Невыбранная песня

(о спектакле театра "Фаэтон" "В бананово-лимонном Сингапуре")



Спустя полгода на маленькой сцене немаленького театра "Фаэтон" снова картинки из жизни леспромхоза, в пьесе с куртуазным названием.

В центре - наш человек: сучкоруб Коляй Крячкин. Плюнув на свой топор и небеленые потолки, собрал все деньги и поехал в "бананово-лимонный Сингапур" за... Зачем? За песней, конечно. Что нам, кроме песни? И мы всем обществом с ним "поехали" туда: душами летели рядом и слушали и вдыхали и пытались понять. И вот настал день, когда ОН возвращается. Приезжает, чтобы привезти всему леспромхозу документальное подтверждение существования ДРУГОГО МИРА, который когда-то придет и к ним в леспромхоз. И тогда вырастут вокруг пальмы, люди перестанут пить и матюкаться, станут возить друг друга в бистро на мерседесах и, чинно прогуливаясь под пальмами в красивых турецких костюмах, разговаривать о погоде.
Мы это чувствуем, мы это ждем. А ждать мы готовы сколько угодно, главное, чтобы было ЧЕГО!

Персонажи, а, вернее сказать - характеры пьесы настолько просты и органичны, что к ним не нужно даже привыкать - будто это сосед или приятель твой. Забитая архаичными принципами соседка Карповна (Л.Хузизянова), как самый близкий враг вечно что-то подтирающей жены Коляя Лиды (Л.Ковеева) являют собой вековую преемственность человеческих судеб, а между ними, как между двух столпов, мечется юное пламя Раиски (О.Ащеулова), не желающей жить в ЭТОМ тупом мире, выход за пределы которого карается смертью ее еще не рожденного ребенка.

Честный работяга Леха Птицин (А.Чуданов) здесь сломал крылья, спился и почти пропал, а "творческая интеллигенция" представленая в леспромхозе юродивым гармонистом Юриком (О.Стародубцев), всех любит, всех боится, сыплет бисер и спеть обещает потом.  В общем - все, как у нас. Может быть только чуть-чуть театральности.

Геннадий Коляев, режиссер, поставивший полгода назад и восстановивший сегодня трагикомедию  Сергея Главатских "В бананово-лимонном Сингапуре", рассказывает:

"Мы специально искали пьесу про колхоз: там всегда очень интересные характеры. Нам хотелось чего-то свежего, незаштампованного, и чтобы общая тема была близка. Нам захотелось поговорить о мечте, как об основной потребности человеческой Души. Пьеса Сергея Главатских показалась нам в этом смысле очень подходящей. Наши герои подвергаются суровому испытанию: люди, которым, в принципе, нечего терять, лишаются последнего: мечты. Но и после этого они не просто остаются ЛЮДЬМИ, но и свершают определенный шаг вперед.
Пьеса эта очень созвучна времени. Сегодня много говорят о том, что у нас большие успехи в государственном масштабе, что все у нас развивается и движется, тем не менее, нам показалось уместным заявить, что развиваться и двигаться нам еще как минимум - долго. Огромное количество людей - простых и хороших русских людей, сегодня ВЫПАЛИ из контекста жизни. Не попали в эту "струю перемен", хотя и делали определенные усилия. Можно было бы сказать, что лейтмотив пьесы - именно эта попытка, но я думаю, что прежде всего мы говорим о том, что даже после крушения мечты, которая занимала все духовное пространство человека,  у него остается еще достаточно сил и достаточно веры для того, чтобы воспрянуть и жить. Жить дальше. Вот об этом  внутреннем источнике мы и приглашаем зрителя поговорить."


Театралы знают: если в первом акте на сцену выносят гармошку, то в апофеозе она обязательно сыграет. Но фигушки. Не сыграла. Песня, конечно, звучит, но это уже не марш и не гимн. Она уже у каждого - своя. Пока - очень грустная.

Блистательная игра на монологах Олеси Ащеуловой (Раиса) и Александра Чуданова (Птица) заставит зрительское сердце вспоминать, плакать, смеяться, и верить в то, что РУССКИЕ выживут, вытянут, встанут и запоют снова во весь голос. И даже без всяких там ваших бананьев и лимонов...


Юрий Меркулов.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.