Новое средневековье. Третье тысячелетие - эпоха тоталитарных кор

Ринсвинд

НОВОЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ
или
ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ - ЭПОХА ТОТАЛИТАРНЫХ КОРПОРАЦИЙ

Футурологические новеллы
Психопаталог-пресс
Санкт-Петербург 2001


Новелла 1. Введение.

На протяжении многих лет я наблюдал, как в моем сознании выкристаллизовывалась цельная и логичная система понимания сути происходящего ныне в истории человечества процесса и, сопоставляя свои предположения с информацией о текущих событиях и сведениями, почерпнутыми из книг различной направленности, находил новые и новые подтверждения ее верности.  Скорее всего, этот процесс еще не завершен, однако накопившегося материала оказалось достаточно для написания небольшой по объему работы, каковая и предлагается вниманию снисходительного читателя.
Моя система и мое восприятие исторического процесса формировались под влиянием одной весьма интересной, на мой взгляд, фундаментальной и заслуживающей разработки гипотезы. Гипотеза эта, видимо, не очень популярна, я, по крайней мере, не встречал ее ни в одной из книг по истории. Для меня она была мимоходом озвучена одним замечательным профессором.
Суть ее в следующем. Эмпирические данные показывают нам, что исторические эпохи, сменяющие друг друга, повторяют некоторые свои существенные признаки через одну.  Таким образом, мы получаем двоичную модель истории. К примеру, средневековье повторяет характерные свойства родоплеменного строя, а капиталистическое общество во многом воспроизводит античность и рабовладение.
Я слышал также, что иначе это называется теорией маятника - именно такой образ предлагается для визуализации сути исторического процесса. Цивилизация, достигнув критической точки в развитии по одному из своих путей, разворачивается и начинает двигаться в противоположном направлении. Образ маятника, возможно, грешит некоторой упрощенностью, как и всякая визуализация теории, однако, он в любом случае правильнее соотносится с реальностью, чем знакомая нам по учебным программам спираль истории. Совершенно очевидно, что образ спирали подразумевает восхождение или пусть даже нисхождение, во всяком случае, развитие в каком-то направлении - хотя бы в бок. Это явное влияние иудео-христианских эсхатологических взглядов на историю, согласно которым история где-то начинается и к чему-то должна привести. Между тем здраво мыслящему человеку, лишенному поверхностного мистицизма понятно, что история началась нигде и ни к чему не обязана привести; более того, она никуда не движется или, если быть точнее, она движется в никуда, так как, при всем том, что она, без сомнения, движется, у этого движения нет определенной цели, по достижении которой движение прекратится; можно также сказать, что она движется сама в себе.
Проведение несложной экстараполяции во времени гипотезы маятника приводит к выводу, что наступающая эпоха, сменяющая капитализм или свободное общество, должна быть повторением средневековья - в некоторых существенных чертах. (По сути дела, нарушая традицию беллетристики, данным положением я полностью дезавуировал суть этой книги в самом ее начале, так что читатель, ожидающий новых неожиданных поворотов сюжета, может со спокойным сердцем отложить ее в сторону). Этот вывод, как и следовало ожидать, практически сразу приходит на ум. Однако взгляд на действительность в первом приближении не дает почти никаких подтверждений. Более внимательное исследование же открывает нам, что Средневековье настает, и даже уже существует; просто его проявления мы по привычке ищем поначалу не в тех институтах и явлениях общественной жизни, в которых оно проявлено.
Данная книга не претендует на оригинальность мысли. Многие ее утверждения весьма возможно будут восприняты как самоочевидные, многократно уже поднесенные в качестве сенсаций и потому банальные. Теории, гипотезы и наблюдения, изложенные в настоящей книге большей частью заимствованы; не претендуя на присвоение их себе, автор не указывает на источники заимствования только в целях компактности изложения. Тем не менее, автор полагает достаточно самобытной саму систему мировосприятия, в своей целостности не повторяющей ни один из источников. К своим скромным заслугам автор полагает возможным отнести ряд значительных на его взгляд параллелей, выводов и прогнозов, которые, несмотря на самоочевидность в рамках заданной парадигмы, не были ранее замечены и с достаточной ясностью определены другими исследователями.
В завершение, несколько слов о жанре этой книги. Это, несомненно, литература, в смысле, которое можно назвать писательством - в противоположность сугубо научным изысканиям. Впрочем, если быть откровенным, по убеждению автора не существует ничего, кроме литературы в области любой деятельности человека, имеющей вербальную форму. А поскольку и наука, и религия, и политика, и война, и секс, и искусство в конечном итоге существуют в человеческом сознании в вербальном (словесном) виде, постольку все это является не более и не менее чем литературой. Такой вывод с необходимостью следует из понимания “словесных игр”, данного нам структурализмом. Многое становится ясным и многих проблем и катаклизмов сознания можно избежать, если понимать, что любой, даже самый строгий научный труд по самой строгой и точной дисциплине, любое религиозное мистическое откровение, любое политическое воззвание, любая философская книга или тщательно просчитанный бизнес-план - постольку, поскольку они выражают свои понятия словами, используют слова, оперируют словами - постольку они являются литературными произведениями.
Возвращаясь к данной работе, хотя она не претендует на полную научность или даже наукообразность, в то же время к беллетристике она также имеет условное отношение. Если иметь в виду не конечный результат (о котором не мне судить), а задачи, которые ставились перед данной формой, то автор более всего хотел бы ее видеть близкой к так называемой “культурологической новелле” - жанру, открытому великим Борхесом и сочетающем в себе присущее науке оперирование фактами и конструирование гипотез со свободным течением мыслей, принятым в эссеистике и беллетристическими сюжетными линиями, включая новеллистическую сентиментальность или детективную неожиданность окончательных выводов или разоблачений. Автор убежден в том, что для наступающей эпохи такая литературная форма творчества явится единственно адекватной новому средневековому человеческому сознанию, потерявшему рационалистическую сцепленность мышления, присущую научным трактатам и последовательную связанность больших романов и повестей, ставшему вместо этого одновременно фрагментарным и параллельно-текущим, многонаправленным (характерный образ и проявление такого сознания - зритель с пультом дистанционного управления телевизором  в руке, занятый тэппингом, то есть постоянным переключением между программами, смотрящий все программы одновременно и ни одну в отдельности). Поскольку в книге делаются попытки спрогнозировать будущее течение истории цивилизации, она имеет некоторое отношение к футуристике, или футурологии. Поэтому в подзаголовок вынесено следующее определение жанра – “футурологические новеллы”.
Настоящая книга явится набором фрагментов, складывающихся в ту или иную мозаику под влиянием настроенного на определенное восприятие сознания, подобно тому, как человек видит вазу или два профиля в сочетании двух кривых линий на рисунке в учебниках по психологии. Это сборник новелл, с разными объектами исследования и действующими лицами, объединенных общностью, условно говоря, сюжетов и идей. Вернее, одним сюжетом и идеей - как незаметно, изнутри меняется наша эпоха, происходит Возрождение Наоборот и наступает Новое Средневековье. 





Новелла 2. Сознание.

