Война без потерь

Благодаря приглашению организаторов мне удалось попасть на "лесную" часть второго всероссийского историко-культурного фестиваля "Гардарика". Вдали от Пензы, в семи километрах от Сосновки, спрятавшись от назойливых камер телевизионщиков и газетчиков, участники целую неделю жили по законам предков, чтя древние традиции. Вся одежда, вооружение, предметы обихода воссозданы по старинным летописям и археологическим находкам и изготовлены точь-в-точь как много веков назад.
В ЛЕСУ.
Игра чрезвычайно интересна, т.к. несмотря на многочисленные упрощения, получается некое подобие старины. Члены различных клубов, прекрасно осведомленные в истории древней Руси, составляют правила, по которым будет вестись игра. Основными документами, на которые ориентируются составители, являются "Суд Ярославль", составленный Ярославом Мудрым, и произведение его сыновей "Русская правда". В правилах затрагивается практически все: экономика, жизнь городов, взаимоотношения между игроками. Контроль за исполнением игровой конституции лежит на плечах мастеров, которыми обычно становятся инициаторы или организаторы. Все, что не запрещено - разрешено. С началом "Гардарики" несколько гектаров леса в нескольких километрах от Сосновки стали местом воплощения хитроумнейших интриг и заключения тайных союзов. Политика есть и здесь.
В этом году на "Гардарике" организаторы смоделировали карту Киевской Руси IX века. Игроков "расселили" в Киев, Чернигов, Ладогу и город купцов Гнездово.
Каждый участник волен был начать "Гардарику" практически кем угодно - хоть рабом, хоть князем. Конечно, неплохо, если желания соответствуют возможностям, иначе можно на себе ощутить скрытый смысл поговорки "из грязи в князи". Даже маститые игроки иногда попадают впросак. Был такой случай: на игре одному князю приглянулась иногородняя красавица и он, недолго размышляя, удумал на ней женится. Сказано - сделано. А суженая его оказалась заурядной рабыней. Не догадался князь познакомится с ней поближе. Поэтому когда через пару часов после свадьбы в город заявился князь-конкурент и начал качать права, незадачливый молодожен находился в крайне затруднительном положении. Обычно клубы заранее обговаривают роли участников, хотя иногда случается так, что некоторые игроки предпочитают свободный выбор.
Достаточно удачно смоделирована экономика. Роль различных товаров выполняют чипы - специальные бумаги с записями. Например, обычный воин должен иметь с собой хотя бы пару чипов - продовольственный и железный. Первый, производимый поселением, в конце дня забирает мастер, если же его у игрока нет, то значит он "умирает". Второй чип, железный, "выковываемый" кузнецом, дает воину право на ношение доспехов и оружия.
Роль природы исполняет мастер игры, обходящий города и выписывающий чипы на урожай, на "железо" и другие товары. Экономика служит основой всех интриг. Некоторые князья, не выходя из своего города, наживают огромные состояния в чипах. Например, сговорится какой-нибудь Олег Древлянский с кузнями и установит монополию. Стоимость "железных" чипов взлетает в три-четыре раза. Вот вам и кризис налицо.
Но вести только экономическую игру скучно, к тому же чужое добро всегда привлекает соседей. Не хватает, к примеру, киевлянам продовольствия и они идут в поход на Ладогу.
Ратными подвигами нелегко добывать славу и хлеб насущный. Нужно постоянно доминировать. Слабого соседа победить легче. Можно "заказать" другого князя. В средствах тут не гнушаются - могут подослать наемника или используя вышеупомянутый пример, женить соседа на рабыне или девушке, которая при первом же удобном случае "чикнет" его ножичком по горлу и сбежит.
Некоторым князьям неинтересно вести хитрую экономическую политику и они, собрав мощную дружину, идут в поход. Подходят к слабо защищенному городу и начинается "развод на крышу". Необязательно брать город штурмом и разорять, когда можно обложить его данью. Впрочем, обещания о защите от других захватчиков, как и у современных "крыш", обычно остаются лишь обещаниями.
С сильными соперниками приходится сражаться. Все важные поединки и битвы судит мастер. Обычно соперники бьются на деревянном оружии, а в качестве наконечников для стрел используется поролон. Поединки ведутся по специальным правилам, где расписаны все нюансы боя. Существует понятие "хитов" - количеств ударов, которых надо нанести противнику для победы. Наличие кольчуги, шлема и других доспехов добавляет хиты, а наличие у противника, скажем, топора, снимает у бойца целых два хита. При такой несложной арифметике бой ведется обычно до пяти-шести пропущенных ударов. У крепостных сооружений есть свои степени стойкости. Например, чтобы прорваться в город необходимо, чтобы не менее четырех воинов нанесли свыше десяти ударов тараном по воротам. После одного из таких штурмов один из защитников города рассказал мне поучительную историю: "Вижу, бегут четверо с тараном. Я одного из них двумя стрелами выбиваю, дальше втроем побежали. Через десять метров мастер говорит: "Стоп. Все умерли. Один от стрел, остальные надорвались" Атака у этой дружины была напрочь сорвана, тем более что таран несли лучшие бойцы."
Все трупы после сражения отправляются своим ходом на четыре часа "смерти" в "Страну мертвых". Обычно это место близ "кабака". "Кабак" - место уникальное, эдакая пространственно-временная дыра в игре. Сделана она для поддержания связи игроков с организаторами. Зачастую "кабаком" является небольшой шатер, под куполом которого расположено что-то вроде кафе. Здесь можно без боязни быть убитым отпраздновать победу, войти в сговор, заключить мир или, наоборот, придумать хитроумное нападение на врага. Некоторым "мертвякам" скучно на четыре часа выпадать из игры и они за общественно-полезную работу на "кабак": принести воды, собрать дров и т.д., вдвое сокращают время пребывания в "Стране мертвых".
Отдельно от игры был проведен максимально приближенный к реальности турнир на природе. Бились, правда, на ненастоящем оружии, чтобы не покалечить друг друга. Во время турнира творилась какая-то мистика - над ристалищем кружил ворон, птица войны. Ближе к финалу начался дождь, но над поляной, озаряемой вспышками молний, не пролилось ни капли. В турнире одержал победу уже ставший легендарным боец "Засеки" Данила.

