5-8 Краткая теория экрального анализа и экральные техники...
Экральный анализ –это метод логического (анализа) расчленения эмоционального восприятия действительности на основе развитого эмоционально-ассоциативного комплекса.
Развитый эмоционально-ассоциативный комплекс – это объем определенных эмоциональных ощущений и ответных ассоциаций в восприятии индивидуума (человека) по отношению к общевидовым, количественным и качественным мерам эмоционально-ассоциативного (экрального) восприятия.
Эмоция – это внутреннее физиологическое состояние, которое возникает внутри нашего организма в ответ на различные внутренние и внешние восприятия (возникающие у индивидуума).
Информация – это реакция на объективную реальность, присущая индивидуальному восприятию.(И за счет этого способная преобразовать индивидуум. Как следствие: расширение своего экрального объема о внешнем и внутреннем (личном) объеме пространства).
Ассоциация – это предельная концентрация информации в нашем восприятии, выраженная в чувственных формах экстероцептивной чувствительности. Является продуктом нашего сознания. На одну эмоцию у человека имеется ряд различных ассоциаций.
Эмоция – осознанное или не осознанное ощущение комфорта, дискомфорта; первично по отношению к ситуации, как ответная реакция на раздражение; является продуктом высшей нервной деятельности. Эмоция – комбинация ощущений со сложной природой на биоэнергетическом, биохимическом, нервно-рефлекторном уровне реакции.
Эмоция – проявляет совокупность различных субъективных ощущений в нашем организме, как единое эмоциональное ощущение. Эмоция подразделяется по силе, напряжению и информативной сложности ощущений на следующие категории: диаметральные и не диаметральные эмоции.
Диаметральные эмоции – восторг, тоска, страх, зависть, умиление, раздражение, ненависть и т.д., которые проявляются в диаметральной противоположности по отношению друг к другу, эмоциональности ощущений избыточно сильных по форме проявления, но информативно простых.
Не диаметральные эмоции – ожидание, не так сильно выраженное переживание о случившемся, (косвенно отраженные, слабые диаметральные эмоции по импульсу выражения и их комплекс), размышления о жизни, эмоциональное состояние при решении поставленной задачи, сдержанное негодование, различные эмоции межличностного характера проявления и т.д., проявляющиеся тет-а-тет, достаточно сдержанно и ослаблено по форме, очень сложно по информативности, с иногда длительным причинно-следственным периодом, формирующим их проявление.
Центральная эмоция – это единое, но сложное эмоциональное ощущение, которое проявляется у человека в процессе становления личности, после осознанного подавления других эмоциональных ощущений, как своеобразная блокировка, несущая противострессовый характер.
Эмоции можно разделить на типичные и нетипичные. Типичные эмоции – обида у ребенка, тоска у меланхолика или больного маниакально-депрессивным психозом, раздражительность, эмоции истерии у ослабленного болезнью человека. Эти эмоции можно разделить на мужские, женские, детские, эмоции нормальной или болезненной целостности психологической структуры личности(на информационном, биохимическом, биоэнергетическом уровнях). Нетипичные эмоции – возникающие у людей в экстремальных ситуациях, а также у психопатов. Владея определенной первичной информацией, пользуясь типичностью или не типичностью восприятия можно определить, кто является источником данной энергии.
Ассоциация – возникает вторично по отношению к эмоции. Является продуктом нашего сознания, может быть зрительной, слуховой, обонятельной, осязательной, слуховой, возникает, как иллюзия или как субъективное отражение объективной действительности.
Ассоциации могут быть – образными, когда речь идет о конкретном предмете; абстрактными – если речь идет о явлении, законе, процессе; абстрактнообразными – в том случае, если речь идет о явлении или законе, воплощенном в конкретной форме. Ассоциация первична, а эмоционально-ассоциативный комплекс – это интеллект.
Эмоционально-ассоциативный комплекс человека – это набор одной или нескольких центральных эмоций человека с наслоением эмоциональных оттенков, которые представляют собой ряд ответных ассоциаций, сложившихся на протяжении жизни и составляющих жизненный опыт человека.
Данная структура является главенствующей структурой психики.
Задача экрального анализа – выведение комплекса ощущений (эмоции) на понятийный уровень при помощи последовательного осознанного перехода от неосознанного – абстрактных ассоциаций, через символы конкретной информации, по принципу максимального приобщения к восприятию вида.
