Премьера в Театре на Юго-Западе

Вечерняя постановка. Суета. Режиссёр-постановщик Дмитрий Калинин бегает от входа до сцены. Должно быть волнуется, премьера всё-таки. Зрители здесь знают другу друга, они – завсегдатаи Театре на Юго-Западе, не пропускают ни одной премьеры. Но на эту попасть было сложно. Большую часть зала составляли родители актёров. Они-то не волновались, они уверены в таланте своих детей и пришли поддержать их. Краснеть родителям не приходится, скорее наоборот.

25 февраля в «Театре на Юго-Западе» прошла премьера пьесы «FANTAZЁРЫ». Название как раз отвечает содержанию. Это уникальное в своём роде шоу, где участники – дети. Взрослые здесь не появляются, только искренняя игра юных актёров.
Спектакль поставлен Театром, где играют дети «Я сам Артист». Это совместный проект с Театром на Юго-Западе.
Пьеса создана по мотивам произведений Н. Носова «Фантазёры», «Затейники», «Приключения Незнайки и его друзей», Л. Пантелеева «Республика ШКИД», А. Макаренко «Педагогическая поэма».
«Дети – цветы жизни, которым нужны горшки» – устарелая фраза! Эти дети, минуту назад мило вам улыбавшиеся, уже орут на сцене, опрокидывают мусорные баки (это и были единственные декорации) и давят крыс. Дети. Что вы знаете о них? Почему-то все привыкли, что школьные постановки – это всё, на что хватает детского мастерства. Ложное мнение. Если оно у вас сложилось, если Вам, взрослому человеку, неуютно сидеть в зале и смотреть на игру детей, то пора бы давно выкинуть из головы столь абсурдное представление об истинном таланте юных актёров. Они способны на многое, в каждом ребёнке определённо есть своя изюминка, только её нужно найти и воплотить в жизнь, дать развернуться на сцене, сначала на маленькой и деревянной, потом – на огромной и золотой.
Главные герои –  сегодняшние дети подворотни. Они скитаются в вечных поисках куска хлеба, вымаливают денег, танцуют до упаду, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, которые дальше кончика собственного носа и не видят. Но тщетно. Они равнодушны к мольбам нищенствующих. Попрошайки мечтают об иной, лучшей жизни, подражают звёздам эстрады (молодые актёры талантливо пародируют и Алсу, и Носкова, и Иванушек, особенно был похож и даже комичен Валерий Меладзе в исполнении Эмиля Майсурадзе, игравшего «Тюбика»).
Спасаясь от «ментов», дети взлетают, оставляя жестокий мир, их не признавший, и приближаются к дивной стране, которая наполнена детским смехом, искренними улыбками и… достатком еды. «Главное – верить и не бояться, не бояться ничего и верить… Руки становятся лёгкими, как крылья. А смотреть обязательно вверх…», - убеждает себя и своих друзей Незнайка.
 Юные актёры очаровали публику, своим выступлением они даже шокировали зрителей детской интерпретацией взрослых проблем. Мечта… Фантазия. Все привыкли видеть «бедных людей», как назвал Дмитрий Калинин главных героев, до боли несчастными и обиженными судьбой. Им приходится лазить по помойкам в поисках еды, питаться, чем попало, не мыться месяцами, ходить в изорванных одеждах, спать в мусорных баках, ругаться с крысами за место в подобной «квартирке». Почему все видят в них только несчастье? Нужно ли вообще сочувствие и сострадание их образу жизни? Уместно ли оно вообще?
Дмитрий Калинин по-другому взглянул на грязные подворотни. «Детки-голоштанники» счастливы по-своему среди убогих мусорных контейнеров. Они хозяева своей жизни. И вовсе она не жестока. Так только со стороны кажется. Попрошайки рады и сосиске с помойки, как мы – сосиске из тарелки.
 В глубине тёмной сцены под светом неоновых ламп возникают несколько фигур, изображающих ангелов. Их песня – начало пьесы. Она вовсе не понятна и кажется даже неуместной. Но когда те же слова звучат в конце: «Где же ты, страна моя, далёкая и вечная…», объясняется суть жизни детей, кинутых судьбой в подворотни.
Спектакль своего рода шедевр. Эта смелая постановка о жизни бесхозных детей во всем её «очаровании» ещё перевернёт мировоззрение скупых на нежности взрослых.

