На Украине убивают журналистов

На Украине убивают журналистов

9 июля в Славянске хоронили журналиста. Еще одного украинского журналиста, погибшего от рук наемных убийц. По крайней мере, то, как было совершенно это преступление, наводит на мысль, что совершили его "наемники".

Директор славянской ИТРК "Тор" Игорь Александров был избит бейсбольными битами 3 июля в 7 часов 45 минут у входа в возглавляемую им телекомпанию. Почти 6 часов длилась операция в местной больнице. На подмогу славянским врачам прибыли спецы из Донецка - нейрохирург Андрей Ващенко и реаниматолог Алла Шабанова. Состояние журналиста было критическим. Пять дней Игорь Александров пролежал в коме. 7 июля, в субботу, журналист умер.

Вот, что рассказал о случившемся коллега Игоря Сергей Чернета корреспонденту газеты "МК"-Донбасс":

"Я слышал, как хлопнула дверь. Потом вместо привычных и узнаваемых звуков шагов шефа вроде как возня началась. И через минуту - такой жуткий, душераздирающий вопль Игоря, что у меня волосы дыбом встали. Мы с Колей (Н. Ковальчук, второй работник ИРТК "Тор") скатились вниз, на первый этаж. Игорь лежал в луже крови, зверски избитый. Вроде, что-то хотел сказать, но не мог, хотя и пытался даже встать".

Коллеги выскочили на улицу, но она была безжизненна. Быстро
примчались "скорая" и милиция. Игоря Александрова отвезли в больницу. "Полученные травмы несовместимы с жизнью, - сказали врачи.- Прогноз
никакой. Есть один шанс - чудо".

Милиция сразу же приступила к оперативной разработке ЧП.
Преступники оставили, думается, намеренный след: в луже крови - две
бейсбольные биты. Биты фирменные, диковинные и по дизайну, и по цене.
Но бейсболом в Славянске никто, вроде, не занимается. Значит, кровопускание
журналисту прибыли делать "варяги". А оставленный след может указывать на то, что убийцы хотели не только расправиться с директором ИТРК, но и привести в ужас всю округу. Да что округу - страну! Шок от этого преступления сродни шоку от объявления о найденном в таращанском лесу обезглавленном теле другого журналиста - Георгия Гонгадзе.   

Поскольку дело это, безусловно, резонансное, уже на следующий день после происшедшего, в среду 4 июля, провели пресс-конференцию начальник УВД Донецкой области Владимир Малышев и заместитель губернатора Александр Гурбич. В. Малышев сообщил журналистам, что дело находится на особом контроле министра МВД Украины Юрия Смирнова. По мнению начальника УВД, причиной случившегося могла быть месть, причем он не помнит, чтобы где-нибудь еще в Украине в качестве орудия преступления использовались бейсбольные биты. А. Гурбич, в свою очередь, отметил, что дело находится и под личным контролем губернатора Донецкой области Виктора Януковича. Впоследствии высокие чины из правоохранительных органов заявили, что раскрытие покушения на славянского журналиста - дело чести для украинской милиции. Уж слишком нагло, будто демонстрируя уверенность в собственной безнаказанности, действовали преступники.

Как уже было сказано, это зверское преступление потрясло жителей не только Славянска, но и всей страны. У всех на устах два вопроса: "Кто?" и "За что?". Следствию придется работать много и по многим направлениям. Дело в том, что Игорь известен не только в своем городе, но и в Донецкой области и даже за ее пределами как честный и принципиальный журналист, не заключающий сделок с собственной совестью. Под его руководством "Тор" неоднократно выступал с острыми критическими материалами. Приходилось проходить Игорю и через судебные разбирательства.

Так, многие помнят, что в результате рассмотрения иска о защите чести и достоинства тогдашнего кандидата в народные депутаты (а впоследствии и депутата) Александра Лещинского славянский суд в июне 1998 года по статье 125 ч.2 (за клевету) на 5 лет лишил Игоря Александрова права заниматься журналистикой. Клеветой судья посчитал две фразы, сказанные Игорем о А. Лещинском в телеэфире во время представления кандидатов в депутаты: "...за ним идет слава некоронованного водочного короля Донбасса" и "... чем интенсивнее будет развиваться его индустрия, тем больше будет детей-инвалидов, детей-сирот...".