Экральный анализ (Э.А.) – это метод, с помощью которого осуществляется подсознательное восприятие действительности, проявляющееся в эмоциональных ощущениях с последующим анализом на основе абстрактного, образного и абстрактно-образного восприятия. Техники ведут к экральному следованию от эмоционального восприятия к ассоциациям, обратное, реэкральным путем - ищем тот комплекс эмоциональных ощущений, который соответствует нашей ассоциации.
Элементарные техники Э.А. – техники, где фаза экрального восприятия короче фазы анализа и высшие техники Э.А., где фаза сосредоточения (экрального восприятия) длиннее фазы анализа. Элементарные техники необходимы в тех случаях, когда мы имеем дело с неисследованной действительностью, чем-то новым; высшие применимы тогда, когда действительность нам более знакома по предыдущему опыту, и важно сделать правильный, точный, безошибочный выбор.
«Генезография» (развитие начертания, начертание развития) - это условное название одного из направлений экрального анализа, своего рода техника перемещения в пространстве и во времени, в процессе которого человек сосредотачивает свое восприятие на каком-то ушедшем или не наступившем промежутке времени или пространства. В момент подобного эмоционального сосредоточения, особенно если оно усиленно посредничеством других исследователей, открывается эмоциональное видение, которое включает в себя не только эмоциональные ощущения, но и простые ассоциации, возникающие спонтанно в ответ на данные эмоции. От количества людей, участвующих в генезографии, зависит качество сеанса. В генезографии, по принципу обобщения, дают направленность восприятия за счет реэкрального сопоставимого расширенного восприятия, максимально приближенного к общевидовому восприятию. Это происходит за счет информационной целостности субъективных объемов группы участвующих в генезографии экрааналитиков и их общей вводной направленности, если мы будем ассоциативные элементы приближать за счет расширения сознания к цели генезографического анализа, где присутствуют условия задачи и направленность её решения, поставленная в виде конкретных вопросов.
«Экрально-психологическое тестирование» - (техника экрального следования) применяется в психологии общения в ответ на эмоциональные ощущения воспринимаемые от конкретного человека, ассоциации которого являются необходимыми элементами тестирования. В дальнейшем производится анализ психологического тестирования выбранного человека. Для экрально-психологического тестирования применяются последовательные различные схемы, вызывающие при прохождении определенной ситуации-ключа ответные ассоциации, преломленные через центральный эмоционально-ассоциативный комплекс тестируемого.
>>> (смотри в следующ.главе..)
...Примеры схем символов-ключей для тестирования и их последовательности:
(Данная часть публикации находится на авторской правке!)
«Экральный анализ сновидений» (техника экрального следования) достойная отдельной работы её описывающей.
«Механизм ОСС» (окулюс, сектор, статика) – прием реэкрального следования в экральном анализе, который отключает индивидуально-ассоциативное восприятие объекта . И затем при помощи субъективного отключения нашего эмоционально-ассоциативного внешнего восприятия, направляя на точку ввода в экральное восприятие индивидуума (точкой ввода в этом приеме служат глаза тестируемого по фотографии с закрытой частью лица двумя бумажными листами включая нижние и верхние веки), путем снижения субъективности информации с целью более точного объективизированного восприятия центральной эмоции человека производится экральный анализ при помощи других методик. ОСС - прием снижения субъективности объекта восприятия экрааналитиком. Он служит начальной фазой дальнейших методик и техник его результативно-направленного экрального анализа. Где глаза, как точка ввода, выводит нас на более простой и лаконичный символ-ключ экрального восприятия методом реэкрального дальнейшего развития символа-ключа.
«Экральное прогнозирование» - является техникой экрального анализа, с помощью которой осуществляется прогнозирование на базе информационных элементов (составных) нашего восприятия относительно поставленной цели (ряд вопросов составляющих цель прогнозирования), в развитом эмоционально-ассоциативном комплексе, на основе субъективного спонтанного экрального восприятия экрааналитика.
