Радость первых побед

(рассказ об удивительных событиях,  случившихся
на ежегодной педагогической конференции в городе N)


1.Доклад Максима Правдолюбова
(часть 1. Православие и экуменизм)

Молодой лектор из города Староверска, Максим Правдолюбов, начал свой доклад на ежегодной  педагогической конференции в провинциальном городе N не совсем обычно – не так, как прочие, выступавшие до него… Взойдя на кафедру, он уютно, по-домашнему улыбнулся и приветливо окинул взглядом зал, словно знакомился одновременно со всеми своими предстоящими собеседниками. Затем неторопливо, прогоняя внезапное волнение, налил в стакан немного воды, хотел сделать глоток, да передумал. Извлек из кармана старенького пиджака сложенный вчетверо листок бумаги c тезисами, начал было разворачивать его, но, чуть помедлив, спрятал листочек обратно и…  торжественно перекрестился.

Зал замер на полувздохе.

– Скажите на милость, друзья мои, на чем все эти годы была
основана наша «советская» педагогика? –  прозвучал в недоуменной тишине, как гром среди ясного неба, звонкий и благозвучный голос лектора? – «На страхе отклониться от коммунистической доктрины, – стыдливо ответите Вы  –  ведь  время было такое, но и тогда педагогика не отрицала  общечеловеческие ценности…» 

Нет нет, простите, я ведь не  осуждения ради задал свой вопрос, но лишь затем, чтобы обратить Ваше внимание на то, чем же «официальная» педагогическая наука предлагает руководствоваться педагогу теперь?   И показать, что современная ее доктрина, основанная на «общечеловеческих ценностях» – есть противница Церкви Христовой.

При этих словах в зале стало еще тише.  Словно перед грозой…

– Обзор текущих публикаций и методических разработок
показывает, – продолжал лектор, ничуть не смущаясь реакцией слушателей, – что место коммунистического идола («призрака коммунизма») в умах и сердцах педагогов настойчиво пытается занять более могущественный и коварный идол – идол экуменизма, провозгласивший «свободу, равенство и братство» всех религий, независимо от их отношения к истинному Богу.

Подробный анализ лжеучения экуменизма выходит за рамки моего доклада – тем, кто заинтересуется, я с удовольствием рекомендую прочитать житие американского иеромонаха Серафима Роуза, почти нашего современника,  и его труды (например, «Православие и религия будущего»). Прежде чем прийти к православию, он глубоко и основательно изучил многие ветви восточных религий, свободно говорил на нескольких языках, в том числе и на санскрите, прекрасно знал историю и культуру древнего Востока и написал на эту тему множество научных трудов. Но однажды, придя в Православный храм, молодой ученый мгновенно понял: он нашел то, что искал и не мог найти, занимаясь одной лишь наукой – свою истинную Веру, утерянную, быть может, еще отцами и дедами его (о. Серафим был выходцем из протестантской семьи). Вскоре он познакомился со святым Святителем Русской Православной Церкви Иоанном Максимовичем, встретил верного своего друга – сверстника, сына русских эмигрантов, вскоре тоже ставшего иеромонахом – о. Германом. За сим последовали многие годы самоотверженных богословских и литературных трудов, основание пустыни на уединенной горе, покрытой лесом, сбор бесценных материалов о новомучениках и исповедниках Российских...   Но это тоже тема отдельного доклада.

Я же, с Вашего позволения, подробнее остановлюсь лишь на самом факте противостояния экуменизма и Православия и нашей с Вами роли в этом противостоянии.

В систему взглядов экуменизма (от греч. «ойкумена» - вселенная) легко и, на первый взгляд неподготовленного, органично вписываются все известные сегодня лжеучения.  А христианству, свято хранящему данное Самим Богом истинное знание, экуменизм «милостиво» отводит роль «одной из многочисленных религий». …Давайте же зададим себе немного труда  и перечислим совсем кратко,  кто проповедает экуменическую ересь современному человечеству, духовно ослепленному последними достижениями науки и техники. 

К великому стыду, в нашей исконно православной стране сегодня как грибы растут псевдо-христианские (а на самом деле, по духу своему - экуменические) секты, на собраниях которых бизнесмены–проповедники, пританцовывая, произносит развязные  «проповеди» возбужденной экзальтированной «пастве».  Армии «Свидетелей Иеговы», стройными рядами прочесывают наши издревле православные города и веси.  Не отстают от  них и «сайентологи» - ученики некоего Рона Хаббарда окончившего жизнь в психиатрической больнице. И премудрые оккультисты, уверенно шагают «путем синтеза науки и религии» к «своей объективной Истине», рука об руку с    мечтательно – «просветленными» последователями Рерихов и Блаватской. Но если для кого-то занятия теософией слишком скучны – пожалуйста, к его услугам «веселые» тантрические секты, где обучают людей «снимать напряжения и накапливать творческую жизненную энергию», поклоняясь… блудному бесу.  А для того, чтобы легче было растлить даже невинных детей,  в некоторых школах горе-педагоги предлагают ввести курс «валеологии», посвященный систематическому изложению  неоязычества. И, наконец, со всех сторон приглашают сегодня растерянного
обывателя на свои сеансы «медитации», «психотренинга», «свободного общения», «снятия порчи и сглаза»  дипломированные экстрасенсы, контактеры, астрологи, парапсихологи,  шаманы, ведьмы и колдуны всех цветов и мастей – от белого и черного до серо – зеленого.  А ведь это далеко не полный перечень адептов современных лжеучений,  «гениально» объединенных «системным подходом» экуменизма.  И, что интересно, на словах все они, в один голос,  поддерживают Православие, на деле же – стремятся во что бы то ни стало уничтожить его, называя «одним из путей духовного совершенствования».  Какой чудовищный обман: пути погибельные дерзают назвать ныне путями спасения, а истинный путь спасения – приравнивают к ним. 