Сразу хочется предостеречь читателя и самого себя. Эта книга не ставит плюсов и минусов, не рассуждает в терминах хорошо и плохо. История не терпит морализации в ее восприятии, искажающей порой её сущность. История не моральна и на аморальна. История нейтральна к морали. Из описания тоталитаризации мышления в нашу эпоху, потери индивидуальности, поглощения личности, уничтожения частной жизни, формирования сектантства во всех отношениях и проявлениях может сложиться впечатление о некоей невидимой силе или силах, стоящих за этим, и являющихся врагами человечества, Диаволом, всемирным заговором или даже инопланетным вторжением, которое надо найти и уничтожить с помощью религиозных аскез, сексуальной любви или военно-морских сил Соединенных Штатов Америки, чтобы снова жить счастливой и совершенной жизнью. И такое восприятие само по себе будет очередным проявлением и доказательством описываемых процессов, так как оно есть яркий образчик средневекового мышления, поделившего Божество на Бога и Диавола и начавшего бесконечную войну, верящего в существование тайных могущественных организаций и потому постоянно стремящегося воспроизвести их подобие, и, в конечном итоге, ожидающего полной и окончательной разборки по мотиву хорошего анекдота - “Что надо сделать, чтобы настали мир во всем мире и счастье для всех людей? Надо чтобы все добрые люди собрались вместе и ... и убили всех злых.” Именно это происходит в каждом голливудском блок-бастере, одновременно формирующем мировосприятие людей во всем мире и являющемся отражением их мировосприятия - люди платят, чтобы видеть в фильмах именно то, что они хотят видеть.
В действительности, позиция данной книги иная. По мудрому выражению древних индийских книг, у этого мира нет иной причины, кроме желаний живых существ, его населяющих. Мы не будем обсуждать, что было первым - курица или яйцо, изменения ли в сознании определяют изменения в обществе, или изменения в обществе детерминируют изменения в сознании, или то и другое происходит параллельно в общем процессе движения Мира от Себя к Себе (или от Не-Себя к Себе) и обратно. Для нас важно, что происходящие изменения не являются чем-то внешним. Так или иначе, никто не заставляет людей - если кого-то заставляют, то заставляют другие люди, потому что больше некому заставлять; никто не заставляет людей, потому что люди сами заставляют себя и сами дают себя заставлять. Люди желают этого, люди тянутся к Средневековью, люди притягивают заново когда-то отброшенные средневековые идеалы, представления. Потому их желание и сознание лежат в основе Нового Средневековья, а не немыслимая интервенция придуманных сил. Для того, чтобы акценты были расставлены правильно, и книга была понята в нужном русле, я поставил новеллу о Сознании человека Средневековья второй, сразу за Введением, хотя ее место - в самом конце книги, так как она содержит самые глубокие выводы из всех излагаемых позже наблюдений. Таким образом, читатель еще раз убеждается, что книга эта пишется наоборот, от конца к началу, или снизу вверх, или справа налево - в самом начале раскрывается конечный ход и делаются выводы из еще не изложенных наблюдений. Может причина в том, что человек, по сути, и мыслит наоборот - сначала делает выводы, потом ищет, чем их оправдать. То, что Кант называл императивностью мышления. А может, человек мыслит правильно, так как и мир, и все в нем движется от Не-Себя к Себе, то есть, от того, чем оно предполагалось быть в последствии к тому, чем оно вообще-то должно было быть с самого начала. Просто потом сам же человек пытается перевернуть для себя мир - отражение всегда переворачивает вещи слева направо - и представить это так, что сначала он долго думал, потом решил. Тогда как решил-то он с самого начала и все, что он знает, он знал всегда, а думал он только над тем, как бы это похитрее представить в виде цепи логических умозаключений.      

Итак, основная посылка Новеллы 2, начинающая и, одновременно исчерпывающая эту тему, будет следующая - сознание человека средневековья характеризуется стремлением к растворению собственной индивидуальности в коллективном сознании некоторой группы людей и обретению посредством потери сознания собственной личности как физической индивидуальности осознания себя в качестве сверхличности, являющейся идеальной персонификацией самой данной группы либо ее коллективной идеи.



Новелла 3. Предисловие издателя.

Уважаемые посетители сайта “Новое в литературе”! Вашему вниманию предлагается очередная псевдоисторическая подделка и мистификация. В ее названии, конечно же, упоминаются “Тоталитарные корпорации”, а наша эпоха Абсолютной Информационной Свободы названа “Новым Средневековьем” - опять же, ничего нового. История этого файла такова. Несколько молодых Net-археологов, полных энтузиазма, но неопытных занимались раскопками на сервере, недавно обнаруженном (вы, конечно помните эту сенсацию) в самых глубинных пластах Паутины, относимых наиболее дерзкими учеными к 1-му веку от Начала Сети (весьма, впрочем, спорная датировка). Большинство файлов, как всегда оказались не подлежащими восстановлению - они рассыпались при прикосновении к ним самых нежных декодирующих и распаковывающих программных средств. Однако, по одному из адресов - на личном сайте некоего Michel Egorov (дикое сочетание имени и фамилии для всякого, кто изучал этнические культуры досетевой эпохи - однако, известно, что такие обозначения были в ходу у первых пользователей на переферии Сети) нашлось несколько читаемых материалов. Почти все из них не представляют большого исторического интереса. В одном из файлов описывается способ пользования междугородной телефонной  связью без уплаты за это денег . В другом приводится авторская программа перевода данных из одного архаического DOSовского приложения в другое, чуть менее архаическое. И так далее. Однако один из файлов привлек повышенный интерес молодых копателей. Это виртуальная форма книги, составленной неким автором, представленным как знакомый владельца сайта, который явно не был пользователем (или подделал этот эффект), и который пишет о себе, что его часто называли Black Heart Man, однако сам он предпочел бы называть себя Empty Heart Man.
Книга написана якобы в конце 2-го тысячелетия по досетевому летоисчислению, то есть в самом начале первого века Эры Сети. В ней автор высказывает мысли о сути происходящих в его время изменений, о смысле своей эпохи и делает смелые прогнозы на будущее. Книга писалась как бы вперемежку с дневником автора, поэтому в ней его теоретические изыскания перемежаются с описанием событий личной жизни. Все это, конечно, не могло не вызвать щенячей радости наших юных археологов, которые, верю, что вполне искренне (хотя, как часто мы искренне признаем за действительное то, что просто хотим признать таковым), приняли свою находку за чистую монету. Далее, наши юные друзья предприняли попытку раструбить о своей находке по всей Сети, поместив ее на сайт “Новое в археологии”. Однако, Слава Провайдеру, те доисторические времена, когда первые пользователи лазили по Сети практически где хотели, взламывали и хакерствовали безнаказанно и могли оставить образцы своей наскальной виртуальной живописи чуть ли не где угодно, давно позади. Всесетевой Комитет Контроля Информации (тот самый, появление которого “предрекает” наша мистификация, и который нелояльные пользователи, чье место в Исправительных сайтах, окрестили Сетевой Инквизицией) отклонил информацию от размещения на сайте “Новое в археологии”, получив экспертную оценку ведущих Net-археологов о фальсифицированной природе этого “исторического” свидетельства.
Конечно же, это подделка, выполненная в наше время и размещенная неким любителем - копателем на сервере, открытом им раньше официальной экспедиции. (Не будем бросать тень на наших юных археологов, однако, задумаемся - а не им ли удобнее всего было это сделать? Что поделаешь, перспектива всесетевой популярности за сенсационное открытие так заманчива...) Судя по содержанию книги, этот пользователь явно не из лояльных. Его восприятие Свободы далеко от официальной доктрины, гласящей, что Свобода есть осознанная Всесетевым Комитетом Контроля Информации необходимость. Мы не сомневаемся в том, что очень скоро этот пользователь будет отловлен в Сети и отключен от всех ресурсов, кроме Исправительного сайта, в котором ему предстоит провести остаток своего Подключения. Однако почему же тем не менее мы помещаем эту “находку” на сайте “Новое в литературе”?
Дело в том, что, несмотря на откровенную фальсифицированность, книга не лишена некоторых литературных достоинств. К тому же, она явно написана на основе тщательно изученного исторического материала и является хорошим изложением наших знаний о нравах и быте людей раннесетевой эпохи. Конечно, во многом, особенно в своих “прогнозах” автор явно перегибает палку, что выдает его с головой  как человека нашего времени, к тому же неплохо знакомого с историей последних тысячелетий. К примеру, его упоминание о том, что “если третья мировая война будет, то это будет не война между Америкой и Россией, или между Америкой и арабским миром, или между Европой и Китаем. Это будет война между империей Coca-Cola и империей Pepsi-Cola. Или война между Toyota и Volvo. Или завоевание Компанией McDonalds национальных рынков с уничтожением в газовых печах всех местных заведений общественного питания.” Такой умный человек мог бы придумать “предсказание” поумнее, чем война между Coca-Cola и Pepsi-Cola, о которой и так уже написано всё, что возможно, и о которой знают даже дети еще из школьных сайтов по истории 1-го тысячелетия Эры Сети. Именно эта война уничтожила практически все следы досетевой цивилизации на Планете Сети.
С другой стороны, автором весьма правдоподобно излагаются тонкие бытовые моменты людей досетевых культур, их взаимоотношения, не отфильтрованные сетью под контролем Провайдера, а потому всегда сложные и напряженные. Автор очень старался. В сайте он поместил даже “свою” изуродованную (подделка под плохие сканеры раннесетевой эпохи) фотографию. На ней мы видим изображение человека, каким он был до того как с помощью генной инженерии человечество не прошло процесс ускоренной эволюции и не появился нынешний вид - Человек Полностью Адаптированный К Сети, с характерными длинными и быстрыми пальцами, которыми так удобно работать на клавиатуре (часто удивляешься, как это наши предки ухитрялись манипулировать своими короткими и толстыми обрубками) и круглыми вращающимися присосками-глазами на движущихся щупальцах, тянущимися из черепных глазниц к экрану компьютера.     
В общем, желаем Вам приятного посещения. Надеемся, Вы приятно проведете время забавляясь над этой лживой фальсификацией под футурологию древности.

