Цветы и конфеты мы не пьем!?
Год заканчивается, сразу после праздников грядет сессия, и на занятиях появляется много новых лиц. Прогульщики пребывают в поисках конспектов, отличники ? в ожидании за-ветных ?автоматов?. На кафедре лаборантка вежливо интересуется, когда я сдам ей спи-сок вопросов: пора, мол, печатать экзаменационные билеты. Признаться, когда я впервые зашла на родную кафедру, то была премного удивлена, не увидев никакого, даже самого завалящего компьютера. Зато почетное место занимала пишущая машинка ?Ятрань?. Это достижение инженерной мысли конца 70-х работает с оглушительным грохотом, так что первая примета приближающейся сессии ? стук и звон. Судя по тому, что он доносится не только из-за дверей нашей кафедры, мы не одни плетемся в арьергарде прогресса. Но во-прос не в том, как напечатать билеты, а в том, что именно в них напечатать. Плох тот пре-под, который забыл свои студенческие годы. Но вдвойне хуже полагающий, что он до сих пор студент. Но если ничего путного на тему экзаменов сочинить не удается, то это надо просто? мягко говоря, позаимствовать. У старших товарищей, например. Впрочем, судя по незначительности отличий между списками экзаменационных вопросов наших ува-жаемых доцентов, не только мою душу отягощает грех плагиата.
Еще одна примета приближающейся сессии ? заочники. Они появляются на пороге кафед-ры этак без десяти пять, мнутся в дверях, осматриваются, чтобы на одном выдохе спро-стить:
-- А у кого здесь взять вопросы к контрольной?
Кстати, контрольную нужно была сдать еще месяц назад. Знакомая картина!
Заочники технических вузов ? народ колоритный. Условно их можно разделить на три группы. Первые ? ?от станка?, грозного вида иногородние дядьки в возрасте далеко за тридцать. Им что ?кредитная рестрикция?, что ?бюджетная конструкция? -- все едино. Что поделаешь, если наличие диплома в родном отечестве ценится само по себе, безотно-сительно знаний, наличие которых этот диплом якобы должен подтверждать. Вторая группа ? мальчики и девочки, недавно закончившие школу и то ли не добравшие полбалла на экзамене, то ли перешедшие на ?заочку? после первой же сессии (ну, или после вто-рой). Третья группа ? ?платники? разного возраста и социального положения. ?Магия ко-рочек? вынуждает взрослых и разумных людей за свои же деньги тратить свое же время на получение ?госоценок?? Ну да у каждого свои цели.
Интересно, будут ли писать шпаргалки к моему экзамену? Мне все труднее отмалчиваться или отшучиваться: студенты всерьез требуют информации о том, как будет проходить наш экзамен.
-- Я разрешаю вам пользоваться при подготовке к ответу книгой, но только этих авторов. ? Учебник представляет собой увесистый двухтомник (если я не ошибаюсь, на развалах такой стоит долларов четырнадцать). Я его купила, будучи на первом курсе, и первые три года учебы ни в одно другое ?учебное пособие? и не заглядывала. Судя по результату, подход отнюдь не самый худший. Так что пусть господа студенты хоть раз своими глаза-ми посмотрят на эту уникальную книгу. ? Кстати, попытки списывать с конспекта будут оцениваться адекватно, т. е. неудовлетворительно.
-- А ?вопросы на засыпку? будут?
-- Естественно. Ответы на мои любимые вопросы ? на последней лекции курса. ? Сурово, но справедливо. Последняя лекция у нас за неделю до нового года. Что же мне, перед пус-той аудиторией распинаться?!
Ставить ли ?автоматы?? Если учесть, что я дважды, а то и трижды ?прогуливала? занятия (ну, проспала, что поделаешь!), а среди студентов есть уникумы, не пропустившие ни од-ного занятия, то стоило бы.
-- Господа студенты. Я сейчас зачитаю список счастливых обладателей ?автоматов?. Итак, оценкой ?отлично? отмечаются? ?Хорошо? получат? Если эта оценка вас не устраива-ет, она может быть скорректирована на экзамене. Троек ?автоматом? не будет. ?Госоцен-ку? надо заработать.
Не попавшие в счастливый список начинают качать права. Вот где мне пригодилась зло-счастная контрольная!
Но это все относится к третьему курсу. Первокурсники, да еще в первом семестре, посе-щают занятия прилежно и ведут себя почти прилично. Соответственно, об ?автоматах? если и заходит речь, то робко и неуверенно. Гаркаю ?Нет!? -- и все соглашаются (а куда ж они денутся).
