Список киллера питерские войны, эпизод 4 новая надежда

СПИСОК КИЛЛЕРА: ПИТЕРСКИЕ ВОЙНЫ, эпизод 4: "Новая надежда"

ОДНАЖДЫ В ДАЛЕКОЙ-ДАЛЕКОЙ ГАЛАКТИКЕ...

Оговорюсь сразу: буду жесток.  Объект оказался волком, маскирующимся под овечку, и отнестись к нему следует как к профессионалу.  А профессионал -- это зверь битый и травленый, шкурой дубленой, как мертвый активист -- кумачом, с ног до головы покрытый.  Колобок наш и от зайца-читателя, и от волка -- коллеги-писателя, и от медведя-редактора... Короче, сказку вы знаете.  И что в ней дальше было -- тоже.
"Будут бить, - понял Остап, - и, возможно, ногами". Профессионала ПРИХОДИТСЯ бить ногами.  И -- сильно, потому как кулаками -- только костяшки собьешь, а до живого тела не достанешь.

Заземление (О"Санчес), повесть "Одна из стрел парфянских"
http://www.strogino.com/Forum/Msg.pl?RootID=8668

Однажды в далекой-далекой галактике жили-были инопланетяне.  И была у них Империя.  И была у них магия.  И не было у них проблем.  И решили инопланетяне найти проблемы.  И взялись они колонизировать Землю.  И обрели инопланетяне гвоздь в заднице.  И обрели земляне вожделенного врага...
В общем, все счастливы.  Дальше сюжет следует по накатанной: пророчества, Избранный, погоня, мордобитие, пара шуток, снова мордобитие, и в финале -- опять пророчества, которые исполнятся в следующей книге (если таковая будет).  Классическая фэнтезийная схема.  Отличия от подобных творений других авторов следует искать на уровне тактических решений, деталей и языка.
Начнем с последнего.  Узнаваемый авторский стиль: взгляд бежит по строчкам, не встречая сопротивления, одинаково излагаются как диалоговые, так и экшен-моменты, течение времени -- плавное и монотонное, ни впадин, ни пиков.  Никаких неожиданных ракурсов, быстрых смен плана или рапида (замедленного кадра... извините за киношную терминологию).  Старая советская школа.  Так пишет Юрий Никитин, так писали многие до него.  Выверенный спокойный стиль.  Выдержанный, как старое вино.  И только ваша беда, если вы предпочитаете взрывной вкус современных коктейлей...
Однако текст нуждается в вычитке и ловле блох.  "Который, как, уже, он" -- мусор нужно вычищать, ошибки -- править.  Например:
"Но народу Оллингов победа не давалась в безоблачное владение."
Режет глаза.  "Победа -- не давалась", "победа -- во владение", "владение -- безоблачное".  Победой не владеют, ее одерживают, завоевывают -- если только это не автомобиль марки "Победа" или собака по кличке Виктория.  Победа -- это момент, подобный оргазму.  Его можно пережить, но жить в нем нельзя.  Вечного кайфа не бывает.
"...местная цивилизация превратилась в комки протухшей каши, где люди жили, словно черви, знающие только свои норы и больше ничего, желающие только пожрать досыта и выжить, прожить очередной день."
Жили -- выжить -- прожить.
"Он приготовился было взломать и квартирную дверь, но она была открыта, сквозь щель в темноту коридора выпала полоска света."
Приготовился взломать -- дверь была открыта -- выпала полоска света.  Тогда уж "падала полоска света".  "Выпала" подразумевает разовое действие, а отнести разовое действие к полоске света...
Отдельно по диалогам.  Различить героев по речи невозможно: нет ни характерных словечек, ни определенной манеры говорить.  Вернее, все это есть -- но одно на всех: авторские характерные словечки, авторская манера строить предложения.  Особенно умиляют сочетания, подобные:
"- Гром был уникальным типом, опаснейшим маньяком-убийцей, но и мастером, Мастером с большой буквы в том, что касалось всякого боевого рукоделья."
"Уникальный тип" и "боевое рукоделие" -- очень характерно для речи всех действующих лиц повести.  Ладно, пусть мир свихнулся, и магия перемешалась с техникой, так что ни рук, ни ног не разглядеть...  Но чтобы все выражались подобным образом?  Это Гром -- романтик, убежденному террористу иначе нельзя -- но Стефания Лара, матерый сыщик?  Но шеф СБ Фок?  Но...
А ведь достаточно назначить каждому герою характерную приговорку, как поступил Андрей Валентинов в "Преступивших" (роман из эпопеи "Око силы"), чтобы уже создать пусть не сами различия, но хотя бы их видимость.  Чего стоит один "Бином Ньютона!" главного героя романа...  Не спутаешь.
И самое главное. Бог с ними, с различиями между речью старика-убийцы и бабы-сыщика...  Но различия между авторской речью и речью героев должны же быть?  Нету.  Как написано, так и сказано.  Баста.
"- Не понимаю, зачем он так долго пытал последнего беднягу? Это же простой оперативник, да если бы он и хотел - ничего хоть сколько-нибудь существенного рассказать бы не смог? Все-таки земляне - гнуснейшая биологическая порода из всех, мне известных, постоянно в этом убеждаюсь."
Что б я так говорил!  А вот авторская речь:
"Патриарх Осененных вел себя так тихо, что о нем все забыли, но он присутствовал при показе, и как оказалось, был преисполнен впечатлениями. Указательный палец его был нацелен на Вардола, глаза лучились вдохновенным безумием пророка, он ликовал!"
Почувствуйте разницу.