Театр-студия «Я сам Артист» была создана 6 октября 1994 года. Двери были открыты для всех желающих от трёх до шести лет. На отборочном конкурсе в качестве комиссии присутствовали и вокалист, и психолог, и режиссёр-педагог Анастасия Калинина.
Сначала студия ютилась в школьных залах, в подвалах библиотек, тогда она называлась «театральной». Первые постановки – «Волшебник Изумрудного Города», «Морозко» – носили учебный характер, были полны юмора и мелодичности. Конечно, они сильно отличались от скучных школьных постановок, что создали ложное мнение о детской игре.
Помимо всего прочего, театр-студия за время своего существования создала большое количество телевизионных и радио программ с участием детей.
На базе студии «Я сам Артист» создан Театр, в котором играют дети. Здесь разделение по возрастам ступенчато: дети дошкольники, семи – девяти лет и, наконец, основная труппа от шести до шестнадцати лет. Сейчас в её составе тринадцать человек. Изначально было решено, что на прослушивании будут отбирать только «одарённых» детей. Но ведь попробовать себя, как Артиста, может каждый. Поэтому Дмитрий и Анастасия Калинины решили, что талант в детях надо развивать с раннего возраста. Пусть работать с трёхлетними детьми довольно непросто, но вера в их будущее, надежда на то, что они станут «другими» не позволяет отступать. 
С каждым годом идеи росли и новые затеи воплощались в реальность. И вот театр «Я сам Артист» стал лауреатом на Всероссийском Фестивале Музыкальных спектаклей «Синяя Птица». Спектакль «Правда о Царе Салтане» поразил талантливой игрой юных дарований и скромными на первый взгляд декорациями: тремя стульями и двумя тряпками.
Всё это достигнуто упорством Дмитрия Калинина, который благодаря свои великолепным организаторским способностям, сумел зажечь своими идеями и детей и взрослых.
Сценарий пьесы «FANTAZЁРЫ» создан Д. Калининым и Д. Филатовым в соавторстве с детьми – актёрами театра Е. Карху, А. Ермаковой, Т. Чихаевой, Э. Майсурадзе. Идеи, позже воплощённые на сцене,  возникали прямо на репетициях.
Единственные декорации – мусорные баки – были сделаны на заказ, а позже раскрашены художниками под «граффити». В них должны были поместиться юные актёры (необычный подход). Но комичность этим контейнерам придаёт то, что крышки слишком громко стучали, когда закрывали баки, поэтому внутри находиться было просто невозможно. В связи с этим, договорились, что в определённый момент артисты должны заткнуть уши, дабы не лопнули барабанные перепонки.
Дмитрий Калинин с помощью контейнеров для мусора, авоськи с хлебом и зелёной шапочки  показал детскую незащищённость перед тесным миром, где почему-то находится всем место, всем, кроме обиженных детей, обречённых плясать под чью-то дудочку в поисках пропитания. 
Премьера «FANTAZЁРОВ» - событие высокого порядка. Дмитрий Калинин вынес прозаическое понимание об игре юных актёров из среды обыденных постановок на территорию детской современности.
Яркие лучи солнца всё равно не растопили холодного сердца взрослых, зато дали детям свободу и независимость. Дети возвратились туда, откуда и пришли. Они не умерли. Просто взлетели и вернулись…
Смысл и конец пьесы каждый понял по-своему: для кого-то дети стали ангелами и обрели иное счастье на небе, в раю, а может,  ничего вовсе и не было, им это только приснилось.
Судить зрителю. Кстати, первый спектакль после премьеры будет 25 марта в Театре на Юго-Западе.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.