От созерцания сей вавилонской пестроты у растерянного обывателя может сложиться впечатление, будто бы уже никто и ничто не в состоянии противостоять «всепобеждающей» силе этого нового духовного тирана - экуменизма, претендующего на роль единой (но увы, антихристианской) религии 21-го века. 

Да и хватит ли сил у кого-либо из людей разоблачить ложность самого основания экуменизма и выйти победителем в споре с ним, вооруженным развитой наукой, совершеннейшей техникой, фантастическими по своим возможностям компьютерными системами –роботами? Кстати, такие системы уже запущены сегодня на  создание виртуальных гибельных миров,  а некоторые  инженеры и ученые, чей разум помрачился от чрезмерного познания, уже всерьез ставят перед собой задачу  искусственного клонирования человека – биоробота для грядущего населения этих несуществующих вселенных, и постепенного превращения всей Земли в огромный виртуальный иллюзорный мир.

Нет – и не нужно понапрасну тешить себя иллюзиями – никто из людей, и даже большие, прекрасно организованные коллективы,  сильнейшие государства и народы своими силами не смогут противостоять экуменизму, этому «колоссу  на глиняных ногах». Все равно, рано или поздно, надеющиеся лишь на свои силы будут уловлены его богоборческим сверхразумом, им обмануты и искусно водворены в нисходящий круговорот разрушительного вихря антихристовой цивилизации.

Так неужели же ничего больше не остается нам, людям последних времен, как только покориться искусному злу? Неужели уже на земле исчерпаны все организованные формы противостояния его коварству? Нет, конечно же, нет!  И я с радостью скажу Вам, дорогие мои, что еще есть у нас надежда, потому что существует на Земле Церковь Христова, и будет существовать всегда. И до поры – до времени отворены для нас  ее спасительные двери, недоступные силам зла.  Об этом Сам Господь Бог наш  Иисус Христос сказал пред своими учениками, обращаясь не только к апостолу Петру, но и ко всем тем, кто имеет решимость идти путем исповедания веры христианской: «И я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь мою, и врата ада не одолеют ее».    Понимаете, радость-то какая (совсем юный Максим не умел да и не видел необходимости в том, чтобы скрывать необыкновенное воодушевление, охватывавшее его всякий раз при чтении Священного Писания, а в особенности – книг Нового Завета; напротив, он всеми силами молодого своего сердца желал передать слушателям это радостное чувство), Вы только представьте себе: никогда не одолеют Церковь Христову  врата адовы! И об этом написано в Евангелии  от Матфея (глава 16, стих 18). И переведено на все языки земные сказанное Богом, чтобы многие люди, прочитав слова надежды, путь ко спасению обрели.

И мы, православные христиане, считаем себя последователями, преемниками апостолов, учеников Христовых, и веруем, что лишь им основанная Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь имеет от Бога власть не только обличить экуменические лжеучения, но и указать изможденному в духовной тоске человечеству узкий, но спасительный путь к Богу  и перед лицом безумия века сего исповедать Единого истинного Бога – Троицу, Отца и Сына и Святого Духа.

Здесь, за неимением времени я лишь выскажу без доказательств одну основополагающую мысль, которая давно известна всякому православному христианину, но почему-то,  на первых порах,  вызывает у многих бурю негодования и возмущения. Что ж, пусть сама жизнь вскоре предоставит сомневающимся необходимые доводы и доказательства.

Итак, позвольте сообщить Вам, уважаемые педагоги, что Единой Святой Соборной и Апостольской Церковью на всей  Земле является одна лишь только  Православная Церковь, самим Богом призванная во всей полноте сохранить для мира спасительную Благодать Господа нашего Иисуса Христа от великих дней Его земной жизни до грядущего славного и страшного Второго Пришествия, которое подведет итог всей истории Земли. О, сколь страшен и велик для нас будет этот день, в который со всей неизбежностью откроется каждому не подлежащий обжалованию приговор. Святые и – с надеждой вопию – все прочие, спасенные молитвами и подвигами святых, наследуют Царство Божие, а слуги антихриста и те, кому не найдется оправдание, – останутся вне Царства Света. Не печальна ли участь последних! Но и вводящие в соблазн, и обманутые ими, волей – неволей сами выбирают тьму вместо света, потому что теперь уж Евангелие проповедано почти по всему миру, уже время близко-близко, и если мы услышали Благую Весть о Свете и не приняли ее, то что же тогда останется нам, кроме тьмы.



2. Доклад Максима Правдолюбова (часть 2. Любовь)

…Лектор все говорил и говорил, страстно и убежденно, и все искал сердечным взором в зале тех, кто слышит, – тех, ради кого он и приехал сюда, проделав нелегкий путь. Их поначалу было не так уж и много: дремавший у дверей бородатый сторож Данила, несколько дней назад принятый на работу, немолодая супружеская чета педагогов из лесоводческого совхоза «Заря», полная, рано состарившаяся женщина с добрым улыбчивым лицом – директор городского детского приюта и… неужели Она! … Да, сердце сразу ответило: «Да!». Сердце восторженно забилось: «Да!» Это была Она, Та, которую видел он в светлых и радостных снах, о  будущей встрече с которой  несколько лет назад открыл ему Старец: «Анастасия, внучка репрессированного священника Елеазара. Она с детьми занимается, учительница. Вы встретитесь, и ваши судьбы навек соединятся. Береги ее. Берегите бесценный Ваш Дар». Тогда Старец, провидя сквозь годы, назвал ему точное время их  Встречи – сегодняшний день.

И вот встретились их сердечные очи. Лишь на миг только, большего и не нужно им было. Ведь они уж давно друг о друге все знали, хотя наяву лишь впервые увидели друг друга. И вокруг все так дивно переменилось от встречи с Любовью. И все больше и больше увидел Максим добрых лиц, освященных зарею Любви. Он почувствовал сердцем, как чутко, внимательно слушают люди еще непривычные многим слова о победе Церкви Христовой над злом, о непобедимости Веры, Надежды, Любви.

