Художественная духовная проза Обзор 1

Многоуважаемые писатели!
Я не претендую ни на ваши лавры, ни на идеальность и завершённость этого исследования.

Я являюсь представителем Группы 1008 – неформального Международного Общества Адептов. Наша деятельность – закрытая, а для открытого общения всех духовно развивающихся создаётся специальный сайт – www.1008.ru. Сразу оговорюсь: он пока не отвечает всем предъявляемым требованиям и, вообще, он – в процессе создания. Когда там будет интерактив (не скоро) – я специально сообщу об этом и отдельной статьёй, и в письмах всем авторам, которых я рекомендую (и буду рекомендовать).

МОЯ ЗАДАЧА – общение с людьми, которые интересуют Группу 1008 (чаще – личное). А, работа на «прозе.ру» - дополнительная.

ЧТО Я ДЕЛАЮ ЗДЕСЬ? – Ищу АВТОРОВ, создающих художественные произведения на ДУХОВНЫЕ ТЕМЫ. На остальные у меня нет времени и интереса (извините, остальные авторы, если вы пишите хорошо, но не о том).


О ЧЁМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (художественные!), КОТОРЫЕ Я ИЩУ?

· Возможно, о магическом, мистическом, медитативном, об опыте разных состояний и переживаний, о реальных магах и адептах, святых и подвижниках…
· Возможно, просто о жизни, о человеческих отношениях, о внутренних переживаниях, о встречах, повлиявших на жизненные цели, о важности духовной поддержки в тяжёлые минуты…
· Возможно, сказки или фантастика, но обязательно с духовным смыслом и уроками (не явными, а исподволь), которые должен вынести читатель...
(Возможно, я что-то забыл перечислить…)

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ: произведение должно быть ХУДОЖЕСТВЕННЫМ, т.е., иметь сюжет, а, значит, и вызывать интерес. Причина такого условия: чтобы книги оказывали влияние, надо, чтобы их ХОТЕЛИ читать. Примеры таких художествено-философских авторов всем известны. Это – А. Камю, Ж. П. Сартр, Р. Акутагава, У. Эко, К. Абэ, Г. Гессе, Х. Кортасар, М. Фриш, К. Кастанеда, Р. Бах, и т.д. и т.п. Такие авторы охватывают аудиторию, не затронутую «чисто духовно-практическими работами» таких столпов, как ОШО, Шри Ауробиндо, Б. Айенгара, У. Эванса-Вентца, Е. Блаватской, Йогананды, А. Девид-Неэль, и т. д., и т. п. Есть, разумеется, и слой людей, читающих ради своего духовного развития классику (тексты духовных писаний разных религий).

НУ А КАК ЖЕ ПРИВЛЕКАТЬ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА К ПРОБЛЕМАМ ОСОЗНАВАНИЯ ДУХОВНЫХ ИСТИН? В основном, художественностью. Иначе очень трудно. На чистые нравоучения или скучные исследования мало кто позарится (только те, кто УЖЕ развиваются духовно, но речь-то сейчас не о них).

К сожаленью, в современной художественной духовной литературе преобладают 2 КРАЙНОСТИ:

· Одна: прилизанная нереальная/ детская/ надуманная духовность, плаксивость, наивная сказочность, надуманная моральность (такого «добра» полно на «магических» сайтах)
· Другая: грубость, сумбурность, пошлость, панибратство, низменность (вплоть до порнографии), отсутствие смысла (такое я встречал и здесь)

Причём авторы такого «творчества» претендуют на то, что пишут духовную художественную литературу.

ВНИМАНИЕ АВТОРОВ! ЕСЛИ ВАШИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ УДОВЛЕТВОРЯЮТ ВЫШЕ ОПИСАННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ и НЕ ОТНОСЯТСЯ К УКАЗАННЫМ КРАЙНОСТЯМ – ПОМЕСТИТЕ ССЫЛКУ НА НИХ В РЕЦЕНЗИЯХ (можно и по мэйлу, но лучше, чтобы ссылку видели все).

Для чего нужны эти произведения и эти обзоры (духовной литературы)? В основном, для привлечения к ДУХОВНЫМ ИНТЕРЕСАМ ещё не потерянных для общества людей (интересующиеся духовностью САМИ найдут и прочтут такие произведения и без моих обзоров).

--------------------------------------------

Итак, начинаю непосредственно ОБЗОР ДУХОВНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (№ 1).

· ЭТОТ ОБЗОР (№1) касается авторов («прозы.ру», разумеется), которых я рекомендую на своей авторской странице. А именно:

Аайус, Лаварэс, Александр Ратыня, Vampire, Свет.

Пока я успел познакомиться только с их творчеством (читал и некоторых других, но был разочарован). В других обзорах (если дело до них дойдёт) я буду касаться и других авторов (а, при необходимости, не буду забывать и об указанных).

(Кто был на нашем сайте, тот увидел, что с Аайусом и Лаварэсом мы уже сотрудничаем. Мы им предоставили удобную ПОЧТУ (со своего почтового сервера – не нужно входить в сайт, набирать пароль и т. д. – как почта МТУ) и рекламируем их на своей ГЛАВНОЙ СТРАНИЦЕ (а на их страницах – внизу – есть ссылки на наш сайт). Этих двоих писателей мы считаем явлениями в современной литературе, в том числе – литературе, посвящённой ДМР (духовно-магическое/ духовно-мистическое развитие). Остальные, указанные мною выше писатели тоже весьма интересны и мы будем наблюдать за их творчеством.)

