Подвал

Ноздри щекотал непривычный им смрад, сочетающий в себе едва ли не все неприятные запахи, с которыми так или иначе доводится сталкиваться человеческому существу. Техник, посещающий это место довольно часто, брезгливо прикоснулся к ручке двери. Здесь, под землей, хранились целые горы никому не нужных вещей. Они покрывались пылью и грибком, сырели и гнили, наполняя маленькое замкнутое пространство соответствующими ароматами. В верхней части здания, просторной и удобной, вполне пригодной для работы, обычно забывали о таких вот неприятных мелочах внизу. Их все равно никто не видит.
Всякий раз, затевая ремонт, собирались разобраться и с этим, а закончив, откладывали подобную грязную работу на следующий, который в точности повторял этот.
Множество устаревшего оборудования, лучше которого ничего до сих пор не придумали, высилось во всю стену. Возникала угроза разрушения этой замысловатой конструкции после того, как прогниет последняя доска пола. Огромный выбор старых по количеству лет и новых по времени эксплуатации инструментов. Ряды громоздящихся друг на друга коробок, умалчивающих о характере их содержимого, но, судя по мокрой поверхности: что бы там ни было, – оно скоро придет в негодность. Металлические пластины непонятного предназначения, покрытые мелкими каплями конденсата и крупными разводами ржавчины. С верхней полки свисал безобразный кусок толстого полиэтилена.
Техник-криминалист ехидно ухмыльнулся, наблюдая за реакцией девушки на окружающее.
-Какая мерзость, – фыркнула Валерия.
-Можно и так выразиться, – передернул плечами мужчина, - итак, что из этой мерзости тебе надо?
Девушка протянула небольшие контейнеры для порошков и с сомнением еще раз огляделась.
-Ты уверен, что порошки могут храниться в таком месте и не потерять своих свойств?
-Не знаю. Я техник, а не химик.
-Я тоже не химик, но могу сказать наверняка, если влага попала на… - Валера проглотила свои слова, как только ее провожатый открыл пакет. Влага там была. Много влаги. – Это что?
-Когда сюда попало, видимо было порошком.
-Его что, нельзя заменить?
-Он за нами числится, – техник попытался пересыпать содержимое пакета в контейнер и выругался.
-Как он хотя бы называется? – Скривилась девушка.
-Черт его поймет. Тут не написано.
-Ну, знаешь… мне с этим порошком работать.
***
После подвала обеденный солнцепек показался благом. Валерия даже постояла на солнце некоторое время, позабыв о том, что первую половину дня от него бегала. Несколько минут спустя кожа согрелась, но внутри все еще оставалось мерзко, сыро и зябко.