И он понял вдруг то, что раньше лишь едва приоткрыто было ему: люди жаждут личной встречи с Богом, встречи такой же простой и великой, какой сподобились в евангельские времена апостолы –  рыбаки.  Люди, уставшие от безверья и бесконечного обмана, мечтают встретить на земле святых людей, в которых не угасает Любовь,  –  людей, которые, подобно апостолу Павлу могли бы сказать всей своей жизнью: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20). И именно этого-то люди, милые доверчивые люди, в жизни своей чаще всего не встречают. И оскудевают от этого души, и озлобляются.

Ушел Господь, вознесся на небо, оставил пока вместо себя людей, чтоб хранили они в сердцах верных святой Его образ. А носить образ Христов напоказ нельзя – обман получается… Но ведь нет человеческих сил любить в безлюбовьи. И Господь об этом хорошо знает, вот он и посылает людям Свою любовь, сначала подобие – любовь необъятную материнскую к детям, любовь-почитание детей к родителям, любовь равных душою друзей,  а превыше нее – высочайшую из земных проявлений Своей любви –  неугасимую святую любовь между мужчиной и женщиной посылает – одну на всю жизнь, одним из семи таинств их соединяя – вечным венчаньем.

А чье сердце сможет вместить и большее – лишь тот и удостоится стяжать такую к ближним жертвенную любовь, которую Христос имел.  «И нет у нас сил, Господи, в этом уподобиться Тебе, и ходим мы по земле без любви, и оттого многие от Веры истинной отвращаются, любви и даже простого человеческого участия в нас, христианах, не находя. Помоги нам, сладчайший Иисусе, сделай так, чтобы из-за наших грехов не стали мы преградой между Тобой и ближними нашими» – стремительным возгласом проносится давняя боль – мольба  в сознании Максима.  И он, в такт сокровенным движениям своего сердца продолжает.

– Многие соблазняются несовершенством жизни нас, православных  христиан, и лишь по  этой причине отвергают Православную Веру. Да,  к великому сожалению, мы далеки от исповедуемого нами Идеала, и сердце трепещет при мысли о том, какое воздаяние в вечности может нас за это ожидать. Но осуждая нашу жизнь, наши грехи, надо подумать и о том, что мы сейчас являемся как бы руинами того, чем была Церковь Христова во Святой Руси до той поры, когда наступили годы гонений. Лучшие люди, миссии которых на земле ангелы готовили веками, – оказались убиты. Светильники ясные  Христовы – новомученики и исповедники двадцатого века – были варварски на земле потушены, но через это они лишь ярче в небесах воссияли, и оттуда молятся о нас непрестанно, радуются нашим первым успешным шагам и малым победам, над пораженьями нашими вместе с нами плачут, вместе с нами каются и трепещут, вместе с нами вновь поднимаются и подают нам легкую руку безвозмездной помощи, – нам, потерявшимся и заплутавшим странникам, перепутавшим ориентиры и лишенным искусных поводырей на узком, необычайно узком и тесном, но удивительно радостном пути ко спасению, к свободе от греха.

Посмотрите - ка, братья и сестры, ведь много десятков лет с
каким-то тупым сатанинским упорством в нашей стране оскверняли святые алтари, разрушали храмы, уничтожали иконы, святые предметы, наконец, запрещали людям верить, запугивали, убивали, ссылали в тюрьмы и концентрационные лагеря, прятали в психушки, заставляли детей Божиих забыть само имя Бога или произносить его хульно. Но вот, рухнул богоборческий режим, и словно пелена с глаз упала. И миллионы, теперь уже миллионы людей вновь покаялись и обратились к Богу, и многое из того, что десятилетиями разрушалось, восстановили в считанные годы. И это при том, что государство всего-навсего открыто гнать Церковь Христову перестало. А ведь ни копеечки государственные мужи из государственного бюджета  ни в России, ни в Белоруссии, ни на Украине не дали на восстановление того, что было разрушено по указу их предшественников. Значит все восстановлено, построено, отремонтировано  на пожертвования, на деньги народные, на последние рублики пенсионеров, гроши вдовы,  да из списанных досок и кирпичей.  А ведь построили!  Ведь восстановили! Ну, не чудно ли все это, не дивно ли!

Возьмите вот храм Христа – Спасителя:  всего за пять лет он из руин вознесся, мыслимо ли было такое! А ведь в нем, этом храме и Зал есть для соборов. И в этом Зале, я верю, великие деяния еще будут приняты. А потому  вы не смотрите на нас, нынешних православных христиан, что мы имени Христова недостойны, а глядите на ту милость, какую Господь  нашей стране посылает, как Он, Милосердный, помогает  возрождению на Руси Веры  Православной.  А пройдет еще немного времени, народ наш духовно образуется, мудрее станет, добрее, любвеобильней. И новые Светильники Веры Православной на Русской земле воссияют – старцы, монахи, священники, учителя, врачи, хлеборобы, инженеры, ученые, художники, поэты, музыканты – люди всех званий и сословий, в которых Благодать Божия преизобиловать будет. И уже не смогут они больше ее в себе таить, и щедро одарят ближних божественной Любовью. Во всем тогда проявится слава Земли Русской, Веры Православной. 