Одна из техник прогнозирования – Тектраальный прогноз. Техника служит для выявления развития ситуации, ее решения индивидуумом в будущем, за счет базиса - развитого эмоционально-ассоциативного комплекса на сегодняшний день, как системы стабильного эмоционального реагирования на ситуацию относительно закрепленных личностью и формируемых ею доминирующих ассоциаций выявляющих в комплексе те или иные последовательности действий или мотиваций к действиям и моделирующие их у индивидуума. Исследователь ставит задачу прогнозирования, сформулированную рядом вопросов модулирующих ситуации или целеустремления результаты. Решение задачи будет являться спонтанно, как возникающее возмущение - ответ на эмоциональные отношения. Во время анализа и при формулировке вопросов, в зависимости от направленности прогнозирования, нужно учесть:
1. Мужчина или женщина?
2. Возраст?
3. Состояние здоровья?
4. Его поведение в (жизненной) ситуации?
Пример: Как поведет, если случится несчастье в его семье?
Как поведет, если случится несчастье в другой семье?
Как он отреагирует на конфликтную ситуацию на роботе?
Как он поведет себя в конфликтной ситуации, где он является виновником (спровоцировавшим ситуацию; неправота; бесполезность правоты и т.д.)?
Во время прогноза экрааналитик отстраняется от индивидуального эмоционального отношения к персоне анализа и производит кратковременное экральное восприятие через призму вопросов с последующей фазой анализа и конечным синтезом полученной от восприятия информации, после проработки всех вопросов на заданную тему, – подведением итогов произведенных выводов. Экральное прогнозирование – это возможность объективного экрального прогноза развития ситуации в ее временном отрезке, где точность такого анализа определяется степенью расширенного осознания окружающего пространства экрааналитиком.
Интересна глобальная диагностика - прогнозирование смешанным методом генезографии и тектраального прогнозирования на глобальные вопросы. Во временные отрезки прогнозирования человека, который умер, центральный эмонационально-ассоциативный комплекс человека, на котором сосредотачивается и который воспринимает экрааналитик, как доминирующая центральная эмоция - отсутствует. При прогнозировании на эту тему на будущее наблюдались те же результаты, кроме случаев, когда человек благодаря внутреннему информационному видоизменению одной или нескольких центральных эмоций человек выходил на другой исход развития ситуации и его информационную направленность (на другой коридор развития ситуации), но такие случаи в практике отмечались крайне редко, большей частью это либо ошибки при прогнозировании (не достаточно опытный экрааналитик) либо незавершенность самого анализа ( ошибки при фиксировании пограничных состояний человека: диагностика клинической смерти в ходе операции, шоковое состояние и др., которые приводят к резко измененному состоянию восприятия центральной эмоции человека в короткий промежуток времени, но не к её отсутствию).
Эта и некоторые другие техники являются техниками экрального следования от эмоции к ассоциации. Обратные и смешанные техники проводятся реэкральным путем, ищем тот комплекс ощущений, который соответствует нашей ассоциации. Рассмотрим технику экрального анализа произведенную путем реэкрального следования .
К символьному аспекту ... (например красный цвет) у каждого свои ассоциации (горячее, радость, кровь искупления Иисуса, вера, революция, кровь- смерть, боль, отвращение и т.д.). При этом символ может вызывать как ассоциации, так и законченные с ним связанные умозаключения или даже воспоминания. Символ является лишь вводным элементом для вхождения в объем понятий, заданную пространственно-временную позицию восприятия. Методом, где это явно выражено, является «Экраанализ по графике рисунка» и «Экраанализ по цветосветовому восприятию рисунка» через субъективное (связано с индивидуальностью восприятия светоцветовых, отношений у разных людей) визуальное восприятие экрааналитиком во время анализа.
