Введение в человековедение. Лекция
- А тележки-то у них какие примитивные! – Даис был увлечен не меньше соученика, - Ездят только по ленточкам вдоль каких-то полос и выехать за них не могут! И никакой самостоятельности: если одна едет медленнее, то и все остальные замедляются! Они даже останавливаются в одних и тех же местах! Бедные эти существа, бедные! Не могут спокойно выйти из тележек, чтобы поговорить друг с другом. Это, наверное, ужасно – попасть в рабство к каким-то механизмам!
- Не так все плохо! – успокаивал его Сиус, - Гляди, вон две тележки встретились и остановились. Теперь эти существа могут общаться. Ты видишь, как они размахивают руками? Наверное, очень рады встрече!
- Учитель! – предупредил кто-то сзади и ученики отскочили от планескопа.
Старый Маас степенно вошел в аудиторию, подождал пока стихнет шум и поприветствовав учеников, улыбнулся:
- Вижу я, вы уже ознакомились с предметом нашей лекции, - сказал он, поправляя прибор наблюдения за мирами.
- Сегодня, - продолжал учитель, - я хочу рассказать вам об этих существах. Они называют себя людьми (в единственном числе – человек) или, весьма самоуверенно, Homo Sapiens – человек разумный. Их цивилизация довольно примитивна, несмотря на то, что они уже начали выходить в космос – искать «братьев по разуму», как они сами говорят. На деле, они пытаются найти существ, подобных им самим. Вы уже видели их и понимаете, что вряд ли найдутся во Вселенной существа хоть немного на них похожие. Они настолько зациклились на своей форме жизни, что упорно не желают замечать другие цивилизации, живущие с ними на одной планете.
Кроме всего прочего, люди чрезвычайно агрессивны – все, чего они не могут понять и объяснить, объявляется вредным и уничтожается. Именно поэтому они до сих пор не приглашены в содружество цивилизаций даже наблюдателями.
Напрашивается вполне естественный вопрос: почему мы их все-таки изучаем? Чем же они нам интересны?
Люди, как вид, интересны тем, что причины их развития и прогресса достаточно оригинальны, хотя и до смешного прозаичны.
С рассказа о человечестве я хотел бы начать цикл лекций под общим названием «Рычаги эволюции».
- Как вы думаете, каковы могут быть движущие силы прогресса? – обратился учитель к классу.
В аудитории внезапно стало так тихо, будто выключили звук.
- Э-э-э... – протянул зубрила, сидящий напротив Мааса, - может, желание выжить?
- Инстинкт самосохранения? – поправил его учитель, - Нет, инстинкты не ведут к развитию, они есть и у животных.
- А может, - предположил Даис, - стремление к свободе?
- Возможно, - согласился Маас, - есть такие цивилизации, для которых оно стало катализатором прогресса. Но в нашем случае были иные причины. Есть еще версии?
Тут предположения посыпались как зерно из порванного мешка, но все они разбивались о скалу знания и эрудиции учителя:
- Сексуальное влечение?
- Инстинкт размножения! – парирует Маас.
- Жажда власти?
- Вожаки в стаях...
......
Очень скоро варианты иссякли. Старый Маас внимательно оглядывал аудиторию, будто бы ожидая новых предположений, хоть было понятно, что новых идей уже не будет. Хороший учитель должен быть немного актером – он держал паузу.
- Итак, - продолжил лекцию Маас, - первым фактором, первой движущей силой их прогресса стала обыкновенная человеческая ЛЕНЬ!
Справедливо считается, что развитие началось не тогда, когда первобытный человек впервые взял в руки камень или палку – животные тоже используют подручные средства – а тогда, когда люди начали изменять форму этих предметов, создавать инструменты.
Вполне естественно, что первым таким инструментом стало оружие, изобретенное потому, что человеку было лень охотиться с голыми руками. Оно, во-первых, позволяло добывать пищу, затрачивая меньше усилий, во-вторых, давало возможность справиться с более крупными животными, а значит отпадала необходимость добывать еду каждый день. Это, в свою очередь, повлекло за собой поиски способов консервирования продуктов, начало обмена и прочее, то есть дало настоящий толчок развитию и прогрессу.
