе!». Я все понимаю. Возможно, автор в свое время хлебнул лишку. Не случайно он лет пятнадцать ходил в отказниках и укатил только во времена перестройки. Но зачем тогда надо было писать, что это – роман? Это лубок, агитка, рассказ на почти шестистах страницах о том, как автора били мокрым веслом по седалищу. Если уж кому и хочется почитать о простой доле простого советского еврея, то пусть лучше раздобудет где-нибудь роман Феликса Розинера «Некто Финкельмайер», изданный московской «Террой» в 89-м году. До тех пор пока Розинер писал только то, что видел сам, роман чертовски талантлив. В дальнейшем же, когда Арон Финкельмайер, подобно Бродскому, попадает под суд за тунеядство, а адвокат доказывает его невиновность, - чувствуется, что автор наступил на горло своей песне. Вместо романа надо было писать мемуары.
О книгах, упомянутых в этом обзоре, напоследок хотелось бы сказать следующее: прочесть их можно. Один раз. Так что не захламляйте свои книжные полки. Лучше возьмите на пару дней в библиотеке или у знакомых.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.