При экральном анализе через рисунок производить его можно разными путями: через символьную структуру (символы, образы и их взаимоотношения на поле рисунка) рисунка, через характер графики (точки, линии, пятна и их характер) рисунка, через цветосветовое восприятие рисунка и др. смешанными методами. Но при этом всегда нужно помнить, что экральное восприятие производится, как целостное сразу от всех составляющих рисунка оказывающих эмоциональное единое ощущение от всего рисунка в целом, где через детали определяется причинность и структурная соподчиненность для анализа, при выявлении причин приведших к такому целостному конечному экральному восприятию от рисунка. Символьные аспекты и связи между ними подлежат более длительному изучению и анализу, так как имеют и несут на себе как отражение внутривидового социумного восприятия, так и личные ассоциативноэмоциональные наслоения индивидуального восприятия данной личности. Более простые составляющие: точка, линия, пятно, цвет, свет – и связанное с ними психоэмоциональное восприятие экрально по своей природе и присуще общевидовому восприятию, незначительно отличающемуся благодаря информационному сужению и расширению у различных социумных групп их климатическим, географическим, историческим и социальным условиям жизни. ( Пример: Так от степени социального положения один и тот же красный цвет может вызывать ощущения от возбуждающего, бодрящего комфорта до подавляющего, раздражающего дискомфорта и даже апатии или же маниакального агрессивно возрастающего возбуждения ). Символ может вызывать различные ответные ассоциации и по этой причине требует всестороннего экрального анализа, а не сведению анализа опираясь на узкие характеристики классических психологических тестов, не учитывающих широкого диапазона затрагиваемых психологических характеристик личности. Так точка , линия , пятно , цвет и их взаимоотношения могут уже сами по себе выступать как символьная система и носить на себе сознательную и бессознательную смысловую нагрузку привнесенную на рисунок автором. Поэтому в комплексе они могут выступать как эмоциональное единое ощущение субъективно воспринимаемое сторонним зрителем. Что же касается психологических аспектов общности символов при восприятии и их изображении на рисунке? Точка и отображенные ею объект и группы объектов отражают сформировавшееся восприятие, как константное - синтез для дальнейшего расчленения или обезличивания других сложных качеств описывающих объект, когда эти качества не являются для выявления проблемы или сознательно списываются, как раздражающие факторы. Линия. По виду линии бывают прямые и кривые, длинные и короткие, тонкие и толстые (жирные), ровные и неровные. По направлению – горизонтальные, вертикальные, наклонные. Линии обладают эмоциональным воздействием на человека: горизонтальная вызывает чувство покоя, ассоциируясь с линией горизонта; вертикальная – передает стремление вверх, ассоциируется с ограничением; наклонная - вызывает неустойчивое положение; ломанная – ассоциируется с неуравновешенностью настроения, характера, некоторой агрессивностью; волнообразная линия – это струящаяся линия движения, но различной скорости (в зависимости от направления: вертикального, наклонного или горизонтального). Кроме движения, в ней заложен признак значения; спиральная линия показывает вращательное движение в развитии.
(Эмоциональная выразительность линии).
Существуют понятия «вялая линия», «напряженная линия», «динамичная линия». Так с помощью той или иной линии человек может передавать свое эмоциональное состояние. Выразительное качество линий используется профессиональными художниками сознательно, а любителями и просто тестируемыми по рисунку подсознательно. Нужно учитывать еще и то, что человек размером, наклоном той или иной линии может передавать как физические особенности: глубину рисунка, конструкцию предметов, расположение светотени, - так и психологически воздействовать на зрителя или отражать в них свое психологическое подсознательное ассоциативно-эмоциональное восприятие темы и предмета рисунка. Пятно обладает информационной согласованностью своих внутренних качеств: конструктивных, структурных, пропорциональных или нет, фактурных – так и взаимосвязью с условиями существования в среде других линий, пятен и точек в композиции и выражает в ней свою соразмерность в общем единстве частей. Та же закономерность и целесообразность присуща символам и отдельным частям рисунка, составляющим его соподчиненную целостность. Здесь явно воспринимаются те или иные характерные особенности формы определяющие его смысловую нагрузку – содержание: стройность, подавленность, порыв, стойкость, мощь, слабость, хрупкость, приподнятость, плавность, прочность, жесткость, покой и т.п. Таким образом в выразительных проявлениях пятна, и основанной на базе таких пятен – формы, участвуют: а) ее собственные свойства (вид, величина, масса, цвет, плотность); б) ее пространственные связи (соразмерность, устойчивость, подвижность, напряженность, динамическая направленность, протяженность, цветовое развитие); в) Наконец, средства и способы изображения, отражающие ее психологический и смысловой характер (плосткостность, объем, цветовой тон и его насыщенность, фактура и структура пятна и т.д.). При общем согласовании и взаимодействии все составляющие рисунка выявляют и отражают его внутреннее психологическое содержание и раскрывают экральный объем перед зрителем. Эмоционально- ассоциативное (экральное) восприятие может быть разным как у работы так и у автора на различных этапах работы над рисунком, и на каждом этапе своей завершенности отражать различные экральные, информативно завершенные результаты при восприятии работы, а следовательно приводить автора и стороннего зрителя к разным эмоциональным состояниям. Именно поэтому, производя экральную диагностику на том или ином этапе творчества и корректируя те или иные составляющие работы, как педагог, можно корректировать психоэмоциональное состояние автора работы и как следствие экральное восприятие от самой работы еще на этапах самого процесса творчества. Такое вмешательство приводит к другому конечному результату. Где связка не вербально выраженного воздействия и коррекции «учитель – ученик» приводит к взаимообогащению и изменению начальной направленности результата при выполнении работы учеником без вмешательства учителя и приводит ученика к формированию новой цепочки внутренних подсознательных программ направленным на решение психологических проблем в процессе осмысливания и прочувствования их в результате творческого процесса.
