Самая совершенная программа

 Эта идиотская рукопись обнаружилась в мусорном ящике. Василий Боткин, известный в простонародье, как бомж (человек без определённого места жительства), извлёк её на свет божий и от нечего делать перечитал эти бумажки, предварительно завернув в них объедки из мусорки. Надеясь на этом хорошо заработать или преследуя какие-то иные цели, он отнёс её в редакцию газеты “Вечерняя правда”, приняв на себя весь непосильный и нелицеприятный груз авторства. Далее судьба рукописи терялась в просторных коридорах редакции. Некоторое время она висела в общественном туалете, пока однажды туда не забрёл главный редактор газеты. Что побудило редактора в перерыве между своей основной работой заняться чтением рукописи, остаётся загадкой, но вскоре рукопись из туалета перекочевала в его рабочий кабинет. Через несколько дней главного редактора упрятали в сумасшедший дом. Он действительно сошёл с ума. Только идиот мог поехать на заседание художественного совета и во всеуслышанье огласить эту рукопись, и самое ужасное, снабдить её своей положительной рекомендацией. Тем не менее, он привлёк к себе внимание, и “Откровения программиста” вышли в свет. Они пользовались успехом у местных психиатров и санитаров, за что бывшему редактору “Вечерней правды” делались всякие поблажки и ослабления больничного режима. Вскоре рукопись покинула стены психиатрической больницы, и вырвалась на свободу. Ко мне она попала в настолько надорванном и искажённом состоянии, что, будучи человеком в меру культурным и принципиальным, я вынужден был её отредактировать, восстановить утерянные и повреждённые страницы, и, наконец, переписать всё заново. Установив её историю, я задумался, и переписал её ещё дважды. В таком виде она и осталась. Эта самая рукопись…

 ***
           Откровения программиста
             (рукописный текст).

 Меня будут обвинять во многом. Дескать, я провожу бесчеловечные опыты и эксперименты, забавляюсь игрой со временем и провозглашаю это своими достижениями. Может, я неправильно выражаюсь, но теперь я знаю точно, что история не может быть вечной. Однажды она должна будет исчезнуть, и если случится выбор между историческими ценностями и человеческими предубеждениями, то исход этого, так называемого, выбора будет предрешён заранее. Что лучше: подчиняться или властвовать? Вопрос мог бы быть интересным, если бы над нами не висели различные образы. И, коли мы уж заговорили о власти, то любое слово, оборонённое здесь, будет лишь подтверждением её бессмысленности, ведь власть - это ничто, это образ, это итог бесконечного созерцания зеркала... Был бы я философом или литератором, выразился бы ещё смачней и замысловатее. Но буду говорить проще и откровенней.
 Вообще, я хочу лишь оправдать себя и свои поступки, накрыть их ореолом таинственности и величия. На самом же деле всё гораздо проще: создавая своё новое измерение, я руководствовался лишь собственным интересом и невосполнимой тягой к экспериментированию и утолению жажды творческого и научного  изыскания. Признаюсь, что я немного перебрал, чуть-чуть не доглядел  и совершенно случайно создал некий самостоятельный бонус, именуемый материей или видимой её оболочкой. Что из этого вышло - судить не мне, но история снова оказалась свергнутой и заброшенной в неизвестность. Вернее, не история, а только её процесс, ибо играть словами тут совсем не к месту… Ну ладно, хватит иронизировать, дальше - только факты и видимое объяснение оных.
 Наша планета, как известно, имеет название, форму и основной стержень, вокруг которого и существует всё живое, её населяющее. Я часто задумывался над тем: а что будет, если уменьшить её во много миллиардов раз. Конечно, такой возможности у меня не было, и я занимался только  теоретическими расчётами. Но потом меня вдруг осенило как это сделать. Три года я потратил на создание компьютерной программы, и... наконец, получилось. Раньше я недооценивал возможности компьютера, теперь же поражаюсь тому, что он оказался, в некотором роде, ещё и  умнее меня. В общем, извиняюсь за свою нескладность, сделали мы с ним на пару совершенно новое измерение, сродни Солнечной системе, внутри которого поместили копию нашей планеты, уменьшенной в тысячи миллиардов раз.
