Догматика

Учение богословия
Через своего пророка Мухаммеда (да благословит его Аллах и приветствует) Аллах послал людям повеления о том, как им следует верить во Всевышнего. В книге истинной, Коране, Аллах предписывает: “Веруйте в Аллаха и Его посланника и писание, которое Он низвел своему посланнику, и писание, которое Он низвел раньше. Кто не верит в Аллаха и его ангелов, и его писания, и его посланников, и в последний день, тот заблудился далеким заблуждением” (4, 135). И вера (ар. иман) должна быть искренной, без фальши, иначе бог не зачтет ее в судный день и душа лицемера (ар. мунафик) угодит в ад. Самое главное в исламе — это вера в Аллаха как в единственного бога (ар. ат-таухид) и отрицание веры во многих других богов (ар. ширк). Поэтому мусульмане произносят первую же молитву: “Нет божества, кроме Аллаха” (ар. ля илях илля ллах). А для укрепления веры мусульмане молятся, постятся, уплачивают добровольный налог, совершают паломничество, выполняют ритуалы и обряды. Все это очищает душу мусульманина и делает его тихим, скромным, приятным и полезным для других людей.
Позиция науки
В любой религиозной системе вырабатывается и определяется совокупность основных положений вероучения, которые становятся обязательными для последователей данного культа. Вырабатывая эти положения, богословие преподносит их от имени бога, представляя в качестве вечных и неизменных, то есть возводит их в  д о г м у. Догматические положения становятся как бы каркасом вероучения, который в процессе дальнейшего развития культовой системы обрастает массой дополнений — мнений, взглядов, ритуалов, обрядов и т.п. Культовая практика показывает, что догма отнюдь не непоколебима. Содержание самих элементов, составляющих догму, постоянно изменяется под влиянием жизненных условий, потребностей и прогрессирующих взглядов самих последователей данного культа. Хотя, конечно, координатные положения догмы сохраняются.
Теперь о догматике как “символе веры” (ар. акида) в исламе.
Она так же, как и в других религиях, не появляется по наитию или внезапно. Складывавшийся в систему культ Аллаха нуждался в таких положениях, которые бы определяли главные контуры вероучения. Это устраняло существовавшую разноголосицу во взглядах на культ Аллаха, разводя по сторонам сторонников многобожия и единобожия, создавало условия для становления самого ислама.
Содержащиеся в Коране положения об элементах культа Аллаха были явно недостаточными для расширяющейся новой монотеистической системы. В стане богословов разгорались жаркие дебаты на протяжении VIII-XII вв., породившие массу мнений, толков и учений. В конечном счете выработанные положения приобрели характер догмы ислама, обязательной к признанию и исполнению мусульманами.
Это говорит о том, что догматика ислама порождена потребностями находившегося в стадии становления культа Аллаха и имеет вполне земные основания своего происхождения.
Что же составляет саму догматику ислама?
Ее основными элементами являются:  в е р а  в  е д и -н о г о  б о г а  А л л а х а,  в  п р е д в е ч н о с т ь  К о р а н а, п р и з н а н и е  М у х а м м е д а  п р о р о к о м  А л л а х а,  в с у щ е с т в о в а н и е  а н г е л о в  и  д у ш,  в  п р е д о п р ед е л е н и е,  к о н е ц  с в е т а  и  в о з д а я н и е  д у ш а м у м е р ш и х  а д с к о й  и л и  р а й с к о й  в е ч н о й  ж и зн и.
Повторяем: это — лишь основные составляющие мусульманской догмы, определенные традицией ортодоксального богословия суннитов.
В других направлениях (и даже в самом суннизме) они признаются за основу, но варьируются в зависимости от своих богословских позиций.
Если мы сравним вышеприведенную систему элементов догматики с изложенной в Коране (4, 135), то легко заметим существенную разницу. Она подтверждает тот факт, что догма в исламе — не единовременный акт, она находилась в процессе своего становления и развития по мере образования самой системы мусульманского богословия. Самая вера (иман) и культ ислама держатся на пяти принципах или столпах (ар. аркан ад-дин):
1. (Ар. аш-шахада) — убеждение в единственности Аллаха как бога и признание Мухаммеда его пророком: “Верую, что нет бога, кроме  Аллаха, и Мухаммед — посланник Аллаха” (ар. “Ашхаду, анна иллаха илля л-лаху уа Мухаммадун расулу л-лахи”).
2. Ежедневное отправление пятикратной молитвы (ар. ас-салат, перс. намаз).
3. Соблюдение 30-дневного поста в месяце рамадан (ар. ас-саум, перс. рузе, турецко-татарск. ураза).
4. Уплата налога с имущества и доходов (1/40 части) в пользу мусульманской общины (ар. аз-закат, закят).
5. Совершение паломничества в Мекку к ее святыням (ар. ал-хадж), если мусульманин в состоянии это сделать.
Иногда в силу конкретных социальных ситуаций к числу столпов ислама относят “священную войну за веру” (ар. ал-джихад, тюркск. газават)  против неверных (ар. кафир, турецк. гяур). Однако в условиях современной цивилизации популярность джихада, служившего важным средством в руках феодальных кругов, резко падает. Сам принцип джихада как войны становится все более непопулярным и подвергается различным интерпретациям.
Вот характерный пример.
В беседе с одним из мусульманских богословов он мне сказал так: “Неправильно понимать джихад как войну, это — состояние, при котором сходятся разные мнения или принципы. Вот мы с вами спорим по многим аятам Корана, и каждый высказывает свою точку зрения. Это состояние дискуссии, когда сталкиваются разные мнения, и есть джихад. Что же в этом плохого, если столкновение разных позиций рождает истину? И только ослепленные злобой, не понимающие учение Корана могут использовать джихад как знамя кровавой войны. Ислам за них не в ответе!”. Это — типичная позиция модернизации, несомненно, воинственной сути джихада. Хорошо известно, что и в наше время нередко вспыхивают призывы к джихаду враждующих сторон. В Афганистане, например, был объявлен джихад войскам Советского Союза, вмешавшегося во внутренние дела этой страны. Но и после ухода советских войск противоборствующие силы самих же мусульман, воюющие за власть, объявили друг другу джихад. В Чечне был объявлен джихад России.
Значит, любой принцип, возведенный в религиозную догму, не может сохранять “навечно” свое содержание в неизменном виде; вызванный к жизни социальными потребностями, он сохраняет свой мировоззренческо-идеологический потенциал и даже по прошествии многих веков может быть использован любыми социальными кругами в интерпретированном виде.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.