Грета

                ГРЕТА


«Грета, представь себе, что ты живешь одна в большом замке. Что ты там будешь делать?»
Девочка удивлена, улыбается: «Там много всего?»
«Там все, что тебе хочется».
«Не знаю. Буду много есть!» - Грета рассмеялась. – «Буду есть и спать!»

                _ _ _ _ _


    Маленькая моя! Нам нельзя быть друг с другом. Ласточка! Я не могу удержаться, чтобы не поговорить с тобой последний раз. С улыбкой думаю, что этим письмом испортил нашу игру. Теперь это уже не так остро и тонко.
    Когда бы мы жили лишь вдвоем на Земле, нам неизбежно пришлось бы встретиться и жить вместе. Мы были бы всегда счастливыми.
    Ты будешь вспоминать меня, непременно. Может быть, не так часто. Солнышко, я почему-то боюсь – ты разочаруешься тем, что я не допустил в наши отношения естественности. Бесконечно мало мы были вместе.

                _ _ _ _ _
 
    Письмо недописано. Грета украла его. В этом была фатальность: он не закончил бы его и, во всяком случае, ни за что бы не отправил. Это было давно-давно.

                _ _ _ _ _
 
    Ноябрь начался еще летом, но даже теперь, за месяц до Рождества, он не кончается. Он раздел землю как-то быстро, грубо. Оборвал листья с деревьев, которые попадаются здесь довольно редко, унес их ветром за горизонт. А про снег он, казалось, забыл. Может быть, не хотел скрыть скопившийся за год мусор свежей снежной простынкой.
    Этим раздражаются гости огромного серого замка, которые приезжают теперь очень нечасто. Замок. Глыбина. Но в нем не гордость, а скорее, угрюмая подавленность. Это каменный великан, бессильно опустившийся на землю, он согнул спину, выставив в небо острые лопатки.
    Окно притягивает к себе морозом. Грета облокотилась на подоконник, собрав в кулаки длинные рукава шерстяного свитера, который был ей так велик, что она носила его, как просторное платье. Она прижалась лбом к холодному стеклу.
    Вечер только начинался, но сразу облил окна густыми чернилами. Вокруг замка на многие километры никто не жил.   Огоньки во дворе появлялись, когда приезжали гости и выходили вечером посмотреть на замок с улицы. Даже в пасмурную погоду можно было различить, как в черноту неба тянутся смолистые пальцы башен. Это всегда производило на гостей сильное впечатление.
    Но сегодня Грета осталась в замке одна. Сейчас ей казалось, что она смотрит на черное сукно, которым занавесили окно снаружи. Она подышала на стекло, и ее передернуло. Грете показалось, что она прикоснулась к чему-то непонятному, чужеродному. Ей стало жутко оттого, что в комнате горела лишь маленькая свечка. Грета быстро подошла к двери и включила электрический свет.
    Небольшая уютная комнатка. Грета знает ее до самых мелких деталей. Страх тут же прошел, но сердце никак не успокоится. Грета с улыбкой, а иногда с иголочкой предчувствия думает, что сойдет с ума.
    Грета идет по ковру коридора, опустила голову, задумалась. Она везде включила свет, но старается не смотреть на гипсовую лепнину по стенам, она не любит бродить по замку одна.
    Входит в зал с картинами, она бывает здесь очень часто, ей здесь хорошо. Большой зал собран мозаикой картин. Грета сначала идет в середину, где расположены мягкие скамейки для посетителей и островок экзотической зелени. Садится и смотрит на картины через мелкие листики какого-то южного растения.
    Потом она медленно обходит зал, но никогда не останавливается перед картинами. Здесь собрано множество пейзажей и нет ни одного портрета. Пейзажи оживают, когда  Грета приближается к ним, они пытаются задержать на себе ее взгляд. Грета улыбается, но не останавливается.
    Однажды, очарованная сугробами этюда, Грета дотронулась до полотна. Она почувствовала, как на пальцы падают снежинки, ее обдало февральским морозом. Грета сразу вся оказалась в зиме, быстро стала замерзать в лентах резкого ветра. У нее закружилась голова от нереальности происходящего, и она нехотя отступила от картины.
    Теперь Грета останавливается только в центре зала и, закрыв глаза, слушает.

                _ _ _ _ _

    Утром приехала экскурсия. Молодежь много шумела, шутила и смеялась. Старички спали на ходу, они тихонько бродили по замку, и во всех их движениях была сладость сновидений. Обычные посетители, но когда Грета увидела этих людей в окно, они ей очень понравились.
    Пока экскурсия знакомилась с замком, Грета одевалась, чтобы выйти к гостям. Она нашла их в картинном зале и бесшумно прошла к скамейкам. Отсюда всех было хорошо видно, и Грета присела и стала наблюдать.
    Мужчины время от времени оглядывались на нее – Грета была красива. Увлеченный экскурсовод еще не заметил Грету, поэтому никто не знал, что она живет в этом замке. Грета слушала картины.
    Картины ожили, когда появились люди. Они нетерпеливо ловили взгляды, звали к себе. Картины волновались, когда кто-нибудь останавливался перед ними. Они ждали прикосновения, но экскурсовод запретил трогать экспонаты руками. Картины мучались этим и продолжали звать, цепляясь за взгляды. Это дети, это маленькие нимфы, они кружатся по залу, они ждут комплименты, они хотят подержать кого-нибудь за руку.
    Грета смущенно улыбалась – на нее смотрели все ее добрые гости. Должно быть, она им уже представлена.

Декабрь 1996 г.

(Первоначальная версия, поздняя утеряна.)


Рецензии
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.