Три властелина

                И. Письменный
                Три  властелина

Ни древние летописи, ни народные сказания не сохранили свидетельств об этом судьбоносном разговоре. Но он состоялся, и мы обязаны об этом знать…
… Сразу же после смерти отца, новый государь вызвал к себе министра финансов и повелел ему предъявить ключи от всех государственных хранилищ золота и драгоценностей.
- Великий государь! Там нечего смотреть. Государственая казна пуста, - заявил министр, кладя ключи к ногам восседавшего на троне государя.
- Мой дед завоевал половину мира! Моему отцу платили дань десятки государств! – В бешенстве закричал могучий властелин. – Куда ты все это подевал? Я повешу тебя, собака!
- Я готов к этому. Но от моей казни казна не станет полнее, - ответил министр и даже в этих экстремальных условиях, по привычке анализировать все, успел подумать, как близко находятся эти два слова – казна и казнь. -  Поэтому я прошу Великого государя об одной милости - повременить с казнью.
Не угодно ли будет Вам сначала ознакомиться с записями в этих книгах?
И он положил к ногам государя две огромные книги в кожаных переплетах, которые до этого крепко прижимал к своей груди.
- Что это еще за книги? – надменно поморщился наследный тиран.
- Это книги, в которых фиксируются все доходы и расходы государства.
- Уж не собираешься ли ты заставить меня, законного властелина могучего государства, заниматься презренными бухгалтерскими счетами?
- Государь! Если Вы действительно хотите быть властелином могучего государства, Вам придется научиться заниматься этим презренным трудом! – твердо заявил министр и сам удивился своей смелости. Впрочем, ему уже нечего было терять – какую казнь выберет для него государь значения уже
не имело.
- Хорошо, - согласился жестокий человек, восседающий на троне. – Если ты думаешь таким образом продлить свою жизнь, то не надейся, что надолго.
- Благодарю, Великий государь. С кого начнем: сразу же с Вашего отца или сначала с деда?
- Я пойду тебе навстречу, - зловеще ухмыльнулся государь. - Начнем с деда!
- Ваш дед всю жизнь провел в великих походах и присоединил к своему первоначально небольшому царству три десятка больших и малых государств. Не было в мире человека, у которого была бы власть над большим числом подданных и над большей территорией. Ваш дед, о опора вселенной, по праву
вошел в историю как Победоносный Воии и Великий Завоеватель! Богатая дань со всех завоеванных государств широкой рекой текла в сокровищницу Вашего деда.
- Совершенно верно, мешок с требухой!
- Но это еще не вся правда. Тяжелое бремя постоянных войн вконец разорило первоначально небольшое царство Вашего деда. Война требует воинов, они гибнут даже в победоносных войнах. Ваш дед уводил за собой в походы большую часть мужского населения своего исходного царства. Всех, кто
достигал восемнадцати лет. И требовал все новых и новых воинов. Не кому было работать в поле и пасти скот. Хозяйства приходили в запустение.
- Но ведь в страну поступали потоки пленных!
- Подневольный раб только в одном успешно заменял свободного пастуха и землепашца – в постели.
Подданные, доставшиеся Вашему отцу, были уже не теми свободными и могучими людьми, с которыми Ваш дед покорил полмира. Они были детьми жен погибших воинов от пленных мужчин или от больных и увечных, которые оставались в стране, так как были негодными для победоносных походов.
Да и в плен тоже ведь попадали не самые сильные и отважные.
- А куда девались те сокровища, та дань, которой обложил мой дед завоеванные государства?
- Солдатам надо платить. Армию надо кормить, поить, одевать, обувать, обеспечить лошадьми, осадными орудиями, крышей над головой. Лошадям требуется корм. Вот на это все и уходила дань, собираемая с побежденных. Вашему отцу досталась пустая казна!
- Но ведь мой отец уже не вел никаких войн. Он строил прекрасные дворцы, храмы, дороги. Его столица по праву считается красивейшим городом в поднебесной. Он поощрял науки, театр, искусства. При нем могучая империя достигла небывалого расцвета. Не зря отец вошел в мировую историю как Мудрый и как Великий Строитель! Так или не так?
- Так! Но ведь прекрасные храмы и дворцы строились только в столице. Новые дороги строились и старые приводились в порядок только между самыми большими городами. А дороги между малыми городами и деревнями приходили в негодность и заростали бурьяном. И не удивительно! Ведь все
работоспособное мужское население сгонялось на строительство прекрасных храмов и царских дворцов. Все поступления в казну от налогов и вся дань от поверженных стран ушли на закупку за границей мрамора, гранита, ценных пород дерева, драгоценностей, на шикарные подарки царедворцам, придворным поэтам, актерам, прекрасным женщинам, наконец… Повторяю: Вам досталась пустая
казна.
- Но я ведь могу ввести новые налоги, в добавок к уже существующим и быстро пополнить казну!
- Ваша великая империя и так вконец разорена непосильными налогами. Налоги можно взимать только с тех, у кого есть чем платить. Вам же досталась не только пустая казна, но и государство с нищим, малосильным и безинициативным населением!
- Ступай! – властно прервал беседу внук Великого Завоевателя и сын Великого Строителя. – Я подумаю, как с тобой поступить.
- Государь! – нарушил этикет министр и остался стоять на месте, понимая, что ему остается последний шанс, нет, не на милость тирана, а всего лишь на то, чтобы напоследок высказать вслух свои крамольные мысли. – У Вас есть три пути. Первый – идти по стопам Вашего деда и войти в историю
как Великий Воин. Второй - идти по стопам Вашего отца и войти в историю как Мудрый Правитель. Но есть третий путь…
- Почему ты замолчал? Что это за третий путь?
- Не воевать с соседями, не строить дворцов. Короче, не разорять страну. Позаботиться о своих подданных - землепашцах, пастухах, рыбаках, садоводах, мелких торговцах, ремесленниках… Об улучшении их жизни… Вызвать у них желание трудиться, желание восстановить их запущенные
хозяйства. Тогда и в казну что-то начнет поступать.
- И кем я тогда войду в историю?
- К сожалению, тогда Вы скорее всего в историю не войдете.
- Ступай! – грозно повторил могучий тиран и, когда министр был уже у двери, тихо добавил: - Я тебя позову.
________
 
Недавно я был в этой стране с группой туристов. Местный гид с гордостью  поведал нам о великом прошлом своей страны, об исторических походах прославленного Победоносного Воина. Мы посетили раскопки древних храмов, где нам в очередной раз поведали о мудром сыне Победоносного Воина - Великом Строителе.
- А чем славен их наследник, внук Великого Завоевателя и сын Великого Строителя? – спросил кто-то из туристов.
- К сожалению, ничем, - развел руками гид.
- Как обычно, природа отдыхает на детях, - стандартно пошутили сразу же несколько туристов.
И все снисходительно улыбнулись.
Ну какое имеет значение для историков, что в правление какого-то государя простые люди спокойно и мирно трудились в своих хозяйствах, что им хватало и на кров, и на пищу, и на уплату налогов, что они сами любили своих жен и сами обучали своих детей своему ремеслу, если этот властитель не вел завоевательных войн и не строил величественных памятников о своем славном правлении для туристов?

- - -
Рассказ напечатан в журнале ''Кольцо ''А'''' N 38, 2006 г.


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.