… Вот только… ребят наших жалко, да девчонок. Жалко, что не можем мы их уберечь от воздействия массовой антикультуры, что наша благодатная Православная культура все еще находится в большом упадке, а Православная педагогика только первые шаги делает робко. Но время-то идет, детушки наши подрастают, и всю мишуру базарную с экранов телевизоров, с динамиков радиоприемников, а теперь уже и с «сайтов интернета» – в себя стремительно вбирают. И почти неслышными становятся для них святые слова: «Родина, долг, совесть, вера, верность, подвиг, покаяние, прощение, милосердие, праведность любовь». Все больше теперь у них на слуху словечки рекламные, от которых тошно становится, и произносить-то их тут премерзко. А ведь словечки-то эти не простые, через них  души ребятишек наших воры духовные хотят в полон захватить, чтобы потом удобнее управлять ими было. Это дело хитрое, тонкое… Годами, как вода, лже–ценности точат и изнуряют сердца человечьи – все для того, чтобы потом, в решающий миг, когда выбирать придется, не смогли бы помышления сердечные по пути Христовому устремиться. Вот так…

…Зал не поспевал за ним.  Зал уже начал уставать, он хотел привычных округлых фраз и равновесных «профессиональных» концовок с реверансами и аплодисментами. Но Максим уже не мог позволить себе не  высказать того, что должны были услышать оторопевшие педагоги:

– А мы-то, мы-то – все равно, что бездействуем, все еще
слова ищем, округлые понятия находим, термины подбираем, непонятно, примирить хотим в себе тьму со светом, что ли? Так ведь этого никогда не было, нет и не будет.  А время-то ныне очень быстрое, мы, увальни, за ним не поспеваем. Вот уж век промелькнул, словно один кадр в гигантском видеоклипе, и немного в нем отрадного-то было. А что в новом, 21-м веке, нас ожидает, нетрудно представить, если мы из того, что минуло, верный урок не извлечем. А ведь мы же учителями называемся, то есть людьми, которые других должны учить, «сеять разумное, доброе, вечное…» И самое постыдное для нас –  что все мы почти с детства крещены в Православную Веру, а Веру нашу – не исповедуем. Что мы сможем ответить на это? Лишь одно: «Помилуй нас, Боже Всещедрый!»

…Слушатели в зале разделились как бы на две половины: одни уже начинали тяготиться столь длинным, по их мнению, докладом без формул, цифр и ссылок на знакомые авторитеты, а другие, напротив, слушали со все возрастающим интересом, да и не просто слушали, а сопереживали.  Не желая злоупотреблять вниманием, лектор перешел к заключительной части выступления:

– Вот почему именно сейчас, на рубеже веков, так важно
для педагога сделать решительный выбор. Стремимся ли мы служить Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу, жизнь свою положившему ради нашего спасения, распятого за нас, но нами доселе распинаемому, непонимаемому и отвергаемому, – Христу, ставшему человеком Богу, являющемуся одной их ипостасей Единого Превечного Бога–Троицы. Или служить мы желаем стремящемуся подменить собой Бога антихристу, целью которого является: обмануть и погубить как можно больше душ человеческих и увести их вслед за собой в вечную погибель. Задумаемся и сделаем раз и навсегда окончательный выбор – чьими мы, педагоги, учениками быть желаем: Христа или антихриста. Христос пришел на землю, чтобы дать людям спасение от рабства греха и словом Истины привести в жизнь вечную. Антихрист же – все наоборот, он желает через обман и искусную ложь даже избранников Божиих украсть у Любви и увлечь в преисподнюю.

И я думаю, что не найдется среди нас такого, кто не скажет в ответ: «Да, я хочу служить Свету, а не тьме, я желаю служить правде, но не лжи, я ничего не хочу сеять кроме разумного, доброго, вечного». А если так, то, значит, пришло время всем нам  окончательно определиться в безбрежном океане «духовностей» и от некоего зыбкого и расплывчатого понятия «духовность»  прийти к ясной и спасительной Вере Православной. А, обретя Веру, мы легко, честно и просто сумеем научить ей и наших мальчишек и девчонок. И мы ясно увидим тогда, что наука о воспитании детей – педагогика, а равно и все ее разделы, только и может быть основана на Св. Писании и Св. Предании, и уж совершенно неразделима педагогика с жизнью церковной. Это надобно нам постараться очень основательно понять…

Последнее замечание молодого лектора не всем пришлось по душе. В зале и президиуме сидели маститые ученые, заслуженные педагоги, среди них – кандидаты и доктора педагогических наук и даже… два академика. Они сами привыкли поучать многочисленную аудиторию, и по этой причине – не очень-то любили, когда их поучают. Но… молодой и не сведущий в делах карьеры лектор, ничуть не смутившись, продолжал, как ни в чем ни бывало:

 –  И в заключение я просто обязан сказать об отношении педагога к национальной идее. Как это ни трудно сделать, но нам нужно набраться смелости и признать, наконец, что без Православия не было бы славянских народов, одним из которых мы являемся, не было бы той самобытной и одухотворенной культуры Киевской Руси, которою мы так гордимся – все это богатство и своеобразие без Православия исчезло бы, ассимилировало, потонуло в могучих волевых полях языческого Востока и  рационального латинства. Но отсюда следует, что ни в политике, ни в культуре и исскустве, ни в педагогике и, тем более, в вопросах духовности, мы не можем ставить национальную идею (да и никакую идею вообще) выше Православия, сколь бы привлекательной  идея эта не казалась и сколь бы выгодные, на первый вигляд, экономические и политические перспективы не сулила.

Православная Церковь сквозь века ведет к спасению водимые ею народы, ибо это Церковь апостольская, сохранившая в чистоте и непорочности все то, что заповедано Господом.  Но на нашем народе, как и на всех других славянских народах, лежит грех богоотступничества, грех убийства Царя-мученика Николая и всех святых царственных мучеников, грех предательства веры Святых Отцов. А значит, ради будущего наших детей, мы должны осознать, как далеко уже ушли в своих заблуждениях, в уповании на науку, политику и экономику. Кроме неодолимой святой силы Православия нам нечем больше защититься от апокалиптического зверя. Кроме братского союза во Христе славянских народов и всех других Православных народов нам не на что надеяться –  любые иные военные или экономические блоки служат лишь прикрытием, поводом для усиления мирового влияния отдельных "сверхдержав и сверхличностей". И лишь Церковь Христова непрестанно заботится о своих чадах-народах, пусть пока еще ослепленных в неверии, пусть заблудших, но все же Ею бесконечно любимых.

