Двери

Человек идет по длинному коридору. В самом конце, перед дверями горит тусклая лампочка. Его шаги гулко раздаются в темном тоннеле. Некогда cветлый плащ сейчас грязными лохмотьями болтается у него за спиной. Вид у человека ужасно измученный - он с трудом передвигает ноги, обутые в тяжелые кожаные сапоги, которые от времени из черных превратились в серые. Но дорожная пыль навсегда въелась не только в сапоги, но и в другие предметы его одежды. Только пожиток у него не так много: на нем старомодная широкополая шляпа, скрывающая его лицо не только от дождя и солнца, но и от любопытных взглядов, шейный платок, который спасал его от ветра, плащ, некогда светлый, кожаные штаны да пара добротных сапог. На левом плече висит кожаная дорожная сумка. Сразу бросается в глаза то, что в этом разваливающемся мире она выглядит слишком прочной, слишком качественной. Судя по ее виду, сумка абсолютно пуста.

Человек медленно переставляет ноги, и из-под его сапог поднимаются небольшие облачка пыли, которая, как ему кажется, пролежала здесь не один век. Проходя мимо очередной дыры в стене, он заметил в самом низу, около пола, небольшое отверстие, похожее на норку.

- Наверное, когда-то в ней жил какой-нибудь мелкий грызун, похожий на мышь или крысу, если что то тут могло быть на них похоже, - его голос даже в такой тишине еле слышен.

Человек переступает через щель в полу, сопровождающую норку и продолжает свой путь по коридору. Проход настолько узок, что пистолет, болтающийся на его правом бедре задевает стену и издает мерзкий скребущий звук, как будто кто-то, пытаясь быть незамеченным, крадется за стеной.
Он идет низко склонив голову и глубоко надвинув на глаза шляпу. Ему мешает низкий потолок, давящий своим весом. Или нет. Он просто устал. Он устал смотреть вперед, он устал ходить с высоко поднятой головой - слишком многие хотели заглянуть в его глаза. Он устал спасать чужие жизни, устал править чужие судьбы, устал обеспечивать чужое счастье. Он просто устал.

Человек идет сгорбившись, руки безвольно висят по бокам - от былой осанки не осталось и следа. Казалось бы, ведь сумка пуста, а плащь и пистолет не настолько тяжелы. Но теперь ему уже не распрямиться - время не повернуть вспять, а точка отсчета слишком далеко позади.

Он идет медленно, но двери приближаются все быстрее и быстрее. Он пытается остановиться, оттянуть тот момент, когда ему придется выбирать, но не может. Что-то, или кто-то, или он сам не хочет останавливаться, или не может остановиться. И человек продолжает свой путь к неизбежному.

Из коридора он выходит в маленькую, скорее даже в крохотную комнату. Ее интнрьер ничем не отличается от коридора - запустение царит здесь безраздельно. На потолке, справа и слева висят две закопченые лампочки, убого освещая то, что стоит здесь уже много тысячелетий - две обычные деревянные двери.

- Что-то в них не так, - думает человек, - почему на них нет отпечатка времени? Если их недавно заменили, то почему все остальное оставили как было?

Но на его немой вопрос нет даже немого ответа. Единственный звук, который он слышит в этой неземной тишине - это скрип пыли под собственными сапогами. Здесь нет даже шелеста сквозняка, сопровождающего любой коридор. Здесь тихо.

Человек стоит в крохотной комнатке. Перед ним две двери. Позади него длинный коридор. И один путь - выбор. И вдруг он понимает, что сейчас еще можно повернуть назад, пойти по коридору в обратном направлении и выйтив ту единственную дверь, через которую он вошел сюда. Он оборачивается. Теперь он понимает, что этот путь для него закрыт: в противоположном конце коридора, в точно такой же комнатке, дверь медленно закрывается.

- Она ждала, когда я повернусь, чтобы закрыться.

Назад дороги нет, свой путь он выбрал войдя в коридор. И теперь у него остался только выбор.
Человек поворачивается и смотрит на абсолютно одинаковые двери. Нет, двери похожи, но не одинаковы. Если быть совсем точным, двери одинаковы, только надписи на них разные. Даже не надписи, а рисунки. На одной изображена стрелка, указывающая вниз, на другой - стрелка, указывающая вверх.

- Что значат эти стрелки?

"Жизнь - это лестница, по которой ты неспеша поднимаешься вверх. Не надо бежать по ней, не надо прыгать через ступеньку, потому что потом не будет возможности вернуться к тем, которые ты перескочил."

Человек вспомнил своего отца. Они никогда не были с друзьями, но он уважал его и любил. И верил ему. Отец никогда не был ласков и добр с сыном. Он всегда был с ним честен. Про лестницу он рассказал только один раз, но его сын запомнил навсегда. Сам отец никогда и никуда не торопился, всегда все делал спокойно и размеренно. И все успевал.

Однажды утром отец вошел в комнату к сыну с топором.
- Пошли, сын, я научу тебя колоть дрова.
Мальчик с радостью побежал во двор. Там отец медленно, показывая и объясняя каждое движение, расколол три чурбака.
- Понял?
- Да.
- Тогда вот тебе чурбак поменьше. Расколи его пополам.
Мальчик взял топор, размахнулся и с силой обрушил топор на ... пень, на котором стоял чурбак. Через мгновение последовала затрещина, от которой у него перед глазами поплыли разноцветные круги. Но он устоял.
- Я же те только что все показал. Если меня завтра не станет, ты не сможешь даже дров в дом наколоть.
После чего отец показал все еще раз. Повторив все в точности, сын расколол чурбак пополам, потом еще пополам.

Отец всегда философски относился к смерти. Как-то раз он сказал: "Если мне в конце моего пути предложат умереть или начать все заново, я не задумываясь выберу первый вариант, потому что прожил я свою жизнь честно перед людьми и перед Богом. Стыдиться мне перед ними нечего."
Человек еще раз обернулся и посмотрел в коридор - дверь по-преджнему была закрыта. И вновь посмотрел на двери. Стрелка вверх. Стрелка вниз.

Поправил плащ, поглубже натянул на глаза шляпу и шагнул к двери.
И открыл её.

15.07.2000


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.