Мухи и пчелы

Нам говорят: Муха любит дерьмо. Она всегда садится на него, сидит и балдеет. Если перед мухой положить две кучи - дерьма и меда, то она сядет на дерьмо. На мед даже не посмотрит. А вот пчела сядет на мед. Она посмотрит на дерьмо, понюхает его, с отвращением поморщится и отлетит подальше. Сядет на мед и будет балдеть. Следовательно, пчела - молодец, а муха - полная дура, да еще и с извращениями.

А мы говорим: И пчела, и муха кайфуют одинаково. Кто решил, что дерьмо - это плохо, а мед - хорошо? Эти ценности условны и зависят только от взгляда на мир.

Нам говорят: Ну, что вы, господа, не разводите демагогию. Это все замечательно - максимализм, желание поспорить с любым утверждением, непринятие авторитета. Но пройдет время, и вы убедитесь, что в жизни все несколько иначе.

А мы говорим: Не дай бог это с нами произойдет. Не дай бог мы потеряем то, во что верим сейчас. Конечно, так случается с большинством людей, которые оставались в меньшинстве. Но, может быть нам все-таки повезет, и мы сумеем остаться при своем. Потому что кроме этого просто ничего нет.

Нам говорят: В жизни есть и другие ценности, помимо экстремизма, романтизма, идеализма или панкизма. Надо осознавать, что есть семья, есть нравственность...

А мы говорим: В чем проявляется ваша нравственность? В том, что вы слушаете классическую музыку и смотрите старые черно-белые фильмы? В том, что вы презираете тех, кто мыслит не так?

Нам говорят: Ничего, вот, в 60-е годы тоже были хиппи всякие. Так ведь выросли, повзрослели, поумнели. Какие из них хорошие получились люди! Америку подняли до недосягаемых высот!

А мы говорим: Люди, которые устраивали демонстрации против войны во Вьетнаме, теперь обеими руками поддерживают войну в Югославии. Если такого взросления вы нам желаете, то, спасибо, мы как-нибудь сами обойдемся. А высоты Америки - это просто отвесная скала, на которой находится самый большой в мире сумасшедший дом. На двести миллионов пациентов.

Нам говорят: Наркотики - это зло. Они отупляют вас, лишают жизненных ценностей. Ваши грязные компании - это плохо. Они уводят вас от семьи, от людей, которые о вас действительно заботятся. Ведь есть и религия, и Бог, который всех нас любит.

А мы говорим: "Санта-Барбара" и "Поле чудес" отупляют посильнее героина. А ваше навязчивое желание сделать из всех вокруг себе подобных, слепить из собственных детей свой клон и любить его как старый хрусталь, стоящий где-нибудь в шкафу и доставаемый на пять минут по праздникам - именно оно и создает раскол между нами. И бог ваш - в лучшем случае выживший из ума седой старик из небесного Министерства по чрезвычайным ситуациям, а чаще - Никита Михалков.

Нам говорят: Поймите же, это прописные истины. Есть такое понятие, как хороший вкус. Так вот, в вашей музыке громкой, где слов не разобрать, в ваших фильмах глупых, в которых нет сюжета, а есть только секс и насилие, в ваших серьгах в носу и бровях, в ваших красных и синих волосах, в ваших рваных джинсах - во всем этом нет никакого вкуса!

А мы говорим: Идите вы к черту! Каждый сам себе пчела. Каждый сам себе находит вкус - меда или дерьма. Большинство выбирает мед, но это означает только одно - пчел больше, чем мух. Удобно и приятно встать на сторону большинства. Именно поэтому мы останемся мухами, сколько сможем. А когда страшный вирус медовой сладости убьет нашу душу, измельчит в порошок и выкинет вон все то, что наполняет нас - что ж, значит, такова она, эта ужасная и бессмысленная жизнь.

-------------------------

Рассказ про мух инициировал столько комментариев и вопросов, что я вынужден был добавить послесловие. Занятие это довольно глупое и бессмысленное - покойный Майк Науменко говорил, что когда существует законченное произведение, каждый волен понимать его так, как считает нужным он сам. Тем не менее, несколько вопросов все-таки не мешало бы прояснить.

Во-первых, не стоит считать рассказ гимном рваным джинсам. Рваные джинсы выглядят ужасно, особенно если они грязные и старые, а человек, который их носит, сильно пьян или только что оприходовал героина. Дело не в джинсах, естественно, и не в Санта-Барбаре, которую тоже могут смотреть нормальные люди (наверное...) Дело в принципе навязывания своих ценностей другим.

Сразу может возникнуть вопрос, не навязывает ли сам автор свои ценности другим, посредством этого самого рассказа. Ответ отрицательный. Автор лишь выражает свое мнение, которое, естественным образом, в большей или меньшей степени, расходится с мнениями всех остальных участников жизненного процесса.

Во-вторых, хотя, очевидно, в рассказе происходит диалог между старшим и младшим поколением (или, как выразился мой одноклассник Виктор, между пенсионерами, которые ходят под себя, и малолетками, которые еще не разобрались в жизни, а в целом - чудаками на другую букву), он вовсе не ограничивает "мух" и "пчел" рамками этих возрастных или социальных категорий. Вообще определения "муха" или "пчела" имеют смысл только применительно к отдельным личностям, причем лишь в применении их ими же к самим себе.

Другими словами, нет группы "мух", нет группы "пчел". Нет групп вообще никаких. Есть определение самого себя как "пчелы", а окружающих - как тоже "пчел", если их взгляды совпадают с твоими, и как "мух" в противном случае. Автор рассказа идеализирует мир, пытаясь представить, что было бы, если определение "муха" вообще не использовалось бы никогда. Поэтому, когда те, кто выступает под кодовым названием "а мы говорим", называют себя "мухами" и хотят ими оставаться, они лишь пытаются разрушить отождествление себя со стандартными "пчелами", которые делят мир на черное и белое, дерьмо и мед, рваные джинсы и Санта-Барбару.

Является ли сам этот отказ от подобного отождествления таким же делением мира на черное и белое? Вместо ответа напомню знаменитый анекдот, в котором судья, выслушав речь истца, заявил ему: "Ты прав". Затем, после выступления ответчика, сказал и ему: "Ты прав". "Но папа, оба не могут быть правы одновременно", возразил его малолетний сын, по недосмотру матери оказавшийся на этом историческом судебном заседании. "Ты тоже прав", был ответ отца-флегматика.

Надеюсь, я сумел окончательно запудрить вам мозги, и вы теперь можете спокойно набрать в адресной строке браузера http://www.fuck.ru и культурно отдохнуть.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.