Продавец чувств 1

Предисловие автора.

 Уважаемый читатель! Вот ты и добрался до одного из моих "главных" произведений,
являющимся, по совместительству, ещё и одним из наименее совершенных. Я начал
писать его раньше других, но до сих пор так и не закончил, так что делать это
буду буквально у тебя на глазах. Читай, думай, советуй, что считаешь нужным -
я с благодарностью приму как похвалу, так и критику. Единственное, на что я
несколько наивно надеюсь, так это на то, что мой труд не оставит тебя равнодушным,
и на то, что ты не станешь делать слишком поспешные выводы из сказанного мною,
ибо слово это претерпит ещё множество метаморфоз, и окончательно сформируется
только в конце всей этой немаленькой эпопеи.
 "Продавец Чувств" - это первая часть тетралогии "Половина брошенной монеты",
которая, по моему замыслу, рассказывает о довольно сложных и спорных вещах на
простых и понятных, на мой взгляд примерах. Кто-то сочтёт, что для выбранного
мной жанра это слишком тяжеловесно и неудобочитаемо. Кто-то решит, что для
поставленной задачи я недостаточно глубоко развиваю свои мысли и "скачу по верхам" -
иначе зачем бы мне понадобились фантастические "навороты", магия, философия,
любовь, драма и героизм "в одном флаконе"?
 То и другое будет верно. Я недостаточно искусен и умён, чтобы самому довести
эту вещь до совершенства, и потому я рассчитываю на твою сознательность и снисхождение.
 Но на всякий случай поясняю, что имел в виду показать эволюцию духа человека,
то, как из морального убожества, "лишнего", потерянного для общества существа
путём жестоких испытаний, лишений, сомнений и борьбы со своими слабостями,
вырастает личность, способная принимать на себя ответственность за свою судьбу,
и делом доказывать истинность и непоколебимость своих принципов.
 
 30.11.2001г. Геннадий Игнатченко.

----------------------------------------------------------


 Я не верю в правду. Я не верю в ложь. Я не верю в голос, присущий телу. Лишь
разум - он живёт во мне, и с ним я в ладу, потому что имею власть над ним,
чудовищным даром нашей матери - Природы, законопослушной самки, рождающей
и убивающей всё сущеее не потому, что она так хочет, а потому, что у неё так
выходит, так получается.
 И мне её жаль. Я мщу ей путём размышлений, слой за слоем обнажая её истинное,
жёсткое тело, скелет из правил, и в этой бесконечной, сводящей с ума операции
проходит вся моя жизнь. Ибо я жив. Всё остальное - следствие грубого приговора.
Я приговорён жить.

 Не знаю, в какой именно момент времени я начал так думать. Что-то случилось
со мной, но не вдруг. Помню - я был ребёнком, маленьким и беспечным, радовался
траве, небу, морю, цветам, совершал в секунду не меньше десятка открытий, любил
людей, и люди меня любили. А потом - что произошло потом? Не помню... Слишком
отвратительным, слишком невыносимым было то, что заставило меня измениться.
Одно, другое, третье... Я не хочу, и не могу это помнить. Лишь острые осколки
разбитых надежд, да ржавые гвозди недоразумений и конфликтов ютятся где-то в
моём сознаниии, вызывая тревогу и боль, причём порой тогда, когда их совсем
не ждёшь в гости.
 Однажды чаша моего терпения наполнилась, и я будто бы сразу стал взрослым,
решив во что бы то ни стало, свести к минимуму те ошибки, которые неизбежно
должен совершать человек каждый день своей никчёмной, бесцельной и во многом
преступной жизни.
 И тогда я стал таким, какой я сейчас - холодным, отстранённым, бездеятельным,
и погружённым в себя. А заодно поклялся, что другим я уже не буду никогда.

