Заключение
Для меня, педагога и исследователя, естественно, не безразличны ваши мысли и чувства, вызванные этой работой. Ибо по реакции читателей я проверяю ее качество и определяю главное — учит ли она чему-нибудь полезному, нужному для жизни. И если вы дадите утвердительный ответ — труд мой не потрачен понапрасну.
Вы не могли не заметить, что фокусом этой работы является призыв: читай и думай! Думай, чтобы не ошибиться в жизни и благодарным потомкам осталось твое доброе имя. Поэтому, заключая, скажу: что бы вам ни внушали другие, сквозь какие бы чащобы учений вы ни проходили, помните, что жизнь ваша должна оставить след в грядущих поколениях; мудро взвесьте и оцените: то ли вы приняли за истину, которой руководствуетесь, и оставите ли с ее помощью свое славное имя на века? Помните завет великого мудреца Востока Саади: “Из всех даров мира остается только доброе имя, и несчастен тот, кто не оставит даже этого”.
Конечно, — скажет истый мусульманин, — я оставлю свое доброе имя тем, что следовал предписаниям религии пророка нашего Мухаммеда...
А я отвечу ему так: истина — выше идеи богов и пророков. И путь к ней проложите своим умом, осененным светом истины, не ограничивая свободы своего духа и не упираясь взором в спины давно сошедших в могилы поколений.
Кто из нас прав? Рассудите.
СЛОВНИК
Агиология, агиография — учение о святости и святых, описание жизнедеятельности святых.
Адепт — ярый приверженец какого-либо учения.
Амбивалентность — противоположные чувства человека, вызванные каким-либо объектом: удовольствие-неудовольствие, радость-гнев и т.п.
Аннигиляция — буквально превращение в ничто.
Анимизм — вера в духов и души.
Аниматизм — ранне-религиозное представление о некой безликой силе, духовной по своей сущности, как бы разлитой в природе и оказывающей влияние на людей.
Амальгама — смесь разнородных идей.
Арабески — причудливый орнамент в сочетании букв арабского алфавита со стилизованными растениями и геометрическими фигурами.
Абориген — коренной житель какой-либо местности.
Арча — название можжевельника в Средней Азии.
Атрибут — неотъемлемое свойство чего-либо.
Вали — приближенный к Аллаху, высокий ранг святого.
Генотеизм — форма политеизма, при которой вера во многих божеств концентрируется вокруг возвышающегося одного бога.
Геноцид — уничтожение людей по расовым, религиозным и др. мотивам.
Гипостазирование — придание абстрактным понятиям самостоятельного существования.
Гносеология — теория познания, учение о познании.
Гностицизм — религиозно-философское течение периода формирования христианской идеологии I-II вв. н.э.
Гран — ничтожно малая величина.
Зороастризм или парсизм — от Зардушт или Зороастр, именем которого названа древнеиранская религия, возникшая в VI-VII вв. до н.э.
Зооморфизм — наделение чертами животных каких-либо объектов или воображаемых духов. То же, что и зоолатрия.
Иота — малая величина.
Калам — 1) догматическое направление в исламе; 2) предмет, которым пишут: перо, ручка, палочка для письма.
Камуфляж — средство маскировки.
Капище — древне-культовое сооружение, в которых представлялись почитаемые божества, кумирня.
Конвергенция — тенденция к сближению разнородных систем, концепций, взглядов.
Конфронтация — противостояние, противоборство.
Мазар — священное место, место культового почитания.
Минбар — кафедра, с которой ведется проповедь в мечети.
Монотеизм — вера в одного бога, в отличие от политеизма — многобожия.
Номад — кочевник.
Одиозный — нежелательный, вызывающий к себе отрицательное отношение.
Олицетворение — наделение человеческими свойствами и обликом сил природы.
Ориентализм — востоковедение.
Пайгамбар — то же, что и пророк, высший сан приближенного к богу.
Пантеизм — учение, сближающее понятия “природы” и “бога”, или даже отождествляющее их.
Паломничество — путешествие к святыням с целью поклонения. В догматике ислама сохранена доисламская традиция арабов совершать общее паломничество (хадж) в месяце зу-л-хиджа и малое паломничество (умра), совершаемое в любое время года и с меньшим числом ритуалов.
Парсизм — или маздеизм — религия древних персов.
Пилигрим — паломник.
Плюрализм — множественность.
Популизм — ставка на популярность среди широких кругов населения.
Прамонотеизм — учение об изначальной вере в одного бога.
Редукционизм — сведение более сложного содержания к простому.
Реминисценция — отголосок, явление, наводящее на сопоставление с чем-либо.
Сабеизм — от названия древнеаравийского племени сабеев, древняя религия в Месопотамии и Аравии до ислама, характерная культом небесных светил.
