Реклама

Реклама - это вид искусства, уже прочно вошедший в нашу жизнь. По всем средствам массовой информации (СМИ) идет массированная реклама товаров и услуг, занимая значительную часть эфирного времени и печатных изданий.
Среди рекламных роликов есть, конечно, настоящие шедевры, говорящие о большом мастерстве их создателей. И такие ролики даже смотреть приятно! Но, к сожалению, их не так много.
Многие рекламные ролики или просто нелепы, или в них присутствуют ошибки, или же показываются отрицательные стороны поведения людей как нормальное явление. Я считаю, что в рекламе все-таки должна быть какая-то цензура (и не только от Министерства по антимонопольной политике). Приведу далее некоторые примеры. Примеров недобросовестной и некачественной рекламы можно привести большое множество.
В рекламе бытовой техники Zanussi говорится, что "Параллельные линии не пересекаются - доказано Евклидом". Но ведь известно, что Евклид факт непересечения параллельных линий принял за аксиому (как утверждение, не требующее доказательств); и на этом строится вся Евклидова геометрия.
В одной рекламе сухого дезодоранта Rexona один мужик говорит другому: "Если она - коп, то почему ты весь взмок?" И показывают вспотевшую рожу мужика и спокойное лицо девушки, которую обыскивали. Первой мыслью у меня было, что она этим дезодорантом себе рожу натерла, а тот мужик этого просто не догадался сделать. Интересно, что после того, как я опубликовал этот факт в Интернете (в новостях, форумах, чатах), этот рекламный ролик тут же исчез с экранов телевизоров (хотя, может быть, это просто совпадение). Подобное также присутствует в ролике, где водитель-инструктор принимает экзамен у девушки, и в др. рекламных роликах дезодоранта Rexona.
В др. ролике, герои клипа говорят, что они больше не пользуются зубной пастой, а пользуются средством для ухода за всей полостью рта. Но ведь известно (и это указывается на тюбиках практически всех зубных паст), что любая зубная паста служит и для освежения полости рта и уходом за ней.
Почему в рекламе растительного масла (разных производителей, в частности – "Олейна") говорится, что продукт не содержит холестерина?! Растительное масло никак не может содержать холестерин!
Очень часто в рекламных роликах показывается предательство, причем, как нормальное естественное явление. Нельзя подобные ролики вообще выпускать на публику. Чему они учат молодежь!?
В двух рекламных роликах напитка Mirinda, где Синбад вызывал джина, и где девушка вызывала космических спасателей, спасения не было. ("Жизнь хороша, когда пьешь не спеша!")
В др. рекламном ролике преподаватель спрашивает учеников: "Кто украл Пепси из учительской? Вы все отчислены!" Потом встает один, и, выручая остальных ребят, говорит: "Это я!" Потом встает другой ученик; и видно, что он хотел сказать то же самое, но вместо этого он говорит: "Это он!" И весь класс потом вторит ему.
В рекламе кетчупа Calve жители квартир, мимо окон которых женщина для своих родных опускала на веревочке бутылку с кетчупом (на несколько этажей ниже), использовали приправу сами. А это - не что иное, как воровство.
Также реклама может внушать людям зависть: "Пусть друзья завидуют..." (шоколадные батончики "Финт"); "Ведь я этого достойна..." (косметика L'Oreal) и др.
Также реклама насаждает способствует спаиванию населения, проповедую среди нашей молодежи культ пива, способствуя дальнейшей деградации населения нашей страны. Уже вопрос "Кто пойдет за Клинским?" стал чуть ли не самым главным вопросом у современной молодежи. Что делают молодые люди в свободное время?- Конечно же, пьют пиво! И, конечно, наибольшие прибыли получают фирмы, торгующие рядом с учебными заведениями. Пиво продают в студенческих столовых; и каждый вечер из столовой выносят огромное количество ящиков с пустыми бутылками и складируют их громадными штабелями во дворе! Пиво уже продают и школьникам - без каких бы то ни было ограничений. Когда я задал вопрос продавщице пивного ларька на ВВЦ, продавшей пиво мальчику и девочке лет 12, она ответила, что на этот счет никаких инструкций не было. Когда же я спросил, что бы она сделала, если бы увидела, что пиво продают ЕЕ детям, она покраснела и готова была провалиться сквозь землю. Огромные средства, вкладываемые в рекламу пива, приносят громадные прибыли производителям пива. Когда один из депутатов Государственной Думы поднял вопрос об ограничении рекламы пива в СМИ, пивные компании начали массированную кампанию против него. Данный вопрос нужно срочно решать на государственном уровне, иначе потом будет поздно. Хорошо, что была ограничена реклама на сигареты, и закон был принят против курения (хотя, и тут время упущено). Должна быть идеологическая политика государства, направленная на укрепление здоровья населения страны. Должны быть внесены поправки в закон о рекламе.