И в наше время человек постоянно придумывает себе новые инструменты, разрабатывает различные технические устройства и приборы, облегчающие ему жизнь.
Таким образом, прогресс высвобождает для человека время, в которое тот может заниматься чем-нибудь другим. Чем же?
Вернемся к первобытному человеку.
Вот он смастерил копье и убил им большое животное – такое, что за один день не съешь. Значит, несколько дней он может не ходить на охоту. Что он делает в свободное время? Он скучает!
Это и есть вторая движущая сила их прогресса – СКУКА.
Скучая, первобытный человек начал разрисовывать стены своей пещеры – позже это развилось в искусства.
Скучая, он наблюдал за растениями и приручал животных – с этого начиналось сельское хозяйство.
Скучая же, человек делал себе новый каменный топор, которым можно было убить животное еще крупнее, или дать по голове вернувшемуся с добычей соседу – так возникли войны.
До сих пор человек от скуки ищет себе все новые и новые занятия, а найдя их, придумывает новую технику, на которую можно переложить всю работу – и снова скучает.
Но это не замкнутый круг, а, скорее, спираль, которая ведет их по пути развития, хоть до сих пор и не ясно его направление.
Как вы понимаете, занятия, которые от скуки находит себе человек, далеко не всегда конструктивны, а порой просто ведут к регрессу. Достаточно велика группа людей, от скуки занимающихся самоуничтожением. Они принимают различные слабые и медленнодействующие яды, нарушающие те или иные функции организма, и получают от этого удовольствие. Большинство из этих ядов вызывают привыкание и человек уже не может остановить это медленное самоубийство.
Но об этом мы с вами поговорим на следующем занятии.
- Наш урок подошел к концу. Прошу подготовиться к практическому занятию и принять вот такую форму, - старый учитель повесил на стену рисунок и вышел из класса.
***
Семен сидел в пустой кухне за ободранным столом, накрытым газетой, и пил горькую. Повода выпить он уже давно не искал, достаточно было жалости к самому себе, старому и одинокому. К тому же, старая обида постоянно напоминала о себе. Нет, он не обижался на родителей, только на судьбу. Еще бы: уже за шестьдесят перевалил, а отчества так и не заработал. Все его друзья лет с тридцати уважительно величались Михалычами, Сергеичами и Петровичами, а он все Семен, да Семен. Вроде бы и не бомж какой-нибудь, а бывший зам. главного инженера большого оборонного предприятия. Увы, так сложилась судьба - не принято как-то Ильичем кликать и все тут!
Хорошо, хоть пенсия у него приличная – такая, что позволяет каждый день «надираться». Началось это со смерти жены. Но и ее он, почитай, уже полтора года как схоронил, а остановиться уже не может – каждый день напивается ну просто до чертиков. Раньше это выражение: «напиться до чертиков», - страшно веселило Семена. Сейчас же он абсолютно точно знал, что оно означает.
Вот они, зелененькие, скачут по столу, табуретке и по самому Семену. Чертики гоняли по столу пустую бутылку, играли в футбол кусочками хлеба, забирались к нему в карманы и за пазуху, пытались оторвать пуговицы и путались в давно не чесаных волосах. К этим хулиганствам Семен уже привык и не обращал на них внимания. И только один из них сидел тихонечко на вилке с нанизанным на нее куском огурца и как будто со стороны смотрел на все это безобразие. И выглядел этот чертик несколько иначе, старше других, что ли? Встрече с ним Семен был несказанно рад. С ним всегда было интересно поговорить, хотя порой тот начинал нести нелепицу про иные миры и цивилизации.
Может и напивался Семен каждый день для того, чтобы поговорить со старым и мудрым чертиком Маасом – на трезвую голову он, к сожалению, не являлся.
Свидетельство о публикации №201111900004