Сперва в этой статье я рассмотрю авторов, тяготеющих к малым (по объёму) литературным формам (Vampire, Свет), затем – к средним формам (Александр Ратыня), а затем – к большим формам (Аайус, Лаварэс). Разумеется, я прочёл всё (многое – по несколько раз), выставленное этими авторами на «прозе» (кроме тех вещей, что могли появиться в последние сутки-двое).
-------------------------------------------

Судя по сообщениям в конференции – Vampire – Ася из Питера, а Свет – Светлана из Москвы. Обе публикуются на сайте с октября 2001г.
Желаю обоим девушкам вывесить на авторскую обложку свои фотографии – тогда, мне кажется, вас будут больше понимать.
У обоих есть «КАКТУС» и у обоих он очень хорош. Правда, кончаются их истории по-разному…

-----------------------------
+++++++++++++++++++++++++++++
Vampire

«я не тот Вампир, что забирает, а тот, кто отдает»
 «я же все-таки еще не "законченный" Вампир»
(из ответов в конференции)
На стебле розы – 24 шипа, кстати (12х2 или 8х3 или 6х4).

Сначала вампирочка выставляет мини-рассказ «ЕГО НЕТ…», который через полмесяца развивается в большой рассказ «КАК ВСЁ БЫЛО», далее – 4 прекрасные миниатюры, и, 1я часть рассказа «МОЙ ЗВЕРЬ».
Я осознанно не указал 2 посвящения – «Две части света» и «Очищение организма Прозы Ру», т.к. они несколько выпадают из общего контекста.

ЛЮБОВНАЯ ТРИЛОГИЯ: ИЗ ICQ – В ЖИЗНЬ.
Основа – мини-рассказ «ЕГО НЕТ…» («это костячок,
на нем выросло "мясо"») и первая миниатюра Daha «Ночной диалог».
В результате получилась захватывающая духовная любовная история, основанная не реальном опыте – «КАК ВСЁ БЫЛО».
Общаясь по аське, двое проникаются чувством друг к другу и, считая, что их свела судьба, встречаются в реале. В результате – трагедия… Читается на одном дыхании.

«Весь день, пока мы договаривались о встрече, решали, куда пойдем, я чувствовала настоящую радость. Точно это должен быть праздник, а не встреча знакомых по интернету. Но когда я сошла с эскалатора, моя радость пропала. И я поняла, что мне страшно. По-настоящему страшно. Я испугалась, что в один момент может разрушиться весь мой хрупкий иллюзорный мир, в котором я живу последние недели. Испугалась, что родной по душе человек вдруг окажется чужим, когда я в первый раз взгляну ему в глаза. Я боялась, что он точно так же может разочароваться во мне».

«Мой ласковый рыцарь на белой лошадке
Несётся на встречу с большой шоколадкой.
И тучек свисают бордовые космы,
Когда мы не вместе... не так это просто...»

 «Я не знаю, что происходит. Сказочно красивое лето. Почти каждый вечер мы с Валериком ходим смотреть на закаты. И закаты золотом рассыпаются по нам. В такие минуты я верю, что забуду о прошлой жизни.
Я влюбилась. И не хочу ничего менять.
Каждый закат я смотрю в его глаза и знаю, что мы очень нужны друг другу.
Но наступает день, я возвращаюсь в реальность. Я думаю, а что же будет с Витей?
Когда мы с ним видимся, я уверяюсь, что... не смогу перешагнуть. Не смогу убить наши отношения. Меня так еще никто не любил»

«Боль расплавила остатки разума, она в груди
нарастает, как смерч, и хочется зажать ее
руками, впиться ногтями и рвать ее в кровь, в
клочья, чтоб кричала от боли эта жестокая боль...»

«Вчера в обед мы виделись действительно в самый последний раз. Я так думаю.
Таких огромных букетов мне еще никто не дарил.
Розы... Да что они значат, когда расстаются близкие люди!
за свою жизнь я видела только однажды, как плачет мужчина.
Вчера я увидела это во второй раз. В наши минуты Валерик молча сжимал меня в руках и тихо плакал... А потом, шатаясь, пошел к метро...
Я была просто растеряна.
Я стояла посреди проспекта с огромным букетом алых роз и думала, как же все несправедливо в этой жизни...»

Сама Ася говорит об этом так:
«давно вынашивала идею создания рассказа на основе айсикьюшных диалогов.»
 «Суть этой истории не в свиданиях, ссорах, поцелуях и признаниях.
А в том, как бывает в жизни.»
«... я сделала эти диалоги из полутора тысяч страниц...»

Далее – 4 прекрасные миниатюры:
«МЁРТВЫЕ БАБОЧКИ», «КАКТУС», «ЛАЗОРЕВЫЙ ПАУЧОК» и «ТРИ СКЛЯНКИ И ПИПЕТКА».
На 1е место ставлю «КАКТУС» - шедевр. На 2е место – «МЁРТВЫЕ БАБОЧКИ». Остальные 2 – явно слабее, но Ася в конференции пишет, что «…паучка» хочет поместить в незаконченный рассказ, а «три склянки…» хочет довести до рассказа. Вообще, «склянки» нужно дорабатывать…
«МЁРТВЫЕ БАБОЧКИ» - потрясающая передача предапокалипсного настроения («хочу научиться писать ужастики»).

