Письмо м. с. горбачёву

 
     Позволю себе всё-таки воспроизвести с незначительными сокращениями письмо М.С.Горбачёву, которое я отправил вместе со сборником "Стая", и получил любезный ответ с благодарностью из аппарата Горбачёв-фонда. Ибо в этом письме "прямыми словами" сказано то, что я хотел, чтобы поняли все, прочитавшие эту книгу.

     "Глубокоуважаемый Михаил Сергеевич!

     Не знаю, поступают ли иные авторы так, как поступаю я... Тем  не менее, считаю своим долгом направить Вам экземпляр моей книги, только что вышедшей в информационно-издательском центре "Информ-Знание".

     Почему именно Вам? Потому что я чувствую себя Вашим пожизненным должником, ибо ещё лет пятнадцать назад я не смог бы опубликовать не только это, но и вообще что бы то ни было, отличное от общепринятого тогда.

     Я никогда бы не стал писать того, о чём мне бы не хотелось писать. В данном случае мне хотелось средствами художественной фантастики показать людям насколько несовершенен наш мир, насколько он может быть совершеннее; и вообще "зачем всё это нужно?" - т.е. наша жизнь, наш опыт и традиции, с нашей суетой: постоянным стремлением к власти, жаждой обмануть ближнего, дезинформировать публику, стремлением перехитрить себя самого, выглядеть лучше, чем ты есть на самом деле?

     К чему же - кроме всего прочего - должно привести наше извечное стремление к справедливости и свободе, которому кажется привержены и стар и млад, беден ли он или богат, чист или нет в помыслах, преступен или нет в действиях? Приобретёт от этого наша Цивилизация или потеряет? И если Человечество, благодаря собственным усилиям, исчезнет, то куда же тогда денется его опыт и культура? Улыбка Монны Лизы также будет сиять в Мироздании, когда картина эта сгорит? Куда же уйдёт лирика Шопена или Чайковского, выраженная в звуках? Чем тогда будет изложенное в томах Пушкина и Шекспира? Будет ли это волновать кого-нибудь ещё, кроме людей, живущих на Земле?

     Может стремление к свободе и есть то самое "проклятье Человечества", если оно несёт такой ощутимый урон нашей нравственности, от чего человек разумный превращается в человека несчастного?

     Я не стороннник подобных воззрений, хотя такой вывод напрашивается сам собой из пережитого Россией в прошлом веке. Я убеждён, что если люди к чему-то стремятся, то цель эта обязательно будет достигнута. И, если эта цель - свобода, то и свобода ваступит. Но она может быть совсем не такой, как мы её себе представляем. Она будет прекрасной, но совсем другой свободой. Каплю представления о ней я и попытался дать в этой книге.

     Понимая, что Вы, Михаил Сергеевич, можете не прочитать мою книгу, она затеряется в Вашей многочисленной корреспонденции, кому-то из Ваших помощников она не понравится, и Вам не посоветуют, или у Вас просто не будет времени, - я и не надеюсь на это. Просто я чувствую своим долгом направить Вам экземпляр как человеку и общественному деятелю, который, занимаясь политикой, в своих действиях - мне кажется вопреки всему - руководствуется больше нравственностью, а не конъюнктурой.

     В моём понятии нравственность - это прежде всего чувство долга перед себе подобными людьми, которым в наше время обладают некоторые народы, и, в частности, японцы. Это у них люди должны перенимать такие нужные свойства характера как незлобливость, настойчивость, упорство в достижении намеченных целей, умение прощать. Тогда и Цивилизация наша, видимо, не пойдёт под откос...

     Поэтому я и включил в сборник рассказ "Надо!", посвящённый моему другу, профессору И.Накамуре, которого хорошо знал г-н Г.Х.Шахназаров.
 
     Всё, вплоть до композиции обложки, придумал я сам.

     Желаю Вам, Михаил Сергеевич, быть на этом свете как можно дольше, и приносить пользу людям, невзирая на обстоятельства.

     Михаил Лаврёнов

      10 июля 2001г."
    


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.