Редактор сайта.





Новелла 4. Америка.

Ранним утром долгий телефонный звонок поднял меня с постели в квартире на Бульваре Новаторов, Санкт-Петербург, Russia. Голос я узнал сразу.
- Рафик, ты откуда? Ты уже Здесь?
- Нет, там же где и был, в Сиэтле. Ну как, группе VOKS еще требуется арт-директор?
- Да, место пока вакантно.
- А человек с синими волосами вам подойдет?
- Вообще-то мы искали человека с зелеными волосами, но в крайнем случае подойдет и с синими.
- В Сентябре хочу свалить отсюда домой.
- Что, бабок уже достаточно заработал?
- Ну бабки-то я только сейчас начал зарабатывать. Несколько месяцев я, что называется, пытался адаптироваться к местной среде, и осознал, что являюсь для нее совершенно чужеродным телом.
- Чем занимаешься?
- Работаю в таксомоторной фирме. Традиционная американская компания. Предоставляем лимузины. Коллектив армянский.
- Это традиционная американская компания?
- Вообще-то, в традиционной американской компании обычно работают индусы, или какие-нибудь боснийцы. У нас армяне. Но тоже типа того. Платят две с половиной тысячи в месяц, и это не такие деньги чтобы здесь на них можно было круто жить. А так тяжело работать – это я и у нас мог делать долларов за пятьсот, и жил бы лучше чем здесь.
- Так-таки за пятьсот?
- Ну, если вкалывать. Знаешь, я понял, что они здесь построили коммунизм. Я как раз об этом сейчас пишу рассказ. Коммунизм ведь это что? Во-первых, от каждого по способностям – и знаешь, как они все здесь вкалывают? Представляешь, они ВСЕ ЗДЕСЬ ВКАЛЫВАЮТ! Так что каждый задействован по способностям на полную катушку. Во-вторых, каждому по потребностям – все основные потребности здесь полностью удовлетворены. Куча дешевой хавки – они тут все толстые. Ты, конечно, видишь в голливудских фильмах красивых американских женщин. Так вот, это и есть все красивые американские женщины – те, которых показывает Голливуд. Больше нет. Можно сказать, ты их всех знаешь в лицо. Остальные толстые. Тряпья полно. Сам знаешь в какое дерьмо они наряжаются чтобы выпендриться. То есть, покупка найков или там левайса не есть событие жизни. Жить есть где. Тачки. Наркотики – доступно и очень дешево. Везде. Я сам употребляю – легкие - план, кокс. Выходит, потребности удовлетворены. Конечно, не у всякого есть роллс-ройс и брилианты – но это уж извините, это не базовая потребность человека. Это принципиально неудовлетворимая для всех потребность быть Круче Других. Если даже обеспечить всех бриллиантами, человек придумает что-то – например носить камни с Венеры, которые будут доставлятся специальными летательными аппаратами и поэтому стоить кучу лавэ – чтобы были не всем доступны, чтобы Крутые могли надев их выделится. Чтобы было к чему стремиться. Иначе вкалывать будет в ломак. Да и не всем это надо. Кому по-сути, в кайф просто сидеть на игле – и пожалуйста тебе, сколько угодно. Таке что выходит, каждому по потребностям. Что там еще остается? Электрификация всей страны. С этим тоже никаких проблем. Вот так, коммунизм здесь полный. И меня задолбало жить в их империалистическом коммунизме и вкалывать для процветания дядюшки Сэма.
- Слушай, ты проговорил, наверное, кучу денег – Я посмотрел на часы, висящие на стене. Пора было закругляться, иначе я рисковал опять опоздать на работу.
- Знаешь, меня, конечно, трогает твоя забота о моем кошельке. Но, поверь, это не такая большая проблема. 37 центов в минуту – я могу себе это позволить. Расскажи лучше, что там происходит, что нового у тебя?
- Если уж говорить о творчестве, я тоже пишу книгу. Называться она будет «Новое Средневековье. Третье тысячелетие – эпоха тоталитарных корпораций». Ее основная мысль примерно следующая: эпоха, в которую мы живем – это по типу средних веков, только вместо папского престола – Голливуд, вместо святой инквизиции – MTV, вместо рыцарских орденов – McDonalds. Так вот, за время, пока тебя не было, здесь стало еще больше того, что тебя достает там. Еще больше Америки, еще больше Голливуда, еще больше MTV, еще больше McDonalds. Так что, из Америки уехать невозможно. Америка сейчас – это весь мир.



Новелла 5. Мухи.

