Постижение

Алексею Владимировичу Шевякову



И тогда время остановилось.
Он растерялся и с лёгким испугом заметался внутри своего неподвижного тела:
- Что это? Откуда? Зачем?
- Ты хотел подумать, - ответили ему, - думай.
Он успокоился.
Сначала в сознании у него было пусто, затем мысли его потихоньку пришли в движение, пошли, побежали и скоро они уже летели с такой скоростью, что в этом бурном мутном потоке очень трудно было разобрать отдельную мысль. Те немногие мысли, на которые он успевал кинуть свой мысленный взор, пока они не скрывались навсегда во мраке пустоты, касались его жизни, жизни его мира и всех других миров, знакомых и незнакомых ему, истории его мира и всей вселенной, размышлений о правде, естестве, справедливости и смысле, обо всех явлениях, имеющих место в рамках космоса и о Них. Они всё неслись и неслись и не было конца-края их току и не было возможности замедлить его.
Он расслабился и закрыл глаза внутри себя. Мысли исчезли. Вернее, они всё так же неслись где-то на задворках его предсознания, слегка гремя, когда попадались угловатые мысли, цепляющие ход своего течения и задевая дверь, но он их уже не видел. Как хорошо… Как спокойно…
Как спокойно…
Так о чём же ты хотел подумать?
Просто собраться с мыслями…
Боже мой, просто собраться с мыслями! Да разве в силах это человеческих - выдержать такое! Не иметь ничего – ничего - и вдруг разом получить целое мировоззрение - колоссальное мировоззрение. Вдруг узнать, что то, что ты знал – ты не знал ничего, да и не узнаешь возможно никогда. Это как бомба – бомба с часовым механизмом – которую забросили тебе в мозги и ты пытаешься собрать их в кулак, не дать им разорваться от того Знания, которое вдруг – вдруг – стало твоим достоянием.
Так о чём же ты хотел подумать?
Может быть, ты хотел подумать о смысле жизни? Он только криво усмехнулся у себя в мыслях. Сейчас смысл любой отдельно взятой жизни, Жизни вида или вселенной просто не имели значения; может ли быть смысл у вероятностного разнообразия миров? А у различий между дивергентными реальностями? В конце концов даже самая сущность всего, что есть в этом мире, сейчас потеряла своё ведущее значение.
Он быстро в уме перебрал все мировоззренческие вопросы, которые он когда-либо задавал себе, людям, лодочнику и самой Вечности. Всё как бы смешалось, весь тот колосс информации, вдруг свалившийся на него, безусловно содержал ответы на любые вопросы, но в весьма эклектической и синкретичной форме, поэтому надо бы-ло искать, но уж если ты начал искать, ты непременно ответ отыщешь, пусть не сразу, но он есть.
(А ты попробуй закрыть глаза и представить, что ты знаешь всё – ты увидишь, не найдётся ни одного вопроса, ответ на который ты не смог бы легко отыскать; в этом и странность мировоззрения – оно не знание, как это часто понимают, оно – структура, способная к самовосполнению и само-же-уничтожению).
Но что-то было не так. Чего-то он ещё не понял. И это что-то назойливой мушкой летало у него перед глазами, но так близко, что он не мог разглядеть его очертания. Перед ним было всё, что можно было себе представить, о чём можно было мечтать – но чего-то, как в том анекдоте, всё время не хватало. И уже задним умом он чувствовал, что это не возможно узнать – и чем больше ты познаёшь, чем больше раздаёшься вширь и ввысь, тем острее становится этот вопрос, тем мучительнее, и это и есть то, о чём он хотел подумать, да только ухватиться бы за краешек и краем глаза взглянуть, что это, но я вот тупо вишу здесь в нигде в стоящем токе времени и блымаю закрытыми глазами.
Он попытался ещё раз перебрать в уме все спорные вопросы, которые ещё могли остаться неотвеченными, но на втором десятке сбился, поняв, что занятие это бессмысленное и даже если он сумеет вспомнить все вопросы – ВСЕ – то среди них всё равно не окажется того, который всё ещё мучает его. И попробуй ещё покопаться у себя в голове и воскресить ещё хоть что-нибудь. Но ты же всё равно никогда не вспомнишь всего и ты сам это знаешь, что ВСЁ…
Вот.
А вот и он.
При всём множестве полученных ответов у него по-прежнему остался один – всегда последний вопрос: вопрос о постижении. Как звучит это слово!
П-О-С-Т-И-Ж-Е-Н-И-Е.
Как постичь это? Не то, что ещё за пределами тебя, а уже то, что стало твоим достоянием, уже то, что ты считаешь безвозвратно своим, но что так же далеко от тебя, как непознанные тобою истины и лжи. Как суметь разом охватить в своих мыслях ЗНАНИЕ, владеемое тобой, поймать его на долю секунды – но всё, всё без остатка, структурировать его, принять, сделать вдруг своим – вот далеко не все оттенки слова ПОСТИЧЬ.
Так о чём же ты хотел подумать?
О постижении.
И время стояло и он всё думал и думал, но не выбрался ещё за самую возможность постижения впринципе.
- Спроси нас, - сказали Они.
Он замешкался, хотя давно уже сформулировал свой вопрос к Ним в точности слово к слову.
- Спроси нас, - сказали ему.
- Я знаю, - начал он, - но для владения Знанием мало его получить. Акцептор с неизбежностью натыкается на колосс проблемы постижения полученного. Чем больше знание, тем сложнее задача его постижения и для извечного, абсолютного Знания эта задача нерешаема.
- В чём твой вопрос?
- Обречён ли я вечно висеть во вневременье, размышляя о возможности постижения, или есть путь обойти эту проблему?
- Ты превратно толкуешь самую сущность постижения, оттого вопрос твой сформулирован неверно и ответ на него – ни да ни нет. Постижение не есть охват Знания, оно скорее – растворение в нём, оттого возможно справиться с ним  при любом акцепте. И обойти эту проблему нельзя, надо лишь найти способ саморастворения, на это не может уйти много времени, а времени у тебя – Вечность, ибо ты вне его.
Мысли его судорожно запрыгали. Он попытался представить себя самое растворяющимся в кислотном растворе Знания, услышал свой крик и запах своей горящей плоти и ему стало страшно. Аналогия не проходила.
- Впрочем, - снова начали они, - внешний вид зависит от точки наблюдения. Ты мыслишь другими схемами и можешь видеть постижение – реальное постижение – иначе. Мы можем попытаться объяснить тебе сущность постижения в терминах охвата Знания, хотя и понимаем суть охвата несколько иначе.
- Если вас не затруднит.
- Мировоззрение конкретного человека обладает способностью к целостному существованию благодаря своей обозримости. Единомоментно человеку нет надобности пытаться увидеть каждую деталь знаемого им, обозримость обеспечивается известной генерализацией имеющегося опыта. Всё мировоззрение концентрируется вокруг нескольких (по пальцам одной руки) центральных универсалий, понятий охвата, своего рода точек опоры, позволяющих обозреть с них основной кусок твоего Знания. Это не значит, что каждая из этих точек позволяет обозреть свой кусок, как-то стыкующийся с другими; при таком понимании прежде всего встает вопрос, как каждый из них может быть основным? Скорее каждая из них позволяет взглянуть на ту же вещь, но через другую преломляющую призму; это как несколько карт одной и той же местности: физическая, политическая, экономическая… Универсалии, таким образом, выступают структураторами, позволяющими разбить всё поле знания на ряд измерений. С точки каждой из них можно увидеть весь охватываемый ими кусок, а сама возможность единомоментного охвата ограниченного числа универсалий и сохраняет целостность мировоззрения; в деталях, конечно, возможны нестыковки, но в целом именно ограниченность их числа и их способность генерализовать свой кусок знания и позволяет мировоззрению существовать. Тебе пока понятны эти слова?
- Да, - сказал он.
- Для человека такими базисными универсалиями являются
                ПРОСТРАНСТВО
                ВРЕМЯ
                ЗНАНИЕ и
                СМЫСЛ,
причём каждое из этих понятий следует понимать в их специфике.