Я, тоже зная, что мне ничего не светит, попробовал сразится с Борисом из московского "Викинга". Когда бьешься с профессионалом, шансов на победу нет. После десятка пропущенных ударов мне все же удалось "размочить" счет, а потом Борис перестал поддаваться... Вот с луком обращаться гораздо проще, нежели со щитом и мечом: со второго колчана мои стрелы начали попадать в щит, укрепленный на удалении в двадцать метров.
...На лагерь опустилась ночь. Безоблачное небо усеяно сверкающими звездами. С недавно выкошенного поля, ярко освещенного луной, доносятся трели сверчков. Мы сидим в тени: высокие деревья закрывают нас от несуразной луны, зависшей над чащей. Почти вся дружина собралась у костра. Мастер игры Саша Быков достает гитару. Дружина затянула песни про древнюю Русь, про дракары викингов, про славных воинов. Некоторые песни написаны пензенскими участниками "Гардарики": игроками Алексеем Петровым и Александром Быковым.
Замечательно характеризуют фестиваль и все военно-историческое движение следующие строки:
А над Доном, над степью, встает, занимается день,
Заливные луга и холмы открывает туман.
Князь Дмитрий встает посреди своих ратных людей
И Мамай направляет коня на высокий курган.

Мы глядим сквозь бармицы плеть
Как коня задирает и мчится вперед Челубей,
Как навстречу ему черной птицей летит Пересвет,
И как падают оба пронзенные с ярых коней.

...Мне то что, - синяки да погнутый дюралевый меч,
Улыбаясь, я встану, шишак отряхну от земли.
Мы играем в войну, но не рубим же головы с плеч,
А они у Непрядвы и Дона навеки легли.
Спать пришлось в чистом поле, у костра. Вместо постели - щит и одеяло. Холодно. Земля покрывается росой и "кровать" становится влажной. Посидишь у костра, подкинешь дров, согреешься. Начинает клонить в сон. Только устроишься поудобнее и забудешься- просыпаешься от холода. Таким образом, с двух часов ночи до шести утра пришлось четыре раза "подкармливать" костер заранее припасенным сушняком. Зато около пяти часов утра удалось полюбоваться замечательной картиной: на востоке заалела заря и в ее лучах стал виден густой туман, покрывший лес. Ниже, в долине, ничего не видно из-за медленно стекающих из леса молочных струй утреннего воздуха.
"Капитально" удалось заснуть лишь после восхода солнца. Просыпаться было страшно - казалось, что во сне залез в костер. Становилось все жарче. "С ума, что ли, все сошли: еще дров подкидывают" думал я, при помощи воображения оказавшись на костре инквизитора. Пришлось открывать глаза. Половина лагеря неторопливо отходила ото сна. Огонь, чуть не съевший меня, оказался солнечными лучами.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.