- Как хорошо, – сказала Кэтти – как долго я об этом мечтала!
 Экскурсионный теплоходик отчалил от пристани и медленно развернувшись поплыл
 по Неве, мимо Петропавловской крепости в сторону Литейного моста. Мы сидели на верхней палубе и свежий невский ветер, целительный в атмосфере катастрофической жары Лета 1999-го обдувал наши лица.
- Помнишь, зимой мы гуляли по Университетской Набережной, Нева была    замерзшей, и ты говорил, что вот, настанет лето и мы будем кататься на теплоходике. А я сказала, если доживем до лета.
- Да, могли бы и не дожить. На все воля Аллаха. Но вот, Аллах позволил нам дожить и кататься сейчас на теплоходике.
- Нет, я не сомневалась, что мы будем живы. Я, в отличие от тебя, твердо намерена прожить еще по крайней мере до следующей зимы.
- Как ни странно, но почти все, кто по воле Аллаха не дожил до этого лета тоже были твердо намерены дотянуть как минимум до осени.
- Я имела в виду, будем ли мы ещё вместе.
- Так или иначе, у нас было это желание, и оно должно было исполниться, рано или поздно. В восточных книгах написано, что у этого мира нет иной причины, кроме желаний живых существ, его населяющих. А об Абсолютной Истине там сказано буквально следующее: нитьо нитьянам четанаш четананам эко бахунам йо видадхати каман. Это значит, что Он единый предвечный среди предвечных, Он единый обладающий сознанием среди всех, обладающих сознанием и Он – тот, кто с незапамятных времен исполняет желания каждого. В мире есть много живых существ и все они вечные. Скорее, они предвечные, ибо существовали еще до этого мира с его временем и его вечностью. И все они обладают сознанием. Но все, что могут делать живые существа – это желать. И лишь Аллах способен выполнять их желания. И Аллах выполняет все их желания, поэтому все желания исполняются. Рано или поздно. Мир так устроен, что желания исполняются. Гёте писал, что стоит человеку захотеть чего-нибудь, как все звезды во вселенной выстраиваются таким образом, чтобы его желание могло быть выполнено. Поэтому, все, что нужно делать человеку, если он хочет чего-нибудь, это просто хотеть. Да он и не может ничего другого. И тогда все вокруг будет складываться так, чтобы его желания смогли выполниться. Конечно, иногда требуется время, чтобы все скрипящие механизмы небесных светил повернулись, создавая нужную ситуацию, но в конечном итоге это всегда происходит. Мир устроен сложно еще и потому, что живых существ много, и их желания противоречивы, а выполнены должны быть все. К примеру, несколько женщин могут хотеть иметь супругом на всю свою жизнь одного мужчину. Чтобы выполнить все их желания понадобится несколько жизней. И кому-то достанется быть человеком, а кто-то получит исполнение своей мечты в форме зверя или птицы. Все должны получить исполнение желаний, но все должны получить и заслуженное ими за их поступки в этом мире. Поэтому мир устроен справедливо. Нам кажется, что мир устроен несправедливо, потому что мы смотрим его в ограниченной перспективе. Мы не видим сразу даже всю свою жизнь. Обычно, мы видим ближайшие несколько лет, не больше. Но с точки зрения Аллаха, человеческая жизнь – как вспышка искры. Если бы мы могли видеть в широкой перспективе времени, мы бы видели как все желания исполняются и каждый получает то, что заслуживает… Тебя не грузит мой базар?
- Нет, интересно. Так…глубоко.
     Теплоходик проплыл мимо Заячьего острова. На горизонте из зеленых клубов древесных насаждений поднимались стройные синие минареты недавно построенной мечети.
- Смотри, какая удивительная панорама. Где еще можно увидеть так рядом, в одной перспективе готические средневековые шпили Петропавловки и восточные минареты! Кажется что прямо там, за деревьями начинаются пустыни Аравии, по которым доселе кочуют бедуины!
- И сидит Саддам Хусейн, - засмеялась молодая женщина в буклированных шортах,
сидевшая впереди нас. Как всегда, увлекшись, я говорил слишком громко.
- Мечеть построили недавно, но как удивительно она вписалась в облик города, дополняя его образ, описанный Гоголем, Достоевским, Пушкиным – образ города-призрака, ирреального и бесплотного. Воздвигнутый на костях в странных болотах, испарения которых до сих пор, просачиваясь сквозь гранитные мостовые отравляют дыхание, создают наркотическую зависимость – никто ещё отсюда не уехал, все, кого я знаю в конечном итоге возвращаются сюда, из других городов и стран, чтобы снова вдыхать этот яд и медленно умирать.  Петр называл его Парадиз – он хотел построить здесь Рай. Город собрал в себе тени стольких культур, ныне погибших. И этот символ Ислама здесь – также бесплотен, ирреален, нелогичен, призрачен – как все в Петербурге. Петербург существует как будто специально для того, чтобы живя здесь понять себя и увидеть призрачность всего существующего. Я думаю, все великие города были такими – Рим, Афины и Вавилон.   
- Может, здесь каждый должен найти себе то, что он хочет найти, - Кэтти поддержала
разговор запуская свои тонкие смуглые пальцы, с тремя витыми золотыми кольцами на них в мои мягкие волосы.
  Теплоход проехал под Литейным мостом. Слева по борту на крыше здания огромные буквы возвещали: ARISTON. Далее, на крыше другого здания, фронтон которого был выполнен в духе соцреализма, зловеще утверждалось: «Мир выбирает GSM!» Особый угрожающий тон слогану придавали гигантские скульптуры вооруженных красногвардейцев, расположенные прямо в центре рекламной композиции. От их напряженных поз и суровых лиц веяло жестокой решимостью не дать миру шанса сделать неправильный выбор и, если понадобится, принести GSM в мир на своих штыках.
- Кэтти, когда станешь мэром этого Вечного Города, первым делом добейся того, чтобы зона исторического центра Санкт-Петербурга, в котором запрещается размещение наружной рекламы была продлена за Литейный мост. По этому поводу есть какой-то нормативный акт. Надо его изменить или дополнить. Нет моих сил видеть рекламу Колы на развалинах последнего Вавилона.
- Почему я должна стать мэром? – Кэтти смеялась, подставляя свое лицо ветру.
- Ты самая умная, ты красива тонкой аристократической красотой Петербурга, твое стройное тело как готические башни, а смуглая кожа и большие глаза – как минареты Востока. Клеопатра правила Египтом. Такая как ты должна править Северным Вавилоном, а не эти мужланы с кондовыми русскими фамилиями и родословной крестьян Вологодской губернии, легко читаемой на их грубо прочерченных землистых лицах.
      Из раструба громкоговорителя сбоку на палубе раздавались смутное шипение, щелчки и треск. Если прислушаться, то все эти звуки складывались в слова.
- Знаешь, а ведь это нам что-то рассказывают! – Я рассмеялся. Остаток пути до
пристани мы слушали рассказ гида об открывающихся нашему взору зданиях, их архитекторах и связанных с ними памятных событиях.
 