Особо остановлюсь на лучшей из миниатюр – «КАКТУС». Прожив 7 лет (духовное число), он наслушался оскорблений и насмешек над собой, а потом появился Котёнок с зелёными (сердечными) глазами…(Концовку специально не сообщаю).

Предоставим слово Асе:
«…в этой "зарисовочке" есть чуть скрытый смысл -
что-то похожее происходит на сайтах проза и стихи ру.
с начинающими и непонятыми авторами...
в конце концов их как бы "выкидывают"...
и это неправильно»
«да, именно про жизнь я и хотела написать,
а Кактусом может оказаться любой начинающий автор, попавший в литературный мир.
я насмотрелась, как эти авторы, не успев поверить в свои силы, за счет жестокой критики в свой адрес, бросают писать стихи, писать прозу...
жаль.
"литераторы" не понимают, что эти еще "зеленые" авторы – свои, а не конкуренты... и безжалостно "выкидывают их в мусоропровод"».
Классная вещь.

Теперь – рассказ: «МОЙ ЗВЕРЬ» (пока часть 1).
О тяжёлой жизни девушки, потерявшей мать и живущей с лицемерной мачехой, жестоким похотливым отцом и старенькой бабушкой.

«В последнее время я стала острее чувствовать свое одиночество. Меня спасали вечерние аллеи, прогулки в пору перерождения вечера в ночь... Я уходила из дома все чаще, чтобы пить свое одиночество, чтобы жить им.
Однажды я вернулась домой заполночь. Когда я вошла в прихожую, сердце забилось в груди, точно раненая птица в клетке – на кухне был включен свет. Отец. Он ждал меня. Я испугалась его лица. Оно никогда не было таким страшным.
Я испугалась, потому что знала - должно было что-то произойти. Но он ничего мне не сказал. Только зло ухмыльнулся.»
 Заканчивается 1я часть трагически. Но, всё, что пишет вампирочка, лучше прочесть самому.
Ася, есть над чем работать. Если свои вещи читать через некоторое время (сперва как бы забывая их), то стилистические и смысловые огрехи станут заметными. Хорошо бы Вам читать литературу (и художественную и духовную) и набираться жизненного опыта, а, также, искать смысл своей жизни (не только писательский) – «через тернии» – тогда естественного смысла будет больше и к успеху придёте быстрее. В ближайшие месяцы жду от Вас произведения, где будут проникновенно показаны духовные переживания героев, попавших в тяжёлую необычную жизненную ситуацию.

Успехов, Ася!

P.S. каламбур: «Вы болтали с Аськой в аське?» : )
------------------------------
++++++++++++++++++++++++++++++

Свет

«у меня есть желание помогать, и я не могу от него убежать.»
«Это моя жизнь, и писала я о ней так, как чувствовала.
Я действительно наивная девочка, несмотря на свой сорокалетний возраст.
В тридцать лет пришла к вере.
Слава Богу, за всё.»
«В конечном счете, не важно кем вы все стали, важно какими.
Каждый из нас приходит в этот мир с набором недостатков, и наша задача их устранять. Вот и сводит нас судьба с теми людьми, общение с которыми
Поможет нам искоренить свои недостатки.
В том числе и обидчивость, и гордыню, когда нам пишут нелицеприятные отзывы.
Но хочется крикнуть:
- Граждане пассажиры, мы сейчас в одной лодке, просьба не раскачивать сильно, будьте взаимно вежливы.»
«произведения не мои, я молюсь, и прошу благословение написать то, что могло бы помочь людям.»
(из конференции)

У Светланы 25 произведений, из них – 6 сказок, 4 – мемуаров, 6 – стихотворений, 4 – исторической духовной прозы, 2 – наставлений, 3 – мини-рассказа.
Светлана! Предлагаю систематизировать свои творения, если стихи – в эту рубрику и поместить, что-то, возможно, передвинуть, дать подзаголовки циклам, и т.д. Очень не систематизировано. А в жизни – такой же беспорядок? :-)

