Андерсен. Неуклюжий Ханс
“Maerchen”
Der Kinderbuchverlag Berlin, 1960
Ханс Христиан Андерсен.
Неуклюжий Ханс
В дальней-далекой стране стоял господский двор. У хозяина - старого господина - было два сына, которые с малых лет готовили себя к светской жизни: хорошо одевались, обучались манерам и наукам.
Однажды объявил один король большое сватовство. Каждый кто пожелает - может посватать за себя его дочь, если сможет достойно проявить себя в разговоре с нею.
И очень мало времени было дано, чтобы подготовиться к этому испытанию, - всего восемь дней, но братья были вынуждены довольствоваться и этим.
Один из них знал латынь - весь словарь от корки до корки! А кроме того, основательно изучил географию. Он с абсолютной точностью мог сказать где какой дом стоит и что где находится!
Второй брат тоже мог добавить горчички в любую светскую беседу, - вся городская летопись за три года была им прочитана, он стал знатоком городских слухов и мог со знанием дела поведать обо всех любовных романах в государстве.
И об украшении своем позаботились братья изрядно - дорогие белые кафтаны были шиты золотом, украшены дорогими перевязями.
Очень хорошо подготовились оба сына и каждый говорил другому: “Будет принцесса моей!”
Старый отец подарил сыновьям двух великолепных коней с роскошными седлами и дорогой упряжью. Так что когда настал день сватовства, его сыновья выглядели совершенно неотразимо!
И вдруг, откуда ни возьмись, в господский двор, верхом на осле вскочил еще один юноша! На самом деле, у старика было не двое, а трое сыновей. Просто никто не вспоминал об этом странном замарашке, совершенно не способному ни к учению, ни к манерам. “Неуклюжий Ханс” - называли его люди.
“Эй”, -кричит Неуклюжий Ханс братьям - “вы здесь куда это вы тут собрались ехать? Я тоже хочу поехать в Солнечный Город!”
“Мы едем на королевский двор”,- отвечают ему братья. “Сегодня объявлен такой день, когда каждый может посватать за себя королевскую дочь, если пройдет испытание на способность вести разговор! Весь мир, кроме тебя об этом знает!”
“Тысяча яиц” - воскликнул Ханс, - “Я тоже хочу поехать туда и жениться на принцессе!”
Братья от души посмеялись над этим...
“Папочка-а-а-а!” кричит Неуклюжий Ханс. “Дай-ка ты мне тоже коня! Я тоже хочу жениться! Братцы, возьмите меня с собой, чтобы я мог попытать счастья! Возьмите же меня! А если вы меня не возьмете, то я вас возьму и буду воевать!”
“Оставь свои притязания”, говорит Неуклюжему Хансу отец, “я не дам тебе коня. Ты же двух слов между собой связать не можешь! Вот твои братья - это да! Совсем другого сорта парни!”
“Ну так что ж” говорит тогда Неуклюжий Ханс, “не даете мне коня, тогда я поеду на осле! Осла-то вам давать мне не надо, осел-то ведь он так и так - мой!”
Сказано-сделано. Уселся Неуклюжий Ханс на своего осла, взял в руки поводья и помчался на нем по большой дороге как штормовой ветер. Хей-хоп! Что за славная дорожка! “Эге-гей! Вот я приеду! Эге-гей” кричит Ханс и мчится к королевскому двору.
Братья же его едут на своих конях степенно, медленным шагом, не говоря друг другу ни слова. Оба они погружены в раздумья о том, что же скажут они принцессе при встрече - какую тему для великосветской беседы предложит им она - латынь или, может быть, городская летопись?
“Эй!” кричит Неуклюжий Ханс. “А вот и я! Смотрите-ка братцы, чего я нашел на дороге!” и показывает братьям дохлую ворону.
“Ханс!” говорит брат. “Что же ты собираешься с нею делать?”
“Что я собираюсь делать с дохлой вороной? Конечно же я подарю ее принцессе!”
“Да, это дело!” сказали братья, посмеялись над Хансом и поехали дальше, пока снова не услышали за спиною:
“Хей-хопп! Вот и я! Смотрите-ка что за удивительную вещь я нашел! Такое на дороге не валяется!”
Братья обернулись, чтобы посмотреть что же на этот раз нашел Ханс.
“Братец”, говорят они, “это всего лишь старый стоптанный деревянный башмак! Неужели ты и его собираешься преподнести королевской дочери?”
“Конечно, именно это я и сделаю!” - отвечает Неуклюжий Ханс; а братья посмеявшись, поехали дальше, чувствуя свое огромное превосходство над ним.
И снова слышат братья крики Ханса:
“Хей-хопсаса! Вот и я! Вот это будет самым лучшим подарком для принцессы! Хей! Как много пользы будет ей от этого подарка!”
“Несчастный, что на этот раз ты подобрал?” спросили братья.
“Ох”, отвечает Ханс, “Трудно представить, как обрадуется этому принцесса!”