-----------------------------------

 -Карбука, дурак,-сказал мне однажды негр - однокурсник тоскливым душным вечером
в тесной комнатке общежития под хриплое завывание старого магнитофона.
 -Это почему же, а, Мванга?
 -Да патаму, чта дурак. У нас дома так называть челавек, каторый нет целя, нет
сымысыля жить. Вот, ты такой. Я смотреть на тебя, но не видить, читоба ты чего-та
хатель. Ты не живёщь, ты ничиго не делаещь, ты стараещься увертаться чего-та.
От себя ты даже слово через силя. Мванга, он не умный, но он чуять. Пачему,
атветь?
 Я не спеша пью из чайника тёплую воду, смотрю на него, завидую. Всегда хотел
научиться видеть человека насквозь, так же незатейливо и уверенно, как он сейчас,
да только никогда не получалось. Обычно в голову приходили лишь наборы замысловатых,
но неуместных слов, да разные формальности типа вежливостей и прочей субординации.
Я не думаю, что это от того, что он такой уж проницательный. Дело в другом.
Все люди внутри одинаковы, и нет такой подробности об одном из них, которая в
той или иной степени не подходила бы другому. Надо только уметь убедить собеседника
в том, что ты действительно знаешь кое-что О НЁМ. А это уже талант, его самому
себе не приделаешь.
 Ведь и впрямь, как это бывает при всякого рода гаданиях и пророчествах? Человеку
говорят: "Э, дорогой, да у тебя на сердце печаль!" Скажите на милость, у кого
на сердце нет ни одной печалинки? Или так: "Вах-вах! Человек ты, сразу видно,
хороший, только было с тобой, страдал из-за своей доброты". Тут уж самый завзятый
злодей растрогается и вспомнит, что было-де, жалел кого-то там на свою голову
(лучше бы прибил).
 Почему так бывает? Почему там, где бессилен величайший мудрец, шутя проходит
босая, неграмотная цыганка? Раньше я не понимал. Теперь знаю: только то, что от
сердца, доходит до сердца. Что от ума, то то только до памяти - мусорного ящика
для сбора ошибок и правил поведения в обществе. Если решил убедить кого-то в
своей правоте, убеди сначала в этом себя. Путь сомнений, присущий духу познания,
исключает такой подход. Вот почему моё сердце для этих дел практически не пригодно.
 У воды из чайника терпкий привкус кипятильного камня. За окном - море огней
ночного города.
 -Конечно, Мванга, может оно и так, что ты говоришь. Только я думаю, у каждого
в жизни своя роль. Роль из спектакля, в котором всё соотносится. Будь я другим,
кого бы ты сейчас ругал, а?
 Он укоризненно чмокает языком. Тёмное гладкое лицо в свете лампы кажется
неподвижной каменной маской. Живы только глаза и темпераментно артикулирующие
губы.
 -Не ответа эта. Апять увернуть пытаишыся.
 -Ну почему? Я только начал. Видишь ли, люди так устроены, что что всё время
делают так, как им хорошо. Не то, чтобы в прямом смысле слова, а, как бы тебе
объяснить... Ты, наверное, учил по химии: все реакции в природе идут до тех
пор, пока не наступит равновесие. Так удобнее, выгоднее с энергетической точки
зрения. Иначе просто нельзя. По крайней мере, наука считает так. Человек -
огромное сборище реакций. В нём их одновременно происходит сотни, тысячи,
миллионы! Причём каждая из них уникальна, другой такой нет. И так же неповторима
их комбинация в каждый момент. То, что мы делаем, думаем - это равнодействующая
тех сил, которые влияют на нас изнутри. Вот, ты хочешь шагнуть, и шагаешь,
восстанавливая тем самым равновесие, нарушенное тогда, когда ты этого захотел.
Некоторые идеалисты полагают, что этот пример показывает - дух первичнее материи.
Но это не так. Допустим, на твоём пути появляется непреодолимое препятствие.
А тебе надо пройти. Но это невозможно тем способом, каким ты делал это раньше.
И что? Ты будешь испытывать сильное потрясение, стресс, фрустрацию, до тех пор,
пока не найдёшь выход: либо пройдёшь сквозь стену, либо откажешься от самой
причины - от ЖЕЛАНИЯ это сделать. Сложно?