Великий пастырь земли Русской, Святой Праведный Иоанн Кронштадтський, не уставал повторять, особенно в  последние годы своей жизни: "Без Церкви нет спасения!" Он перед грозой надвигающейся революции и беспредела не уставал призывать народ к покаянию. Так пусть же, спустя почти столетие, будет, наконец, услышан нами этот призыв, услышана пламенная молитва о нас, которую непрестанно творят в обителях горних все святые, от века  на земле Русской просиявшие. И пусть все в нашей жизни изменится, когда мы поймем, наконец, что нет для нас ничего важнее покаяния – это самое главное.  Покаяние приведет наш народ под покров Церкви – Матери, ко святому Алтарю Спасителя.  А народ, пребывающий в лоне истинной церкви Христовой – Церкви Православной, не будет оставлен Господом до скончания  века. Аминь.

Максим Правдолюбов поклонился аудитории и скромно занял свое место в предпоследнем ряду. Справа от Нее – оно было свободно. Никто не аплодировал – все ждали перерыва: одни, чтобы пойти в буфет,  другие – чтобы лично побеседовать с автором необычного выступления.  Бородатый сторож Данила незаметно перекрестился и плотнее запахнул полы своего зипуна.



3. Противодействие Наума Исааковича Ивановича

Некоторое время продолжалась неловкая пауза. Но председательствующий,  академик Наум Исаакович Иванович, воля которого все это время была как-то странно парализована, вскоре овладел собой и продолжил ведение собрания. Он, с легкостью и изяществом незаурядного филолога,  плавно перешел от русского языка, которым пользовался только что выступавший Максим Правдолюбов, к  языку «государственному».  Для Наума Исааковича, в совершенстве знавшего три древних и около десятка современных языков,  это не составляло труда, но лишь было приятным упражнением, развеивающим однообразие конференции. (Однако, для удобства русскоязычных читателей, монологи и реплики Наума Исааковича здесь приводятся все же в обратном переводе на русский).

«…Однообразие… Да нет, пожалуй, в выступлении этого мальчишки было что-то необычное, – растерянно думал академик,  привычно придавая лицу выражение благодушного всепонимания.  –   Задел за живое, совесть потревожил. Много максимализма, горяч, но… вдруг он окажется прав? Из него со временем мог бы выйти неплохой каменщик… Однако… неужели он прав? И тогда, если православные окажутся у власти, что же тогда будет со мной, с кафедрой, со всей моей огромной семьей?… Ведь я некрещеный, и я не хочу креститься, потому что не верю в их детские сказки. Неужели и нам пора уезжать? Мой младший, Сеня, давно зовет в Лос-Анжелес, там уж обосновались многие из моих друзей с мировым именем, они всякий раз звонят и смеются: «Наум, ты все еще живешь в этой дикой стране? Ты уже хорошо выучился говорить на «государственном» языке, - об этом свидетельствует твой английский» …Бежать, пока не поздно – бежать, ведь даже если я искренне стану православным, они мне все равно не поверят.  Но… почему же три раза сказал мне во сне явившийся Старец в монашеском одеянии с белыми восьмиконечными крестами: «В Америку ехать тебе не надо. Погибнешь ты там совсем. Если будешь верен России, то уверуешь вскоре и в Бога, покаешься и  примешь Святое крещение. Станешь православным.  Такая свобода выбора тебе предоставлена: можешь уехать, а можешь остаться. Это милость Господня к вам, ради Бабьего Яра…» ». Так  размышлял академик внутри себя и дивился сам своим, но как будто и не своим мыслям.  А вслух – произнес:

– Мы очень благодарны автору за выступление. Пожелаем ему
дальнейших успехов в выбранном научном направлении.  А теперь –   организаторы конференции любезно приглашают всех на небольшой… фуршет. Там, в обстановке свободного и непринужденного общения, с нами поделятся своим опытом и результатами зарубежных поездок преподаватели валеологии из недавно открытой в нашем городе «Школы Водолеев», а также сотрудники «Института планирования семьи», мои старые американские друзья и коллеги.

Несколько слов добавлю о дальнейшем плане наших работ. После перерыва будет распределена гуманитарная помощь из Голландии.    И … мы все вместе выберем трех представителей на международную конференцию, которая называется… сейчас найдем очки… «Forming Problems of world peoples community of third milennium». Или, в переводе на наш современный государственный язык, это прозвучит так: «Проблемы формирования мирового сообщества людей третьего тысячелетия». На конференции будут продемонстрированы ошеломляющие результаты, полученные за последние годы в области физико-математических, технических и гуманитарных наук.

Вот, например, только некоторые из них: эксперименты по 
клонированию человека.  Планирование однополых браков, регулирование поведения национальных, религиозных и сексуальных меньшинств. Новые достижения в использовании виртуальной реальности при подборе партнера.  … Что?  Где конференция?  В дальнем зарубежьи...
 
