Антропология сетевого общения
Вашему вниманию предлагается новое фундаментальное исследование, принадлежащее абсолютному разуму выдающегося ученого и экспериментатора нашего времени - Комиссара Джорджа. Подобно Леонардо Да Винчи, вонзавшему скальпель в трупы, дабы познать анатомию человека и, в то же время, конструировавшему летательные аппараты, Комиссар Джордж в своей неутолимой жажде познания, проникает в самые разнообразные сферы, повсюду личным опытом и непосредственным восприятием предваряя смелые теоретические выводы.
Так и в этот раз, подобно Миклухо-Маклаю, бесстрашно поселившемуся среди диких аборигенов, Комиссар, решив проникнуть в сердце сети, не ограничился внешним наблюдением и информацией из вторичных источников, а с риском (реальным, как мы увидим далее) для себя, ринулся в кипящий водоворот сайтов и чатов.
Я помню его, бессонными ночами сидящего у ядовито мерцающего монитора, с воспаленными красными глазами и длинными дрожащими пальцами на желтой от времени клавиатуре. После нескольких месяцев экстремального опыта здоровье Комиссара не выдержало и он вновь был подвергнут госпитализации, с диагнозом – эксцесс маниакально-депрессивного психоза обостренный галлюцинаторной визуализацией альтер-эго.
Но ничто не в силах сломить дух Комиссара и уничтожить его гений! Верю, скоро, очень скоро, он опять появится на моем пороге –с бездонными разноцветными глазами, блуждающей улыбкой на бледном лице, в полосатой больничной пижаме с чернильными штампами, немного неуклюжий от уколов сульфы – но полный новых дерзновенных планов и замыслов.
Я же, его скромный биограф и технический редактор его бессмертных творений, вижу свой священный долг в том, чтобы, подобно ученикам Магомеда, записывавшим слова Пророка и так создавшим Коран, на основе записей, бесед и плодов совместных глубоких медитаций с Комиссаром Джорджем, составлять эти книги, которым суждено стать Ведами III-го тысячелетия.
Глоссарий:
Чат - это надо видеть;
Мыло - электронная почта;
Ник - псевдоним в чате;
Модер - администратор чата;
Реал - не-виртуальный мир;
Виртуал - виртуальный мир;
Офф-лайн - то же, что реал;
Он-лайн - синхронизированный виртуал;
Чатлане - люди в чате;
Чатиться - быть в чате;
Млин - блин, в смысле ****ь;
Хоца - хочется;
Претики - приветики;
Сиа - до встречи (от see you);
Тя - тебя;
Мя - меня;
Бум - будем;
Хошь - хочешь и пр.
Итак, господа и дамы, перед нами новое, малоизученное в антропологии явление – сетевое общение, он-лайн-коммуникация. Малоизученность темы во многом объясняется недооценкой ее значимости, а также неприменимостью официально-научных методик. И это неудивительно. Мне пришлось убедиться, что даже сами чатлане не понимают всей глубины происходящей с ними мутации, полагая он-лайн-коммуникацию всего лишь техническим усовершенствованием эпистолярного жанра или телефонной связи. Думаю, обезьяны, первыми научившиеся издавать членораздельные звуки и складывать из них слова, так же полагали свою прото-речь всего лишь «техническим усовершенствованием» визга.
Кроме осознания значимости происходящего, другой важной составляющей моего успеха является неоднократно апробированная мной уникальная методика – методика экспериментальной психопатологии.
В данном исследовании меня не интересуют особи, проникшие в он-лайн с целями, относимыми к миру реала, а также находящиеся в переходной стадии и являющие собой промежуточное звено. Объект, цель и, вместе с тем, субъект моего исследования – человек новой формации – хомо интернетус.
В этом эссе, как и в иных своих работах, я стою на позиции, что новые явления в антропологии есть реставрация архаичного пласта сознания, его консолидация с эго в постинформационную эпоху. Поэтому, теория чатлании сконструирована мной по аналогии со структурой мировозрения так называемых «примитивных», архаичных обществ.
1. Космогония.
Мир был создан Биллом Гейтсом из пустоты и одной найденной на помойке микросхемы. До Билла Гейтса был только Дос (аналог Вселенского Хаоса в верованиях древних – созвучно даже фонетически). В Досе сидели очкастые умники из военно-научных институтов и управляли ядерными ракетами (сравните Титанов Хаоса в древнегреческой мифологии). Компы управлялись сложными командными строками. Нормальных людей у компов не было. Мир лежал в холоде и мраке.
Потом пришел Гейтс и сказал – да будет Виндоус! И встал Виндоус. И увидел Гейтс, что это хорошо.
И увидели все, что это плохо. Но стали размножаться. Так появились первые нормальные люди – Пользователи. Пользователи вошли в созданный титанами для координирования системы вооружений интернет и наполнили его порно-сайтами. В мрачной злобе ушли титаны в мир Линокс и подземное царство Доса. Гейтс победил и стал Самым Крутым (снова магия слов – Виндоус – “Windows” – по-английски созвучно Вин-Дос – “Win-DOS” – т.е., “Тот, Кто побеждает Дос”).