 Что ж, попробую другой пример. В жару твои клетки теряют больше воды, нежели
чем получают. Равновесие нарушено, и ты начинаешь испытывать жажду, она побуждает
тебя искать воду. Пока ты её не найдёшь, ты не успокоишься. Потому, что это
НЕОБХОДИМАЯ вещь. Нехватка её приведёт к твоей гибели.
 И так всегда. Желания бывают разными. Их четыре уровня, каждый следующий из
которых имеет важность лишь при условии удовлетворения предыдущего. Самое важное
для человека - жизнь. Для жизни нужен воздух, вода, пища и подходящие температура
и влажность.
 Затем возникает вопрос безопасности. Когда тебе ничто не угрожает, ты начинаешь
испытывать потребность в друзьях, в близких людях. И на последнем месте вопрос о
самореализации. Он может подождать. Все мечтают воплотить в жизнь то, что дано
только им, но редко, у кого это удаётся.
 Допустим, заболел твой друг. Ты любишь его, и не хочешь терять. Он - одна из
гирек на твоих внутренних весах, и ты не успокоишься, пока не восстановится
привычный порядок вещей. Со стороны, это любовь к ближнему. На деле - потакание себе,
своему неустойчивому организму. Ведь если он, несмотря на все твои старания, умрёт,
ты просто расставишь гирьки на весах по-новому, и будешь жить, как раньше. Либо
забудешь, либо постараешься помнить его так, чтобы это компенсировало недостачу.
 Но горе это не мешает тебе принимать пищу, ходить в сортир, дышать, ковыряться в
носу. Эти потребности более низкого, но и более необходимого уровня. А вот
самореализация в этом случае отходит на второй план. Какие могут быть у тебя
оригинальные решения в ситуации, когда, чем шаблоннее ты действуешь, тем лучше?
Фрукты, апельсины, тёплые слова... Все делают точно так.
 Ты можешь возразить, что не всегда это так. Были времена, когда жёны шли на
смерть вслед за своими мужьями. Но их принуждало к этому общество, только и
всего. Как и в случаях с примерами героизма на войне. Люди уставали от бессонницы,
спирта и дебилизма командиров так, что считали смерть выходом лучшим, чем продолжение
жизни.
 Найди, если хочешь, ещё исключения. Я смогу всё равно доказать тебе, что на
любое утверждение есть контрутверждение, и также мнение, учитывающее то и другое,
или вообще меняющее сам смысл твоей тезы.
 Сегодня я хочу сказать тебе только об одном: миром правят законы равновесия.
Что бы ни происходило под Солнцем, торжествуют в конце концов только они.
 Вот я - балансирую так, как мне нужно. Чтобы уменьшить вероятность сбоя,
предупреждаю, насколько это в моих силах, повод: желания. У меня их просто
нет лишних, понимаешь? Я похоронил их. Так проще для моего тела и разума.
 Я замолкаю, ожидая ответа. Но, как и можно было предположить, убедить Мвангу мне
ни в чём не удалось.
 -Неправда ты говорить. Всё извернать сделал. Свобода желания - за это борются
все люди.
 -Но моё желание - отсутствие таковых!
 -Нет,- он твёрд,- ты тоже хотеть. Хотеть жить, жить харашо, лучше других. Хотеть
иметь деньги, целовать девушка. Проста трус. Баишься ашибка. И выдумывать теории
всякие начинаешь.
 -Эй, кто тебе это сказал?
 -Сам и сказал. Видишь, ты испугаться. И харашо. Выходит, человека ты не пропащия.
 Осёл. Осёл и болван. Не понимает всей глубины смысла. Нет, не понимает... Я
злюсь про себя, не желая признавать себя побеждённым. Было б, перед кем.
 Стоп. Спокойно. Всё так. Мои механизмы работают чётко. Мванга меня задел. вывел
из равновесия. И я стараюсь затолкать теперь себя обратно, в логово тепла и покоя.
Так лучше. Так требуют мои клетки: плюнуть, бросить, спрятаться. Я иду в туалет,
чтобы на самом деле улизнуть куда-нибудь, и этот чёртов негритёнок не смог понять,
как на мне играют. Пусть я останусь неизвестным науке музыкальным инструментом.
 Так. И только так, а не иначе. Минута за минутой, день за днём, год за годом.
 Я не знаю, кто я. И не хочу, чтобы кто-то другой открыл мне этот секрет. Я так
устроен. Я человек. Может быть.