Сказки:
«КАКТУС», «ВИКА», «АРОМАТ», «БАБОЧКА», «ЖАДНАЯ ХОЗЯЙКА», «ЦВЕТОК» (последнее – то ли сказка, то ли послание, то ли наставление…).
Лучшее: «КАКТУС» и «ВИКА». Кто не читал – прочесть немедленно!
«КАКТУС» - сказка о чуде, о том, как Всевышний через кактус избавил девочку от… (сами узнайте).
«Однажды ей довелось увидеть, как цветёт её любимец.
Это было что-то необыкновенное!
Ни одна роза не могла бы вызвать радостный крик.
А, тут! Настя кричала, не помня себя, от радости.
На крик прибежали одноклассники, и были крайне удивлены не цветком, а счастливыми глазами девочки. Глазами, которые светились от счастья.»
«ВИКА» - о непосредственности невинного ребёнка, очень красивая вещь.
«АРОМАТ» - очень оригинально, об огне и запахе (перекликается с «Пожаром»). Остальное, по-моему, слабее. «ЖАДНАЯ ХОЗЯЙКА» - детская загадка, «ЦВЕТОК» - я его что-то не понял… , «БАБОЧКА» - несколько смазливо. Хотя, в начале есть красивый философский оборот:
«Я хотела, было, промолвить, что это было давно, но мы то с тобой знаем, что время - это большая пружина, которую кто-то свернул бубликом, и с тех пор всё вокруг движется по кругу. У тех, кто движется впереди, нет никакой уверенности, что они движутся вперёд, скорее наоборот, им начинает казаться, что они приближаются к концу. А те, кто сзади, пребывают в счастливом неведении, предполагая, что они находятся ближе к началу. Но те и другие глубоко заблуждаются.»
Так что у автора есть большой потенциал, но вот порядка и целенаправленности бы…
То, что я называю мемуарами – всё это очень интересно. Советую обязательно прочесть:
«ДЕВОЧКА» (о себе в мирской жизни), «ДЛЯ ТЕБЯ» (о начале и истории духовного опыта), «ПОЖАР» (тоже личное – не дай Бог) и «ВОЖАК» (милое, о любви к животным). Всё – разное, трудно что-то выделить.
Нет, выделю – «ДЕВОЧКА» - фаворит.
В середине «ПОЖАРА» есть вставка (об иконе) – правильная, духовная, объясняющая, но, лучше было бы вставить её не так резко…
А вот – вслушайтесь: «Она медленно ступала по ступенькам, боясь расплескать то необыкновенное чувство, возможно именно его называют блаженством.»
Но, в конце: «Ты пришла ко Мне, хотя храм закрыт…» - мне кажется, что храм не может быть закрыт, если Он её ждал, или Вы имели в виду какой-то иной смысл.

Наставления – «БЕГ» и «СУЩНОСТЬ ЛЮБВИ» - пишется о правильном, но несколько нравоучительно. А вот если б это да обречь в художественную форму… Впрочем, «Бег» трудно куда-либо отнести. А вот из «Сущности…» можно сделать нечто восхитительное, придумав сюжет.
Стихи:
«ЧУДО» (Самое лучшее, конкретное, интересное! Прочесть непременно!),
«ГОВОРЯТ, ЧТО», «Я ЗАТЕРЯЛАСЬ СРЕДИ МАСОК», «КОГДА», «ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА», «ЗАПАДНЯ».

Историческая духовная проза – очень интересная по сути, но подана почти как документальная – а многие люди будут читать публицистичное?..
А такие вещи надо бы уметь доносить до читателя. Если Вы о таких потрясающих фактах знаете, то донести их до нас в доступной форме– Ваш долг перед Ним (или я не прав?..) Итак, перечисляю названия:
«ПРОРОЧЕСТВО», «ПИСЬМО», «***», «***», (это не опечатка, а 2 одинаковых названия – неудобно, может, переименовали бы?).
Везде – интересные исторические факты (оказывается, даже Сталин молился, послушавшись митрополита Илию – см. «***» - удобно название, Свет? :))
Светлана, прошу Вас вытеснить из себя скучного учёного и взрастить увлекательно пишущего  писателя!

Наконец, мини-рассказы (я бы так их назвал):
«ДАР», «ПРИЕХАЛ?», «КАК ПОНЧИК».
Все 3 вещи – хороши. Лучшее – не знаю… Или «ПРИЕХАЛ?», или «ДАР»… Может, последнее – там не читается мораль (что Вам нужно бы изживать), а просто описывается интересный опыт внетелесной проекции во время операции. Похоже, что описано от лица того мужчины, кому Светлана сама и рассказывала в купе свою историю. В этом есть оригинальность и загадка, что приятно.

Итак, Светлана, чего бы Вам пожелать?

· Навести порядок у себя на странице, с названиями, рубриками и т.д.
· Понять, о чём хотите писать, готовить мораль и художественную форму одновременно, чтобы работать над их соединением до полной гармонии,
· Стараться не читать явные морали читателю, даже детям в сказках, а делать это исподволь, словами персонажей, в связи с событиями, в которых они не могут говорить иначе,
· Из исторических фактов делать увлекательные художественные рассказы с интригующим сюжетом.

Но, это только пожелания, Свет. Решать-то Вам. Раз Вы пишите о нужном, то почему бы не делать это действительно увлекательно, а?..

Надеюсь, что если и обидел, то не сильно, поскольку высказал свои мысли только лишь из уважения.

Вот парочка ответов Светы на мои рецензии:
«Спасибо, но до рассказов развивать мне СЛАБО. Да, и ленюсь я.» «Пока не дано писать лучше.»
А я Вам, Светлана, отвечаю: НЕ ВЕРЮ! ДАНО! Или «КАКТУС», «ВИКУ» и «ДАР» не Вы написали?.. Нет, Вы и только Вы! Вы общественность не обманите! Ждём от Вас всё лучшего и лучшего!!!

Успехов, Светлана!

P.S. каламбур: «Побольше Свету в нашу темноту!» :)
-----------------------------------
+++++++++++++++++++++++++++++++++++

Александр Ратыня

Учёный с Украины

12 произведений – рассказы и повести, проникнутые духовностью, православием, любовью к России, болью о судьбе славянских народов. Подход к творчеству напоминает М. Пришвина и В. Чивилихина. На сайте – с апреля этого года.
(Сразу же пожелание: Александр, уменьшите размер картинки на авторской, т.к. она долго загружается.)