На цветосветовое и как следствие экральное отражение на живописном полотне большую роль кроме настроения и структуры размышления в момент рисования автора играет состояние здоровья и актуальность затрагиваемой в рисунке темы на период создания рисунка. Кроме социальных взаимоотношений и психологических проблем по рисунку можно диагностировать состояние здоровья автора. При чем старые работы являются идеальной точкой ввода для техники генезографии, экрального фонаря и другим смешанным и самостоятельным техникам по определению состояния здоровья автора. Рисунки и живописные работы являются идеальным материалом для экрального анализа и исследований несущие на себе экральный объем, даже если автор умер и его центральная эмоция отсутствует. Экральный объем - субъективный комплекс информации способной отображаться экрально и объективно передавать информацию о их носителе, как некий экральный оттиск проходящий с течением времени свою экральную эволюцию но несущий доминантное экральное отражение информации автора и способный резонировать, затухать или усиливаться при их восприятии сторонним зрителем в тех же или иных эмоциональных диаметральных ощущениях комфорта или дискомфорта и тем самым усиливать или ослаблять эмоциональное ощущение стороннего зрителя. Так определенные визуальные символьные и образные структуры могут воздействовать через свою психоэмоциональную нагрузку, как на погружающегося в восприятие их во время работы автора, так и на стороннего зрителя. Что может служить как для диагностики , так и для коррекции тех или иных соматических заболеваний и причин им способствующим уже в самом процессе преподавания рисования . Особенно учитывая то, что отдельные органы и системы организма по-разному реагируют на разные психоэмоциональные состояния и их оттенки. Так для коррекции отдельных органов нужно переходить на проецирование определенных эмоций или проецирование эмоций воспроизводящих определенные процессы, а также на восприятие или отражение визуально образных и символьных структур их отражающих
Так для проецирования эмоций необходимо по О.Лебедевой:
«Болезни сердца – ласка, любовь, нежные просьбы;
Голова – жалобить;
Женские органы – М. образы, ласковые слова исходящие от мужчины;
Больной позвоночник – укрепить его и себя в твердости духа, преодолении трудностей и полной уверенности к победе;
Больные почки – жалеть их – эмоции сопереживания, тепла;
Желчный пузырь – приказы, марши;
Желудок – уговоры;
Кишечник – веселые команды;
Железы внутренней секреции – рассуждение;
Суставы – сочувствие.»
Академик А.И.Вейник в своих трудах отмечает: «Наблюдения показывают, что каждому виду стресса соответствует своя особая информационная структура излучения, согласующаяся со спецификой работы определенного органа .В результате многократных повторяющихся стрессов данного вида нарушаются функции регулирования соответствующего органа и он заболевает. Такова краткая схема хронального воздействия человека самого на себя.