Подготовка Валерии Юрьевны к предстоящему завтра дежурству не оставила в стороне практически все управление. Каждый старался одарить девушку советом или наставлением, будто это первое ее дежурство. Валера, в свою очередь, стерпела все и умудрялась даже улыбаться. Вскоре кто-то заметил, что стандартный вариант полученного ею нового криминалистического чемодана слишком тяжел для такой хрупкой девушки. В результате половина его содержимого перекочевала на стол, затем, сопровождаемая фоном заверений в своей ненадобности – в сейф.
Валерия с нетерпением ждала дежурства, выпавшего на выходной, когда никого из этих учителей в управлении не останется. Но день, как назло, затянулся. В кабинет заходили все новые советчики с очередными рационализаторскими предложениями.
***
Время близилось к вечеру, когда эксперт Ковалева в составе следственно – оперативной группы города покинула главное управление. Машина неслась по улицам, впуская через открытые окна в салон раскаленный солнцем воздух. Валера уже знала, что их ждет по прибытии на место. Подвал…. Вспомнив недавний визит в подобное помещение, девушка поежилась и потерла ладонями плечи.
-Только не говори, что тебе холодно, – усмехнулся водитель, покосившись в ее сторону.
-Просто два подвала за два дня как-то уж очень символично. По-моему начинает входить в привычку, – передернула плечами девушка.
-Не любишь такие места? – Спросил следователь откуда-то из-за ее спины.
-А кто-то может сказать, что любит? – улыбнулась Валера, - просто я ненавижу холод, сырость, сквозняки, запах гнили…
-Не продолжай, - рассмеялся следователь и перевел для всех в салоне: - она не любит «такие места».
-Я-то думал, ее смущает наличие там трупа, а она, оказывается, просто не любит холода, сырости, сквозняков и так далее, – хохотнул оперативник.
-Нет, трупы Валерию не смущают, - с улыбкой заявил следователь, который уже не первый раз выезжал с девушкой на происшествия, - в этом она посильнее некоторых мужиков, а вот подвалы – для меня новость.
***
Дом, в котором жильцами был обнаружен труп, ничем не отличался от других в этом же дворе. Обыкновенная пятиэтажка старой постройки. Следственно – оперативная группа района уже орудовала на месте. Городская быстро смешалась с ней, распределившись по одноименным сотрудникам районного управления. Валера сразу же последовала за экспертом – криминалистом района вниз.
Обычные здесь запахи, на сей раз, перебивал другой, более резкий – разложения. Чем ниже в подвал, – тем сильнее он становился. Приятного мало, не смотря на то, что подобные моменты Валерия воспринимала как работу. Она отключалась от всего, что мешало воспроизвести по имеющимся следам механизм совершения преступления.
-Труп здесь давно, - пробормотал криминалист района, с усилием сдерживая подступившую к горлу тошноту.
-Догадалась, – кивнула девушка, сокращая разговор до терпимого минимума.
-Валерия Юрьевна, вы уверены, что нам надо туда спускаться? Я ведь там уже был и все необходимое сделал.
-Раз уж я здесь, давайте посмотрим. Если вы все уже сделали, это не займет много времени.
-Трупный яд очень вреден, – была последняя попытка отговорить ее, - недавно двух наших парней еле откачали.
-Издержки профессии, – хмыкнула девушка и отрицательно покачала головой, подтверждая неизменность первоначального решения.
Дополнительным малоприятным моментом оказалось местонахождение трупа, до которого следовало преодолевать один за другим узкие повороты. Наконец, из маленького сектора одного из дальних углов лабиринта послышались голоса. Их обладателями оказались судебный медик и участковый.
Труп находился у дальней стенки под теплопроводной трубой на рваном одеяле. Вокруг  разбросаны вещи, но вряд ли что-то искали, скорее всего, так было. Он здесь жил, причем жил долго. От осознания этого Валере сделалось дурно. Разумеется, в этом секторе было суше, чем в остальных из-за проходящих тут тепловых коммуникаций, и еще он был одним из немногих, где горел свет, но жить здесь…. Вместо пола под ногами проваливалась земля сырая и холодная. Больше следам остаться было просто не на чем.
Было холодно, хотя в этой ситуации, оно не так уж и плохо, будь здесь жарко, – состояние трупа было бы куда менее приемлемо.
-Эксперт – криминалист главного управления Ковалева, - представилась девушка, чтобы присутствующие не смотрели на нее, как на балерину в болоте. Сейчас она не женщина, а эксперт, сотрудник ОВД, - как вы сюда зашли? – Спросила она.
-Через дверной проем, – буркнул медик.
-Покажите, – настояла девушка.
Судебный медик и участковый недоуменно принялись объяснять, где они ходили, а где – нет. Потом медик рассказал о первоначальном предположении по поводу проникающей раны на животе – как следствие разложения, теперь уверены, что изначально это было ножевое ранение.
-Орудие убийства не найдено, – пробормотал криминалист района сквозь прикрывающую нос и рот ладонь.
-Что-то вообще изъято? – Спросила Валерия.
-Только личные вещи, из которых ясно, что он – БОМЖ, - торопливо ответил тот.
-Фотосъемка производилась?
-Да, конечно. Все на пленке.
-И это? – Девушка подвела собеседника ближе к трупу, с правой стороны от которого, четко вырисовался вдавленный след обуви. Эксперт рассеянно осмотрел землю вокруг, вся она была добросовестно истоптана обеими опер группами.
-Может, это наши? -  Предположил он.
-Здесь были только те, кто сейчас наверху?
-Да, – пожал плечами эксперт.
-Я не видела никого из них в кроссовках. И размер маловат. А кто нашел труп?
-Никто, - ответил участковый, - учуяли трупный запах, вызвали милицию.
-Преступник от трупа до дверного проема явно не летел. Значит, под всеми этими узорами подошв наших славных сотрудников были и другие следы. Они сохранены хоть на фотопленке?
-Не думаю, что особенно крупно, я не… - запнулся эксперт.
-Понятно, тогда сфотографируйте этот. И нужно будет изготовить его гипсовый слепок. Как это его еще не затоптали? – Удивилась Валера.
-Да здесь так темно….
-Придется еще раз вернуться.
Криминалист района данной перспективой особенно доволен не был, но, в конце концов, он совершил ошибку, поэтому послушно поплелся наверх за фотоаппаратом и гипсом.
***
Жить в подвале…. Валерия никак не могла себе этого представить. Не смотря на то, что воочию убедилась. Человек способен от безысходности жить в таком ужасном месте. И, что еще хуже, умереть. Если бы не трупный запах, его никто бы не нашел. Такого человека никто не станет искать. Его обычным окружением были голые влажные стены подвала, шумящие трубы, холодная земля, жуткие запахи и крысы. Для него было обыденным грязное белье, туалет в соседнем секторе и отсутствие такой роскоши, как душ.
***
Через несколько дней, для проверки по картотеке следов обуви в главное управление поступил гипсовый слепок из того самого подвала. Результатом проверки была оперативная информация для районного управления с припиской «к уголовному делу не приобщать». Справка текстуально отображала обнаружение в картотеке двух подобных следов за последние месяцы.
Размеренность следующего утра разрезал телефонный звонок. Валерия подняла трубку.
-Добрый день, это следователь Глушко, мы с вами выезжали на убийство по адресу…
Пока он диктовал знакомый девушке адрес и пичкал известными ей подробностями, нюх Валеры уловил недобрый запах плесени и сырости, свойственный только одному месту.
-Я поняла. Что вы хотели? – Наконец перебила она.
-Ваша справка по поводу совпадения следов….
-Стоп. Ни о каком совпадении я не писала. Речь пока идет о схожести по общим признакам. Чтобы говорить о большем, нужно проводить исследование и оформлять его в виде заключения эксперта, а это станет возможным после вынесения постановления.
-Постановление будет. Один из тех следов, оперативные сведения, по которому вы прислали – тоже по подвальному убийству бомжа.
-Хорошо, – Валера уже собиралась класть трубку, когда голос следователя окликнул ее.
-А вы пока, в качестве оперативных сведений, не можете подсказать, что искать?
-Это кроссовки фирмы «Adidas» или «Adiprene», тридцать восьмого или тридцать девятого размера. И еще, лучше, чтобы до вынесения постановления вы нашли обувь, – посоветовала девушка, - звоните, если что.
-Непременно. Спасибо, до свидания, – следователь Глушко довольно бодро попрощался и положил трубку.
***
Шли недели, и Валерия уже почти жалела о проявлении своего бурного интереса по поводу этого дела, ибо всякий раз, когда в этом районе находили очередной подвальный труп – ее просили выехать.
-Ну, что, - спросил ее как-то раз следователь, выезжавший с ней на первый подобный случай, - уже привыкла?
-К трупам, или подвалам? – Уточнила девушка, - ладно, в любом случае – нет. Это работа, конечно, но холод и….
-Помню, помню. Тем не менее, ты стойко держишься.
-Если бы только не типичные места совершения преступлений….
***
В кабинете эксперта – криминалиста Ковалеву уже ожидали, хотя на работу она не опоздала. Это был следователь Глушко с целлофановым пакетом в руках.
-Здравствуйте, Валерия Юрьевна. Похоже, с выездами в подвалы мы вас оставим в покое. Я принес обувь и постановление.
-Кто подозреваемый? – Спросила девушка.
-Некий благородный мститель.
-Который мстит бомжам? – удивилась Валера, не уверенная в правдоподобности такого предположения.
-Его еще будут допрашивать, так что… если желаете, можете присутствовать, – предложил следователь.
-Да, пожалуй. Уж слишком много подвалов он меня заставил осмотреть, – согласилась Валерия.

