Предисловие

Город Обнинск появился на карте нашей страны сравнительно недавно. Официальная дата его рождения - 24 июля 1956 года, фактически же он был основан на десять лет раньше, в ходе решения важнейшей государственной задачи. Событие, открывшее новую эпоху в развитии мировой цивилизации - освоение ядерной энергии в мирных целях - положило начало и существованию нашего города. Но возник он не на пустом месте, здесь и прежде жили люди, и судьбы их тесно переплетались с судьбой Отечества. Издавна на территории современного Обнинска располагалось село Белкино и две деревни, Самсоново и Пяткино.
Авторы этой книги поставили своей целью восстановить историю города Обнинска и той местности, которую он занимает ("обнинской земли") с древнейших времен и до наших дней. При этом мы попытались представить всю историю России в разрезе исторического прошлого нашего края. Как в геологическом шурфе обнажаются древние пласты земной коры, так и перед взором читателя будут последовательно раскрываться минувшие века.
Мы приглашаем вас, дорогие читатели, совершить путешествие на машине времени, оставаясь при этом в одной и той же точке пространства, не покидая пределов города. Сначала мы опустимся до немыслимых глубин тысячелетий, а затем будем постепенно подниматься к поверхности, чтобы наконец вновь очутиться в своем времени. Это даст нам возможность лучше понять саму Историю, прикоснуться к ней, ощутить ее живое дыхание. Что происходило на том месте, где мы живем, две тысячи лет назад, пятьсот, пятьдесят лет назад? Вы увидите, как возникали здесь первые поселения древних племен, как зарождались средневековые деревни и села. Вы узнаете, какие тайны скрывают селища и курганы, почувствуете пленительное очарование жизни в старинных усадьбах и встретитесь с их владельцами, знаменитыми и почти не известными: от первого избранного царя до Прекрасной Дамы из стихов Андрея Белого. Перед вами развернется картина жизни простых крестьян в селе Белкине и окрестных деревнях на протяжении нескольких столетий, от опричнины до коллективизации, и вы сможете представить, как проходило становление города науки.
Безусловно, история страны или города - это прежде всего история людей, и они не должны казаться схематичными фигурами, безликими статистическими единицами. Вы увидите живых людей, которые трудились, страдали и радовались здесь, на нашей земле, в далекие и недавние времена.  Особое внимание уделено тем  жителям города  Обнинска,  чьи  имена  увековечены  в названии его улиц и площадей - пусть эти названия оживают,  пусть  обретают  плоть  и кровь.
Обнинск - очень молодой город, он заселялся еще на памяти его нынешних жителей. Люди съезжались сюда со всех концов страны, начиная строить жизнь на новом месте как бы с нуля, в отрыве от своих истоков и заветных традиций. На основной территории города не встретишь старинных зданий, хранящих дух истории, само присутствие которых возвышает и облагораживает душу. Поэтому обнинцам, особенно юным, в отличие от жителей древних городов, трудно ощущать свои исторические корни, у них еще не сформировалась "духовная оседлость" (по выражению Д.С.Лихачева). И, конечно, им гораздо сложнее осознавать свою связь с историей и культурой родной страны. Но без интереса к прошлому своего Отечества не может быть и настоящей любви к нему, не может быть подлинного, выстраданного патриотизма. А значит, не будет и полноценного нравственного развития личности, гармоничного воспитания души. Вот почему мы должны восстановить нарушенную связь времен.
Эта книга написана членами Обнинского краеведческого объединения "Репинка". Материал по истории края собирался по крупицам в течение многих лет, и в этом огромная заслуга всех обнинских краеведов, в том числе тех, кого уже нет рядом с нами.
Книга адресована самому широкому кругу читателей: она будет представлять интерес и для школьников, и для профессиональных историков. Это прежде всего научно-историческое исследование, позволяющее проследить развитие событий и процессов общегосударственного масштаба на примере конкретной местности. Повествование основано на обширной источниковой базе, в первую очередь на документах из центральных и местных архивов, а также воспоминаниях многочисленных очевидцев. И главная задача авторов, как и всех историков, как и самой исторической науки - воссоздать прошлое, чтобы лучше понять настоящее. Ради будущего.