 Не нужно, надеюсь, пояснять, что на ней существовала точно такая же жизнь, как и здесь: эпохи, цивилизации, войны, политика, традиции и нормы морального удовлетворения, а история писалась, словно с наших школьных учебников. Единственное, в чём мы преуспели, так это в выборе временного масштаба. По одному мановению моей руки и с божьей помощи компьютера за одну секунду там проносились сотни лет, или наоборот: всё происходило, будто в замедленном повторе. С моим милым добрым неразговорчивым другом я имел возможность наблюдать за действием, проникая в любой уголок созданной нами миниатюрной природы. До поры до времени, это было очень интересно, причём созданная нами “Земля” находилась прямо в моём доме, наспех переоборудованным под лабораторию. Ещё полпомещения занимали различные приборы и приспособления, поддерживающие жизнь планеты. Так называемая, смоделированная Солнечная система. В общем, творили мы что хотели. Поразительно и то, что на этой планете жил и я, уменьшенный до неприличия. Это не поддаётся никакому описанию и осмыслению. За это время я сотни раз привыкал заново ничему не удивляться. Целый год я, как наркоман, не отходил от компьютера и от своего созданного детища. Забавная игрушка, скажу вам. Но потом меня осенило ещё раз. Будущее! Я так загорелся этим, что целый месяц работал без сна и отдыха, предвкушая всю грандиозность моей новой задумки. Но результат  превзошёл даже все мои нескромные ожидания! Этого не могло было быть, но, тем не менее, так и произошло. Всё было похоже на сон, но я не спал!
 Помню, в первый раз, я осторожно залез на день вперёд, и внимательно понаблюдал за происходящим в относительных пределах своего родного города. Я не верил, не верил, но на следующий день всё повторилось и в нашей реальной жизни. Да, всё повторилось! Я готов был расцеловать свой компьютер и отпраздновать с ним наше открытие. Но он скромно стоял на моём письменном столе, такой  простой и неприхотливый. Получилось! Вначале я просто развлекался: поучаствовал в различных конкурсах и лотереях, немного попрактиковался на бирже, и за несколько дней превратился в мультимиллионера, благо выигрывать и доставать деньги не составляло здесь особого труда. Погасив все кредиты, я за бешеные суммы скупил все близлежащие к моему дому здания и территории.
 Отгородившись большим и крепким забором от внешнего мира, поставив мощную сигнализацию и внушительную охрану, я вздохнул с облегчением. Уже тогда я начинал понимать всю опасность и непредсказуемость своего проекта. Как наша сконструированная планета могла влиять на обычную реальность, понять я всё же был не в силах! Никакие научные объяснения и терминологии не подходили. Заявлять о своём изобретении я не собирался: даже не из чувства собственного эгоизма, а больше из-за недоверия к политикам и светлым умам, называвших себя учёными. Это казалось мне тем же самым, что отдать своего родного ребёнка в детский дом. Хотя, семьи у меня никогда не было, и  быть не могло, иначе какой с меня получился бы изобретатель-конструктор…
 Ещё раз извиняюсь за свой нескладный литературный язык, я ведь не писатель-историк, а обыкновенный программист. Так вот, дальше началось самое интересное. Помню, когда-то давно было модным такое телефонно-компьютерное хождение под названием “Internet”. Моё путешествие по будущему как раз его и напоминало. Однажды, просматривая прессу на неделю вперёд, я наткнулся на свою фотографию на первой полосе известной газеты. Под снимком крупными буквами значилась запись: “Человек, предсказавший землетрясение”. Нужно ли говорить, что на следующий день я пошёл в эту газету и предсказал это злополучное землетрясение, повлёкшее, кстати, многочисленные жертвы. А ведь мог и остаться дома...