«Родился в 1957 году в Тверской области, в поселке Максатиха, что на слиянии рек Волчина и Молога.»
«После окончания средней школы, в 1974 году, поступил в Ленинградский Механический институт. В 1980 году окончил …, с 1980 по 1984 г. работал по распределению в Красноярском крае.»
«Женат, имею сына и дочь. Сейчас живу на Украине. Мечтаю вернуться в Россию, землю Киевской Руси не оставляя, и о неяркой доверчивой красоте Белой Руси памятуя. Не могу я в себе разделить эти три любимые мною народа.»
«Путешествовать люблю по Земле-Матушке. Не терплю власти зелена вина и иных дурманящих зелий. Очень скорблю о расколах церковных, о всяческих скорбях и неправдах, нами доверчиво от прошлого унаследованных. Чаю, что до воскресения мертвых еще поднимется из неверия наша триединая страна и поживет хоть немного еще "во всяком благочестии и чистоте".»
«А призвание свое я увидел в том, чтобы быть неразделимым с церковью Русской Православной. Так я определил свою религиозную и национальную принадлежность. В этом, надеюсь, ключ к моей дальнейшей судьбе, судьбам моих друзей и ближних.
Больше, пожалуй, нечего добавить. Остальное - все в песнях моих, стихах и сказах.»
(из очерка «МОЯ БИОГРАФИЯ»)

Кто желает – может прочесть биографию в полном виде (хорошо бы и другим авторам сообщать о себе не кратко, а отдельным очерком!)

Лучшее, на мой взгляд (учитывая наличие художественности и интересного сюжета) –
«НЕЗАМЕНИМЫЙ КАПИТАН»
и «ПРОФЕССОР ПЕТРОВ».
Эти вещи – прочесть непременно!

«НЕЗАМЕНИМЫЙ КАПИТАН» - рассказ о жизни, об ответственности, о футболе, о силе духа, о вере и о чуде… Читается самим сердцем.

«Не получается пас во время тренировки – подойдет Капитан, скажет слово твердое – мяч точно в цель полетит. Не спорится игра, нет слаженности – Капитан тут как тут – подойдет к одному, к другому, и – что за чудо – все, как одна душа заиграют.»
«Когда матч окончился, и все пошли к обеду, Вратарь улыбнулся виновато, сказал: «Я сейчас, я догоню». И, оставшись один, опустился без сил на траву, чтобы умереть. Но на самом краешке жизни, на последнем ударе сердца он ощутил, как легкие сильные руки подняли его с земли. Перед ним в дивном сиянии, в окружении сонмов ангельских стоял…» (дальше прочтёте сами)

«ПРОФЕССОР ПЕТРОВ» - повесть о том, как благодаря метаморфозам во времени-пространстве повидавший жизнь человек приходит к храму, вспоминает о своих грехах и совершает покаяние. Интересное, оригинальное, духовное произведение.

«…Неожиданно ход мыслей профессора был прерван престранным событием: он совершенно ясно почувствовал, что стоит на месте, словно натолкнувшись на плотную невидимую преграду, и больше не может продвинуться ни на шаг…»
«Профессор, пораженный услышанным, боясь повернуть
голову к рядом стоящему нищему, изумленно глядел на сияющую слева от них икону Божией Матери «Семистрельная»… Перед глазами все плыло, земля уходила из-под ног...»

«ХЛЕБ ВКУСНЕЕ, ЧЕМ ДЫМ» (небольшая повесть) и «ПОДСНЕЖНИКИ» (рассказ) – 2 чудесных повествования об общении с ребятишками, с размышлениями о жизни, примерно в стиле М. Пришвина. И здесь (как и везде у Александра) не обошлось без чуда (настоящего, жизненного).
«Я вспоминал цветы, цветы, цветы, полевые и лесные диковины, которые я в детстве так любил собирать и украдкой, пряча от дворовых мальчишек, приносил домой, в подарок милой моей матери. Меня никто этому не учил, как и этих встретившихся мне ребят.»
(«Подснежники»)

«Ребята останавливаются как вкопанные, и с надеждой смотрят на меня. Я смешно подбегаю, размахивая булкой и, не успев отдышаться, говорю, обращаясь ко всем сразу:
- Поешьте, вот она совсем свежая. Она вкусная. А сигареты горькие.»
(«Хлеб вкуснее, чем дым»)

2 очерка о людях – «ПЕВЕЦ МИЛОСЕРДИЯ» и «ДНЕВНИК НЕИЗВЕСТНОГО БАРДА»,
2 дорожные повести – «ЕГО ЗВЕЗДА» и «У ОЗЕРА СЕМИ ОЗЁР».
«У озера…» - повесть-очерк о паломничестве, перемежающийся стихами. А в конце – Моление о Русском Царе (в стихах) и Моление Ко Всем святым земли Русской.
«...Рыдает Русская земля,
Терпя безверие и войны:
– Пошли нам, Господи, Царя,
Да будем мы Его достойны.
Пусть не России, не себе –
Во имя Трисвятого Бога –
Века он вымолит Земле
До неизбежного итога...
...Рыдает Русская Земля:
– Пошли нам, Господи, Царя!»

