Фентези недописанная сага американской революции

Было время, я зачитывался историями про героев и колдунов. Понимал, конечно, что это не самая качественная и полезная литература, но все равно читал. Недавно забрел в магазин за книгами совсем другого жанра. Заглянул по привычке и в развлекательный отдел. "А почему бы не попробовать разобраться в причинах популярности фентези", - подумал я.   

Вооружившись цветастым томиком, принялся за исследование. Закинул приманку собственных эмоциональных реакций в мутную воду воображаемого мира. Вскоре начался клев. Среди множества, выловленных мной больших и малых рыб особого внимания, заслуживают киты. Их, конечно же, три: борьба со злом, рост героя и любовная история.

Борьба со злом.

Исследуя тушу этого морского млекопитающего, я пришел к весьма неожиданным и интересным выводам. Уж слишком похоже фентезийное зло. И зло это, как ни странно, социальное – жестокая эксплуатация народонаселения, с использованием магии и манипулирования сознанием. Вытесненный соцреализм. "А как же Америка, демократия, свобода слова"? - спросит читатель. В том-то все и дело. В Штатах информационная война давно выиграна. У нас человек может выражать свое социальное недовольство публично или резонно предпочесть кухонную беседу, но там ограничена возможность осознать недовольство. При том проблемы у американца могут быть, по нашим меркам, пустяковыми, но он вряд ли подумает возложить часть ответственности за них, на несовершенство социального устройства. А устройство это не является идеальным, хотя бы потому, что нет ничего идеального. Впрочем, рядить американских фантастов в революционный камуфляж не стоит – осознанными аллегориями там и не пахнет. Дело в том, что читателя самого фантастического романа интересует все же "правда жизни", он чувствует фальшь легко. Поэтому талантливый писатель, так или иначе, эту правду дает. Конечно, она может быть искажена и примитивизированна.

Рост героя.

Это, на самом деле, не кит, а чуть измельчавший левиафан – сюжетная линия, заимствованная из мифов. Путешествие со стандартными остановками. Изгнание/бегство, приобретение каких-нибудь особенных навыков, возвращение в качестве героя. Традиционная сказочная мораль. Важно, чтобы читатель ассоциировал себя с героем. Поэтому внешность и черты характера героя стандартны, их может легко натянуть на себя каждый, точнее каждый из числа потенциальных читателей фентези. А таковым является не всякий выученный грамоте Homo Sapiens. Среди показаний к чтению книг обсуждаемого жанра я бы выделил следующую комбинацию качеств: повышенное чувство справедливости и сознание собственной одаренности в сочетании с политическим и социальным инфантилизмом. Другими словами, необходимо желание превратиться в героя и защитника угнетенных, подавленное убежденностью в неспособности сделать это в реальном мире.

Любовная история.

Это тоже не кит, а рыба переросток. Обыкновенный способ испытать что-то недоступное в жизни. Не всякий позволит себе читать любовные романы, но, если уж человек хочет быть обманутым, то потребит суррогат не в чистом виде, а в растворе. Широко эксплуатируется мыльнооперная игра в потерянных родственников, заигрывание с табу на инцест. Впрочем, любовная история всего лишь костыль фентези. Необходимый в силу врожденной хромоты, но об этом ниже.

Концы с концами не сходятся.

Вот она врожденная хромота – у фентезийного романа не может быть яркого или хотя бы приемлемого завершения. Отнюдь не потому, что автор пытается растянуть до невозможности серию. Просто сказочное путешествие не совместимо с соцреализмом. В мифе реальность, так или иначе, зависит от героя, они изменяются синфазно: пока освободитель набирается сил, злой колдун слабеет, сталкивается с всевозможными неприятностями, и проч. Фентезийный же мир более или менее отражает социальную действительность. И сколько бы магический янки не make himself*, политэкономия не меняется.

Казнить нельзя помиловать.

Читатель этих скоропостижных размышлений вполне может подумать, что автор считает фентези явлением вредным, которое должно быть по возможности искоренено из литературной практики. Отнюдь. Попытка добраться до сути проблемы, "пересадив" ее на другие объекты, вполне оправданна. Вопрос лишь в том, насколько качественно вылеплен этот объект – фентезийный мир. Если он пустышка, осмысленных ответов ждать не стоит.   

*Make smb.self – идиома, дословно -  сделать себя.      

 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.