Уровень деталей.  Антураж, задача которого: создать атмосферу.  Что мы видим?  Двадцать пятый век, технологически: на уровне двадцатого, причем годов сороковых-пятидесятых; магически: на уровне технологии двадцать первого.  Смешение магии с техникой вообще характерно для творчества О"Санчеса, только понимает он магию скорее как технику с другим названием.  Мана, распределение ее, магические силовые поля, сканирование ауры -- вместо дактилоскопирования или сканинга глазного дна... 
Оллы -- те самые инопланетяне -- великие колдуны, живущие тысячелетиями, но ограниченные по репродуктивным возможностям.  Люди, значит, плодятся, а оллам -- шиш.  Такова природа.  О"Санчес, вслед за множеством предшественников, внес частицу злобного плача в дело скорби эльфийского народа.
Кроме шуток: оллы О"Санчеса -- вылитые эльфы.  Вообще, очень много аналогий напрашивается: само собой "Звездные войны" (лазерные мечи, Империя, космические полеты), "Дюна" (запрет на компьютеры, Оранжевая библия, пророки), "Понедельник начинается в субботу" (Баба-Яга, избушка-компьютер -- аналог вычислительного дивана), былины про Илью Муромца (Гром, как и Илья в свое время, бродит под видом калики перехожего), и различная "pulp fantasy".  Этот винегрет, грубо говоря, жуется с трудом и вкусом вызывает недоумение.  Пробовали землянику в сметане + соленый огурец?
Кстати, почему спустя четыре века после завоевания, Питер -- столица большой северо-западной провинции -- лежит в руинах?  Полуразрушенное метро, разваливающиеся здания...  Сколько понадобилось лет, чтобы отстроиться после Великой Отечественной?  Вот то-то.  Киберпанк какой-то.  Ладно бы до конца так...  Атмосфера мрачная, но понятная.  Но вдруг вылазит Баба-Яга с избушкой...  Я подсознательно ожидал увидеть Привалова, храпящего в углу на диване.