И ещё у Александра Ратыни есть повесть «ГИМН СВЯТОЙ РУСИ» и объяснение к повести – «ЗЕМЛЕ РУССКАЯ».
«ГИМН СВЯТОЙ РУСИ» - интересная, оригинальная история о чуде, о бомже, оказавшимся святым…

«Расскажу Вам о Гимне Святой Руси – государства, которое
ныне еще не существует зримо, но крохотные островки его уже снова все чаще возникают – то тут, то там по всей Земле, а наипаче – на землях славянских.»
«Назвал грехи, каждому по отдельности, как полагается; чужие тайны чужому не разгласил, а беззаконие каждого каждому беззаконнику и открыл. Тут они, бедолаги, в лице переменились, побледнели, смирными стали. Руки трясутся, колени дрожат, языки заплетаются. Бросились в ноги…»

Теперь – пожелания писателю:

- поболее бы увлекательности, развития сюжета,
- духовные и документальные вставки бы не такими затянутыми и явными, а как бы исподволь и нечаянно
И тогда всё будет читаться так же легко, как «НЕЗАМЕНИМЫЙ КАПИТАН» и «ПРОФЕССОР ПЕТРОВ». Желаю я этого оттого, что творения Ваши естественно наполнены духовностью, а, значит, должны находить читателя. Желаю писателю желать идти к читателю.

Успехов, Александр!
----------------------------

Аайус  и Лаварэс – о них писать приятнее всего. Как я уже говорил в начале статьи, это – явления в литературе.
Оба на сайте – с сентября этого года. Об обоих известно очень мало.
Оба пишут роман с продолжением:
Аайус – «ПО КРАЮ ТЬМЫ», Лаварэс – «54».
Их рекомендую читать непременно полностью – с самого начала!
++++++++++++++++++++++++++++

Аайус

«Читать эти книги – большая ответственность. Не читать – тем более.»
«С этими пресловутыми тетрадями мы встали перед необходимостью серьёзного морального выбора.»
«Автору выбран псевдоним, совпадающий с именем группы»
«На меня внезапно обрушилось две удачи одновременно: группа интереснейших людей и уникальный документальный материал.»
(из Заявления и Объяснения группы)

«Интернет, и, в основном, "проза.ру" - в своём роде экзамен для этой кнгиги (а эта книга - пробный камень для остальных).»
Из конференции

«"ПО КРАЮ ТЬМЫ" - маргинальная драма о духовно ищущих, из цикла книг "ЛЕТЯЩИЕ НА СВЕТ", литературная обработка воспоминаний о реальных событиях.» - с авторской страницы.
Роман «По краю…» долгое время печатался на нашем сайте. Над каждым фрагментом у нас плыла своя бегущая строка – одна из крылатых цитат, которых в романе – множество. На нашем сайте было и много иллюстраций. Жаль, что их нет здесь. На главной висит рисунок, передающий главную событийную канву романа. Все рисунки-иллюстрации из романа мы планируем вскоре разместить на нашем сайте – с указаниями, к каким конкретно фразам они относятся.
Если Вас интересует документальная история написания – прочтите Заявление и Объяснение группы.
Но вполне можно начать чтение сразу со Вступления к роману – потрясающего стихотворения, пробирающего до костей и выворачивающего наизнанку.
А можно начать с 1го фрагмента.
«…это всё идёт пока первая часть - "РВАНЫМИ КРАЯМИ". Предполагается, что всего будет 3 ЧАСТИ.
А отдельные фрагменты - не главы, а просто фрагменты. Это - непрерывная последовательность текста.»
(из конференции)

Роман – о ДМР (Духовно-Магическое Развитие – известное словосочетание в недрах 1008). Реальная человеческая драма.
Главному герою (Далани) начинают сниться кошмары, которые постепенно переходят и в состояние бодрствования. И вот, неожиданно он выясняет причины этого, попадая в новый для себя, необычный круг людей. Они стараются помочь Далани избавиться от его проблем…
То, что видит и слышит в кошмарах и видениях Далани, меняет его понимание мира чуть ли не на противоположное…
Параллельно этому, разворачивается драма взаимоотношений героя и его жены…
В романе серьёзные куски повествования естественным образом перемежаются со смешными. Из серьёзных мне более всего по душе – речь Саахи из отрывка 4 (о том, что убежать никуда невозможно), а из смешных – переговоры с неграми о строительстве «Ада» (из того же отрывка – как вспоминаю, всякий раз не могу удержаться от смеха).

Предоставим слово автору…

«Мир стёкол пронзает мой ищущий взгляд. Движению ног будто времени внемлю. Коль к вечному люди, сквозь годы, спешат – по что они топчут распятую землю?»
«Ведь сгинем-то все. Раз уж правде в глаза посмотреть, то всех нас присыпать золою и тихо отпеть.»
«Сверх меры стараясь, горят измождённые свечи. Тибетские запахи лезут упорно в глаза. Моё восприятье колдун ожиданьем калечит. А взгляды его что в цепи моих стен провода.»
«Жизни раздолье значительно шире площади наших лукавых квартир, что в суетных черепках в пьяном стиле воссоздают этот таящий мир.» (объясню не читавшим: «квартиры» - наши умы)
«Вот и хочу я исчезнуть отсюда – словно бы не был я здесь и не буду. Чтоб не оставить ни клеточки тела – чтоб моя плоть прорасти не сумела.»

Это было – из стихотворного Вступления. Аайус спрашивает читателей, оставить ли его. Я голосую: ОСТАВИТЬ!