ПРОСТРАНСТВО, будучи самой первичной и вместе с тем самой простой универсалией, тем не менее, следует понимать несколько сложнее и расширеннее. Первичность пространства включает в себя его линейность или искривлённость со всеми могущими вытечь последствиями. Кроме того, в категорию пространства включаются и все мыслимые параллели, иные измерения и миры, впрочем, только в том сознании, которое обладает соответствующим знанием.

ВРЕМЯ есть универсалия несравненно более сложная. Если пространство, при всей его кажущейся глобальности, тем не менее легко осмыслимо, так как оно задаёт некоторый стазис, то время – это некая неуловимая текучесть. Мысленная категория времени включает в себя также и самую способность изменения, десохранности или генезиса того же, привычного вам и такого простого, пространства. Течение мира заключено в понятии времени.

ЗНАНИЕ как категория на порядок сложнее пространства и времени вместе взятых. В своей наиболее общей форме (как мысленная универсалия) она включает информацию во всех видах её существования. Информация имеет континуально иную прописку, нежели пространственно-временные категории, хотя для людского мышления она всегда остаётся определённым состоянием пространственных объектов одномоментно определённым временным событиям. В этой двоякости, раздирающей человеческую философию, и заключается главная сложность понимания категории знания. Но сами будучи известной частью этого знания, люди осмысляют его априори и в этом, можно сказать, человечеству, как форме смыслодвижения, очень повезло.

СМЫСЛ из универсалий вашего мышления есть, безусловно, самая сложная и единственная, существующая за рамками вашей Вселенной. Сложность её характеризуется хотя бы тем, что многие люди за всю свою жизнь так и не выводят эту категорию своего существования на осознанный уровень. Часто она кажется вам сама по себе лишённой смысла, но именно она, в конце концов, стоит в углу самоей возможности существования пространства, времени и знания.