                ГЛАВА I
               ДРЕВНЕЙШАЯ ИСТОРИЯ НАШЕГО КРАЯ

     Город Обнинск  расположен  в  бассейне среднего течения реки
Протвы,  относящейся  к  Волго-Окскому   междуречью.   Территория
Волго-Окского междуречья занимает самый центр Русской равнины,  и
происходившие здесь  исторические  процессы  напрямую  связаны  с
возникновением   русской  национальной  общности  и  становлением
нашего государства.  Поэтому  они  представляют  для  нас  особый
интерес.  В  первой  главе описывается древнейшая история края по
известным археологическим данным.
     В долине Протвы известно более ста памятников, относящихся к
периодам  от  мезолита до позднего средневековья.  Их открытием и
изучением мы обязаны трудам многих поколений археологов,  начиная
с членов Калужской учёной архивной комиссии,  образованной в 1891
году.  Развитие  археологии в Обнинске  связано с именем краеведа
В.С.Нестерова.

                Владимир Сергеевич Нестеров
                (1906-1987)
     Родился в Полтаве в семье учителей. С 1916 года семья жила в
Ташкенте,  где  он  учился в школе-коммуне выдающегося советского
педагога В.Ф.Лубенцова.  В 1930 году  окончил  физико-техническое
отделение  Индустриального  педагогического института,  занимался
преподавательской деятельностью в различных организациях  (в  том
числе  в  тресте  "Артикуголь"  на о.Шпицберген).  В 1938 году он
окончил  физфак  МГУ,  затем  работал  в  различных  акустических
лабораториях,  а  после  защиты  кандидатской  диссертации  -  на
кафедре акустики МГУ.

     С 1970 года,  после выхода на пенсию, Нестеров постоянно жил
в   Обнинске,   где  работала  его  жена  и  соратник  Н.Л.Бызова
(известный  учёный-метеоролог).  Здесь   он   начинает   серьёзно
заниматься археологией.  Во время импровизированных экспедиций по
окрестностям нашего города,  зачастую вместе  с  женой,  им  было
открыто   более   50-ти   археологических   памятников.  Владимир
Сергеевич был талантливым  пропагандистом  высокой  духовности  и
гуманистического   отношения  к  памятникам  культуры.  Все  свои
находки он передал  по  завещанию  в  городской  музей,  где  они
составили основу археологической коллекции.
     Нестеров привлек    к    обнинским    памятникам    внимание
общественности и ученых.  В 1983  году  в  окрестностях  Обнинска
работала экспедиция Института археологии АН СССР по паспортизации
памятников  под  руководством  И.К.Фролова,  в  которой   приняли
участие и обнинские краеведы. Эта экспедиция подтвердила основные
выводы  Нестерова.  Под  его  научным  руководством  был   создан
археологический клуб  школьников  АРКОС,  который  с  1983   года
участвует в  археологических  исследованиях в окрестностях нашего
города.  В последние годы раскопки памятников в обнинской  округе
проводились   силами   клуба   АРКОС   под  научным  руководством
калужского    археолога    Г.А.Массалитиной.    Эти     памятники
исследовались также археологами О.Л.Прошкиным и А.С.Фроловым.

                Клуб АРКОС

     Клуб АРКОС - добровольная некоммерческая организация детей и
взрослых.  Цель клуба - пропаганда археологических знаний, помощь
археологам  в  их  работе,  развитие  творческих  способностей  и
социализация подростков и молодёжи в коллективе сверстников  и  в
жизни  через  работу  в археологических экспедициях.  Члены клуба
принимают  активное  участие  в   экспедициях   по   исследованию
археологических памятников  от эпохи палеолита до средневековья в
различных районах России,  в том числе в  окрестностях  Обнинска.
Все   экспедиции  проводятся  под  научным  руководством  ведущих
российских учёных.  Большая часть  материалов,  представленных  в
этой  главе,  была  открыта  при  непосредственном участии членов
клуба.

     Наиболее древние находки в окрестностях Обнинска,  известные
к настоящему   времени,   относятся   к   эпохе   мезолита,   или
среднекаменного века.  Они  охватывают период от 9 до 5 тысяч лет
до н.э.
     В ближайших  окрестностях  Обнинска  известны мезолитические
стоянки у  сёл  Рябушки  и  Маламахово  близ  Боровска,  открытые
А.С.Фроловым. Они относятся ко времени предположительно от 8 до 6
тысяч лет до н.э. Культурная принадлежность этих стоянок точно не
определена.  Территория  Волго-Окского  междуречья  входит в зону
распространения    рессетинской,    иеневской     и     бутовской
мезолитических культур [4].  Эти культуры отличаются прежде всего
по  способу  изготовления  кремниевого  инвентаря.   Рессетинская
культура   (12-9   тысяч   лет  до  н.э.)  является  продолжением
костёнковской культуры,  распространённой на нашей  территории  в
верхнем палеолите, а носители иеневской (9-7 тысяч лет до н.э.) и
бутовской  (8-5  тысяч  лет  до   н.э.)   культур   пришлые.   Их
взаимоотношения  были  не  всегда добрососедскими.  В конце эпохи
мезолита  в  Волго-Окском  междуречье   установилось   господство
бутовской культуры.