 Мы сошли на берег.
- У нас есть еще время?
- Для чего?
- Видишь ли, здесь недалеко, у Горьковской, есть неплохое кафе. А я слегка проголодался на свежем воздухе. С другой стороны, есть желание, чтобы мы заехали ко мне, до твоей работы.
- Ты хочешь еще Этого?
- Слова здесь бессильны. Ты можешь почувствовать. – Я обнял ее сзади и привлек за
бедра к себе.
- Не хочется бегать в спешке. Больше устанем от дороги. Давай лучше я приеду к тебе, как только решу свои дела. Пошли в кафе. Ты обещал рассказать об индуизме.
- Видишь ли, во всем многообразии индуистских верований можно выделить два основных течения. В одном Верховным Божеством считается Вишну, Всепроникающий. В другом как Верховного почитают Шиву, Всеблагого. И, понимаешь ли, разница здесь не только в именах и формах поклонения. Есть принципиальный момент. Оба Божества воплощают одну Абсолютную Истину. Однако, поклоняющиеся Вишну считают Его личностью и себя личностями и рассчитывают сохранить своего Бога и себя а, следовательно, и отношения поклонения, после достижения совершенства – самадхи. Поклоняющийся же Шиве в конечном счете стремиться слиться с Ним, желает сам стать Шивой. Вернее, осознать, что он всегда им был, потому что стать Шивой невозможно. Это различие между персонализмом и имперсонализмом в индуистских учениях. Он отдает свою индивидуальность в обмен на осознание себя в качестве Сверхиндивидуальности единого Шивы, являющегося окончательной персонификацией всего сущего и всего, что есть кроме сущего, иначе говоря – осознание себя как Брахмана, Величайшего. Я пишу об этом в своей книге “Новое Средневековье”. Видишь ли, человек одновременно есть сам по себе целое и часть чего-то смутно им осознаваемого, как Высшее целое. Это как если бы муравей смутно осознавал, что он – Муравейник, ибо так оно и есть. Я, впрочем, уверен, что муравей как раз осознает себя как Муравейник гораздо более отчетливо, чем как муравья. И для того, чтобы снять множественные противоречия в своей психике между Я и Не-Я, чтобы освободиться от давящей громады своей индивидуальности, противопоставленной Всему Остальному, что только есть в существовании, этой ледяной глыбе бытия, человек бежит от осознания собственной личностной природы, желает растворить себя в чем-то, воспринимаемом им как высшее целое и почувствовать Экстаз Единения. Люди выбирают различные объекты растворения. Социальный слой. Клан. Нация. Страна. Футбольный клуб. Партия. Преступная группировка. Племя. Корпорация. Не важно. В таком состоянии человек способен на геройство, самопожертвование, самурайство, стахановство. Ведь он больше не считает себя собой – он отныне Оно, он Племя, Страна, Клан, Корпорация. Поэтому, он садится в кайтэн, делает харакири, остается на сверхурочную работу, подставляет свою голову под пули в разборке – он никогда не погибнет, ведь он – это Оно, а Корпорация будет жить, и Великая Япония победит благодаря его смерти, и Преступная Группировка переделит сферы влияния в свою пользу. Так вот. В любом растворении есть риск остаться разочарованным, выкинутым, брошенным своим божеством, своим Муравейником. Американские солдаты, воевавшие во Вьетнаме за интересы Америки, с которой их учили себя отождествлять, приехав домой узнают, что они - не Америка, что Америка – это толпы хиппи и студентов, которые срать хотели на Вьетнам и ненавидят войну. Члена мафии убивают подельники. Служащего, отдавшего всю жизнь своей корпорации, выкидывают на улицу. Хитрые индусы сразу просекли, в чем дело. Выкинуть тебя из Муравейника можно только если в мире есть нечто, являющееся Не-Муравейником, куда тебя можно было бы выкинуть. Или, иначе говоря, твоя персонификация не объемлет весь мир. Поэтому Шива – это все. Брахман – Величайший – это окончательная персонификация всего сущего и не-сущего, вне которого нет ничего. Индусы растворяют себя в высшей и последней персонификации. И человека, достигшего понимания, что он и Брахман – одно, некуда уволить из его корпорации. Сарвам кхальв идам брахма. Все есть Брахман.
- Откуда ты все это знаешь? Что-то непохоже, чтобы ты был монахом.- Кэтти слегка
задумавшись посмотрела куда-то ниже моего брючного ремня.
- Нет, конечно. К тому же, я только до какой-то степени могу считать себя последователем того или иного учения и ни к чему не отношу себя в полной мере. Скорее, в результате всего увиденного, прочитанного, пережитого и передуманного мной в своей жизни, я сформировал некоторое собственное видение реальности, свое мировоззрение, которое полагаю достаточно своеобразным. Я собираюсь изложить его на бумаге. Для начала напишу сборник новелл. Мне кажеться, я понимаю некоторые вещи достаточно ясно. Как устроен мир. Куда движется общество… Ты не скучаешь со мной?
- Нет, что ты! Так интересно! В чем же твое учение?
- Например, я определенным образом понимаю, что происходит с человеческой цивилизацией на данном этапе истории. Это повторение эпох. Прошедшая повторяла античность. Нынешняя эпоха должна повторять средневековье. А это значит, ей присущи тоталитаризм, инквизиции, господство идеологии, иррационализм мышления и прочее. Сумерки. И я нашел проявления всех симптомов – нашел там, где их никому не приходит в голову искать.
- Это называют теорией маятника. Я вроде где-то встречала.
- Маятник? Хороший образ. Пустота. Бессмысленность. Туда и обратно. Секс.
 
      Мы сидели в кафе. За широкими прозрачными окнами группа неестественно возбужденных людей на трамвайной остановке размахивала сине-белыми флагами. Сегодня был матч “Зенита”. Я вернулся к своим мыслям.
- Феномен сознания толпы часто изучается. Однако, кажется никто не понимает, в чем суть. А суть в том, что эти люди ощущают себя – в той или иной степени, во всяком случае стремятся к тому – не просто фанатами Зенита, или частью некоего целого – сообщества фанатов “Зенита”. Они ощущают себя самим “Зенитом”. В этом феномен. Причем “Зенит” этот – некая идеальная персонификация, Сверхличность, великая, могущественная и совершенная, предназначенная Победить. Есть соблазн сказать с видом психолога, разоблачающего мистификации человеческого сознания: “Этого самого Зенита как Сверхличности, заполняющего помутненное сознание болельщиков, в природе не существует.”
- Есть только Зенит, как футбольный клуб, в котором меняют игроков и тренеров. А никакой надмирной сущности, олицетворяющей его, нет. Так?
Я вспомнил о задавленных на трибунах, о кровавых драках после матчей между болельщиками, о фанатах, смело идущих под милицейские дубинки.
-  Не стану этого утверждать. Боги живы, пока им приносят Жертвы.          
 
 Я набрал номер и дождался, пока зуммер не прервался щелчком и голосом в трубке:
- Алло!
- Здравствуй, Кэтти! Это Ринсвинд.
- Здравствуй, Ринсвинд! Это Кэтти.
 Простая шутка Кэтти рассмешила меня.
- Представляешь, Ринсвинд! Помнишь, вчера ты мне ставил БГ и говорил, что займешься мной и для начала я должна слушать это? Я еще прослушала один альбом и сказала, что с меня хватит пока, не все сразу. Так вот. У меня на работе напротив торгует девочка, которая обычно ставит немыслимый транс. Она включает на полную громкость и приходится слушать. И знаешь, что она крутила весь день сегодня? БГ! У тебя что, везде свои люди?
- Скорее, у тебя везде свои люди. И я один из них. Или, у Него везде свои люди. И мы тоже. Видишь, дело не во мне. Если пришло твое время перестать слушать Андрея Губина и верить, что этот мир – цветочная поляна и мы можем в нем Быть Счастливы, то тебе будут посланы люди. БГ, я, девочка напротив. Не важно. Знаешь, в жизни мы не всегда живем как люди-в-своей-судьбе. Некоторые поступки мы совершаем как люди-в-судьбе-другого. Иначе было бы невозможно. И здесь именно тот случай. У Кастанеды после поедания галлюциногенных грибов появляется собака, чтобы вести его в Том Мире. Каждый из нас может быть этой собакой для другого. И знаешь, я чувствую нечто такое в отношении тебя. Я, признаться, чаще всего не знаю как мне жить и что делать в отношении себя самого. И при этом я почему-то убежден, что знаю, как надо жить тебе.
- Ну и что кроме музыки ты обо мне знаешь?
- Я уже говорил, у тебя все качества, чтобы сделать карьеру в государственной службе. Хорошее личное дело, чистая биография, ум, знания, подходящее образование, внешность, пунктуальность – все. Самое обидное будет если все это пропадет в быту – если ты просто станешь домохозяйкой и зароешься в пеленках и кастрюлях. Этого тебе надо избежать.
    Я почувствовал, как в трубке повисло напряженное молчание и захотел смягчить выраженные мной мысли.
- То есть, у тебя может быть все это – муж и тому подобное. Но надо правильно расставить приоритеты. Для тебя это все должно быть на втором плане. По крайней мере, до какого-то возраста. Ты рождена для более значимых дел.
- Я не считаю, что создана для чего-то великого. Я обыкновенный человек.
 Голос Кэтти стал холодным и враждебным.
- Что ж, может быть, я ошибаюсь. А может быть, ты ошибаешься.
- Я понимаю, о чем ты, - продолжила Кэтти, - ты хочешь, чтобы было так. Тебе так удобнее. Женщина, ориентированная на карьеру. Можно иметь с ней ни к чему не обязывающие отношения. Ведь для нее главное – служба. А у ее партнера в личной жизни – никакой ответственности. Бойфренд. Неплохо придумано.
   За какую-то минуту карточный домик наших отношений, чудом отстроенный после
 долгой размолвки на основе мудрого молчания о болезненной для Кэтти теме, рухнул. Я попытался вернуть потерянное ощущения свободы и легкости нашего общения.
- Кэтти, кажется, мы договорились до чего-то странного. Давай не будем. Я беру все свои слова обратно. I just called to say I love you , и чтобы ты пришла ко мне в Пятницу вечером. А вышло совсем не то.
        Все было бесполезно. Трубка мрачно молчала. Я стоял с пневматической винтовкой в руке, прижимая телефон плечом к уху. Пулек в обойме не было. Взведя затвор, я сжал воздух и поднеся дуло к насекомому, сидевшему на потолке, выстрелил. Насекомое, оглушенное сжатым воздухом, свалилось.
- Кэтти, я придумал новый способ борьбы с комарами и мухами. Когда их прихлопываешь сложенной газеткой, они размазываются по потолку или стене, портят побелку или обои. А по моему новому способу побелка и обои не портятся. Вот. Сказать, какой способ?
- Хочешь, я угадаю? Ты грузишь их своей нудной философией, а они дохнут со скуки и сами падают с потолка. И, знаешь, как я их понимаю!      



