Философское эссе

                Философское эссе.
Один человек, философ, направляясь в туалет, захватывает, по обыкновению своему, книгу. И выходит так, что книга, будучи еще не прочитанной и до половины, неожиданным образом падает туда, откуда извлечь ее нет решительно никакой возможности. И даже в том случае, если бы этот человек вздумал извлечь книгу из ватерклозета, то уж дочитать не смог бы никак. Происшествие огорчает философа черезвычайно, и он решает дописать книгу собственоручно. Конфуз его сменяется приливом необычайного вдохновения. Он берет из-за уха карандаш и пишет на туалетной бумаге следующее:

   § 291. Наука о покупках является наукой, предмет которой понятие покупок и их осуществление. Это означает вот что. Источник всякой философской науки – идея, а посему она не изучает то, что обычно именуется просто понятиями. Кроме того, понятие (в истинном смысле этого слова) содержит в себе реальность в силу того, что сообщает ее самому себе через себя, отметая преходящее и неистинное. Содержание самого понятия есть движение и овеществление его, в отличие от просто понятия, которое есть только форма.
   § 292. Итак, наука о покупках является частью философии, а поэтому ее идея овеществляется в процессе развития ее из понятия, которое в свою очередь имеет некую точку отсчета в общей системе философских наук. Наука о покупках берет свое начало из науки об объективном духе, в разделе право, в подразделе право на покупку.
   § 293. Понятие покупки является проявлением свободы волеизъявления духа, а наука о покупках – есть разумная система волеизъявления духа. Но вначале волеизъявление еще единично и абстрактно, оно есть только своя непосредственность и пустое понятие. Это первое понятие есть прикупка.
   Прибавление. Такое понятие есть еще только вещь-в-себе. Это понятие, как чистая абстракция, еще не выходит за рамки своего голого тождества. Прикупка выступает как долженствование покупки, как самая начальная покупка. Действительно, в этом состоянии покупающий, например, товары для праздника св. рождества Христова, есть еще обладающий пока только смутным представлением о покупке. Он еще не представляет что и где приобресть, и только примеривается и приноравливается к покупке. Он приобретает только редкий товар, не зная еще цены его в других местах, как бы навскидку, и покупает в самых малых количествах также то, стоимость чего ему относительно известна. Скажем, селедку на винегрет. Так пустое тождество, теряя свою единичность, овеществляясь, переходит в покупку в обыденном, реальном представлении. Эта покупка, проявляясь в самом сыром, необработанном виде есть просто покупка.
   § 294. Просто покупка – это уже не голая вневеществленная абстракция, а реализация понятия. Она выступает как вещь-вне-себя. Просто покупка проявляется как противоположность своего внутреннего противоречия – прикупки, выступая в не-объективности своего состояния. Она – тотально субъективное явление.
   Прибавление. Действительно, выступая как вещь-вне-себя, просто покупка выводит из себя покупателя, приобретающего продукты (из предыдущего параграфа). Он толком не знает, что и где приобрести и мечется по магазинам, проявляясь как субъект вне себя, не представляя всего того, что в своей целокупности выступает как всеобщая, абсолютная, идеальная покупка. Он есть мятущийся, ищущий дух. Он лишен объективности, позволяющей купить ему мандарины, или графин коньяку, или сухофруктов в их природной, истинной субстанциональности – лучшего качества за минимальную цену. Просто покупка – это проявляющееся и реализующееся долженствование.
   § 295. Здесь появляется необходимость закупки. Она есть соединение противоположностей и одновременно их снятие; происходит становление понятия как вещи-в-себе и для себя. Природное состояние явления становится объективным и выступает как соединение интеллектуального и грубого состояния в покупке. Закупка – это снятие покупки и высшая ее ступень. Дух выступает здесь с разумной определенностью и предлагает систему и порядок.
   Прибавление. Действия покупающего приобретают рассудочность и освобождаются от довлеющих над ним чувств. Рассудок диктует необходимость системы покупки – списка. Список – это проявление, овеществление закупки. В списке указано все в точностях и подробностях, в нем – гусь, вино, шоколад, чернослив, жареные зерна граната или ревеневый сыр и т. д. Напротив каждого наименования стоит цифра, символизирующая всеобщий порядок вещей и идеальность. Цифра может быть римской или арабской. Вместо цифр также допустимо использовать буквы латинского или греческого алфавита. Закупка есть реализация идеи покупки в ее тотальности или всеобщности. Здесь уже нет той единичности, сам список подразумевает множественность, нет абстракции; наименование выступает как овеществление идеи – субстанция, тогда как номер – ее акциденция.
   § 296. Абсолютная форма идеи покупки – это докупка. Докупка выступает в качестве самосознающей субстанции в качестве духа, развитого до своей органической действительности. Докупка – есть знание абсолютной идеи. В ней покупка освобождается в своем существовании до полного тождества своего понятия, становится его формой. Это – в-себе-самом-сущее, тождество, возвращающееся и возвращенное в себя, единичная и всеобщая субстанция; разумность покупки.
   Прибавление. Докупка выступает как последний, завершающий штрих покупки. Субъект, осуществляющий докупку, прошел все стадии покупки и снял их. Докупка есть снятие предыдущих покупок, потому что нет необходимостей приобретать то, что уже куплено. Осуществив докупку, покупающий овеществляет покупку в истинном смысле, испытывая апофеоз абсолютного духа, который только может ощущать человек, возвращающийся из магазинов с чувством полностью исполненного долга.

   Прочитав исписанные листы, философ признает содержание их неудовлетворительным и без сожаления вычеркивает две пятых рукописи. Оставшиеся три пятых текста он, после недолгого раздумья, стирает ластиком. Тут человека вызывают из его комнаты жильцы квартиры, которые не могут воспользоваться туалетом из-за закупорки и между ними происходит неприятный разговор, после которого, мрачный и больной лежит худой философ на кушетке, не желая иметь ничего общего с убогим и мелким окружающим его мирком.
2000 г.


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.