  Летом 1999 года член клуба АРКОС,  ученик 11 класса школы  №
10  Сергей  Бурылин  открыл  мезолитическую  стоянку  на р.Наре у
д.Макарово  (близ  Тарутино).  Собранная  им  коллекция  содержит
несколько десятков предметов,  относящихся к эпохе мезолита:  три
топора,  скребок,  резец,  ножевидные пластины,  отщепы.  Находки
относятся   предположительно   к  иеневской  культуре.  Памятник,
открытый С.Бурылиным, многослойный. Он содержит слои, относящиеся
к  мезолиту,  неолиту  и бронзовому веку.  Кроме того,  на селище
Кривское-3,   находящемся   в   зелёной    зоне    Обнинска    (в
непосредственной близости к 51-му кварталу),  С.Бурылин обнаружил
топор,  отщеп,  ножевидную пластину и заготовку  орудия,  которые
также   относятся,   по-видимому,  к  иеневской  культуре.  Таким
образом,  можно  считать  доказанным,  что  заселение  территории
самого  города Обнинска началось в эпоху мезолита,  примерно за 8
тысяч лет до н.э.
     В эпоху неолита,  или нового каменного века, длившегося от 5
до  2,7  тысяч  лет  до  н.э.,  появилась  керамика.  Это  первый
искусственный   материал,   созданный   человеком.   Прежде  люди
использовали только природные материалы:  дерево,  кость, камень,
растительные  волокна.  Неолитическая керамика очень характерна -
она представляет собой остродонные и круглодонные сосуды емкостью
от 0,1 до 60 литров, украшенные по всей поверхности орнаментом из
вдавлений  различной  формы.  В  каждой  неолитической   культуре
использовались    свои    орнаменты,    отличающиеся   формой   и
расположением вдавлений.  Широко были распространены орнаменты из
круглых  ямок  и  штампов различной формы,  часто в виде гребёнки
(ямочно-гребенчатая керамика),  и орнаменты из  ямок  ромбической
формы  (ромбоямочная  керамика).  Первый вид орнамента характерен
для более  северных  культур  озёрных  рыболовов  района  Верхней
Волги,  второй  для  более  южных культур района Десны и верховий
Оки. На Протве встречаются оба типа орнаментов.
     Большие споры  среди специалистов вызывает цель орнаментации
сосудов: это может быть магией, способствующей сохранности сосуда
и  его содержимого,  а может быть просто технологическим приёмом.
Большие сосуды ёмкостью от  10  до  60  литров  использовали  для
хранения  припасов,  зарывая  их  в  землю.  Пищу в них готовили,
бросая в  сосуд  раскаленные  камни  или  разводя  костер  вокруг
закрепленного на земле сосуда.
     Неолитические культуры  Волго-Окского  междуречья выросли из
местных мезолитических культур,  их  носители  являются  предками
современных   финских   и   балтских  народов.  За  время  своего
существования они прошли несколько  этапов  развития  и  сложного
взаимодействия.  В  раннем  неолите  (5  -  4  тысяч лет до н.э.)
наблюдается   влияние   верхне-волжской   и   ранней   деснинской
(белёвской) [5] культур ,  в развитом неолите (4 - 3 тысяч лет до
н.э.) влияние льяловской [6] и  деснинской  (белёвской)  культур.
Верхне-волжская   и   развившаяся   из  неё  льяловская  культуры
относятся к кругу  культур  ямочно-гребенчатой  керамики,  а  для
деснинской   (или  белёвской)  культуры  характерна  ромбоямочная
керамика.  В конце эпохи неолита при переходе к  бронзовому  веку
культуры  ямочной  керамики  вытесняются  на севере Волго-Окского
междуречья волосовской культурой (3 - 1,9 тыс.  лет до н.э.) [7],
а  на  юге  верхнеднепровской (3,2 - 2,7 тыс.  лет до н.э.).  Эти
культуры относятся к эпохе энеолита,  переходной между неолитом и
бронзовым  веком.  Население деснинской культуры,  вытесненное из
Волго-Окского  междуречья  верхнеднепровцами,  переместилось   на
север   и   остановилось,   наконец,  в  Карелии,  став  предками
современных карел.