В обычной ситуации постижение есть позиционирование полученного Знания в мировоззрении, охватываемом универсалиями. Постижение же знания, вновьполученного тобой, сводится, прежде всего, к изменению структуры универсалий твоего сознания. "Охват", сиречь постижение, осуществляется столь же легко, как и в случае получения информации о погоде, только на базе иных опорных пунктов мировоззрения. Как ты понимаешь, с неизбежностью придётся отказаться от пространства, как единственного аргумента существования, времени, как единственной детерминанты изменения, знания, как единственного материала мышления. Иными словами, если СМЫСЛ  изначально был высшей формой осознания, универсалией высшего уровня, теперь он должен стать его низшей формой, над которой ты построишь универсалии своего нового мышления.
Они замолчали.
Он помолчал секунду и спросил:
- Какие же?
- Никто не может ответить тебе на этот вопрос, ибо твоё Знание не похоже ни на чьё иное.
- Но в чём же смысл для меня отказываться от базиса своих универсалий, если я даже не знаю, чем их заменить?
- Это неизбежно и так же не зависит от твоей воли, как наличие заката. Ты не просто получил Знание, постижение которого невозможно старыми универсалиями, ты убедился уже в их прямом недействии. Простая иллюстрация: надеемся, ты уже понял, что изменения возможны и вне тока времени.
Он задумался. Да, действительно, мыслить так же, как он мыслил ещё неделю назад, он уже не мог. Но и Постижение с помощью странных, дивных и загадочных НОВЫХ универсалий представлялось ему по-прежнему задачей нерешаемой.
- Если я не могу ни у кого узнать свои будущие универсалии, - начал он, - то скажите мне хотя бы универсалии Вашего мышления, быть может они мне помогут.
- Вероятно, ты неверно понял Нашу нынешнюю задачу: Мы не собираемся дать тебе новое мировоззрение; Мы лишь хотим помочь тебе самому справиться с постижением твоего Знания. Ты должен сам найти себе универсалии. Только сам.
Какая-то смутная, тягучая тоска вдруг пролезла из подсознания и – толика за толикой – плавно овладела им. Тоска, хорошо знакомая ему, как и всякому человеку, хоть единожды устававшему от прелестей и горестей простой "обыденной" жизни; тоска смыслотворчества.
Отталкиваясь от того, что он имел раньше, он получал смысл – смысл жизни, смысл активности (или смысл дохлой пассивности) – это была та поворотная точка, к которой он шёл, и найдя которую – поворачивал и шёл обратно. Теперь же "смысл" должен был стать базовой универсалией его нового мировоззрения и не он теперь освещал его путь путеводной звездой. Время стояло – всё стояло и стояло на одном месте – и его потрясающая тишина была отличным катализатором для осознания всей безысходности попыток решить на голом месте проблему постижения.
- А что дальше? – спросил он.
- Жизнь, - ответили ему.
- Жизнь… я не уверен, что во мне останется желание её продолжать. Есть хорошая поговорка – кто утром узнал всё, тот вечером может умереть.
- Интересно, что возникновение этой проблемы не приходило Нам в голову (он понял уровень метафоричности упоминания Ими головы): вероятно, ты имеешь в виду утрату смысла жизни?.. Но ты должен понимать, что в данном случае твоя проблема заключается в другом: это не поиск утраченного смысла жизни, а изменение твоего отношения к смыслу, как данности вообще.
- Я отлично понимаю это, но проблема не становится проще.
- Как всегда, твоя главная проблема заключается в отсутствии ПОСТИЖЕНИЯ уже, казалось бы, понятой тобой истины. Ведь переформулировка проблемы уже, по сути, содержит в себе её решение, которое откроется перед тобой, как только ты захочешь его найти. В любой момент времени ты должен отдавать себе отчёт в том, что смыслу жизни безразлично, знаем мы о нём или нет: он существует вне нашего желания.
Если тебя это успокоит, ты можешь поверить Нам на слово, что поиск своих смыслов всегда проще, чем попытка найти смыслы чужие.
И в этот самый момент он вдруг понял, что для полноценного постижения обладаемого им Знания ему не хватает ответа на один единственный вопрос:
- А в чём заключается Ваш смысл? Зачем вы находитесь здесь вместе со мной, готовые ждать бесконечно долго решения мною проблемы, уже давно решённой Вами?
- Ответ на твой вопрос банален. Это повторение твоего вопроса.
Ты хочешь знать чужой смысл – и мы хотим постичь его же. Наше постижение – проблема… нет, не большая, но и не меньшая, чем твоя – о сравнительной трудности здесь говорить бессмысленно. Мы лишь постигаем другие, пока неведомые тебе части абсолютного и извечного Вселенского Знания – и что можно постичь дальше, решив проблему, стоящую перед нами – проблему ПОСТИЖЕНИЯ ПОСТИЖЕНИЯ?
Все наши действия, как ты уже понял, преследуют цель постичь самостоятельное постижение тобой полученного от нас. Таким образом, Наши с тобой отношения можно назвать зеркальным симбиозом: решая свою проблему, ты одновременно решаешь и Нашу, Мы же решаем Твою проблему, решая в сути свою.
Ну что ж, ПОСТИГАЙ.
Времени у тебя – ВЕЧНОСТЬ.

23.02     10.09.98                Диас


Рецензии
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.