Уровень тактических решений.  Диалектика по Аристотелю: искусство вести спор, находя противоречия в высказываниях собеседника.  Чем я сейчас и займусь.
"Земляне показали себя скверным и очень несговорчивым народцем: некоторые страны, их руководители, были столь безрассудны, что пускали в ход ядерное оружие и стирали с лица земли целые города и государства лишь потому, что население их прониклось благодатью и возложило на себя десницу божественной династии. Сломить правительства, разгромить вооруженные силы - это была пустяковая работа..."
Война, причем с применением ядерного оружия.  Читаем дальше:
"Все силы и средства бросил на решение поставленной перед своими жрецами задачи: увеличить продолжительность жизни землян. Примерно вдвое. К тому времени на планете еще оставалось около шести миллиардов землян."
Шесть миллиардов?  И это после завоевания целой планеты? Причем, заметьте, с применением ядерного оружия...  Давайте посчитаем: завоевание началось примерно в конце 21 века - середине 22-го.  Население земли сейчас: 6 миллиардов.  Возьмем 7, ну 8 миллиардов -- это уже перенаселенность!  8-6=2 миллиарда погибших в результате Конкисты.  Военные потери, радиация, голод, болезни, кризис цивилизации -- мы слишком привыкли жить в теплых домах и пить фильтрованную воду.  Если учесть сокращение пахотных земель, землетрясения, подвижки земной коры, наводнения, цунами и т.д. -- население Земли вполне могло уменьшиться вдвое, а то и втрое.  Пятьдесят лет войны -- это много.  За пять лет Второй Мировой погибло примерно 500 миллионов.  Десять раз по пять будет 5 миллиардов.  Итого: 3-4 миллиарда живых.  Мы слишком хорошо умеем убивать.
Вообще, интересно, как оллы смогли победить?  С нашей тягой к суициду мы всю планету бы разрушили с воплем "Да не достанешься ты никому!".
"За три года извели все запасы маны, кроме НЗ, но добились поставленной задачи: обработали пятьдесят миллионов землян, даровав им потенциально тройную продолжительность жизни, за счет резкого замедления процессов старения организма. Еще через десять лет посевы дали первые всходы: аборигены увидели, что их не обманывают. Долгожителей люто возненавидели, так же люто завидуя при этом, что и требовалось оллам."
Как можно определить через десять лет, что тебя не обманывают, а действительно дают долгую жизнь?  Уже сейчас медицина такова, что в гроб кладут семидесятилетних, выглядящих едва на тридцать.  Целое человеческое поколение должно смениться, как минимум...
"Покойный Император, отец нынешнего, Эффа Первый, был крут на поступки, но светел умом, и он открыл перед своим народом и аборигенами два пути: ассимилляция и долгая жизнь. Ассимилляция давно уже шла де-факто: развлечения, пороки и возможности комфорта, придуманные землянами, очень уж по сердцу пришлись оллам, привыкшим к тесноте, воздержанию и простоте быта."
Ассимиляция предполагает межрасовые браки.  Очень логично: китайцы стольких завоевателей ассимилировали, что на них теперь нападать страшно.  А здесь, люди и оллы, схожие как две капли воды...  И нигде, кстати, не сказано, что скрещивание невозможно.  Нигде.  Хотя, если таковое невозможно, один биологический вид должен истребить другой.  Экологическая ниша, знаете ли...  Да и зачем в таком случае даровать землянам долгую жизнь?  Они и так плодятся как кролики, а вводить их в структуру власти -- вешать себе на спину записку "Пни меня, пока я отвернулся".
"Сокрушительный магический удар потряс столицу большой северо-западной провинции в верхнем левом углу самого большого земного континента, мрачный и разбойный город Санкт-Петербург. Магия землян разорвала в атомы магическую защиту города, не самую мощную, надо признаться, но добротную... А для чего?"
Действительно, для чего?  Город, что, бомбить собирались? 
"Для того, чтобы жрецы, числом до ста пятидесяти (сто сорок восемь, если точно), оказались на территории северо-западного участка города, в районе грузовых телепортов "Долгое озеро" и разбежались, как крысы, кто куда."
Угу.  Туристов магия тоже не пропускает.  Жрецы, значит, едут из подземелий Нью-Йорка (если конспираторы до сих пор прячутся в подземельях, значит, то не конспираторы, а бомжи), из тайной штаб-квартиры Сатанистов -- через океан, в Питер.  Едут, видимо, не скрываясь, с плакатами "Смерть оллингам!"...  Нет, лучше так: из автобусов перед питерским блок-постом выходит толпа туристов, красуясь багажом с наклейками "N.Y.".  Прапор говорит: "Предъявите документы! Сейчас всех пропустим, только станьте в очередь."  Не выдержав такого издевательства над правами человека, жрецы сбрасывают сумки и начинают прорываться с боем...
Шутки шутками, а выглядит именно так.  А вот наш Избранный, Гром:
"Руководство с помощью магии попыталось его обуздать, но он изобрел предметы, из которых достоверно сохранились два меча, которые в активированном состоянии экранировали магическое воздействие."
Крут дед, ничего не скажешь.  Именно в тот момент, когда его пытались обуздать магией, он изобрел предметы, экранирующие ее.  А Грома не Эйнштейн звали, случайно?  Где он взял технологию, материалы, время и силы на разработку?  Вылез бог из машины и залазить обратно не собирается...  Артефакты древних гораздо убедительнее, чем изобретение на коленке.
Далее, к Императору приводят старика-узника, бывшего главу Детей Господних.  Причем приводят в кандалах.  Двадцать шестой век, однако.
"- ...Господи!!! Милость твоя сладка и прощение отрадно! Ты простил грехи наши тяжкие и принес в мир карающий меч! Грех - грехом выполот будет! Теперь - ваш черед, исчадия! Ваш, оллы! - Старик по-орлиному раскинул в стороны иссохшие руки и засеменил, закружился в нелепом танце. Тускло звенели какндалы на ногах, пронзительный голос его, не по телу сильный, отскакивал от пола и стен и уносился в высоту, словно молитва его дурацкому богу.
Император опередил Вардола и Фока: он дунул в старика и тот вспыхнул белым пламенем, без дыма и запаха, и белым пеплом осел на узорный паркет."
А зачем Император вообще убил узника?  Он не нападал, магические силы его ничтожны, а Император, его брат и шеф СБ -- самые могущественные колдуны-оллы.  Разве что по старому поверью: если убить ведьму, ее предсказание не сбудется.  Верили, значит?  Но далее говорится, что Император получил предсказания и из другого, своего источника.  Бессмысленное убийство?  А еще умные люди...