     В период   неолита   помимо  охоты  широко  распространилось
рыболовство,  что привело к большей (по  сравнению  с  мезолитом)
оседлости  населения  и  к  значительному  росту его численности.
Климат в неолите был более теплым и влажным,  чем в наше время. В
Верхнем    Поочье    господствовали   широколиственные   леса   с
преобладанием дуба, липы и лещины.
     На Протве   известны  неолитические  стоянки  у  д.Сатино  и
д.Совьяки Боровского  района.  Отдельные  находки  неолитического
кремниевого инвентаря и керамики известны в окрестностях Обнинска
и  Кривского.  Краеведом  Д.М.Швецовым   на   селище   Кривское-3
обнаружена    керамика,    относящаяся    к    позднему   неолиту
(предположительно верхнеднепровской культуры),  а на многослойном
памятнике  Макарово  С.Бурылин  обнаружил  остатки  неолитической
камнеобрабатывающей мастерской.
     В период бронзового века, длившегося от 2,5 тысяч до 800 лет
до н.э.,  на нашу территорию проникли племена  культур  "шнуровой
керамики"  или  "боевых  топоров".  Свое  название  эти  культуры
получили  по   характерному   орнаменту   сосудов,   выполненному
перевитой  веревочкой,  и  по  широкому распространению сверлёных
каменных (иногда медных  и  бронзовых)  топоров,  которые  многие
исследователи считают боевыми.
     В Калужской  области  встречается  несколько  вариантов этих
культур - фатьяновская на  севере,  среднеднепровская  на  юге  и
балановская    на    востоке    [8].   Их   представители   тесно
взаимодействовали  между  собой.  Носителей   культур   "шнуровой
керамики" считают общими предками славян, балтов и германцев. Эти
пришлые племена были скотоводами,  знакомыми с выплавкой металлов
(меди и бронзы),  им были известны зачатки земледелия.  Основу их
скотоводческого  хозяйства  в  лесной  зоне  составляли   свиньи,
крупный рогатый скот,  овцы и собаки,  помогавшие охранять стада.
Они  принесли  эти  культурные  достижения  на  нашу  территорию.
Благодаря  приходу  племен  "шнуровой  керамики"  в  Волго-Окском
междуречье  полностью  сменился   образ   жизни:   от   охоты   к
скотоводству,   от   собирательства  к  производящему  хозяйству,
появилась металлургия.
     Климат в это время был теплее и чуть  суше  современного.  В
Волго-Окском междуречье господствовали широколиственные леса, что
очень  способствовало   развитию   скотоводства   и   земледелия.
Основными  памятниками культур "шнуровой керамики" в Волго-Окском
междуречье являются могильники,  а поселений известно очень мало.
Сосуды  племён фатьяновской культуры,  находящиеся в могильниках,
выполнены из хорошо отмученного теста,  богато орнаментированы  и
имеют своеобразную шаровидную или бомбовидную форму.
     Родственные по  культуре  племена  "шнуровой   керамики"   в
бронзовом веке широко распространились по всей северной Европе от
Рейна до Волги,  вытеснив или ассимилировав местные неолитические
и энеолитические культуры. В настоящее время происхождение племен
"шнуровой керамики" все еще  остается  дискуссионным,  но  скорее
всего  их  прародиной можно считать лесостепную зону Поднепровья,
Волынь или Карпаты.
     В Калужской области известно несколько могильников,  стоянок
и поселений бронзового века.  Ближайшие к нам  могильники  у  сёл
Детчино  и  Михеево  Малоярославецкого района,  ныне уничтоженные
карьерами,  поселения в Тарусе и  в  селе  Оболенском  Жуковского
района,  стоянка  Оболенское на холме при впадении Лужи в Протву.
На упоминавшемся выше многослойном памятнике Макарово  обнаружена
предположительно фатьяновская керамика бронзового века. Памятники
этого времени в Калужской области изучены плохо,  но повсеместно,
в  том  числе  и  на  Протве,  достаточно  многочисленны  находки
каменных  шлифованных  сверлёных   боевых   топоров,   бывших   у
"шнуровиков",  по-видимому,  самым  массовым  предметом  быта,  и
другого  каменного  инвентаря.  Кроме  каменных  и  металлических
орудий   в   быту   племен  бронзового  века  по-прежнему  широко
применялись изделия из дерева и  кости.  Дерево  на  всех  этапах
истории  человечества было,  наверное,  самым массовым материалом
для изделий,  в частности посуды,  но  оно,  к  сожалению,  плохо
сохраняется.