Кстати, – академик  собирался рассказать об этом после перерыва, но, как бы вопреки своей воле, продолжал, увлекаясь, подобно юному Максиму, – дорога туда и обратно самолетом, проживание в звездном отеле, подарки и сувениры, карманные расходы – все это оплачивают организаторы конференции. Форма оплаты – необычна: каждому участнику, по его желанию,  необходимая сумма может быть выдана либо наличными (50 долларов суточных в день,  плюс дорога), либо в виде кредитной карточки на десять тысяч долларов).  Составления авансового отчета не требуется – достаточно лишь расписаться в получении командировочных…

Однако, это еще не все. Желающие смогут участвовать в уникальном эксперименте, открывающем перед нами просто фантастические перспективы. А именно: заполнив и подписав довольно подробную специальную декларацию о взаимном соглашении сторон, каждый участник грядущей конференции становится действительным членом «Мирового сообщества людей третьего тысячелетия» и получает свой личный уникальный идентификатор. Поначалу это будет интегральная микросхема размером с булавочную головку, которую наши специалисты (академик уже пожалел о допущенной  маленькой неточности, но тотчас исправил ее,  успокоив себя тем, что никто этого не заметил) … опытные специалисты – медики введут владельцу в одну из биологически активных точек правой руки с помощью специального шприца – подкожно.  Процедура  совершенно безболезненна и безопасна, а ношение под кожей столь миниатюрной микросхемы не причинит неудобств.  В дальнейшем интегральную микросхему планируется заменить  еще более совершенным «живым нанокомпьютером», который будет обладать способностью на клеточном уровне соединяться с живой тканью человека, как бы составляя с ним одно неделимое целое и обеспечивая этим невозможность подмены личного идентификатора  владельца. Этот «живой компьютер»,  как «счастливая метка», обозначающая принадлежность к «Мировому сообществу», со временем станет неразлучным спутником каждого человека, будет с ним и рождаться и умирать, обеспечивая тем самым необходимый уже сегодня, а, тем более, завтра, уровень интеграции всякого индивида в сообщество людей третьего тысячелетия.

Итак, представьте себе,  что Вы стали действительным и равноправным  членом «Мирового сообщества…». С этого момента перед Вами открываются невообразимые возможности. Ведь идентификатор в Вашей правой руке – это своего рода кредитная карточка, которая будет всегда с Вами, и с ее помощью вы сможете произвести покупку и продажу в любой точке Земли.

Принцип очень прост: для каждого, кто примет   идентификатор, открывается личный банковский счет с довольно-таки приличной  суммой. …Какой суммой? Отвечу: для гостей из нашего региона она составит … сто тысяч условных единиц (расчет Между членами «Мирового сообщества» производится в условных денежных единицах, упраздняющих все национальные валюты; начальный курс равен американскому доллару).  Но, обратите внимание, это отнюдь не кредит, но лишь аванс,  начальная плата за то, что Вы добровольно решили войти в «Сообщество», братский союз людей новой эры –  «Эпохи Водолея», как ее иногда именуют в народе, следуя одной из религиозных традиций.  Этот союз, в силу своей организованности и сплоченности, а также благодаря  мудрости возглавляющих его талантливейших политических и духовных лидеров, в кратчайшие сроки станет приносить такой доход, что прибыль на Ваших счетах уже в нынешнем году составит просто немыслимую величину. Вы сказочно разбогатеете, не затратив для этого никакого труда. Вы станете фантастически богаты только потому, что одними из первых приняли правильное решение о вступлении в «Мировое сообщество…» Те, кто придет позже, будут в менее выгодном положении, чем Вы…

«…Боже, Боже мой, он же проповедует апокалиптического зверя, – с содроганием думал Максим, – неверующий академик последовательно старается уничтожить все то, что сказано было в моем выступлении о спасении в Православной Вере.  И никто не остановит, не поправит его. Значит и мне нельзя вступать в полемику. Нужно молиться и верить, что те, кому суждено не отпасть от Церкви Христовой, смогут сами принять правильное решение.»

Наум Исаакович Иванович, почувствовав, как возрос интерес публики, едва речь зашла о финансах,  все более и более воодушевлялся:

–  Сегодня человечество уже накопило настолько большие запасы и материальных и духовных ценностей, что их хватит для всех с избытком. Просто раньше эти ценности не совсем справедливо распределялись, а теперь пришло время сделать распределение более совершенным. Из враждующих, разрозненных государств, разделенных языком, культурой и религиями, мы становимся людьми «Мирового сообщества…». И оно,  в скором будущем, уже сможет навсегда покончить с войнами, открыть все границы и создать единое, планетарное Государство с единым Правительством,  в которое войдут достойнейшие люди, лучшие умы. И тогда, наконец, мы (академик  увлекся и, на мгновение ослабив внимание, опять допустил неточность, но уже не нашел в себе силы ее исправить) …мы сможем  осуществить многовековую мечту человечества о том, чтобы на земле каждой личности были созданы условия для гармонического развития и повышения творческого потенциала, для здоровой и полноценной жизни, отдыха, труда и наслаждений. А значит, уже не нужны будут  войны, потому что каждый и без того получит то, что желает. Получит такие блага, которых сегодня и представить себе не может. Ведь через интегральную микросхему  – идентификатор (а затем и через более совершенное устройство – живой нанокомпьютер) Вы напрямую будете подключены к информационно-энергетическим полям не только Земли, но и всей Вселенной…

И совсем скоро настанет такое время, когда всякие противящиеся нашему мировому единству (академик уже не в состоянии был контролировать себя, и от этого изнутри закипал гневом), все противники «Мирового сообщества…», все желающие поставить что бы то ни было превыше человека, будут с позором обличены и побеждены. И мы (он больше не стеснялся в выражениях) наконец, добьемся своей заветной цели и построим мир во всем мире.

