Война без потерь
В ЛЕСУ.
Игра чрезвычайно интересна, т.к. несмотря на многочисленные упрощения, получается некое подобие старины. Члены различных клубов, прекрасно осведомленные в истории древней Руси, составляют правила, по которым будет вестись игра. Основными документами, на которые ориентируются составители, являются "Суд Ярославль", составленный Ярославом Мудрым, и произведение его сыновей "Русская правда". В правилах затрагивается практически все: экономика, жизнь городов, взаимоотношения между игроками. Контроль за исполнением игровой конституции лежит на плечах мастеров, которыми обычно становятся инициаторы или организаторы. Все, что не запрещено - разрешено. С началом "Гардарики" несколько гектаров леса в нескольких километрах от Сосновки стали местом воплощения хитроумнейших интриг и заключения тайных союзов. Политика есть и здесь.
В этом году на "Гардарике" организаторы смоделировали карту Киевской Руси IX века. Игроков "расселили" в Киев, Чернигов, Ладогу и город купцов Гнездово.
Каждый участник волен был начать "Гардарику" практически кем угодно - хоть рабом, хоть князем. Конечно, неплохо, если желания соответствуют возможностям, иначе можно на себе ощутить скрытый смысл поговорки "из грязи в князи". Даже маститые игроки иногда попадают впросак. Был такой случай: на игре одному князю приглянулась иногородняя красавица и он, недолго размышляя, удумал на ней женится. Сказано - сделано. А суженая его оказалась заурядной рабыней. Не догадался князь познакомится с ней поближе. Поэтому когда через пару часов после свадьбы в город заявился князь-конкурент и начал качать права, незадачливый молодожен находился в крайне затруднительном положении. Обычно клубы заранее обговаривают роли участников, хотя иногда случается так, что некоторые игроки предпочитают свободный выбор.
Достаточно удачно смоделирована экономика. Роль различных товаров выполняют чипы - специальные бумаги с записями. Например, обычный воин должен иметь с собой хотя бы пару чипов - продовольственный и железный. Первый, производимый поселением, в конце дня забирает мастер, если же его у игрока нет, то значит он "умирает". Второй чип, железный, "выковываемый" кузнецом, дает воину право на ношение доспехов и оружия.
Роль природы исполняет мастер игры, обходящий города и выписывающий чипы на урожай, на "железо" и другие товары. Экономика служит основой всех интриг. Некоторые князья, не выходя из своего города, наживают огромные состояния в чипах. Например, сговорится какой-нибудь Олег Древлянский с кузнями и установит монополию. Стоимость "железных" чипов взлетает в три-четыре раза. Вот вам и кризис налицо.
Но вести только экономическую игру скучно, к тому же чужое добро всегда привлекает соседей. Не хватает, к примеру, киевлянам продовольствия и они идут в поход на Ладогу.
Ратными подвигами нелегко добывать славу и хлеб насущный. Нужно постоянно доминировать. Слабого соседа победить легче. Можно "заказать" другого князя. В средствах тут не гнушаются - могут подослать наемника или используя вышеупомянутый пример, женить соседа на рабыне или девушке, которая при первом же удобном случае "чикнет" его ножичком по горлу и сбежит.
Некоторым князьям неинтересно вести хитрую экономическую политику и они, собрав мощную дружину, идут в поход. Подходят к слабо защищенному городу и начинается "развод на крышу". Необязательно брать город штурмом и разорять, когда можно обложить его данью. Впрочем, обещания о защите от других захватчиков, как и у современных "крыш", обычно остаются лишь обещаниями.
С сильными соперниками приходится сражаться. Все важные поединки и битвы судит мастер. Обычно соперники бьются на деревянном оружии, а в качестве наконечников для стрел используется поролон. Поединки ведутся по специальным правилам, где расписаны все нюансы боя. Существует понятие "хитов" - количеств ударов, которых надо нанести противнику для победы. Наличие кольчуги, шлема и других доспехов добавляет хиты, а наличие у противника, скажем, топора, снимает у бойца целых два хита. При такой несложной арифметике бой ведется обычно до пяти-шести пропущенных ударов. У крепостных сооружений есть свои степени стойкости. Например, чтобы прорваться в город необходимо, чтобы не менее четырех воинов нанесли свыше десяти ударов тараном по воротам. После одного из таких штурмов один из защитников города рассказал мне поучительную историю: "Вижу, бегут четверо с тараном. Я одного из них двумя стрелами выбиваю, дальше втроем побежали. Через десять метров мастер говорит: "Стоп. Все умерли. Один от стрел, остальные надорвались" Атака у этой дружины была напрочь сорвана, тем более что таран несли лучшие бойцы."