Но самый часто встречающиеся негативные моменты в рекламе - недобросовестная реклама, вводящая потенциальных покупателей товаров и услуг в заблуждение. Примеров тому - миллион! Например, шоколадные батончики Snickers и Mars вовсе не являются шоколадными, как говорится о них в рекламе, т.к. не содержат какао-масла (читайте журналы "Спрос" и "Потребитель", смотрите телепередачи "Впрок"). Очень часто в рекламе занижаются цены на товары (машины, сотовые телефоны, компьютеры и мн.др.) и услуги. На халяву придет много покупателей; и какая-то часть из них все-таки сделает покупку по более (а иногда и значительно более) высоким ценам.
Практически всегда недобросовестной является реклама сотовой телефонной связи. (Ее можно даже назвать образцом или эталоном недобросовестности рекламы. Не зря же в народе компании - операторы сотовой связи называют сокращенно - "ОпСоСами".) Почти всегда в рекламе тарифов сотовой связи цены указываются без НДС; и часто даже упоминания об НДС нет. Много в рекламе сотовых операторов и др. нарушений. (Очень хороший сайт в Internet на эту тему: http://opsos.narod.ru.)
В щитовой рекламе также можно увидеть много некорректностей. В одной рекламе пива (очень большой рекламный щит) присутствуют слова, написанные большими буквами: "Я хочу тебя, Солодов". Очень мелко в углу нарисованы бутылки пива, издали совсем незаметные. Ну как сразу можно понять, что имеется в виду. Один из прохожих говорит другому: "Неужели теперь можно заплатить деньги и демонстрировать в городе любые надписи?!" Удивлялись оба, пока не подошли ближе и не увидели мелко нарисованные бутылки пива в углу щита. (И я тоже вместе с ними обратил на это внимание. Тогда еще не началась массированная реклама этого пивного брэнда по телевидению, поэтому они и я были еще не в курсе.)
Как-то я приехал в Курск и выезжал с привокзальной площади на автобусе. И первое, что бросается мне в глаза - громадный рекламный щит с надписью: "Забудь про пятна!" На плакате также были нарисованы облака и небольшая упаковка с надписью "Librez". И если не знать этой торговой марки, то не поймешь, что вообще рекламируется - чистящие средства или женские прокладки. Не заметить этот плакат, выезжая с площади, было просто невозможно, т.к. он был громадных размеров и затмевал все остальные рекламные щиты. Один из пассажиров маршрутного такси, в котором я ехал, сразу же указал на этот плакат. И все пассажиры потом очень долго смеялись. А кому была непонятна тема рекламы (а в автобусе, следующем по маршруту до автовокзала, было много людей деревенских), тому, конечно, объяснили.
Или такая ситуация. На борту трамвая громадными буквами написано: "Отдых в Греции за $1500!" Ну какой же пассажир ТРАМВАЯ поедет в Грецию за $1500?!
Далее вы, читатели, наверняка можете дополнить мой рассказ о рекламе и др. случаями некачественной и недобросовестной рекламы.
Тему рекламы очень часто поднимают наши юмористы и сатирики. В их монологах очень часто звучат пародии на рекламные ролики, рекламные слоганы. На тему рекламы мне очень понравились некоторые монологи Евгения Петросяна, очень хорошо обрисовавшего состояние рекламного дела на Российском телевидении (http://www.petrosyan.ru).
Нельзя сказать, что сам я поддаюсь на рекламу. Но я стараюсь попробовать практически все, что рекламируется, не отдавая предпочтение какому-либо из рекламируемых товаров. Если мне нужно что-то купить, то я обычно покупаю то, что рекламировалось, но то, что еще не пробовал. По моей статистике, по крайней мере, половина товаров практически полностью удовлетворяют описаниям из рекламы (качество продукта, его полезность и удобство использования). Другая половина товаров описанию в рекламе не соответствует, или же они значительно хуже аналогичных товаров, также рекламируемых в СМИ. Очень уж много недобросовестной рекламы!
Понятное дело, рекламные ролики сочиняют профессионалы; используются приемы нейро-лингвистического программирования (НЛП) и другие; и рекламные слоганы западают в память людей, заставляя их, по крайней мере, останавливать свой взгляд на прорекламированных товарах в магазине или на рынке. Очень запоминаются рекламные ролики в песенной форме. Бывает даже, идешь по магазину или по рынку, и, на что ни посмотришь, сразу в голове прокручивается соответствующие рекламный ролик, песня из рекламы или рекламный слоган. Да, получается: "Tefal, ты всегда думаешь ЗА нас!"
Но может быть и такое (утрирую ситуацию, конечно), что реклама может оказать на людей и противоположный эффект. Скоро, наоборот, благодаря такой навязчивой рекламе, может стать модным иметь у себя перхоть, кариес на зубах, пятна ("Забудь про пятна...") и прочее, очень часто упоминающееся ("рекламируемое") в рекламе.
У человека, который никогда не видел телевизора (или смотрел его последний раз лет 15 назад) и посмотрел сегодня хотя бы один фильм или телепередачу (с рекламными вставками, конечно), может сложиться мнение, что самые большие проблемы в России - это перхоть, пятна, кариес и "Кто пойдет за Клинским", а остальные проблемы просто не стоят его внимания.

2000-2001-2004 (Одна моя знакомая студентка писала курсовую работу по теме рекламы, и попросила меня поискать информацию по этому поводу в Internet. Я даже не стал этого делать, а написал этот сатирический рассказ, который очень пригодился и моей знакомой, написавшей курсовую работу по теме недобросовестной рекламы.)


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.