Новелла 6. Экскурсия.

  Маленький экскурсионный аэроходик скользил над водной гладью старинной реки. Из акустики на корме доносились смутное шипение, щелчки и треск. Если прислушиваться то все эти звуки складывались в слова саундтрэка к интерактивной программе «Гид-экскурсовод по Санкт-Петербургу. Версия 3.2».
 - Слева по борту мы видим один из ценнейших памятников истории,  рекламу ARISTON. Простой шрифт, гарнитура Аrial, строго очерченные контуры букв. Показательный пример неоклассического логотипа.  Далее, знаменитая рекламная композиция «Мир выбирает GSM», с удачно вставленной в центр скульптурной группой красногвардейцев, вооруженных винтовками с примкнутыми штыками. Образ, созданный гениальными творцами рекламы навевает мысли о той суровой эпохе, когда GSM вела тяжелую конкурентную борьбу на рынке сотовой связи в Санкт-Петербурге с компаниями Fora, Delta и другими, давно канувшими в лету забвения, после того, как GSM одержала полную и окончательную победу уничтожив последних клиентов соперничавших компаний с помощью специально разработанного радиоизлучения. В историю это событие вошло как «Ночь длинных звонков GSM», когда звонками на все телефоны других компаний одновременно специалисты GSM возбудили смертельно опасное излучение, от которого у клиентов конкурирующих фирм, подносивших трубку к уху, моментально развивалась опухоль головного мозга и они мучительно умирали.
Молодая женщина в буклированных шортах кинула длинные пальцы на клавиатуру, вмонтированную в подставку перед каждым сидением   аэроходика, видимо, обращая вопрос к интерактивной программе. Виртуальный гид на несколько мнгновений завис и перестроил рассказ.
- Вопрос, почему все наиболее древние и ценные памятники истории Рекламы начинаются только после Литейного моста, а центральная часть города, как ни парадоксально, практически лишена хоть сколько-нибудь значительных достопримечательностей, очень интересен и дает нам возможность вспомнить в этой связи о судьбоносных моментах истории. Дело в том, что вплоть до начала 3-го тысячелетия по досетевому исчислению в Санкт-Петербурге действовал реакционный, пользуясь древней лексикой, «драконовский» закон, запрещавший размещение всех видов рекламных носителей в центральной, так называемой «исторической», части города. Это запрещение сильно препятствовало свободному творческому подъему искусства Рекламы в городе. Старые, косные правители препятствовали прогрессивным веяниям новой эпохи и отстаивали захолустный вид города, оправдываясь интересами туризма и статусом «культурной столицы России». И только с приходом к власти Екатерины IV, ласково прозванной в народе «Кэтти», ситуация начала изменяться в лучшую сторону. Она отменила закон, запрещавший рекламу в исторической части города и тем самым способствовала ее бурному росту, приведшему к тому, что в очень скором времени устаревший статус Санкт-Петербурга как «культурной столицы» был сменен на престижный статус «рекламной столицы». Екатерина IV поддерживала самые прогрессивные идеи своего времени, в частности, сверхновую концепцию культуры, гласившую, что подобно тому, как в древние времена все виды искусств, а также наука и философия были неразделимы и вместе служили целям религии, так в наше сверхновое время все искусства, отрасли науки и философия вновь объединяются в своем окончательном и высшем проявлении - Рекламе. Понимая это, Кэтти перестроила знаменитую систему образования в городе, переориентировав ее на Рекламу. Именно при ней государственный университет стал называться Санкт-Петербургским государственным университетом Рекламы; вместо всех исторических дисциплин был введен курс истории Рекламы, искусствовеведение и культурология были заменены, соответственно, рекламоведением и адвертайзологией, на вступительных экзаменах вместо сочинения на тему древней литературы абитуриенты стали писать новые слоганы для известных брэндов, а в приемную комиссию были включены представители ведущих Корпораций. Хотя Кэтти была тонкой, изящной и красивой женщиной, она, как все великие правительницы, умела быть решительной и жесткой в деле проведения прогрессивных реформ. Стоит только вспомнить, как был подавлен бунт, поднятый реакционными силами, пытавшимися препятствовать решению Кэтти срыть Петропавловскую крепость и построить на Заячьем острове Диснейлэнд, который вы все можете сейчас видеть по правому борту. Тысячи бунтовщиков, организовавших на острове лагерь протеста, были, с помощью танков и бульдозеров, загнаны в Неву. В это время компания «Проктер энд Гэмбл» осуществила сверху по реке сброс в воду значительной массы порошков, чистящих и моющих средств, и прочих товаров бытовой химии собственного производства. Когда вспененные воды Невы достигли бунтовщиков, они, естественно, все до единого погибли мучительной смертью от отравления. Тысячи синих вспухших трупов в идеально чистой одежде еще долго после этого выкидывало на берега  Невы. По соглашению с городским Правительством, документальные материалы об этом событии были использованы компанией «Проктер энд Гэмбл» в производстве двух рекламных роликов. В одном дед Мазай плывет на лодке по Неве и вылавливая багром в пенистой воде посиневшие трупы отравленных и утонувших, показывает пачку порошка «Tide» и говорит, обращаясь к зрителю: «После стирки в порошке «Тайд» Ваше белье не требует подсинивания». В другом инсценирован отчет руководителя силового ведомства перед главой городского Правительства о результатах проведенной «зачистки» города от бунтовщиков, протестовавших против разрушения Петропавловской крепости. Сначала, в воды Невы замедленно обрушиваются горы сверкающего белоснежного порошка из хорошо различимых оранжевых пачек (компьютерная графика), затем дан план Невы, заполненной трупами (документальные кадры), и в финале ролика (игровая съемка) мужчина в военной форме четким строевым шагом заходит в кабинет, останавливается перед столом принимающей его Екатерины IV и рапортует: «Не просто чисто - безупречно чисто!»
Выдающиеся заслуги Кэтти были отмечены благодарными жителями города, воздвигнувшими в ее честь монумент, который вы видите в настоящее время по левому борту. Монумент был поставлен на месте убранной старой и бесполезной скульптуры «Медный Всадник», не несшей никакой полезной рекламной информации. Теперь мы видим здесь восьмиметровую телесного цвета пластиковую статую Кэтти в короткой маечке, оставляющей обнаженными ее прекрасную талию и сексуальный пупок. Скульптура стоит в позе знаменитой американской «Статуи Свободы» и сжимает в вытянутой  руке знакомой всем формы бутылку. По маечке на упругой девичей груди Кэтти идет флюоресцирующая надпись: «Enjoy Coca-Cola»...
Молодая женщина в буклированных шортах уже давно дремала, не слушая однообразную электронную речь гида. Слова из динамика сливались с шумом мотора в одно нудное жужжание. Маленький черный аэроходик летел к горизонту, превращаясь в летнюю муху на стеклянной глади реки. Муха противно жужжала то приближаясь, то удаляясь, кажется, стараясь залететь в самое ухо. Иногда она опускалась на лицо, предпочитая веки или губы, приземляясь на свои противные мохнатые щупальца, явственно ощущаемые эрогенной кожей лица. Ринсвинд периодически дергал головой, лежащей на белой подушке и даже пытался прогнать муху рукой. Ничего не помогало. Утренняя дрема рассеялась. Ринсвинд открыл глаза и с мутной злостью посмотрел на летающую по комнате большую жирную черную муху, помешавшую ему спать. В сознании проносились, как стираемые по команде «Deleet it all» файлы из директории только что увиденного сна, освобождая оперативную память для впечатлений нового дня. «Приснится же такое - подумал Ринсвинд - вот и читай после этого на ночь Пелевина».
       За окном было еще солнечное, но уже прохладное утро клонящегося к закату лета в угрюмом индустриальном городке на берегу древнего Волхова. Ринсвинд лежал на разложенном и застеленном диване модерновой формы, обтянутом шикарной расцветки флоком. Рядом лежала спящая Кэтти. Ее длинные темные волосы разметались по простыне. Казалось, что она даже спит так же, как делает и все остальное в своей жизни - в каком-то искреннем и неудержимом порыве.   