Теперь – цитаты из 1й части – «РВАНЫМИ КРАЯМИ»:

«- Если смерть неизбежна – не лучше ли принять её из любимых рук?»
«- За всё приходит расплата, поддерживая замкнутость порочного круга наших жизней, - … - за концом следует начало – в этом и наказание.»
«Каждый момент нужно быть готовым ответить. Жизнь – экзамен. От наших ответов зависит наше бытие.»
«-… по большому счёту по малому в уборную ходить не стоит, если в общем есть то, что и в целом. При этом свой узкий смысл не суют во всякий широкий, - и заржал беззвучно…»
«…пространства не существует. Бежать некуда. Вам кажется, что за вами всегда кто-то гонится. Например, я. На самом деле, погонщики – вы сами. Позади вас – никого, вы – крайние. Преследователь всегда бежит впереди. Он не нагоняет, а заманивает. Надо лишь удержаться от погони за ним. Не загоняйте себя. Перемещаясь по ложной бесконечности, вы ползёте по шару кармы и всегда возвращаетесь на прежнее место…»
«Чтоб освободиться от бремени кармы, нужно осознать её – а для этого надо остановиться. Надо прекратить убегать от жизни, прекратить по-настоящему. Глубже, чем даже в мыслях. Свобода всегда глубже. Чтобы освободиться, нужно остановиться полностью.»
«- …Каждый власть имущий стремится найти дороги Ада. Эти поиски становятся манией его жизни. Но, вам это не грозит. Вы – белые люди.

- Белые? - лицо негра побледнело от изумления.

- Да, да – я не оговорился. Белыми у нас принято называть тех, кто имеет возможность жить спокойно, несмотря на тот ад, что творится у него под носом.»
«Ёксель-парадоксель! Разъедрит твою педрит! Ну как так можно? Неужто сложно? … Голова гудком, живот мешком, хвост торчком, шаг гуськом, сердце битком, жизнь кувырком – а тут ещё насекомые кухню заняли!»
«Господи, сделай хоть вид, что меня Ты заметил! Хоть накажи, только вечно лелеющей дланью!»
«- Что ты мне баньку топишь? … Ты меня за веник держишь?»
«Образно говоря, МЫ ИДЁМ ПО КРАЮ ТЬМЫ. Без этого настоящее ДМР невозможно.»
«Часы казались живым человеком со светлым лицом, в нарядной, вышитой золотом, тёмной одежде, монотонно, но, по-актёрски галантно пританцовывающим и перекладывающим что-то из руки в руку.»
«- Мы с вами – единое целое, но выглядит оно как палка о двух концах или медаль с двумя сторонами и потому наша общая суть – в центре тяжести, а остальное – от лукавого.»
«Судьба – самый опасный хищник. Жертвы всегда сами идут к ней в пасть.»
«Его руки и ноги совершали невообразимые движения, казалось, переставляя что-то прямо в моей голове. Мой гнев тут же начал рассеиваться…»
«На мою жизнь падает только моя тень.»
«За что же мы убиваем насекомых – за правду?.. Или в этом мире принято бить всех, кто не может дать сдачи и потому они кружатся, убегая от смерти, тем самым закручивая наши сознания и судьбы и всегда возвращая их к истоку?..»
«…не лучше ли сидеть у разбитого корыта и, понимая всё, не пытаться менять ничего, потому что нет безгрешного знания о том, что и как нужно правильно делать, а потому, о своих же решениях когда-то обязательно пожалеешь – именно потому что их принял?..»

Уважаемый Аюс!
Недоработки Вам подсказывали в рецензиях. Я с ними согласен. Это: стилистические ошибки и смысловые неточности. Они не значительные и их немного, но порой встречается. Только просьба такая (присоединяясь к другим читателям) – по возможности чаще выставляйте продолжения, а уж ПОСЛЕ написания всего романа садитесь за стилистические правки. После!

Успехов, Аюс!
:)
-------------------------------
+++++++++++++++++++++++++++++++

Лаварэс

Его роман – «54»
Он состоит из 54х писем-глав и в целом представляет из себя так называемую «игру в жизнь».
«…реальные письма-предупреждения страшного охотника-маньяка...» (из конференции)
Ещё это называют мемуарами «благородного преступника».
Каждая глава имеет собственный сюжет (связанный с общим), посвящена своей карте (из колоды в 54) и отдельной известной картине. В каждой главе цитируется Библия.

Мне трудно определить жанр романа. Подобного я никогда не встречал. Что-то есть от мистического, что-то – от детектива, что-то – от романа-головоломки, от что-то – романа-исповеди, что-то – от сказки…
Дело не столько в необычности романа («необычного» сейчас много), сколько в том, что это – действительно потрясающее произведение.

«Правила игры в жизнь, как и значения карт, и система их взаимодействия раскрываются постепенно – от главы к главе. Есть несколько взаимосвязанных нитей повествования. Одна из них тянется сквозь главы-письма, другая – от картины к картине… Герои взаимодействуют согласно карточным связям…» (с авторской страницы)

Лаварэс не указывает ни названий картин, ни имён художников. До этого предлагается додуматься читателю… Но, нам на сайт Лав прислал изображения картин по главам, и, по возможности скоро мы посвятим им отдельную страницу (как и рисункам из «По краю…»).