У первокурсников свои вопросы. Например, недели за две до окончания семестра, со мной будто невзначай на семинарах заводят разговоры о злых преподах, о заваливании, о лю-бимчиках и наоборот и т.п.
-- Я сама не так давно была студенткой. Вы будете очень удивлены, но мои друзья расска-зывали мне о взяточничестве, вымогательстве, но я лично за пять лет учебы ни с чем по-добным не сталкивалась. Максимум, что мы могли вручить преподавателю, это букет цве-тов и коробку конфет. Кстати, для особо интересующихся, я не сладкоежка, ваши подно-шения мне неинтересны, главное ? это уровень знаний. ? Я замечаю, что взгляды студен-тов выражают плохо скрываемое недоверие: говори, говори, мол, знаем мы?
Интересно, ?берут? ли мои коллеги? На первый взгляд и не скажешь? Не похоже, по крайней мере. Мне очень хочется в это верить.
Консультации ? прескучное занятие. Предполагается, что именно во время консультаций проясняются последние ?тонкости? и спорные моменты. Восполняются пробелы, так ска-зать. Правда, выясняется заодно, что познания некоторых студентов ? один сплошной пробел. Удивительный факт! Ладно, заочники, они пытаются что-то изучать самостоя-тельно. А здесь ? дневное отделение, народ на лекции ходит, погоняемый родителями и деканатом.
-- Мои минимальные требования на тройку? Если вы не знаете данный четырех опреде-лений, то дальше нам разговаривать не о чем. Я не требую дословного заучивания, но суть должна быть передана. ?Автоматчики? получат свои высокие оценки завтра. Нет, сегодня ?раздачи слонов? не будет. Придете на экзамен, и получите оценку в зачетку.
Интересно, как они будут отвечать? Не зря говорят, что позиция экзаменатора ? всегда выигрышная, и завалить можно любого. Нет, лучше побуду доброй, зачем мне все эти де-сятикратные пересдачи.
Первый сюрприз ? из 27-ми студентов к экзамену не допущены двадцать, не сдали зачеты или курсовую. А мне что прикажете делать? Тратить потом свое личное время на провер-ку их знаний. Лень? Но не будем расслабляться. Обещала справедливость и отсутствие ?халявы? для троечников и прогульщиков ? будь добра выполнять.
Мои поточные лекции для третьекурсников ? вторая пара в субботу. А субботняя же пер-вая пара ? семинар для одной из групп этого курса. Последний день занятий ? 28 декабря. Теоретически я не имею права отменять занятия. За соблюдением расписания следит учебный отдел. Как-то раз в середине семестра я даже ?нарвалась? -- отпустила студентов на полчаса раньше, так ?доброжелатели? доложили. В тот же день один из наших профес-соров и вовсе ?прогулял? лекцию, так что мы с ним напару и писали объяснительные.
Правда, старшие товарищи, умудренные опытом, посоветовали именно в этот раз никого не бояться (кто же с субботу, двадцать восьмое декабря, придет на работу, да еще к вось-ми утра!). И студентам радость, и себе, опять же, облегчение.
И вот 21-го на лекции я жизнерадостно провозглашаю, что это, так и так, наша последняя лекция в этом году. С тремя группами еще встретимся во вторник на семинарах, ну а с ?субботней? -- теперь уже только на консультации и на экзамене. Короче говоря, учитесь, готовьтесь, до свидания. После лекции меня окружает группа ?субботних? студентов, и староста, глядя сверху вниз, басит:
-- А как же семинар через неделю?
-- Господа, не надо так шутить! А то ведь я могу и не отменять занятия. Вам же будет ху-же.
-- Мы хотим семинар!
Они явно издеваются. Представляю, я приду к восьми в субботу ? а в аудитории никого. Хорошие шуточки!
-- Вы серьезно?
-- Да! Ну давайте проведем еще одно занятие?
-- Хорошо, я приду, но ?прогулявшие? могут прощаться не только с ?автоматами?, но и с надеждой сдать с первого раза.
Что на них нашло. Две трети группы охвачены ?автоматами?, и у остальных проблем быть, вроде, не должно. Самая, можно сказать, умненькая группа (ну или самая дисцип-линированная, по крайней мере). И чего им неймется!
Рассказываю об этом казусе приятельнице.
-- Жди, -- отвечает та, -- тебе явно попытаются всучить взятку.
-- А зачем, я и так уже поставила хорошие оценки? Загадка!
?Отгадка? случается через неделю. Накануне, заполночь просидев на вечеринке с друзья-ми, спать я ложусь, естественно, поздно. Но ? уговор есть уговор! ? к восьми приезжаю на занятия. Да здравствует тот, кто изобрел тональный крем!