Вредные стрессовые излучения сопровождают то, что в разных областях жизни именуется по-разному, но суть от этого не меняется: речь идет об ошибках поведения, комплексах неполноценности, недостатках, пороках и т.д. К числу таких ошибок поведения относятся гордыня, тщеславие, злоба, зависть, жадность(ревность), блуд, страх, хитрость, желчность и т.п.Вот несколько примеров заболевания органов, вызванных ошибками поведения:
1) сердце – неправильный образ жизни, не правильная жизненная идея;
2) мозг - извращенное отношение к труду;
3) печень – страх;
4) кишечник – страх перед действием («медвежья болезнь»);
5) желчь – желчность;
6) пищевод - зависть;
7) желудок – хитрость;
8) почки – жадность, ревность;
9) селезенка – извращения по родственным связям: волевые родственники, добровольное рабство и т.д. (подавленная активность крови);
10) позвоночник – зацикленность на прошлом;
11) радикулит – недорасход умственной энергии;
12) астма – нереализованное властолюбие;
13) легкие –частые любовные стрессы у волевых натур; щитовидная железа –то же у художественных натур;
14) поджелудочная железа – половая неуверенность в себе, затем выливается в диабет (относится как к мужчинам, так и к женщинам);
15) молочные железы – извращенный материнский инстинкт;
16) надпочечники – избыточное честолюбие;
17) половые железы (предстательная железа или придатки) – половое (энергетическое) несоответствие в паре муж – жена;
18) лимфа – мнительность;
19) насморк, грипп – удар по самолюбию;
20) ангина – отсутствие желания жить по деловым причинам, у детей – отсутствие желания идти в школу или кто-то из родителей не хочет жить.
Все это относится к эгоистам, болеющим собственными болезнями. Любящий человек болеет болезнями тех, кого любит («любящий пребывает в любимом»…). Дети до 7 лет обычно любят и болеют болезнями родителей противоположного пола. У 80% лиц в возрасте до 27 лет заболевания, связанные с ошибками поведения не проявляются.»
Итак, возвращаясь к экральному анализу по рисунку наметим основную последовательность действий экрааналитика, в нашем случае еще и педагога работающего как с экральным объемом рисунка на этапах его создания так и с производя дополнительный экральный анализ автора во время работы над рисунком.
А) На определенном этапе работы над рисунком производится экральный анализ состояния автора через вводную точку для экрального восприятия – рисунок .( обычно это середина занятия или ситуация, когда ученик испытывает какое либо затруднение или эмоционально выраженное проявление во время самой работы) .
Б) При наличии конфликтной психологической ситуации у ученика производится дополнительный экральный его анализ, во время которого делается сопоставление этого состояния с тем над, чем работает ученик в поле своего рисунка. В этот момент можно произвести экральное тестирование и обычную диагностику для раскрытия смысловой и экральной нагрузки данного символа- ключа (элемента изображения) для автора работы. ( Определение значимости этого символа-ключа и отраженного через него предмета изображения несущего свою смысловую нагрузку и соподчиненность в общей композиции рисунка. Такие символы ключи являются сигнальными.)
В) Когда накапливается несколько таких сигнальных символов-ключей в изображении и выявляется их взаимосвязь с другими элементами изображения, мерой изменения взаимосвязей между ними производится изменение самой смысловой нагрузки символов- ключей у самого автора, и как следствие изменяется сам экральный объем конечного результата работы.(Мерой коррекции может служить как цвет, так и другие составляющие изображения, претерпевающие осознанные изменения учителем на живописном полотне без вербального объяснения этих элементов для ученика. При требовании объяснения таких изменений учитель может сослаться на дополнительные факторы, касающиеся самого учебного процесса и целесообразности таких действий).
И др. техники.
К высшим техникам Э.А. относятся:
«Экральная психодиагностика»
Техники экральной диагностики и тестирования в медицине
«Техника экрального балансирования - Экрального перерождения»
и некоторые др. техники.
Есть техники экрального анализа, а есть приемы ЭА (ОСС, Экральная медитация – как прием для др. техники и т.д.) используемые и применяемые в психологии, медицине, юридической и воспитательно-преподовательской практике и некоторых других смежных областях, как дополнительные приемы или комплексные техники экрального анализа.
Методики экрального анализа включают замкнутый цикл анализа и синтеза с возрастающей терминальной базой экральных понятий в процессе продолжительной работы экрааналитика - индивидуальный личный экральный опыт человека владеющего и использующего в своей практике техники экрального анализа. В природе этот опыт наиболее явно выражен у различных групп животных, как некое предчувствие с характерной ответной реакцией – инстинкт. Он также проявляется у отдельных личностей (людей), выработанный в процессе профессиональной деятельности (музыканты, актеры, художники, следователи и т.д.) и врожденных индивидуальных качеств; а также у матерей в период материнства и иногда в последующие периоды, называемый нами – интуицией. И в каждом отдельном из описанных случаев несущий свой запас накопленного экрального опыта.
Свидетельство о публикации №201122800025