Однако в августе того же года приговор был отменен решением областного суда. Дело вернули в Славянский горсуд на дополнительное расследование.

И вот тогда началось самое интересное: следователь славянской прокуратуры  переквалифицировал статью дела - со 125 ч. 2 (клевета) на 126 (оскорбление). В дальнейшем, кстати, Институт языкознания АH Украины выдал Заключение об отсутствии в вышеуказанных фразах даже уничижительного оттенка. Но, как бы там ни было, судебная машина набрала ход.

Я не буду рассказывать всего. Скажу только, что почти за 3 года разбирательств в процесс, по свидетельству корреспондента "Московского Комсомольца" в Донбассе", были вовлечены 14 судей и 9 прокуроров!!! Дважды дело возвращалось из Донецка в Славянск на дополнительное следствие и один раз - на новое судебное разбирательство. Журналисту "предлагали" амнистию и закрытие дела "по истечению срока давности". Понятно, что Игоря Александрова не могли удовлетворить подобные варианты: ведь фактически он бы остался в статусе виновного, хотя и без применения наказания. Самое интересное, что сам Александр Лещинский нигде и никогда не требовал для журналиста уголовной статьи. Дело, в конце концов, и было закрыто из-за отсутствия в его материалах... заявления потерпевшего! Получается, что славянский суд продолжал дело полтора года без жалобы истца, исключительно по собственной инициативе. Кстати, А. Лещинскому (к тому времени уже нардепу) вся эта судебная канитель, по-видимому, очень надоела. На одном из судебных заседаний его адвокат огласил ходатайство,  в котором нардеп указал, что, признание факта оскорбления в суде потеряло для него актуальность. Далее последовали просьба не привлекать к уголовной ответственности Александрова и отказ выдвигать материальные претензии.

Короче говоря, дело закрыли. Но журналист со своими адвокатами обратился с жалобой в облсуд, потому что он, по сути, так и остался нереабилитированным. Мало того, при оглашении решения о закрытии дела, ничего не было сказано о мере пресечения. То есть, мера пресечения осталась прежней. А прежняя мера пресечения - подписка о невыезде. То есть, Игорь почти три года оставался невыездным. А если бы его взяли под стражу (у нас всякое возможно)? Он бы все это время парился в СИЗО?   

Последним во всей этой истории было признание облсудом права Игоря Александрова требовать сатисфакции от государства за действия, которые совершила по отношению к нему прокуратура Славянска. Потому что не нашло своего подтверждения обвинение по ст.125 (часть 2-я) : а ведь Игорь был осужден по ней на 5 лет лишения права заниматься журналистикой (немыслимая вещь для демократического государства, которым считают Украину наши высшие чиновники). Переквалификация же на 126-ю статью была произведена незаконно.   
 
Известен Игорь Александров и тем, что предоставлял эфир двум опальным офицерам УБОПа. Об этом упоминает в своем Заявлении, принятом после покушения на журналиста, Донецкая региональная организация партии "Яблуко".

"У коллег Игоря Александрова и тех, кто знаком с ним, - говорится в Заявлении "Яблука", - нет сомнений, что покушение связано с его профессиональной деятельностью". "Игорь Александров, - сказано далее в этом документе, - не побоялся несколько раз предоставить прямой эфир двум бывшим офицерам краматорского УБОПа Михаилу Сербину и Олегу Солодуну, обвинивших свое милицейское начальство в неслужебных связях с организованными преступными группировками и причастности к ряду уголовных и служебных преступлений. Игорь Александров организовывал пресс-конференции опальных офицеров в "IREX Про Медiа" и агентстве УНИАН, что позволило придать широкой огласке обвинения Сербина и Солодуна... Он же способствовал встречам бывших убоповцев с лидерами политических партий и парламентских фракций, в результате чего их дело получило огласку в парламенте".

Кстати, о политических партиях и вообще о политиках. По делу об убийстве Игоря Александрова уже высказались как представители оппозиции, так и президент Леонид Кучма.