В районном управлении девушку ждал сюрприз в виде четырнадцатилетнего мальчишки. Она вошла в кабинет во время допроса.
-Брат говорил, что с бомжем воровали вместе, я их никогда не видел, сказал, собирается завязать. Игорь мне доверял, – парень говорил уверенно, но из глаз его катились слезы, - пошел сказать ему, что завязывает, и больше не вернулся….
-Олег, что было дальше? – настоятельно спросил оперативник.
-Я хотел, чтоб этот бомж получил по заслугам.
-Скольких ты убил?
-Пять или шесть, не помню.
-Зачем?
-Я же его никогда не видел, - пожал плечами мальчик, - просто спускался ночью в подвалы поблизости, и пока они спали….

Валерия остановилась в коридоре за дверью.
-Его раскалывали? – тихо спросила она.
-Нет, - ответил следователь, - мы даже не думали на него, просто отрабатывали версию. Открыл дверь и стал все рассказывать. Взахлеб.
-Его брата убил бомж?
-Да. Но Олег не знал, что он давно сидит. Брат Олега – Игорь сказал, что завязывает, бомж, разумеется, был против. Парень пригрозил, рассказать милиции о преступлениях, совершенных вместе. Тот разозлился и пырнул его ножом.
-Сколько было Игорю? – Спросила Валера.
-Двадцать шесть.
-Чего вдруг решил бросить?
-Олег его попросил.
-Они были так дружны с братом?
-Похоже, - следователь вздохнул, - на то.

Валерия не могла оправдывать Олега, не могла смириться с мыслью, что четырнадцатилетний парень убивал людей. Пускай они потеряны для общества, живут в подвалах и редко кого заботят. Убивал без разбора, они ведь всего лишь никому не нужные грязные бомжи.
Девушке стало страшно от дикой, извращенной психологии в сущности ребенка, растущего в мире, где есть белая – наземная и черная – подземная жизнь.
***
Телефонный звонок начальника, застал ее за этими грустными мыслями. Когда Валера зашла в его кабинет, на лице все еще оставался их отпечаток.
-Ты отвоевала нам всяческие поощрения начальства таким сильным раскрытием, - завершил свою хвалебную речь полковник, - поощрим приказом. Может, еще что-нибудь нужно, чтобы продолжать в том же духе?
-Нет, ничего, - хмыкнула Валерия, но, уже дойдя до двери из кабинета, повернулась, - хотя….
-Да?
-У нас ведь намечается ремонт?
-Запланирован.
-Пусть на этот раз не забудут и о подвале. А то он не хранилище, а декорация к фильму ужасов, – начальник управления улыбнулся, – и еще, хорошо бы заказать новый криминалистический порошок, очень трудно на месте происшествия доказать, что в баночках чемодана действительно он.

Запахи здесь прежние, но порошок пока еще сухой….               


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.