Главным спонсором конференции – продолжал академик – является известный всему миру компьютерный гений,  почти сверхчеловек. Я лично с ним знаком. Но об этом – после перерыва. А сейчас – желаю всем приятного общения…

…Максим с содроганием слушал. Он изо всех сил старался не ослаблять внимания и не терять, ни в коем случае не терять молитву. Он вспомнил, как  однажды, накануне масленицы, Старец собрал их у себя и долго-долго беседовал о предстоящем. Читал сочинения Святых Отцов, пророчествовал о грядущих подвигах христиан последних времен. Тогда врезались в память Максима слова Святителя Игнатия Брянчанинова о том, что в последние времена будут созданы такие условия, при которых невозможно будет никакое организованное сопротивление правительству антихриста. И вот, настало время, когда сказанное начинает сбываться. Но Старец предупредил их заранее: «Ничего не бойтесь, потому что Господь всегда с Вами». «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного» – продолжала звучать в сердце Максима горячая непрестанная молитва.   А в это время в зале, подобно наркотическому фимиаму,  продолжал обволакивать сознание слушателей вкрадчивый голос  академика:

– По всей территории  одного из закрытых университетских
городков США, – вновь продолжал Наум Исаакович помимо своей воли и удивлялся сам себе (ведь мысленно он был давно уже на фуршете) – …городков, в котором будет проходить международная конференция, расставлены специальные считывающие устройства. Достаточно поднести к ним правую руку, так сказать, «поздороваться» с «Мировым сообществом», и с Вами будут произведены все необходимые расчеты. Абсолютно никаких усилий, никакого напряжения. Со временем считывающие устройства планируется разместить по всей территории Земли, там где люди покупают и продают; кроме того, широко будут внедряться переносные и мобильные считывающие устройства.

И тогда наконец-то исчезнет необходимость в наличных деньгах и  кредитных карточках – их заменит вживленный в организм живой нанокомпьютер – идентификатор. Постепенно все люди Земли поймут преимущества «Мирового сообщества…» и лишь малочисленные безумцы и религиозные фанатики (при этих словах Наум Исаакович Иванович выразительно посмотрел на Максима) откажутся войти в него. Но и их «Сообщество» не обидит, предоставив несчастных, как они и хотели, самим себе.


4. Явление Епископа

– Остановись, богохульник! – вдруг возвысил голос дремавший
доселе у дверей сторож Данила, – прекрати ложь свою, да лучше скажи людям о том, что царство антихриста твоего недолго будет продолжаться – три года продержится, да еще полгодика постоит, а потом полетит в преисподнюю и обманутых за собой увлечет в вечную погибель. А чтобы впредь тебе лжесвидетельствовать неповадно было, постой-ка до утра, да подумай. Утром станет тебе полегче, но уж говорить речи хульные здесь ты не сможешь. Да и охоты не будет уже у тебя  идти против Бога.

При этих словах Наум Исаакович неожиданно для всех… оцепенел. Он остался стоять, как стоял, и не мог двинуть ни рукой, ни ногой, и не в состоянии был произнести даже слово. Лишь блуждающие, вмиг обезумевшие глаза его беспокойно вращались, и  все увидели нечеловеческий страх на всегда прежде умном и равнодушно-спокойном лице,  которое  минуту назад выражало надменную уверенность в себе.

– А теперь идемте, возлюбленные чада Христовы, – ласково и
твердо сказал сторож Данила, – идемте в церковь, будем молиться. Отслужим всенощную, и завтра с утра, после обедни, обручим молодых, а потом и повенчаем, если Богу угодно будет. После всенощной всех стану исповедовать сам. За всю жизнь и за сегодняшний день.

«…Кто он, этот чуть седой, в полной силе человек, и почему дано ему слово со властью? Откуда известно сторожу о пророчестве Старца про сегодняшнюю встречу с Анастасией?  – удивился Максим. – Неужели это Епископ, последний Епископ, по которому мы все так истосковались? Старец говорил прежде мне, что есть уже и еще придут такие Епископы, которые из-за святости своей будут жить – как по воде ходить, и не позволят козлищам губить возлюбленных чад Христовых.  Немного, очень немного будет их, истинных архипастырей, а среди них  один явится, Последний, своей ревностью о Боге подобный апостолу  Петру, а необъятным  сердцем – апостолу любви Иоанну окажется подобен. И после него епископство прекратится, потому что явится Сам Господь Иисус Христос во Втором пришествии, и Сам примет всех верных чад своих в Вечную Вечность блаженства… Неужели это он, последний Епископ?

…Вмиг воспрянувшие люди, словно нечаянно вспомнив заветное,
давнее, радостно подались, откликаясь на голос Данилы и, один за другим,  потянулись к этому   молчаливому и крепкому, еще почти не старому старцу, рядом с которым было так хорошо и спокойно.  Лишь двое американских ученых из «Института планирования семьи» хлопотали возле оцепеневшего академика, да смущенные голландские миссионеры растерянно держали в руках пакеты с гуманитарной помощью.

– Пойте, людие!  – возгласил сторож Данила, когда все  вышли из зала заседаний, – пойте Богу нашему! Ибо время пришло нам, последним христианам Его на земле прославить.

Призыву радостно последовал многоголосый, пока еще нестройный любительский хор. И тотчас же в серебристой и звонкой тишине предвесеннего вечера словно золотые невесомые дожди с неба хлынули: это нежданно-негаданно  прозвучали торжественные пасхальные стихиры, возвещая о непобедимой победе Жизни над смертью.

С песнопеньями пришли в кафедральный собор Всех Святых. 
Настоятель, отец Сергий, с  немногочисленными прихожанами уже ждали их.  Сторож Данила… благословил  настоятеля, а потом крепко-крепко, по-мужицки, обнял его. Все ахнули…

– Будем облачаться, да и всенощную отслужим, с Божьей
помощью,  –  кротко и твердо  изрек тот, кто называл себя сторожем Данилой.

Максим  помог ему снять длинный старенький, до пят, зипун, и все изумленно увидели…  мантию,  панагию. Отец Сергий уже вынес из алтаря клобук, и с поклоном подал его Даниле. Тот уверенно клобук надел и повернулся к народу для благословения. Пред людьми предстал пожилой, но еще полный сил, чернобородый, с проседью,  монах лет пятидесяти пяти, с простым мужицким лицом и добрыми приветливыми глазами, от которых радостно разбегались улыбающиеся морщинки:

– Воскресый из мертвых, Христос Истинный Бог наш, молитвами
Пречистыя Своея Матери, святых славных и всехвальных апостол, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.