 К счастью ли, к несчастью, но моему предсказанию не придали особого значения: никаких мер безопасности принято не было. И тут я по-настоящему задумался. Не нужно только предполагать, что раньше я думал не по настоящему. Просто этот случай стал переломным моментом. По специфике своих занятий, как никак техник-программист, в существование бога я не верил, а к религии вообще относился, мягко говоря, очень критично. Но тут я совсем запутался, стал суеверным, вместо былой эйфории появилось навязчивое чувство страха. После своего предсказания я стал популярным: меня пригласили сняться в нескольких телевизионных передачах и просили спрогнозировать что-нибудь ещё. Сделать это было нетрудно, и я любезно согласился высказать несколько якобы моих предположений. Потом, к своему ужасу, я понял, что в мои предсказания верят. А когда рейс самолёта, который впоследствии должен был потерпеть крушение над океаном, отменили, и авиакатастрофы не состоялось, я не знал плакать мне или смеяться. Это было слишком! Дальше уже было просто некуда! Помня закон причинно-следственной связи, я стал всего бояться.  Мне было по-настоящему страшно. Я заперся в своём особняке, не показываясь наружу. Самое ужасное было в том, что моя программа начинала сдавать сбои. Некоторые будущие события  накладывались одни на другие, и компьютер выдавал сообщение об “ошибке в программе”.
 Мне пришлось увеличить штат охраны, теперь приходилось отбиваться не только от налоговой инспекции, но и от огромной армии назойливых журналистов и других различных заинтересованных лиц. Однажды, и не помогла охрана. Меня вежливо препроводили в кабинет начальника какой-то спецслужбы и стали задавать нескромные во­просы. Почему-то  больше всего их интересовали не мои феноменальные способности прогнозирования, а источник моего благосостояния. Я, как можно честнее, поведал им о моём необычайном даре, предложил пожертвовать все средства в фонд государства или куда-нибудь ещё (деньги-то меня вообще не интересовали, а вот накликать новые неприятности из-за них никак не хотелось), но тут они решили меня проверить. Естественно, у них была личная заинтересованность в этом. Как раз на носу были президентские выборы, будь они неладны, и они попросили сделать прогноз по их раскладу. Предложение было, даже можно сказать, не очень и навязчивым. Я встретился с ними через неделю и рассказал, чем всё завершится.
 Интересующий их кандидат, в результате моего прогноза, не прошёл, и они доставали меня ещё часа два. Наконец, переведя на нормальный язык их слова и полунамёки, я понял, что им нужно. Это было уже слишком. Они предлагали мне продвинуть ихнего кандидата, при этом повторяя снова и снова о тяжёлом положении в стране и о моей гражданской совести и сознательности.
 Я ответил, что не могу творить чудеса, да ещё и по заказу. А сам осознал совершенно обратное. Вот она, история - твори что хочешь, правда, в определённых пределах, но всё же... Расстались мы, как можно вежливее. Я обещал сделать все, что в моих силах, они тоже, намекая на свои, как казалось им, безграничные возможности силового противостояния. Конечно, по большому счёту, мне было наплевать на какие-то там спецслужбы, но сама идея меня просто шокировала. Я и раньше задумывался об этом, но чтоб вот так, запросто изменить ход истории!