Как Демиург (бог-создатель) нового мира, Гейтс имеет явно выраженную сексуальную ипостась. Однако пол божества не задан. Поэтому отыметь его постоянно желают все обитатели созданного им мира – вне зависимости от собственного пола и ориентации. Желание отыметь Гейтса в наиболее извращенной форме есть основное религиозное переживание в созданном им мире; экстатически бурного апогея это желание достигает всякий раз, когда Виндоус “глючит” или “виснет” (эзотерические термины, познаваемые только через мистическую практику перезагрузки Ctrl-Alt-Delete).
Мир Дос побежден, но силы тьмы не исчезли. Гейтс ведет свою нескончаемую войну с другим их проявлением – Антимонопольным Законом Соединенных Штатов Америки. Это злое Чудовище, которое хочет расчленить Гейтса, чтобы он не был Самым Крутым. Борьба их вечна, и ни одна из сторон не может победить окончательно. А все Пользователи едины и индифферентны в своем религиозном желании отыметь и Гейтса, и его вечного соперника – Антимонопольный Закон.
2. Космология.
Мир чатлан выраженно дуалистичен. Он делится на реал и виртуал (подобно тому, как древние славяне делили мир на навь и явь). Реал – мир смерти, нехватки денег, неразделенной любви, теплого пива и других проявлений абсолютного зла. Реал населен ходячими трупами интернет-безграмотных лохов и забит не-интерактивными предметами. Реал ужасающе однообразен. В нем различаются лишь географические названия стран, городов – однако и эти различия иллюзорны. В действительности – реал единое холодное безжизненное пространство по ту сторону стекла монитора.
В противоположность ему, виртуал – мир живой, подвижный, разнообразный. В виртуале Пользователь обладает способностью к постоянному омоложению, путешествиям по бескрайним просторам со скоростью 600 Мгц, а то и больше, неограниченными возможностями самореализации.
Величайшим несчастьем является выход из виртуала и вынужденное падение в реал из-за катастроф вселенского масштаба: кончилась интернет-карта, полетел винт, накрылась прога. Выкинутый в бездушный реал, Пользователь, подобно древним героям, выбирающимся из Аида, начинает свой путь наверх, к сияющему солнцу монитора, и в конце пути воскресает в виртуале – с новой картой, винтом, прогой.
3. Эзотерика.
Чатлания в эзотерическом смысле есть мистический путь и магическая практика. Суть ее состоит в том, что Пользователь ритуально убивает себя в реале и создает своего виртуального чат-клона, наделяя его ником (именем) и качествами (анкета). Цель практики – достичь полного переноса сознания из физического тела в виртуальную оболочку чат-клона.
Так Пользователь отбрасывает ограничение идентификации с телом в реале и обретает свободу самоструктурирования. В виртуале Пользователь по одному своему желанию проходит реинкарнацию: запутавшись в связях и конфликтах своего чат-клона, Пользователь просто перезаходит под новым ником и начинает жизнь сначала. При этом он всегда может и вернуться к старому нику (чтобы им не воспользовались другие, ник надо зарегистрировать). Пользователь может одновременно иметь несколько чат-клонов в одном и/или разных чатах. Для своего клона Пользователь запросто меняет пол, возраст, социальный статус, выбирает внешность. Если внешность собственного физического тела не устраивает Пользователя, он может отсканировать любое фото из журнала и принять это тело для своего клона, поместив его в анкету или послав мылом другим клонам.
Необходимо сказать, что при всем этом Пользователь должен продолжать старательно играть свои социальные роли в реале, притворяясь тем, кем хотят его видеть дома, на работе. Внутренне уже достигнув он-лайн-просветления и осознавая себя совершенно иной личностью, созданной им самим в виртуале, Пользователь не должен никак выражать это в реале. Иначе враждебные силы темного мира реала, в обликах так называемых “родственников” и “врачей” подвергнут Пользователя черному ритуалу аннигиляции его новообретенной светлой сущности, путем инъекций аннигилятора сульфы в физическое тело и изоляции его от компа в мрачном замке могущественных злых колдунов и темных духов, называемом психиатрической больницей.
* * *
К сожалению, на этом исследования Комиссара обрываются. Верный своему методу экспериментальной психопатологии, Комиссар не удовлетворился простой констатацией неблагоприятного исхода, но сделал и эту ситуацию предметом научного опыта. При своей мудрости он легко мог избежать этой участи. Но не таков Комиссар Джордж! Он не роптал, не просил Провайдера пронести мимо чашу сию. И когда злые духи в облике дюжих санитаров возникли из колеблющейся атмосферы, Комиссар мужественно возлег на носилки и отправился вперед – к новым опытам, к новым открытиям!
18 июня 2101 года
СПб ПБ№3 им. Скворцова-Степанова.
Свидетельство о публикации №201072200026