Насколько я в курсе, читатели у «54» - интеллектуально развитые люди, образованные, начитанные, искушённые в литературе и жизни, учёные, математики, физики, журналисты, писатели, власть имущие… Если Вы относитесь к этой группе – читайте смело с самого начала – оторваться не сможете. Если Вы привыкли читать что попроще – лучше и не открывайте – подумаете, что это – красивая пустышка и заумная головоломка.
Роман «54» - насквозь духовный, но, вместе с тем, потрясающе интересный, с напряжённейшим сюжетом.

«Сейчас я за двумя планетами, тремя континентами, четырьмя морями, пятью странами, шестью горами, семью городами, восемью кварталами, девятью дверями, десятью замками. А что завтра будет?»
«– Кто бессовестно играет в жизнь по ходу самой жизни, тот и кончать с жизнью должен так же. И, хвала небу, если он сделает это осмысленно. А трупом он был всю свою жизнь, и, ожил лишь под занавес – благодаря нашей встрече. Так что, трупа теперь не сыщете. Раньше его надо было искать – когда его земля носила.»
«…это воспоминание мне с рождения в память и врезалось – лечу я на клетки вихрастые и цветастые, а те прямо подо мной формы меняют, да всеми цветами переливаются … Мама мне потом рассказала, что, когда она тужилась, папа не мог от нашей семейной игры оторваться. Она уже кричать стала – он к ней с игровой доской и подбежал. Доску под неё подложил – и меня выглядывать стал. А сам фигуры продолжал передвигать…»
«Открытая книга – что зеркало, а потому у неё всегда зазеркалье имеется. Именно оттуда всё новое и появляется. Может, и я тоже?..»
«…если вдуматься, убиваю-то вас не я – и морально, и физически. Можно сказать, что вы сами это делаете – не даёте себе иного выбора.»
«- Раз со мной наедине никто не остаётся, значит, друг друга заказать хотите?»
«Почему Господь призывал не судить? Потому что судить не умеют – себе выгоду выискивают, а справедливость губят.»
«Тот обернулся с разинутыми зенками, опешил, и не знал, как ему реагировать – а я стал палить ему на одном дыхании основные вехи жизни, адреса и распорядки дня – его самого, его мамы, невесты, главного приятеля-подельника, мента, что с ними в доле был, лечащего врача, что его тайные болезни правил… Он, ещё до конца меня не дослушав, воздух ртом и руками хватать начал, а я, посмотрев на эти его потуги и закончив речь праведную, добавил к сказанному, что, ежели мы не договоримся – я сам решу, кого и как порешу и сделаю это во что бы то ни стало – ни я, так мои люди.»
«- Чувствуешь ветер? … Он свободен – и общаться может только со свободным существом. Станешь такой – и сможешь понимать его.»
«- Я не знаю, когда ты последний вздох сделаешь, но в этот миг тебе очень понадобится ЧИСТАЯ совесть - как и всем остальным. Без неё этот вздох страшно тяжёлым будет, а он умирающему ох каким важным кажется!»
«- Я – тот, кого ты не ждал, а ты – тот, кого я искал»
«Он обнял меня, захохотал и на всех порах помчался к обрыву. Сильный красивый толчок – и ветер понёс его навстречу судьбе…»
«- Время невозможно потратить, … Нельзя потратить то, чего нет. Растратить можно только свою жизнь, если расходовать её не по назначению.»
«- Пока людей, достойных Господа, 66,6 процента, или – две трети от всех – мир живёт. Когда их становится меньше – мир рушится.»
«…он – не преступник, или – не совсем преступник, а искатель истины...»
«Опираясь на будущее, мы опираемся на иллюзию, поскольку о будущем мы всегда предполагаем в традициях прошлого.»
«Один мир движется навстречу другому – так почему бы не позволить ему приблизиться? Что мы делаем на карнизах своей истории? Почему считаем, что – раскрыть себя, значит – принизить?..»
«Все эти разговоры – с маньяками, убийцами, насильниками, проститутками, развратниками, лжесвидетелями, мошенниками, ворами, продажными чиновниками … Я просто устал от всего этого. Просто устал. Этой жизни должен был когда-то наступить конец. Смертному вынести такое НЕВОЗМОЖНО.»

Ну что Вам пожелать, Лав?
Мелкие ошибочки и огрешки Вы сами найдёте. Глава «7+» оканчивается словами из библии, под которыми и я бы подписался, говоря о Вашем творчестве:
«Ты не даёшь мне сомкнуть очей моих; я потрясён, и не могу говорить»
А о продолжении романа – Ваши слова из конференции:
«…чем дальше по продолжению, тем ближе к окончанию - тем грустнее. Пока ещё герой есть, а потом... Очень не хочется оказаться вдруг перед финалом. Когда будет окончание - будет большая грусть…»
А нам грустно без продолжения, Лаварэс!!! Пишите скорее!

Удачи, Лаварэс!
:)


------------------------------------------------------
Удачи всем писателям!

P.S. Статья получилась огромной – на 112 кб, на 17 стр. А4. Поэтому, сделан и краткий обзор (в миниатюрах) – чтобы больше людей прочло, а, также, статьи о конкретных авторах (из этих 5и) – в них то же, что и здесь – чтобы прочли те, кто не хочет читать обо всех.


Рецензии
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.