К вопросу о красоте думка
Хорошо, для чистоты эксперимента предположим, что есть Нечто, Абсолют, квинтэссенция красоты – тогда это нечто должно быть полностью или хотя бы частично сходным для всех и каждого, причем при любых переменных условиях. Затруднительно, если не сказать – невозможно…
Природа предельно объективна и столь же предельно субъективна красота. От сюда вытекает вопрос критериев, тех перемененных условий, которые, в конце концов, и определяют категоричность наших суждений «ЭТО - КРАСИВО; ЭТО - НЕТ».
Первый уровень – биологический. Для среднего человека основными органами чувств являются глаза – следовательно, красоту мы видим. Но могут быть и другие варианты. Вспомним зюскиндского «парфюмера». Ну да это к слову.
Второй уровень – социальный. Любое общество в процессе своего развития формирует своеобразную матрицу ценностей, суждений, отношений. Любой член общества, сколь бы независимым субъектом он себя не мнил, в огромной мере подвержен давлению этого сформировавшегося за века развития, культурного трафарета. Так, средний японец сочетает в себе конфуцианскую мораль с дзен-мистицизмом и медитативность и синтоистский культ преклонения перед природой во всех ее проявлениях. Чтобы быть ближе к реальности, приведем другой пример. Представим, что наш сосед удлинил себе мочки ушей. Внимание вопрос: « Как много его знакомых сочтут это подвигом во имя красоты?» - je pense que в пределах статистической погрешности. А ведь отнюдь не секрет, что обычай удлинять мочки существует и у малазийцев, и у многих индейских племен, распространен он в Азии. Не буду отрицать, что, во многом, обычаи подобного рода носят как правило сакральный характер и завязаны на идею инициации и прочее. Но вряд ли имеет смысл отрицать, что такое обрядовое уродство признается представителями культуры-носителя как красота. Более того, человек, лишенный подобных культурообусловленных уродств не рассматривается как член социума, то есть как человек в полном смысле слова (+ уродство, как отмеченность богами). Следовательно, красота – вопрос обычая, традиции.
Согласен, пример может быть обвинен в притянутости. Но если мы говорим о красоте природы, мы имеем в виду четко определенные вещи. На самом деле, набор «красот» не столь уж и велик - подборка явлений природного и космического характера, ландшафтов, животных и растения. И за каждым из них тянется многотысячелетний хвост восхищения. При этом, объекты «восхищения» могут меняться от культуры к культуре и от эпохи к эпохе. Что скажет эскимос о красотах низовий Конго, даже если окажется там – боюсь ничего. В крайнем случае начнет давать сравнительные характеристики тому что он видит на основе своего опыта и оценочных клише культуры его воспитавшей. Впрочем, и здесь можно возразить. Согласен. Принимается. Нельзя говорить, что наши представления о красивом четко укладываются в рамки нашего цивилизационного бэкграунда – это не так. Любая идеальная модель несовершенна своей идеальностью. Кажется, процентов на девяносто наши пристрастия определяются тем пакетом установок, которые были в нас заложены, но оставшиеся десять и создают то многообразие суждений, которое мы имеем радость наблюдать в окружающем нас террариуме.
Это вопрос индивидуальной оценки. Она строится на личных пристрастиях, порой подсознательных. Пример мужской – женщины. Да, есть культурно обусловленные критерии, есть «вопросы физиологии», но вряд ли кто-то решится отрицать наличие нерациональных и не поддающихся квантификации…Точка.
Таким образом, вывод – природа, которой абсолютно все равно красива она или нет – это лишь повод для наших суждений. Красота – это то, что мы называем красотой, то чем мы ее видим и считаем. Только вот ведь в чем парадокс – в природе нет красоты объективной, а субъективной – хоть ложкой ешь, но при этом, если нет человека, то и красота как-то не существенна.
Свидетельство о публикации №201122000003