Меня встречает? пустая аудитория. После ?минуты молчания? с шумом открывается дверь и в комнату вваливается моя группа почти в полном составе.
-- Если вы не против, мы решили начать отмечать Новый год с вами. ? И, замечу, с шоко-ладками, шампанским и фруктами.
С точки зрения педагогической науки, согласиться ? значит, непоправимо уронить свой преподавательский имидж. А чисто по-человечески, не согласиться ? обидеть господ сту-дентов в их лучших чаяниях. Альтернатива-с!
-- Ну что ж, начнем наш семинар. Тема -- ?
И дружный смех в ответ.
Скамейки сдвинуты, мы сидим вокруг преподавательского стола, и я давлюсь от смеха, слушая замечания студентов относительно моего первого ?явления?.
-- Знаете, а ведь вы единственная, кто на нас никогда не кричал. Вы только смеялись с нас, и это было еще хуже.
Подхалимы! А может быть, просто бедные дети. Жертвы ?птичьего языка? академической науки, как же они соскучились по нормальному человеческому общению и отношению.
В девять тридцать на улице еще темно. Студенты собирают пустые тарелки и остатки пиршества в большую сумку, скамейки занимают свои почетные места за партами, а мы толпой вываливаемся наружу.
-- Это у вас такая традиция, что ли, перед праздниками поздравлять ?преподов??
-- Да нет, это мы придумали в субботу на лекции, правда, боялись, что вы неправильно поймете.
Я стою в окружении великовозрастных мальчиков и девочек (как минимум, на полголовы выше меня и в полтора раза толще), и чувствую себя совсем маленькой. И, почему-то, старше не на пять-семь лет, а этак на четверть века.
Экзамен подкрался незаметно. Вплываю в аудиторию к первокурсникам. Староста (хоро-шая девочка, закончила экономический техникум, правда, все еще пытается ?выезжать? на техникумовских же познаниях) подходит ко мне с букетом цветов, коробкой конфет и льстивой улыбкой. Цветы ставятся в вазу, а конфеты я отвергаю. Ну-с, первая ?пятерка?, к барьеру!
Староста без подготовки начинает рассказывать мне сказки об инфляции. Ей-Богу, даже в газетах об этом пишут содержательней!
-- Вы мне наговорили на ?удовлетворительно?. ? У девушки слегка шоковое состояние. ? Вам следовало отвечать примерно по такому плану? А вы мне сказки рассказываете. Ладно, с учетов ваших успехов в семестре, садитесь здесь, передо мной, вот вам тема ? и все что знаете по этому поводу. Учтите, буду ?валить? изо всех сил. (Конечно, она зара-ботает свои пять баллов, но ? надо дать понять, что здесь уже не техникум. Мы, понима-ешь ли, в вузе, и это обязывает).
Мальчик из провинции, поступил по целевому набору. Старается, но ? увы! ? то ли не до-учил, то ли перепугался:
-- Пожалуйста, поставьте мне четверку, а то меня мамка дома убьет.
И эти люди рассказывают байки про зверей-преподов! Да за такой ответ и трояка ? слиш-ком много.
-- Ничего, мама не убьет, а если и поругает, то вам же на пользу. Оценка ?удовлетвори-тельно? -- это тоже положительная оценка.
Экзамен заканчивается, староста подходит ко мне и, краснея, признается:
-- Вы меня сегодня проучили. Спасибо. Я все поняла.
Дай Бог!
Я захожу на кафедру. Милейшая Татьяна Викторовна (доцент и т.д., и т.п., у нас ? по со-вместительству) ставит в вазу букет, достойный невесты:
-- Надо же, я им пятнадцать двоек поставила, а они мне ? такие цветы.
-- А я вот своим двоек вовсе не ставлю. Зачем на первом курсе причинять детям такую травму, -- это уже вмешивается ?прогрессистка? Малявская. ? Тем более, у меня такие хорошие дети.
Я рассказываю лаборантке про ?невзятые? конфеты, и получаю исчерпывающую характе-ристику своих умственных способностей. И ценный совет:
-- Ну не любишь конфет сама, неси на кафедру. И вообще, взятка так не пахнет!
?Подбиваю? итоги по ведомости. ?Отлично? -- 14 человек, ?хорошо? -- 10, ?удовлетвори-тельно? -- 5, ?неудовлетворительно? -- нет. Может, я недостаточно строга? Или они так ловко списывали? Вряд ли, первый курс эту премудрость еще не освоил.
С букетом и стопкой ведомостей так неудобно ехать в троллейбусе. Я иду по заснеженной алее и даже не беспокоюсь, что цветы замерзнут. Завтра ? опять экзамен.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №201112000011