 Нужно заметить, что, конечно, будучи человеком нетерпеливым я мельком пролистнул своё будущее, наткнувшись в конце пути на скромный и одинокий холмик на кладбище. Я это уже знал, и не нужно быть программистом, чтоб понять простую вещь: любые даже само-мальские незначительные изменения в прошлом, впоследствии, перекликаясь и опутываясь невидимыми нитями с цепочками различных событий и движений, образуют свой непредсказуемый рисунок будущего. Достаточно заметить, что дата моей смерти с этого момента изменялась несколько раз без видимых на то причин и без каких-либо логичных объяснений прошедших действий. А планета жила, существовала и развивалась. Миниатюрная, живая! Я её любил и лелеял, представлял там себя, уменьшенного до невидимых размеров. Как это ни странно, я жил сразу в двух мирах: и здесь, и там. Остальные - тоже, но они об этом не знали.  Фантастика, да и только! Меня можно было назвать богом, ведь это я создал и скопировал новую жизнь и природу. Хотя, иногда казалось, что всё это - лишь какое-то заколдованное зеркало и смесь специфики компьютерных эффектов. Я начал прослеживать историю религии и наткнулся на весьма любопытные вещи. Историю образования планеты проследить я, естественно, не мог, ибо моделировал по известному шаблону, но зато смог проследить нечто другое, что перевернуло все мои прошлые понятия и толкования действительности. Но об этом писать не буду, дабы не сбивать с толку моих возможных будущих читателей.
 Ладно, буду кратким, а то я и так слишком много тут уже всего сказал. Я начал изменять ход истории моей миниатюрной планеты. Сразу скажу, что на реальность эти изменения никак не влияли, и, едва я коснулся прошлого, так сразу же исчез эффект зеркала. Этого следовало ожидать, и значило, что развитие жизни и здесь, и там пошло своим чередом, а я лишился возможности прогнозировать будущее, и управлять своей собственной жизнью. Это был отчаянный шаг, но, к моему удивлению, всё прошло спокойно. Моя “Земля” перестала влиять на нашу реальность, или всё было наоборот, теперь уже даже не знаю...
 Я много экспериментировал со временем и впоследствии окончательно запутался с временными  масштабами. Нормальным умом понять это было невозможно, зато компьютер ориентировался и здесь, и там, словно рыба в воде. Он был лишён всяких стереотипов и долго не раздумывал, лишь выполняя мои команды...
 Так вот, для начала я залез в год 1984, и, путём всяческих интриг и махинаций, отменил ядерную войну между Советским Союзом и, ещё существовавшими тогда Соединёнными Штатами Америки. Посмотрел что из этого вышло... Ничего, ядерная война началась спустя два года. Не нужно, надеюсь, напоминать о масштабах этой военной катастрофы, чуть не угробившей всю нашу планету. Ещё бы! Средняя продолжительность жизни человека до третьей мировой войны равнялась семидесяти годам, сейчас же она сократилась почти наполовину и с каждым годом становится всё меньше и меньше. Можно, конечно, существовать в вакуумной камере, но разве это жизнь - лежишь, увешанный трубками и аппаратами, постепенно тупея и теряя способность к нормальному мышлению. Так, на чём я остановился... Значит, со второй попытки ядерную войну отменить всё же удалось. На этот раз я нашёл простое и верное решение. Просто убрал человека, который её начал. Вот что значит в истории отдельная личность! Сколько раз убеждались, и всё напрасно. Получилось, и что поразительно - экологическая катастрофа мою планету миновала. Всё начало развиваться своим ходом. Меня вообще не стало, по чьему-то недосмотру я просто не был зачат и не родился. Ну да ладно, что теперь... Дальше снова начались какие-то странности. Было такое ощущение, что люди специально задались целью погубить себя и всю окружающую их природу. Это было крайне глупо и, естественно, дальше своего носа никто смотреть и не собирался. Я ещё кое-что подправил, но потом мне надоело этим заниматься, и я понял, что дело тут совсем в другом. Нужно было менять не действие, а причины, его вызывающие. Так я и поступил. Точкой отсчёта сделал 2 000 год, как никак - круглая дата. Для начала нужно было изменить расстановку сил и их видимое соотношение.