Вывод: хороший язык, однако провал с миром, деталями, логикой развития событий.  Картонность персонажей (ни один из них ничего не чувствует), шаблонный сюжет без всяких сюрпризов (не считать же неожиданностью появление Бабы-яги?) и неживые диалоги.  Одним словом: провал.  Двумя: полный провал.  Даже бойкий язык не спасает.  Я его слепила из того, что было...
Автор, пишущий боевик с элементами фэнтези, нет-нет да позволяет  сказочности свалиться, как снег на голову, на своих героев.  Пошел Гром поболтать с избушкой-компьютером -- пропал на три года.  В сказках -- обычное дело, но это ведь не сказка.  Или я ошибаюсь?  Попахивает халтурой.  Захотел лазерный меч -- получил, захотел юмора -- с Бабой-ягой пообщался.  Это даже не постмодернизм, это откровенный стеб.  Нарушать тобой самим же заданные правила...  И не по невнимательности (указал, что герой прячет меч за пазухой, а спустя пять страниц -- что размахивает двуручником... Ошибка. С кем не бывает?), а из-за откровенного правилами небрежения.  Обидно, ей богу.  Мне, как читателю, просто обидно.
Извините за резкость, О"Санчес.  Но после "Побега от ствола судьбы на горе жизни и смерти", я ждал от Вас большего.  Намного большего.

С уважением,
Screamer


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.