– Аминь! – непроизвольно подхватил церковный хор.

– Епископ … Последний Епископ! – пронеслось  среди прихожан…

–  Владыка Даниил три дня назад был назначен правящим      архиереем  в нашу епархию. Услышал Господь ваши молитвы, не опустело свято место! – объявил настоятель отец Сергий народу с солеи и зачитал пришедшее лишь час назад приветственное послание Святейшего по этому поводу.

Епископ поклонился настоятелю, людям, а затем сошел с кафедры и направился к прихожанам.

Он, как на крыльях, летел к ним. Каждого благословлял, с каждым говорил: кого приласкает, кого по голове погладит, кому улыбнется, кого подбодрит – всех готовил к исповеди и принятию Христовых Таин. Он  обошел  собор, и никто не оставлен был его вниманием и любовью. И все это заняло   пять минут, не более.

Затем Владыка вновь взошел на кафедру для облачения. Началось всенощное бдение, к которому, словно на Пасху, чудесным образом пришло видимо – невидимо народу. И потом всю ночь все шли и шли в храм жаждущие исповедаться, и все исповеданы были. Усталости Владыка Даниил не ведал. И уже много лет не знал он, что такое сон – чудного Дара сподобился от Господа ради спасения многих. И множество дивных знамений было над городом в эту ночь, коих нет человеческих сил все, в подробностях, описать.

При всеобщей радости совсем позабыли об участи остолбеневшего академика. Но к утру, когда Епископ Даниил навестил его, Наум Исаакович  действительно «отмер» и вполне приобрел способность двигаться. К нему даже, представьте, вернулся дар речи, так что он очень громко и отчетливо произнес отказ на предложение Епископа подумать о спасении своей души и о жизни вечной. В течение 24 часов Наум Исаакович Иванович, вместе с американскими друзьями и своей многочисленной семьей выехал на постоянное место жительство в Лос-Анжелес или какой-либо другой город Соединенных Штатов Америки – нам это доподлинно неизвестно.

Наутро  служили воскресную литургию, за которой все, кто был готов, причастились Святых Христовых Таин. Таковых из полутора тысяч исповедуемых – сто пятьдесят три человека оказалось.

А после обедни – свершилось великое: Владыка обручил и венчал  Максима Правдолюбова и девицу Анастасию Смирнову, внучку  репрессированного священника Елеазара.  И многие видели, как во время таинства сияли высоко – высоко над молодыми два солнцеподобных  венца. А православный телерепортер Сергей Родионов сумел даже записать чудесные изображения и звуки на видеомагнитофон, и теперь каждый может воочию увидеть и услышать, как над хором церковным победно звучало в тот час неземное ангельское пение: «Исаие ликуй, дева име во чреве, и роди сына Эммануила, Бога же и человека, восток имя Ему: егоже величающе, деву ублажаем.»


Эпилог

…Они шли по оттаивающей мартовской дороге, и весь мир счастливо распахнулся пред ними. Они шли, как плыли, среди иссиня-белых весенних сугробов. Это были их первые шаги по долгой и трудной  счастливой дороге. Запах талого вешнего снега  отчаянно им улыбался, к ним с ветвей белоствольных берез прямо в руки стремительно падали  капли капели,  а из синих  далеких лесов облака приносили им дивную музыку первых проталин. Весь пленительный мир, все земные мгновенья счастливой весны устремились любимым навстречу. Но их счастие – было иное…

Они молча шли-плыли-летели,  вокруг ничего не замечая. Двое встретились, созданные Богом друг для друга, и они больше никогда не расстанутся, вовеки не разлучатся. Их никто разлучить уже больше  не сможет, потому что они встретились, и еще до встречи  любили друг друга. Они немного слов один одному  сказать успели, но Боже, Боже мой,  что это были за слова, и КАК любимые их произносили. Взявшись за руки,  словно по облакам, шли-парили они по веселым весенним лужам, и оттаявшее мартовское солнце ласкало их юные лица приветливо-теплыми неяркими лучами.

Пройдя метров около ста, Максим и Анастасия в недоумении остановились. Перед ними, прямо на мокром весеннем снегу лежал большой пакет из плотного глянцевого белого картона. На конверте крупными аккуратными буквами было напечатано: «Россия,  город Староверск. Максиму Правдолюбову. Приглашение на международную конференцию «Проблемы формирования мирового сообщества людей третьего тысячелетия»».

–  Подарок Каю от Снежной Королевы – едиными устами, единым
сердцем воскливнули двое.

Они перекрестились и во псалме 90 размеренно прошли мимо пакета, не прикасаясь к нему. Крепко сжимая руки друг друга, они не обернулись,  когда сзади полыхнуло тяжелое синее пламя, и в воздухе явственно почувствовался почти непереносимый запах серы. Они знали что нельзя им оборачиваться назад, и назад уже нет пути.

И вскоре вновь возвратился к ним запах  чистейшего талого снега. И, Богом любимые, шли  все и шли по весенней счастливой дороге…

Путь их лежал в Староверск, откуда они, отслужив панихиду на могиле Старца и, выполнив еще одно важное поручение Епископа Даниила, вновь отправятся навстречу Владыке, и он рукоположит вскоре Максима во диаконы, а затем – и во иереи Русской Православной Церкви.  Так начнется беспримерное служение Господу двух возлюбленных чад Его – Максима и Анастасии, от утроб материнских к служению этому  предназначенных.  И подобно им, многие чистые юные души детей святорусских придут к алтарю и будут верой и правдой служить Триединому Богу до самых последних времен.



Александр Ратыня

февраль 2001 г., 
14-15 марта 2001 г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.