 Новелла 7. Комитет.

Уважаемые господа! Сегодня мы собрались на экстренное заседание, посвященное катастрофически актуальной проблеме защиты Информационного Поля от несанкционированного проникновения. Поводом для осознания необходимости безотлагательного решения вопроса послужили материалы, переданные нам одним из наших лучших агентов. Для протокола собрания вкратце изложу суть дела. С незапамятных времен многие люди догадывались о существовании во Вселенной единого Информационного Поля. Оно всепроникающе, пронизывает всю вселенную подобно излучению. В нем хранится и перерабытывается информация о всех предметах и событиях существования – настоящих, прошлых и будущих. Причем, это не просто информация, подобная инвентаризационной описи вещей. Информационное Поле оказывает активное влияние на формирование действительности - оно является матрицей бытия. Изменениям в проявленном мире всегда предшествуют изменения в Информационном Поле. Поэтому, получив доступ к определенным ресурсам Информационного Поля, человек может предвидеть наступление относящихся к этому ресурсу событий. Более того, изменив информационную структуру силовых линий Поля можно менять саму действительность. Это подобно тому, как, внеся изменение в схему или проект, мы меняем сам изготавливаемый механизм. Как упоминалось выше, существование Информационного Поля не то что бы было тайной - во всяком случае, не для всех. Видимо его имел в виду Платон, говоря о Мире Идей. Индийские философы традиционно разделяли Мир на Проявленный и Непроявленный. Им же принадлежит четко сформулированное убеждение, что Веды (священные книги знания) непрерывно звучат в мировом пространстве и продвинутые личности могут слышать их. Поэты, писатели, художники путем углубленной концентрации на предмете своих чувств или исследований, попадали в Поле, называя это вдохновением, озарением или интуицией и черпали в нем свои идеи и образы.  На более низком уровне, шаманы и маги всех веков проникали в Информационное Поле, чтобы обделывать там свои грязные делишки. Само понятие Информационного Поля периодически появлялось в околонаучной литературе. Таким образом, мы можем сказать, что доступ в Поле был всегда. Однако, описанные выше проникновения не представляли опасности для деятельности Комитета Контроля Информации. С чем мы имели дело? Какой-нибудь влюбленный Петрарка, познающий образ своей Лауры, или старушка-колдунья, заговаривающая насмерть соседку, в крайнем случае, Дмитрий Иванович Менделеев, созерцающий во сне кусочек Периодической Системы Элементов. Слава Провайдеру, времена великих мудрецов, аскетов и мистиков прошли. Это они в прежние времена записали с Информационного Поля Веды - книги, содержащие полное знание о Вселенной. По счастью, этих книг в наше время никто понять не может. И они же своим проникновением в Поле сотрясали планеты и сжигали галлактики. Сейчас мы можем прочитать об этом только в детских сказках.  Нынешние люди, как правило, не способны и даже не стремятся к проникновению в глубокие ресурсы Поля. Самым удачливым считает себя тот из них, кто проколов дырочку в одном наиболее часто посещаемом ресурсе, слизнул каплю информации о том, как увеличить у себя количество принятых в их обществе символических знаков Счастья (денег). Пока дело обстоит таким образом, все происходящее находится под контролем Комитета. Однако, стали поступать тревожные сообщения. Все больше странных людей, часто не имеющих доступа к простейшим ресурсам Поля, какими-то случайными силовыми вихрями заносит в  его глубинные области. В прошлом году, вы помните, мы как раз обсуждали, что делать с учителем физики из Африки, в школьной лаборатории сделавшем одно весьма несвоевременное открытие о преодолении гравитации. И вот, новые материалы. Некий конторский служащий с незаконченным образованием взялся за написание книги о судьбах общества в наступающем Третьем тысячелетии. Прослушайте некоторые извлечения из рукописи этого клерка, тайно скопированной и представленной упомянутым мною агентом, чрезвычайно надёжным, известной под ником Кэтти: «...излагаемые факты тоталитаризации мышления в нашу эпоху, потери индивидуальности, поглощения личности, уничтожения частной жизни, формирования сектантства во всех отношениях и проявлениях с необходимостью приводят нас к выводу о невидимой силе или силах, стоящих за этим, и являющихся врагами человечества, Диаволом, всепланетным заговором, а может даже инопланетным вторжением, которое надо найти и уничтожить с помощью религиозных аскез, сексуальной любви или военно-морских сил Соединенных Штатов Америки, чтобы снова жить счастливой и совершенной жизнью... Имея в виду то, что будет сообщено об этой организации ниже, назовем ее условно Комитетом Контроля Информации.» Вы видите, здесь упомянуто даже название! Далее, в гротескной форме описываются запланированные нами мероприятия по реформированию родного города автора рукописи. Но и это не все. Наше последнее и лучшее изобретение - Сеть - разоблачено и выставлено напоказ! Сеть была создана нами как прообраз Информационного Поля. И именно с помощью Сети мы планируем легализовать свою власть над Миром и осуществлять ее открыто! Тогда нам не придется работать агентами по недвижимости, продавцами, проститутками или, не работая, создавать видимость, что наши огромные состояния нажиты на торговле наркотиками. Мы, люди, проникшие в Поле, мы, получившие контроль над - пусть немногими, но важными его ресурсами, относящимися к человеческой деятельности, - мы заслуживаем большего. И многое для достижения нашей цели - полного контроля над человечеством - уже сделано. Весь мир слушает одни и те же песни, смотрит одни и те же фильмы, и по команде, как дрессированный, испытывает одни и те же эмоции. MTV решает для всех, что является музыкой. Голливуд показывает всем, какая бывает жизнь. McDonalds близится к тому, чтобы установить однообразное мнение о том, что такое еда. И Сеть уверенными темпами распространяется по всей планете. Но многое еще предстоит сделать. Мы должны изменить облик Земли. Нами запланированы мероприятия с применением методов генной инженерии для создания в будущем биологического вида человека полностью адаптированного к Сети. И так далее. Вы все понимаете, что выскочки, подобные автору обсуждаемых заметок способны сильно навредить нам в пору, когда еще не поняв многих принципов деятельности Поля и не окрепнув в своей власти над миром мы заинтересованы в конфиденциальности своей деятельности. Более того, сам факт проникновения в линии, на которых нами проводилась работа по коррекции Поля, ставит под угрозу нашу монополию на эти ресурсы! А значит, мы должны незамедлительно принять подобающие случаю меры.
Знаю, что поступят предложения по ликвидации автора указанной книги, а равно и её самой. По первому пункту разногласий быть не может. Но что касается второго - по моему мнению, гораздо надёжней в целях защиты секретной информации, изложенной в ней, эту книгу опубликовать. Конечно, мы позаботимся о нужной нам редакции, что-то исключим, может, что-то добавим. Моё предложение звучит парадоксально, но внимательно подумав, вы поймёте, что публикация книги как беллетристического произведения начинающего литератора - лучший способ обезопасить себя от серьёзного отношения общества к информации, подвергшейся утечке.