     В эпоху  поздней  бронзы  (1800  -  800  лет  до   н.э.)   в
Волго-Окское  междуречье  проникают  из Среднего Поволжья племена
абашевской и поздняковской культур  [9],  считающиеся  носителями
иранского этноса, родственными скифам. Известен абашевский курган
у д.Огубь на Протве,  раскопанный В.А.Городцовым в 1920-е годы. В
это  время  в  Волго-Окском междуречье происходит сложный процесс
взаимодействия поздних  фатьяновцев,  поздневолосовцев,  потомков
племён  ямочно-гребенчатой  керамики  и  племён сетчатой керамики
позднего  бронзового  века.  В  результате  этого  взаимодействия
возникли последующие культуры раннего железного века.
     В период раннего железного века (VIII в.  до н.э.  - VIII в.
н.э.)  долина  Протвы была зоной взаимодействия племён дьяковской
культуры,   занимавших   северо-восточную   часть   Волго-Окского
междуречья,  и  мощинской  культуры,  занимавших его юго-западную
часть [10].
     От этих  племен  в  нашей  местности  осталось много селищ и
хорошо укрепленных городищ.  Большое количество городищ указывает
на то,  что отдельные общины часто воевали между собой.  Только в
ближайших  окрестностях  Обнинска  находится  несколько  городищ:
Обнинск-1,  Анисимовское,  Кривоносовское,  Огубское. Практически
все городища раннего железного века в Волго-Окском междуречье  (а
их известно несколько десятков) имеют сходную систему укреплений:
ряд земляных валов с деревянными  укреплениями  на  них  и  рвами
перед  каждым валом.  Широко использовались природные укрепления:
городища сооружались либо на высоких мысах при впадении  бокового
ручья  в  главную  водную магистраль,  либо на высоких ледниковых
останцах,  либо  среди  труднодоступных  болот,  как,   например,
Огубское  городище.  Вокруг  городищ раннего железного века часто
располагаются неукреплённые селища, для которых городище служило,
по-видимому,  защитой во время опасности.  Так, с холма памятника
Обнинск-1,  расположенного при  впадении  Самсоновского  ручья  в
Протву,  прекрасно  просматриваются селища Кривское-3,  Машково и
Потресово-2, которые  оно  прикрывает.  На  памятнике   Обнинск-1
следов  укреплений  во время разведочного изучения не обнаружено,
но по расположению это типичное мысовое городище.  Оно, вероятно,
было общинным центром ближайшей округи.
     На всех памятниках раннего железного века сохранилось  много
находок:  ручная керамика - как грубая, так и хорошо обработанная
(лощеная),  костяные изделия, бронзовые украшения, железные ножи,
наконечники  стрел из кости и железа,  предметы металлургического
производства, характерные грибовидные грузики "дьяковского типа".
Основу  хозяйства  этих  племен составляло скотоводство:  крупный
рогатый скот и свиноводство в лесной зоне и лошади в лесостепной,
охота и земледелие имели вспомогательное значение.
    Предметы,  которые здесь можно найти,
отражают скромный крестьянский  быт  -  это  обломки  (фрагменты)
глиняной  посуды,  пряслица  для  равномерного  вращения веретен,
остатки ножей,  некоторых  сельскохозяйственных  орудий,  простые
украшения   деревенских  красавиц.  Никаких  богатых  доспехов  и
драгоценностей здесь нет и  быть  не  может.  Но  и  эти  находки
представляют  огромный  интерес  для  науки,  ведь они раскрывают
повседневную жизнь наших предков.
     В лесу  недалеко  от  селища  Кривское-3 находится курганный
могильник, состоящий из 16 насыпей. Восемь самых больших (высотой
2-3  м  и  диаметром  15-20 м) имеют полусферическую форму,  семь
насыпей имеют высоту  0,4-0,7  м  и  явно  выраженные  ровики  по
контуру кургана,  и одна насыпь имеет удлиненную форму (шириной 8
м,  длиной 16 м и высотой 1,5  м).  Все  курганы  содержат  следы
старых  раскопов.  Один из семи небольших курганов был раскопан в
1940  году  силами  учащихся  школы-колонии  им.С.Т.Шацкого   под
руководством К.Я.Виноградова.  Было обнаружено женское погребение
по обряду трупоположения  с  немногочисленными  украшениями:  три
бронзовых браслета,  височная семилопастная "вятическая" подвеска
и бронзовый перстень.  Находки указывают,  что курган относится к
вятичам  XII  -  начала  XIII  веков.  Находки  поступили в музей
школы-колонии,  но, к сожалению, были утрачены во время эвакуации
в годы войны.