“Тьфу”, сказали братья, “да это же просто кусок засохшего ила, лечебная грязь, что находят на кладбище”
“Да нет же! Это не просто лечебная грязь - это восхитительная лечебная грязь редчайшего сорта! Счастье такой находки выпадает не каждому!” С этими словами запихнул Ханс кусок грязи в свою суму.
Надоело братьям слушать эти глупости, пришпорили они своих коней о помчались во весь опор ко дворцу невесты, только искры из-под копыт, так что прибыли они к городским воротам на целый час раньше Ханса.
А там, во дворе, уже все женихи собрались и заняли очередь на сватовство по номерам. Здесь все были как на подбор - богачи и знаменитости, все роскошно одеты, на богато убранных лошадях. Каждый смотрел на соседа как на соперника, каждый верил, что принцесса достанется именно ему.
И не было в том дворе ни одного бедняка или простолюдина - они стояли поодаль, кольцом окружив площадь, рассматривали женихов и обсуждали каждого промеж себя.
Но каждый, кто входил к принцессе со своими надуманными речами, вскоре бывал ею разоблачен и получал ясный ответ:
“Не годится! Пойдите прочь!”
Вскоре подошла очередь брата Неуклюжего Ханса. Едва только вошел он к принцессе в залу - напрочь позабыл и латынь и географию. И было от чего! Половицы, по которым он ступал страшно скрипели, вся комната была увешана огромными зеркалами, в которых он многократно отражался во весь свой рост. У каждого окна стояли по трое писарей и один переписчик, которые записывали каждое произнесенное в этом зале слово с тем, чтобы завтра напечатать это в городской газете, той что за грош продается на каждом углу.
Мало того - полыхала натопленная печь.
“Здесь невыносимая жара!” сказал наконец жених.
“Конечно! Мой папаша любит жарить куриц в тронном зале!” объяснила ему принцесса.
“Да ты чо!”- вырвалось у жениха и он встал как овца. Таких речей от принцессы он никак не ожидал! Никакие фразы, никакие заученные шутки не приходили ему на ум, он только повторял: “Да ты чо! Да ты чо!”
“Не годишься! Пойди прочь!” - погнала его принцесса. И пошел он ни с чем.
Настала очередь другого брата.
“А тут страшенная жара!” - сказал он войдя в залу.
“Да, это мой папашка жарит себе молоденькую курочку!”
“Как... ка... как-как?” сказал очередной ошарашенный жених, а писари у окон записали за ним: “Как-ка-как-как...”
“Не годится!” в очередной раз воскликнула принцесса, - “Пойдите прочь!”
И вот настала наконец очередь Неуклюжего Ханса. Прямо на осле въехал он в тронный зал.
“Ба! Да тут настоящее пекло - подохнуть можно!” тут же сказал он.
“Да, это мы курочку себе жарим!” сказала королевская дочь.
“Отлично”, отвечает ей Ханс, “заодно давай и мою ворону пожарим!”
“С большим удовольствием!” говорит ему на то принцесса. “Да вот только не осталось у нас ни горшка ни сковороды, где мы твою ворону приготовить могли бы!”
“Не беда! У меня все с собой!” говорит Неуклюжий Ханс. “Есть у меня чудесная посудина, отлично подходящая для жарки дохлых ворон!” С этими словами достает он из сумки деревянный башмак и запихивает в него дохлую ворону.”
“Да, это будет здорово! Но одной вороной сыт не будешь, - где бы нам раздобыть что-нибудь для навара?” говорит принцесса.
“Где-где! Конечно же в моей сумке! У меня на каждый случай что-нибудь припасено!”
С этими словами Неуклюжий Ханс вытащил из своей сумы огромный кусок грязи.
“Ты мне нравишься”, сказала принцесса. “Ты не растерялся и на все нашел ответ и речь твоя не сбилась! Ты достоин стать моим мужем! Но только вот в чем заминка, Ханс: каждое наше слово было записано тремя писарями и завтра все это попадет в газету, потому что главный переписчик - человек очень злобный и он не упустит возможности опозорить нас!” - говорит своему избраннику принцесса.
В ответ на это Неуклюжий Ханс сделал следующее. Он незаметно прокрался за спины писарям и громко крикнув им в самые уши так сильно напугал их, что они уронили огромные кляксы на свои бумаги в том самом месте, где записан был его престранный разговор с принцессой. “Ах, какое это для вас несчастье!” сказал Неуклюжий Ханс. “А теперь посмотрите-ка каково прийдется вашему начальничку!” С этими словами вытащил Ханс из своей сумы здоровенный кусок грязи и вмазал его целиком прямо в лицо негодяя - главного переписчика. “Ах, как здорово ты сделал!” сказала принцесса. “Мне это раньше и в голову не приходило, но теперь я буду знать этот способ учить негодяев!”
Неуклюжий Ханс стал королем. Он получил жену, корону и сел на трон.
Об этом люди узнали из городской газеты, которая продавалась на всех углах за один грош.
...В газете была описана великосветская беседа двух господ и не было о них ни одного дурного слова.
Свидетельство о публикации №201022700055