 Новелла 8. Послесловие.

На этом материлы, присланные в нашу редакцию неким автором, не пожелавшим оглашать свою настоящую фамилию (и мы уважаем его желание, а потому не сообщаем её здесь), и не успевшим выбрать себе псевдоним, заканчиваются. Я помню день, когда впервые услышал его голос по телефону - это был странный звонок. Не помню, чтобы я кому-то давал свой домашний телефон  в связи с издательскими делами. Взволнованным и сбивающимся голосом он говорил о том, что хочет показать мне свою книгу, чтобы я, быть может (он, конечно, не смеет быть уверенным, но надеется и был бы очень благодарен) напечатал её. «Откуда он узнал номер?» - подумал я (и между прочим, до сих пор не получил ответа на свой вопрос). А вслух повторил заученную формулировку о том, что у издательства уже составлен план на два квартала вперёд. Ну да вы знаете, о чём я. И, почему-то, усталым голосом добавил: «Впрочем, могу попробовать познакомиться с Вашим произведением. Только, пожалуйста, не несите мне всю рукопись. У меня всё равно не будет возможности её прочитать от начала до конца. Можете занести план-проспект и образцы текста в офис. Мне передадут». Конечно, ещё пришлось объяснять, что такое план-проспект...
Через три дня папка со стопкой листков бумаги лежала у меня на столе. На папке чёрным маркером было написано: «Новое Средневековье. Третье тысячелетие - эпоха тоталитарных корпораций». Текст был набран гарнитурой Aryal Cyr (моя любимая) и напечатан на приличном принтере, чего я, признаться, не ожидал. На отрывках текста были проставлены номера (нумерация сохранена в настоящем издании). Между отрывками не замечалось логической связи, и последовательность была достаточно произвольной - видимо, автор просто нумеровал взятые наобум образцы текста: «образец № 1», «образец № 2» и т.д. (в нашем издании мы заменили «образец» на «новелла», дабы не смущать читателя). Я прочитал, честное слово. Ну, не то чтобы совсем сразу, но довольно скоро. Не прошло и двух месяцев.
Текст сразу напомнил мне как минимум четырех известных авторов. Подражание, вплоть до цитирования. Но да Бог с этим, в конце-концов, не все и читают этих известных мне авторов (Вы будете удивляться, но я знаю очень образованных людей, которые даже имён-то таких не слыхивали). Художественная ценность текста также не велика. Но это ещё меньше значит в нашем деле. Суть в другом, и я попытался это ему объяснить, когда он связался со мной, спустя три или четыре месяца, во второй и последний раз. Мы выпускаем книги сериями. Народ любит серии. Читает серии. Конечно, объяснял я ему, если бы у Вас было имя - Имя, я имею в виду (простите за невольный каламбур), - то мы могли бы напечатать Вас просто, без всякой серии. Достаточно было бы Имени на обложке, чтобы продать тираж. Но Вы же понимаете, Ваше имя пока ещё неизвестно (признаюсь, последние слова прозвучали с привычной издевкой в голосе). А подходящей серии у нас нет. Посудите сами, можем ли мы напечатать Вас, например, в нашей серии «Бессмысленные Зверства», кстати, очень популярной, или «Кровавая Собака» (детективы), или «Жизнь Замечательных ****ей» (светские истории)? Но, Вы не расстраивайтесь. Может, попозже. Настоящее исскусство-то, кхе, вечно!..
И я не просто вежливо «отшил» его. Я действительно помнил про текст и спустя какое-то время, когда у нас наконец появилась подходящая серия, достал из шкафа папку, заваленную другими бумагами и изрядно запылившуюся. Нет, времени прошло совсем немного - полгода, от силы. Просто офис - на первом, вернее, цокольном, этаже, кондиционеров нет (куда там!), в жару окна открыты и пыль, пыль... На обороте папки были координаты - телефон. Я позвонил. Такого нет - сказали. Хотя (отметил я про себя) - не удивились вопросу. У меня милиционер знакомый, попросил я его по ЦАПу пробить. Можно, конечно, ломанную ментовскую базу купить на «Юноне», да в падлу как-то кататься. А милиционер - всё равно, приятель. Вобщем, узнали мы адрес. Съездили. Я и сам удивился, чего это я такое упорство проявляю. Не из принципа - просто что-то мне во всём этом странным показалось. В квартире, где он жил фирма какая-то расположилась. Всё по закону - перевели помещение в нежилой фонд, соседям не мешают. Чем занимаются - никто не знает. Соседи видели только, что когда заезжали, кучу компьютеров занесли.
А житель (автор публикуемого произведения) пропал. Выписался и никуда не прописался. Можно сказать, выписался в никуда. Бывает, - сказал милиционер, мой приятель, и пожал плечами -  законом не запрещено. Дальнейшая судьба автора нам не известна.
Перечитав еще раз имеющиеся отрывки, я счёл, что даже в таком виде они представляют определенный интерес и занимательны для чтения, порою даже забавны. Поэтому наше издательство имело честь предложить Вам эту книгу в нашей новой серии триллеров «Мёртвые Маньяки».

Покупайте, заказывайте и читайте следующие книги серии «Мёртвые Маньяки»: «Гробокопатель из Купчино», «Смерть Беспощадного Хакера», а также новые продолжения давно любимых Вами кошмаров «Ветеринар - 4» и «Вонючий - 17».

Допущено к печати Комитетом Контроля Информации.
Спонсор серии - администрация города.
Отдельная благодарность лично мэру города - Кэтти Самойловой.

Санкт-Петербург, 1-й год эры Сети.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.