     Об этнической принадлежности населения,  оставившего большие
сферические   курганы,   существуют  разные  мнения.  И.К.Фролов,
проводивший исследования в 1983 году,  отнес  их  (исходя  из  их
размеров  и  расположения) к мощинской культуре раннего железного
века.  В 1998 году один из  этих  курганов  был  поврежден  двумя
большими  грабительскими  ямами,  доходящими  до подошвы кургана.
Исследование насыпи кургана в этих ямах, проведенное силами клуба
АРКОС,  показало,  что  в них нет остатков какого-либо кострища в
основании кургана, характерного для мощинских могильников. Но вся
насыпь кургана содержала большое количество мелких угольков, т.е.
была,  по-видимому, насыпана из почвы, взятой на стороне вместе с
остатками   костра.   Это  позволяет  предполагать,  что  большие
полусферические курганы относятся к роменско-боршевскому времени.
Подобная   картина   сочетания   селищ   с   роменско-боршевскими
материалами и больших курганов  наблюдалась  А.А.Юшко  на  Пахре.
Вскрытая грабителями часть кургана оказалась пустой,  захоронения
в ней не было.
    Насыпи удлиненной   формы   являются   особенностью  бассейна
Протвы,  нигде более в округе они не  встречаются.  Одна  из  них
находится возле селища Кривское-3.  Другая находилась в курганной
группе     Ермолино-1,     расположенной     в     лесу     около
д.Ново-Михайловское. Эта насыпь была раскопана Г.А.Массалитиной с
помощью клуба АРКОС в 1991 году.  В насыпи найдено захоронение  с
кремацией,   небольшое   количество   вещевого  инвентаря  и  две
погребальные урны (одна из которых целая),  представляющие  собой
сосуды  роменско-боршевского  типа.  Находки представлены в Музее
истории города Обнинска.  Насыпь  возле  селища  Кривское-3  была
раскопана   теми  же  силами  в  1996  году.  Захоронение  в  ней
отсутствовало.   Впоследствии   членами    клуба    АРКОС    была
восстановлена предполагаемая первоначальная форма насыпи и создан
макет   древнеславянского   кургана.    Он    является    началом
археологического  музея  под  открытым  небом,  который обнинские
краеведы планируют создать на месте селища Кривское-3 с курганной
группой.
    Земли Волго-Окского  междуречья,  уже  освоенные   славянами,
долгое  время  не  входили  в  состав княжеств Древней Руси.  Они
находились как раз в  середине  между  двумя  главными  торговыми
путями  - по Волге в Хазарию и по Днепру "из Варяг в Греки",  что
ослабляло интерес к ним князей.  К тому  же  земли  Волго-Окского
междуречья  были  покрыты  дремучими  лесами,  которые до поры до
времени  защищали  местных  жителей  от  проникновения  княжеской
власти.
     Славяне и голядь жили  по  законам  своих  предков,  которые
просвещенному  киевскому монаху,  автору "Повести временных лет",
кажутся дикими:  "И радимичи,  и вятичи,  и  северъ  один  обычай
имяху: живяху в лесе,  якоже и всякий зверь, ядуще все нечисто, и
срамословье в них передъ снохами,  и браци не бываху въ  них,  но
игрища  межю  селы,  схожахуся  на  игрища,  на плясанье и на вся
бесовская песни, и ту умыкаху жены собе, с нею же кто съвещашеся;
имяху же по две и по три жены.  И аще кто умряще,  творяху трызну
надъ нимъ,  и посемь творяху кладу велику,  и  възложахуть  и  на
кладу,  мертвеца  сожъжаху,  и  посемь  собравше  кости вложаху в
судину малу, и поставляху на столпе и путех, еже творять вятичи и
ныне.  Си  же творяху обычая кривичи и прочии погании,  не ведуще
закона божия,  но творяще сами собе законъ..."  [14].  По  мнению
некоторых исследователей,  в образе былинного Соловья-Разбойника,
побежденного Ильей Муромцем,  отражены племена  вятичей,  которые
нападали  на  княжеские дружины,  пытавшиеся проехать из северных
княжеств в Киев "дорогой прямоезжею" через  окские  леса  (где  и
сейчас проходит современное Киевское шоссе).