-----------------------------------------------------

 О, это "может быть"! Коварное, кошмарное, короткое и безжалостное. Что бы я
ни делал и как бы ни старался, в конце концов всегда возникает оно. Я борюсь
с ним, но пока безуспешно. А главное - я не знаю, поможет ли мне победа над ним?
 Когда я преодолеваю его, я иду вперёд. Но движение это не доставляет мне радости,
которой можно было бы ожидать. Когда торжествует "может быть", я остаюсь с виду
на месте. Лишь разум мой пополняется очередным опытом, который вряд ли когда-нибудь
мне сможет пригодиться.
 Почему мне не поверил Мванга, когда я, с немыслимой, казалось бы, убедительностью
показал ему, что я более прав, чем он? Да потому, что из-за "может быть" я не
могу поручиться за истинность каждого сказанного мною слова. И он, и другие,
всегда это чувствуют, хотя могут и не понимать. У них-то оно отсутствует, это самое
"может быть"...
 Вот, к примеру, когда однажды хорошая девушка сказала мне, что я ей не совсем
безразличен, я готов был носить её на руках. Но это было так неожиданно, что
я подумал - может, она смеётся, или заблуждается, или плохо понимает, что делает,
и молча соображал, как ответить. А она смотрела на меня некоторое время всё
внимательнее и внимательнее, а потом отвернулась и ушла. Больше мы с ней не
разговаривали...
 Так, или примерно так обычно торжествовал этот мой странный принцип существования.
А о том, как побеждал я, могу сказать только то, что вот - живу, учусь в институте.
Говорят, у меня есть способности к наукам. Но я сам судить об этом не могу. В
моём представлении, человек науки это тот, кто думает о ней постоянно - утром,
днём, вечером, ночью, принимая ванну и обнимая жену.
 Нет, я не такой. Ученье даётся мне легче других жизненных премудростей. Но волнуют
мой ум обычно вещи совсем иного порядка...
 Я ищу рациональные объяснения явлениям окружающего мира. Не люблю сентиментов,
слепое поклонение чему-либо, условности морали и этики. Каждое правило я стараюсь
подвергнуть сомнению, и путём отрицания отрицания возвращаюсь в исходную точку.
Только тогда выявляется истинная сущность, подоплека определяющего положения.
Корни различных поступков часто имеют одинаковое начало, одинаковую почву
произрастания. Поэтому, чем глубже я захожу в познании природы вещей, тем легче
мне становится отыскивать всеобщие связи меж ними. И я начинаю понимать, что,
если я не прав, то это значит только то, что правды совсем не существует.
 Это в общем. В каждом отдельном случае всё может быть иным.
 Да, я забыл сказать - я не верю в Бога. Да. Если хотите знать мою точку зрения,
то я вам скажу: религия - строй для дураков. Её создавали мудрые люди, и смысл её, по большому
счёту, истинен. У всех вещей и явлений есть общий корень. Его можно выделить
и назвать - Богом ли, энтелехией, брахманом, или ещё как, неважно. В этом претензий нет.
Но всё остальное, те формы, которые приолбретает культ, и которые многие принимают за суть -
мнемоника, самогипноз для идиотов, не могущих или не желающих понимать абсолютно
ничего.
 Доказательства бытия бога в теологии наивны, софистичны в своей сути. Богословы
ничего не утверждают, кроме того, что всё в воле Всевышнего, и отвергают имеющиеся
научные теории, не выдвигая взамен ничего, кроме веры в то, что нужно верить.
Они говорят: "Человек не мог произойти от обезьяны. Почему шимпанзе или гориллы
за тысячи лет ничуть не поумнели? Лягушка и миллион лет назад была такой же
зелёной и квакающей." Как вывод из такого "глубокомысленного" размышления -