Сакральный — священный, святой; десакрализация — снятие покрывала святости с чего-либо.
Сегрегация — в данном случае отделение ислама от других религий; вид расовой или религиозной дискриминации.
Сентенция — нравоучение, изречение морального характера.
Секуляризация — освобождение от религиозного влияния в общественной жизни и в умственной деятельности.
Сепаратизм — стремление к отделению, к обособлению.
Синкретизм (религиозный) — смешение разнородных культов или воззрений, несовместимых друг с другом.
Табуизация, от табу — религиозно-мистический запрет.
Тафсир — толкование Корана.
Толерантность — веротерпимость.
Тотемизм — одна из форм древнерелигиозных культов, связанных с обоготворением животных, а также с верой в сверхъестественное родство с животным и растительным миром, реже с явлениями природы.
Улемат — мусульманские богословы.
Фетва (фатва) — мнение религиозного авторитета в исламе.
Фетишизм — форма древнерелигиозного культа, наделяющая объекты воображаемыми необычными или сверхъестественными свойствами.
Фундаментализм (в исламе) — движение, опирающееся на идею возврата мусульманской общины к принципам “незамутненного”, “чистого” ислама, провозглашенного Мухаммедом.
Эзотеризм — учение о тайном, скрытом смысле, который открывается лишь ограниченному кругу людей.
Экуменизм — движение за объединение христианских церквей, приобретающее в наше время характер сближения других конфессий.
ЛИТЕРАТУРА
Авксентьев А.В. Коран, Шариат и адаты. —Ставрополь, 1966.
Алов А.А., Владимиров Н.Г. Ислам в России. —М., 1996.
Аравийская старина. Из древней арабской поэзии и прозы /Перевод с арабск. —М.: ИВЛ, 1983.
Аршаруни А.М. Бехаизм. М., 1930. Его же. Бабизм. М.-Л., 1931.
Ас-Сибан М. Исламский социализм. Дамаск, 1959 //Социальное учение исламского возрожденчества. —М., 1990.
Ахмад ибн А’Сам ал-Куфи. Книга завоеваний /Перевод с арабск. З.М.Буниятова. —Баку, 1981.
Бартольд В.В. Ислам //Соч., т. VI. —М.: Наука, 1966.Его же. Культура мусульманства. Там же.
Беляев Е.А. Арабы, ислам и арабский халифат в раннее средневековье. —М.: Наука, 1966. Его же. Мусульманское сектантство. М.: ИВЛ, 1957.
А. Фон Борке. Непредвиденные последствия советской интервенции в воинственном исламизме. — М.: РАН ИНИОН, 1998.
Вагабов М.В. Ислам и женщина. —М.: Мысль, 1968.
Васильев А.М. История Саудовской Аравии. —М.: Наука, 1982. Его же: Пуритане ислама? —М.: Наука, 1967.
Вельхаузен. Магомет — основатель ислама. —М., 1991.
Вольней К.Ф. Путешествие Вольнея в Сирию и Египет, бывшее в 1783, 1784 и 1785 годах. Ч. 1-2. —М., 1791-1793.
Гайнутдин Равиль. Ислам: истоки, источники, становление, вероучение и культ, распространение. —М., 2000.
Гольдциэр И. Культ святых в исламе. —М.: ОГИЗ-ГАИЗ, 1938. Его же: Лекции об исламе. Перевод с нем. —Спб., 1912.
Грюнебаум Г.Э. Классический ислам. 600-1258. —М.: Наука, 1988.
Ермаков И., Микульский Д. Ислам в России и Средней Азии. —М., 1993.
Еремеев Д.Е. Ислам. Образ жизни и стиль мышления. —М.: Политиздат, 1990.
Жданов Н.В., Игнатенко А.А. Ислам на пороге XXI века. —М.: Политиздат, 1989.
Журавский А.В. Христианство и ислам. —М.: ИВЛ, 1990.
Игнатенко А.А. Парадоксы и антиномии властвования в средневековом исламе //Восток, 1993, № 2.
Идрис Шах. Суфизм /Изд. Клышников, Комаров и др. —М., 1994.
Изречения и деяния (хадисы) Пророка Мухаммада. —М., 1998.
Ирвинг Вашингтон. Жизнь Магомета [перевод]. —М., 1990.
Ислам в СНГ. —М.: ИВ РАН, 1998.
Ислам в СССР. —М.: Мысль, 1983.
Ислам в истории народов Востока. —М., 1981.
Ислам минбаре — Трибуна ислама. — Газета Духовного управления мусульман Центрально-Европейского региона России. —М., 1997-2000.
Ислам: происхождение, история и современность. —М.: Знание, 1984.
Ислам. Историографические очерки /Под общей редакцией С.М. Прозорова. —М.: Наука, 1991.
Ислам. Энциклопедический словарь. —М.: Наука, 1991.