     Вятичи долго   сопротивлялись  христианизации  своего  края.
Именно в  землях  вятичей,  на юге современной Калужской области,
был  убит  в  начале  XII  века  православный  миссионер,   монах
Киево-Печерского   монастыря   Иоанн   Кукша  (народное  название
кукушки) со своим учеником Никоном.  Кукша  был  великомучеником,
первым святителем   земли  Калужской.  Окончательно  христианство
установилось на землях по Протве только к XIV веку.  Но некоторые
торговые  экспедиции  все  же доходили до глубин вятической земли
сквозь дремучие леса.  Об этом говорит арабский дирхем X века  из
города   Таша   (Ташкента),   найденный   на   территории  селища
Кривское-3.
     Волго-Окское междуречье  находилось  на   пограничье   между
четырьмя княжествами:  Черниговским на юге, Рязанским на востоке,
Ростово-Суздальским на севере и Смоленским на западе.  С XII века
началось планомерное   освоение   "ничейной"   территории   этими
княжествами.  С  этой  целью строились военно-торговые фактории -
крепости,   в   которых   поселялись   представители    княжеской
администрации  во  главе  дружины  для  сбора  дани  с окрестного
населения.  Зачастую эти  крепости  строились  на  месте  городищ
раннего  железного века,  места для которых были хорошо выбраны с
военной точки зрения.  На территории Калужского края  особенно  в
этом  преуспело Черниговское княжество.  Так родились современные
калужские  города,  известные  по  русским  летописям:   Боровск,
Козельск,  Воротынск  и  др.  Хотя первое из известных письменных
упоминаний о Боровске  относится  к  1358  году,  археологические
исследования   Боровского  городища,  проведенные  О.Л.Прошкиным,
вскрыли слои XII века и дославянского населения раннего железного
века.
     Батыево нашествие   обошло  земли  по  Протве  стороной,  но
соперничавшие за них княжества  были  разгромлены,  и  эти  земли
опять стали "ничейными". На страницы летописей они вновь попадают
только в  XIV  веке  в  связи  с борьбой за них между Московским,
Рязанским и Литовским княжествами.
     В XIV-XV  веках,  когда  земли по Протве окончательно отошли
Московскому княжеству,  здесь началось интенсивное  строительство
деревень.  Эти  деревни  возникали  и  затухали  в  течение всего
периода развития Московского государства,  и их названия  надолго
остались в народной памяти. На территории селища Кривское-3 в XVI
веке,  согласно  писцовым  книгам,  находилась   деревня   Горки.
Возможно,  что  ее  название  происходит от курганов,  до сих пор
сохранившихся в лесу возле  этого  селища.  Современное  название
селища - урочище Лужки - возникло также в XVI веке,  а быть может
и раньше.  Оно происходит от названия Долгого луга,  на  котором,
как  известно по документам,  косили сено по крайней мере с конца
XVI века.
     Интересно рассмотреть взаимосвязь между памятниками русского
средневековья (остатками деревень) и селищами  раннего  железного
века.  Судя  по  наличию  на  некоторых  памятниках,  например на
селищах Кривское-3 и  Спас-Загорье,  ранней  славянской  керамики
роменско-боршевского   типа   (VII-VIII  вв.)  можно  говорить  о
непрерывном функционировании на  их  месте  поселений  начиная  с
раннего   железного   века.   Следовательно,  пришлое  славянское
население селилось на  них  совместно  с  балтскими  аборигенами.
Другие  памятники  -  такие как Кривское-1 (Пыренки),  Машково-2,
Обнинск-2,  Огубское городище - хотя и являются многослойными, но
между  слоями  раннего  железного  века  и русского средневековья
имеется большой временной разрыв.  Его  можно  объяснить  двояко.
Либо основатели русских деревень и предшествовавшие им насельники
совершенно одинаково понимали условия оптимальности  расположения
поселения (вода,  земля,  лес, микроклимат) и селились на одних и
тех  же  местах,  не  зная  друг  о  друге,   либо   существовала
непрерывная  преемственность поколений, которую археологи пока не
улавливают.  Второй  вариант  представляется   более   вероятным.
Очевидно, первые  славянские  пришельцы  селились непосредственно
среди  аборигенов,  иначе  трудно  объяснить  практически  полное
территориальное совпадение этих памятников.