 Я не бог, а программист, поэтому стал действовать испытанными методами. Вокруг “Земли” спокойно почивали себе несколько независимых измерений. Причём, каждое считало себя единственным и своего рода уникальным. Умирать там никто и не собирался, все кочевали себе туда-сюда, окончательно смешивая и запутывая все пограничные построения. Сделав кое-какие расчёты и выкладки, я приоткрыл вакуумную решётку, дав возможность всем желающим выйти наружу. Попросту говоря, снял крышку: убрал границу между нашей реальностью и созданной Солнечной системой. Конечно, я перестраховался и скроил  копию “Земли”, на этот раз уменьшив её ещё больше. Другие планеты, окружавшие её, конечно, были лишь миражом, - у меня не было возможности моделировать и их тоже. В общем, уже потом я, к своему ужасу осознал, что, может быть, кто-то вот также сверху экспериментирует и над нами. Я сам убедился в том, что ничего невозможного нету: время, расстояния, размеры, - всё подгоняется и исправляется. И вот сейчас, я собираюсь послать эти записи на свою крохотную планету. Хотя слово “крохотная”  едва ли может отобразить всю глобальность выбранного масштаба. Но зато эта система в относительной безопасности от на­шего времени. Я принял меры, и поместил её... не буду говорить куда, и не признаюсь даже под пытками.
 Теперь о главном, может кому-то пригодится. Как создаётся жизнь... Всё очень просто, мне удалось подсмотреть. Создаёт её, конечно, бог, потому что другого слова на ум и не приходит. Вернее, жизнь - это и есть бог. Жизнь одна, как нечто целое. Потом она распадается на несколько частей, причём независимых друг от друга. Потом ещё, - и так тысячи, миллионы, миллиарды раз. Каждый  является, грубо говоря, одной триллионной частью жизни, то есть бога, и связан с ним незримой нитью. Потом начинается обратный процесс - соединение, потом - снова распад. Вот так, очень просто. Я создал две жизни, вернее - одну жизнь и её копию. Но эти жизни являются лишь крохотной частью нашей, так что - жизнь всё равно одна. Но я не был бы учёным-программистом, если бы постоянно не экспериментировал. Что из этого выйдет - напишу в следующий раз, я и так отвлёкся и потерял кучу времени. Могу только предупредить, что я всё вижу, и обязательно прослежу за судьбой своего послания, передав его кому-нибудь из вас. Так что не нужно ко всему относиться  наплевательски и смотреть на жизнь не дальше своего носа. А вообще, я так полюбил эту милую и прекрасную планету, что в скором времени собираюсь её посетить и остаться там навсегда. Сейчас мы с моим верным помощником  ведём работу в этом направлении. Сделать это непросто, но трудностей мы не боимся, а если я уж за что-то взялся, то обязательно доведу дело до конца, то есть до победы. Так что, до встречи на Земле...
***

 - Ну как? - спросил я у жены, когда она, наконец, дочитала наше совместное творение до конца.
 - Бред, - лаконично ответила она и с достоинством удалилась на кухню.
 “А может она и права, - подумал я. - Из откровений программиста выходит так, что весь наш хвалёный суперсовременный мир не стоит и выеденного яйца. Поле для развлечений и экспериментов. Блеф, игра, забава… Мы воображаем себя такими крутыми и всезнающими, а на самом деле… А, что, кстати, на самом деле”?
 - Марина! - позвал я жену. - Когда мы будем обедать?
 - Подождёшь! - отозвалась она. - С вашими рукописями я  отвлеклась и забыла поставить бульон на плиту.
 “Ну вот! - подумал я. - Теперь буду сидеть голодным. И что я тут полез со своими размышлениями? Какая, в принципе, разница. Лучше пойду на кухню и сделаю себе бутерброд с колбасой”.
 - Сделай мне тоже! - попросила жена, когда я начал нарезать хлеб.
  Когда мы перекусили, жена сунула мне в руки мусорное ведро, и я гордо отправился на улицу выносить мусор. Как известно, рукописи не горят, не плавятся и не пропадают, так что я был спокоен, опорожняя ведро в мусорный ящик. Оглянувшись в последний раз на своё творение, я вздохнул, и с чувством выполненного долга медленно зашагал по направлению к дому.



Рецензии
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.