Все трупы после сражения отправляются своим ходом на четыре часа "смерти" в "Страну мертвых". Обычно это место близ "кабака". "Кабак" - место уникальное, эдакая пространственно-временная дыра в игре. Сделана она для поддержания связи игроков с организаторами. Зачастую "кабаком" является небольшой шатер, под куполом которого расположено что-то вроде кафе. Здесь можно без боязни быть убитым отпраздновать победу, войти в сговор, заключить мир или, наоборот, придумать хитроумное нападение на врага. Некоторым "мертвякам" скучно на четыре часа выпадать из игры и они за общественно-полезную работу на "кабак": принести воды, собрать дров и т.д., вдвое сокращают время пребывания в "Стране мертвых".
Отдельно от игры был проведен максимально приближенный к реальности турнир на природе. Бились, правда, на ненастоящем оружии, чтобы не покалечить друг друга. Во время турнира творилась какая-то мистика - над ристалищем кружил ворон, птица войны. Ближе к финалу начался дождь, но над поляной, озаряемой вспышками молний, не пролилось ни капли. В турнире одержал победу уже ставший легендарным боец "Засеки" Данила.
Я, тоже зная, что мне ничего не светит, попробовал сразится с Борисом из московского "Викинга". Когда бьешься с профессионалом, шансов на победу нет. После десятка пропущенных ударов мне все же удалось "размочить" счет, а потом Борис перестал поддаваться... Вот с луком обращаться гораздо проще, нежели со щитом и мечом: со второго колчана мои стрелы начали попадать в щит, укрепленный на удалении в двадцать метров.
...На лагерь опустилась ночь. Безоблачное небо усеяно сверкающими звездами. С недавно выкошенного поля, ярко освещенного луной, доносятся трели сверчков. Мы сидим в тени: высокие деревья закрывают нас от несуразной луны, зависшей над чащей. Почти вся дружина собралась у костра. Мастер игры Саша Быков достает гитару. Дружина затянула песни про древнюю Русь, про дракары викингов, про славных воинов. Некоторые песни написаны пензенскими участниками "Гардарики": игроками Алексеем Петровым и Александром Быковым.
Замечательно характеризуют фестиваль и все военно-историческое движение следующие строки:
А над Доном, над степью, встает, занимается день,
Заливные луга и холмы открывает туман.
Князь Дмитрий встает посреди своих ратных людей
И Мамай направляет коня на высокий курган.
Мы глядим сквозь бармицы плеть
Как коня задирает и мчится вперед Челубей,
Как навстречу ему черной птицей летит Пересвет,
И как падают оба пронзенные с ярых коней.
...Мне то что, - синяки да погнутый дюралевый меч,
Улыбаясь, я встану, шишак отряхну от земли.
Мы играем в войну, но не рубим же головы с плеч,
А они у Непрядвы и Дона навеки легли.
Спать пришлось в чистом поле, у костра. Вместо постели - щит и одеяло. Холодно. Земля покрывается росой и "кровать" становится влажной. Посидишь у костра, подкинешь дров, согреешься. Начинает клонить в сон. Только устроишься поудобнее и забудешься- просыпаешься от холода. Таким образом, с двух часов ночи до шести утра пришлось четыре раза "подкармливать" костер заранее припасенным сушняком. Зато около пяти часов утра удалось полюбоваться замечательной картиной: на востоке заалела заря и в ее лучах стал виден густой туман, покрывший лес. Ниже, в долине, ничего не видно из-за медленно стекающих из леса молочных струй утреннего воздуха.
"Капитально" удалось заснуть лишь после восхода солнца. Просыпаться было страшно - казалось, что во сне залез в костер. Становилось все жарче. "С ума, что ли, все сошли: еще дров подкидывают" думал я, при помощи воображения оказавшись на костре инквизитора. Пришлось открывать глаза. Половина лагеря неторопливо отходила ото сна. Огонь, чуть не съевший меня, оказался солнечными лучами.
Свидетельство о публикации №201101500074