Кабус-намэ. —М.: ИВЛ, 1958.
Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. —М.: Наука, 1978.
Керимов Г.М. Шариат — закон праведных мусульман //Диспут. —М., 1992, № 1.
Керимов Г.М. Шариат. —М., 2000.
Климович Л.И. Ислам. М., Наука, 1965.
Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождение и мифология. —М.: Политиздат, 1988.
Коран /Перевод и комментарии И.Ю. Крачковского. —М.: ИВЛ, 1963.
Коровиков А.В. Сейид Кутб — идеолог исламского экстремизма //Религии мира. История и современность. —М., 1986. Его же: Исламский экстремизм в арабских странах. М., 1990.
Крымский А.Е. История арабов и арабской литературы. Ч. 1-2. —М., 1911-1912.
Крымский А.Е. История Персии, ее литературы и дервишеской теософии. Т. I-III. М., 1090-1917.
Куртц Пол. Искушение потусторонним /Перев. с англ. —М.: Изд-во Академический проект, 1999.
Куртц Пол. Запретный плод. Этика гуманизма. —М.: Изд-во Гиозис, 1993.
Кутб С. Сражение между исламом и капитализмом. Каир, 1951 //Социальное учение исламского возрожденчества. —М., 1990.
Малашенко А.В. Коммунизм в тени ислама //Восток, 1993, №2.
Малиновский Б. Магия, наука, религия. —М.: Рефм-Бук, 1998.
Малышева Д.Б. Исмаилиты //Вопросы истории, 1977, № 2.
Массэ А. Ислам. Очерк истории /Перев. с франц. Изд. 3-е. —М.: Наука, 1982.
Матар Н.И. Знакомьтесь: ислам /Перев. с англ. София, 1997.
Маудуди Абул-Али. К пониманию ислама. —Новосибирск, 1995.
Его же: Исламское право и конституция. Права граждан. Карачи, 1955 (ар. яз.).
Мец Адам. Мусульманский ренессанс. —М.: Наука, 1966.
Милославский Г.В. Интеграционные процессы в мусульманском мире. —М.: Наука, 1991.
У. Монтгомери Уотт. Влияние ислама на средневековую Европу. —М.: Наука, 1976.
Мусульмане России накануне XXI века. Материалы международной научной конференции. Москва, 6 сентября 1997 г. —М., 1998.
Мухаммедов И.Ф. Исламский фундаментализм и его роль в событиях в Афганистане в 1978-1988 гг. —Ташкент, 1991.
Мухаметшин Фарид. Взгляд на исламский фундаментализм. —М.:Научная книга, 1998.
Негря Л.В. Общественный строй Северной и Центральной Аравии в V-VII вв. —М.: ИВЛ, 1981.
Пальванова Б.П. Эмансипация мусульманки. —М.: Наука, 1982.
Петраш Ю.Г. Тень средневековья. —Алма-Ата: Казахстан, 1981.
Петраш Ю.Г. Философия мусульманского Востока IX-XII вв. —Обнинск, 1992.
Петраш Ю.Г. Перлы немеркнущих мыслей. Научно-философская культура мусульманского Востока. —Обнинск, 1998.
Петрушевский И.П. Ислам в Иране в VII-XVI веках. —Л.: ЛГУ, 1996.
Пиотровский М.Б. Коранические сказания. —М.: Наука, 1991.
Происхождение ислама. Хрестоматия /Сост. Евг. Беляев. —М.: ОГИЗ, 1931.
Рукоййя Максуд. Ислам /Перев. с англ. —М., 1999.
Саидбаев Т.С. Ислам и общество. Опыт историко-социологического исследования. —М.: Наука, 1978.
Священный Коран о человеке, его жизни и бессмертии. Хрестоматия /Сост. Р. Гайнутдин и Т. Саидбаев. —М., 1998.
Социально-политические представления в исламе: история и современность. —М.: Знание, 1987.
Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. —М.: Наука, 1986.
Томара М. Истоки ваххабизма //Атеист, № 53, 1930, с. 71-80.
Фильштинский И.М. Арабская литература в средние века. —М.: ИВЛ, 1977. Его же: История арабов и халифата. —М.: ИВЛ, 1999.
Хартли Майкл Х. Сто великих людей /Перевод с англ. —М., 1999.
Хишам ибн Мухаммад ал-Калби. Книга об идолах /Перевод с арабск. Вл.В.Полосина. —М.: Наука, 1984.
Хрестоматия по исламу. —М.: Восточная литература, 1994.
Buhl F. Das Leben Muhammeds. Heidelberg, 1955.
Hirschberg J.W. Jьdische und christliche Lehren im vor und frьhislamischen Araben/ Ein Beitrag zur Entstehungsgeschichte des Islams. Krakow, 1939.
Свидетельство о публикации №201091400122