     Многие русские  деревни  возникли  на   новых   местах.   На
памятниках Потресово-2,  Белкино, Самсоново, Машково-1, Анисимово
селище и  Передоль  керамики  древнее  XIV-XV  веков  (вероятного
времени   образования   этих   деревень)   не  обнаружено.  Часть
памятников    раннего    железного    века,    например    селища
Ново-Михайловское,  Кривское-2,  Обнинск-3  и городища Обнинск-1,
Анисимовское  и  Кривоносовское,  в  славянское  время   уже   не
функционировали.
     Таким образом,  наблюдаются несколько моделей взаимодействия
славянского   населения   с  аборигенами:  строительство  русских
крепостей-городов на месте  городищ  раннего  железного  века  (а
сельских поселений - на месте селищ) с возможным прямым контактом
населения,  строительство славян  на  новых  местах  и,  наконец,
прекращение  функционирования  селищ  и городищ раннего железного
века после прихода славян.  Во  всех  случаях  не  обнаруживается
никаких  следов  насильственного  завоевания.  Освоение славянами
земель  по  Протве  проходило  путём  мирной  колонизации,  когда
славяне  ставили  свои деревни среди селений голяди,  не вытесняя
её. Это объясняется отсутствием экономической конкуренции. Голяды
были преимущественно скотоводами, и их интересовали заливные луга
речной поймы,  в то время как основу хозяйства славян  составляло
подсечно-огневое  земледелие,  и  им  нужны  были  леса  второй и
третьей надпойменных террас.  Как видим,  по своим  хозяйственным
системам голяды и славяне удачно дополняли друг друга. В процессе
продолжительного соседства голядь была постепенно  ассимилирована
славянами.
     Археологические памятники долины Протвы  показывают  историю
освоения этой территории человеком от мезолита (около 8 тысяч лет
до н.э.) до наших дней. Наша земля стала частью территории, где в
результате слияния славян, балтов и финнов родилась великорусская
народность,  сформировавшаяся окончательно к XIV веку.  Памятники
археологии  рассказывают о таинственном процессе рождения народа,
они являются нашим национальным достоянием.  К сожалению,  многие
памятники   окрестностей   Обнинска  в  результате  хозяйственной
деятельности  города  и  развития  садово-огороднических  обществ
находятся под угрозой уничтожения, а некоторые были уничтожены на
наших глазах.  Огородники  растаскивают  культурный  слой  селищ,
имеющий  темный  цвет,  на  удобрения.  Скоро могут исчезнуть все
археологические памятники в окрестностях города.
     В последнее  время  были  уничтожены  или сильно повреждены:
селище раннего железного  века  Стрелковка-1  (Михалева  гора)  -
карьером  ОУС  в 1990 году,  болотное Огубское городище,  имеющее
мировую известность - Белоусовским совхозом в 1982  году,  селище
раннего   железного   века  Спас-Загорье  -  при  прокладке  труб
Добринского водозабора,  селище  Обнинск-2  -  при  строительстве
профилактория  ФЭИ,  селище  Потресово-2  -  при  рытье окопов на
военных учениях в 1993 году.  С уникального многослойного  селища
Кривское-3  интенсивно  вывозится  культурный  слой,  а  курганы,
расположенные рядом с ним,  разрушаются жителями города во  время
лесных прогулок и даже подвергаются хищническим раскопкам.
     Государство по   закону    обязано    обеспечивать    охрану
археологических  памятников.  Но как это сделать?  Многие люди не
знают,  что они творят,  они просто берут "ничейную" темную землю
или  разрушают памятник в результате своей деятельности,  даже не
подозревая о его существовании.  Невозможно поставить  к  каждому
памятнику  милиционера.  Необходимо  археологическое просвещение,
чтобы любой человек и любая организация знали об  археологических
памятниках    на   используемой   ими   территории   и   понимали
необходимость их охраны.
     Одним из  способов  усиления  охраны  памятников может стать
создание на базе уникального археологического комплекса -  селища
Кривское-3  с курганной группой - историко-ландшафтного заказника
"Лужки-Горки-Ладенки" с   археологическим   музеем  под  открытым
небом.  Краеведческая общественность  города  давно  выступает  с
такой  инициативой.  Сохранить  память о рождении своего народа -
наш долг перед потомками.
     Коллекция древних предметов,  найденных в последние годы  во
время  археологических разведок и раскопок в окрестностях города,
представлена в экспозиции  Музея  истории  города  Обнинска.  Она
является прекрасной иллюстрацией древнейшей истории нашей земли


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.