мир создал Бог. Вот Бог, и всё. Ни тебе доказательств, ни графиков, ни схем,
ни логики. Один престаревший проповедник, помнится мне, на примере организации
муравейника внушал доверчивым слушателям, что раз у них там всё так сложно устроено -
иерархия, архитектура, управление, язык жестов и запахов, и само собой так
получиться не могло, так как муравей слишком мал, чтобы в него мог поместиться
какой-нибудь мозг, то, естественно, без вмешательства небес тут не обошлось.
Вот так. Учёные на тему инстинктов, устройства нервной системы насекомых, написали
тонны книг и статей. А этот человек, право на слово которому даёт сознание того, что
в науке понять ничего он не может и не хочет, берёт на себя функцию "просветителя".
Ну и ну! Этак можно ожидать и того, что на кафедру института посадят сойку,
и скажут, что крики её есть ни что иное, как глас божий, смысла которого нам,
смертным, понять не дано.
 Встречаются люди и поумнее. Они говорят, что видимый мир, познаваемый нами
посредством наших чувств и приборов, их усиливающих и дополняющих, есть
специально созданная Богом ширма, закрывающая от нас истину и не несущая
никакой информации, кроме номинальной. Извините, но раз уж Ему было угодно
сделать все эти декорации, то почему мы не должны их замечать? Если Он хочет,
чтобы Его нельзя было видеть и понимать, зачем он нам такой нужен?
 Мне говорят: наука условна, она строится на постулатах, допущениях, которые
нельзя ни доказать, ни опровергнуть. И вся она, таким образом, как бы висит
в воздухе. Но ведь и вопрос о Боге также открыт, да только что нам даёт знание
о Нём? Наука движет прогрессом, и люди получают от этого реальную выгоду. За
двести лет жизни в дружбе с техникой люди продвинулись в своём развитии на
поистине фантастическую высоту! Они покорили океаны, землю, горы, небо и даже
космос. А что изменилось в жизни за полторы-две тысячи лет христианства? Ничего,
кроме распрей, войн, расколов, инквизиции и мракобесия эта форма осуществления
власти не принесла, и принести не могла.
 Ну вот, скажете, что я уже отказываюсь от того, что говорил, и признаю,что
Бог есть. Нет. Я не знаю, есть он, или нет, но я знаю, что и без него неплохо
живётся. Мне больше нравится философия. Она ищет пути универсализации указателей
истины. Бог - псевдоуниверсальное существо. Он есть, и его нет, и разницы между
этим нет никакой, кроме того, что кое-кто считает, что вера в Него даёт им
какие-то преимущества. Во всяком случае, если посвятить себя науке, то в конце
концов можно добиться каких-то привелегий, званий, опыта. А посвятивший себя
Богу каким начал свой путь, таким и закончит. Бог - символ и синоним Ничего.
 Монументализация любого символа встаёт серьёзным препятствием на пути опознания
его людьми. Необходимо много слов, фраз и дел, чтобы приблизиться к истине, да
и просто узнать ту или иную вещь.
 Вера - суррогат знания для недоумков. Она гуманна, но это ничего более, чем
милостыня, утешение для тех, кто не может или не хочет учиться. Нищий станет
ли когда-нибудь дающим, верующий станет ли когда-нибудь просвещающим?
 Вот так я думаю. Я мыслю обо всём, и мир становится для меня ближе и прозрачнее.
Но, вопреки ожиданиям, жить мне от этого ничуть не легче. Вот единственное
обстоятельство, не дающее мне покоя. До сих пор я не смог найти исчерпывающее
и удовлетворяющее меня объяснение этому парадоксу. Хотя я не отчаиваюсь, и
всё равно рассчитваю найти его, чего бы это мне ни стоило.
   (Продолжение следует).

 1990-2001. Геннадий Игнатченко.


Рецензии
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.