Парламентская фракция социалистов и "селян" "Левый центр", возглавляемая Александром Морозом, потребовала от президента и правительства "прекратить разгул репрессий в стране", провести объективное расследование убийства Игоря Александрова и довести до конца следствие по делу убийства Георгия Гонгадзе. "Нельзя считать нормальным, когда ни одно убийство журналистов не раскрыто, не обнаружены заказчики. Это может означать только одно: власть не заинтересована в этом, ее устраивает такая ситуация. Непонятно, почему в таком случае не подают в отставку генпрокурор, министр внутренних дел, ведь они либо покрывают преступников, либо расписываются в собственной несостоятельности", - говорится в заявлении фракции.
"Гибель Игоря Александрова ни в коем случае нельзя рассматривать как локальное событие, как факт местного значения... Угрозы физической расправы, политическое преследование журналистов стали бытовым явлением и практически идут рука об руку. Законы Украины, Указ Президента о поддержке свободы слова не действуют, но и указ этот, как известно, был издан скорее всего ради показухи, для успокоения мировой общественности и обмана украинского общественного мнения, нежели для обеспечения реальной гласности и плюрализма мнений в Украине.

Наоборот, органы государственной власти на местах взяли на себя функцию политцензоров. Поэтому убийство Игоря Александрова нужно рассматривать как еще одно звено в цепи злодеяний режима против свободной прессы, как циничную расправу над независимой журналистикой, как элемент политических технологий в ходе парламентской избирательной кампании с целью запугивания избирателей.

Режим пошел в наступление на свободу слова, на свободную мысль. В этом ряду - убийство Георгия Гонгадзе и Игоря Александрова, открытие уголовного дела по факту якобы утечки государственных тайн в публикациях Олега Ельцова.

У мирового общественного мнения, у честных людей Украины есть все основания считать, что в нашем государстве жестоко подавляется всякое свободомыслие, что наша власть сознательно идет на подавление принципов демократии, фундаментальных прав и свобод человека", - полагают члены фракции "Левый центр".

В свою очередь, президент Л. Кучма поручил генеральному прокурору и министру внутренних дел "обеспечить полное и максимально прозрачное в рамках действующего законодательства расследование причин и обстоятельств гибели директора ТРК "Тор" Игоря Александрова, широко и постоянно информировать общественность о ходе следствия" и "предоставлять работникам СМИ, в случае появления соответствующих запросов, обобщенные данные о совершенных и расследованных в течение последних 10 лет преступлениях против журналистов". Мало того, глава государства даже обязал Генпрокуратуру и МВД "усилить внимание к помещениям, в которых располагаются редакции СМИ, в плане обеспечения охраны общественного порядка", а премьер-министру Анатолию Кинаху дано задание "специально рассмотреть на заседании Кабинета министров состояние выполнения" Закона Украины "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов", указов президента, других нормативных актов, направленных на обеспечение условий для беспрепятственной деятельности отечественных журналистов, повышение их социальной и правовой защиты.

В Киеве и областных центрах будут созданы "горячие" каналы телефонной связи, "с помощью которых работники СМИ, в случае необходимости, могли бы оперативно информировать правоохранительные органы, другие государственные структуры о появлении реальной угрозы их жизни от выполнения ими служебных обязанностей".
Леонид Кучма направил соболезнование жене Игоря Александрова:
"До последнего надеялся, что смерть минует Вашего мужа. Поэтому известие о том, что перестало биться его сердце, воспринял как личную утрату и утрату для всей Украины. Я хорошо понимаю, что ничем нельзя утешить боль Вашей души. Я с Вами в этот страшный для Вас час. Сделаю все возможное, чтобы убийцы были наказаны. Расследование этого вопиющего преступления находится под моим личным контролем. Примите в эти горькие и скорбные минуты мое искреннее и глубокое соболезнование".

Как видим, все официальные лица отечественного и регионального политбомонда, включая непримирую оппозицию, а также правоохранители демонстрируют решимость найти и убийц, и заказчика (или заказчиков). Но лично у меня есть большие сомнения в том, что убийство Игоря Александрова будет раскрыто. Ведь об убийцах Георгия Гонгадзе до сих пор ничего не известно, несмотря на все старания мировой общественности и международных организаций, уже более года оказывающих давление на украинское руководство.

(При подготовке статьи использовались сообщения информагентств)

 


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.