4. Бог Топос и его Продижи

От автора.

Глава была написана в 2002 году. При редактировании сохранил детали описания будущего, как я себе представлял жизнь в России ныне, спустя двадцать лет. Редактирование коснулось деталей описания вируса и пребывания Кленова в Медвежьих Лапах.

Вместо отчета.

Несколько раз переписывал это письмо, полагая, что был недостаточно адекватен в изложении событий с моим участием. Причина тому, я думаю, в пережитом стрессе и отравлении. Чем меня отравил Федор Дорохов, надеюсь, вскрытие не покажет.

Не покажет, потому что я останусь живым.

Почту миссии проверяет сначала робот-секретарь. Он не сидит в офисе, и не моргает лампочками при исполнении. Он - программа, избавляющая менеджера-человека от рутинной работы. Обычно, это спам, сгенерированный рекламными ботами.  Робот-секретарь  пропускает начало текста письма, обычно три предложения, и выводит в предосмотр последующие три.

За тем, за роботом-секретарем проверяет человек. Вероятно, этим человеком будет Тина или Симона. Я переживал, что вот как раз кто-то из них,  ошибочно оценит письмо, как спам из-за начального абзаца письма.

 Такой алгоритм не случаен. Примерно как абзацем ниже, в первых трех предложениях, другой робот, рекламный, по своему алгоритму  должен заинтересовать человека в ненужной ему информации.

Почему ненужной?

Задумайтесь: как часто в вашей жизни лично вы получаете желаемое? И когда ищите - находите сразу?

Меня зовут Борис Кленов. Гражданин Польши. Помощник спецпредставителя ЮНЕСКО. Помощников у спецпредставителя много, он лицо официальное, часто, весьма известное и уважаемое. В механику бытия ему не пристало вникать.  Для этого существуем мы. И мы работаем на… К примеру, на Агентство каких-нибудь статистических данных или анализа динамических процессов.

 В силу сложившихся обстоятельств по службе…

Я нахожусь в российской глубинке, и здесь нет привычного Интернета. Здесь есть российская сеть под названием Гея, уже как десять лет после крымских событий. Гея -внутренняя сеть России, и у нее нет выхода на весь остальной мир. И все, что я могу сделать через нее - послать электронное письмо на официальный ящик представительства ЮНЕСКО, которое находится в Москве, в помещении которого установлен российский сервер под управлением операционной системы Звезда. В миссии работает представитель Агентства и ему посылать отчёты по форме я не могу.

Вот, какие обстоятельства!

Мне нужно войти в Гею с помощью браузера Спутник, используя компьютер, планшет или смартфон  под управлением операционной системы Звезда. За тем, отправить письмо, молясь о том, что Тина или Симона поймут все правильно и  перешлют человеку из Агентства при миссии.

И это лишь малая часть всех злоключений, выпавших мне!

Вот здесь, в этом месте, до которого дошел читатель, думаю самое время озвучить суть. Я хочу предупредить человечество о тихой поступи Антихриста. Он уже здесь, и набирает силу.

Его ждали в Европе, а он появился в России. Мои письма будут доказательством этому.

Тина или Симона соблазняться прочитать до конца, а значит, будет не лишним посвятить их в суть происходящего, что бы у них не было мысли о моем сумасшествии.

Заговоры, наветы, проклятия… В эту архаику современный человек верит от серости бытия и отсутствия надежды.

И не без оснований. Мне так представляется, что вера человека в сверхъестественное, как эхо из прошлого: искаженное, неясное, непонятное. Словом Бог зачал мир, словом Дьявол искусил Еву.

Может ли так быть так, что вера человека в магическую силу слова происходит со времен ещё до первородного греха, когда Адам и Ева видели силу Слова Бога?

Если нет в душе Бога, человек приходит к Дьяволу. И не обязательно к Дьяволу выраженному, в виде секты или учения на манер Алистера Кроули или Ла Вея. Они уже история. Настоящее Зло не называет себя и не рядится в черное.

Есть другая крайность.

Человек верит психологу, верит блогеру, тренеру личностного роста и даже телеколдуну. Что в первом случае, что во втором - это взлом. И это реальность, которую люди не принимают. Живут с компьютерами, планшетами и телефонами, но не хотят принимать, что человека можно взломать и пользоваться им, как исполнителем чужих интересов и воли.

Как когда-то, давным-давно, это сделал Сатана.

До появления современных средств передачи информации, телефон, радио, телевидение и Интернет, была эпоха идей. Сознание человека взламывалось ораторами и “сеятелями смуты”. В целом, это всегда повторение древнего искушения: Бог вас обманул, царь вас обманул, ваш командир тоже обманул. Даже жена вас обманула!

И вот идут люди с копьями и топорами свергнуть нынешнего царя и посадить на трон нового. Они идут вершить справедливость.

Сила воздействия на массы зависела от опытности оратора, его харизмы и количества людей, до которых он смог донести свою идею.

Это было время дворцовых переворотов, заговоров и мятежей. Слово оратора передавалось из уст в уста, мысль, порой, искажалась и теряла первоначальный смысл. Слово имело силу, но оно не существовало отдельно от оратора. Она могла охватить умы масс только через слово оратора, передаваясь из его уст в их уши, а дальше расходилась из уст в уста.

Существовавшие в древности способы распространения информации, кроме слова оратора, технологически не позволяли их заказчикам особо растекаться мыслью по древу из-за ручной работы. Доски, папирусы, глиняные и каменные таблички были в основном изданиями власть имущих, чтобы доносить свою волю до сознания подданных. В этом никакой магии не было, лишь забота об укреплении государственности.

С появлением печатного станка идеи и мысли обрели  физический носитель. Ораторам уже не нужно было собирать площади. Таблички и папирусы со свитками канули в Лету. Слово и мысль, обретшие носитель, зажигали костры революций, в огне которых сгорел не один трон. Листовка, отпечатанная свинцовой матрицей, била дальше, свинцовой пули.

Всё это время нашей прошлой истории, параллельно развитию слова, развивалось изобразительное искусство. Однако, как слово, оно еще не воздействовало на сознание масс, будучи атрибутом роскоши и величия.

Кое-что другое, забытое на время расцвета  цивилизаций, существовало с доисторических времён, и обладало поистине магической силой. Из мрака пещеры за людьми наблюдали глаза древних богов, начертанные неумелой рукой первобытного человека. Это они породили письменность и изобразительное искусство, с техниками и стилями.

В чем была сила наскальных рисунков, языка, понятного всем, независимо от рода и племени? Графика аллегорична и метафорична одновременно. Только прочитав увесистый  том философов, потратив время и приложив усидчивость, ты поймешь глубину мысли.

А если он написан ещё языком оригинала!

На графику человек потратит несоизмеримо меньше времени, но надолго останется под ее влиянием.

Карикатура - это химера порожденная богами из наскальных рисунков. И эта химера вышла из тьмы пещер, когда почуяла скрип винта типографского пресса.

К слову человек приобщил картинку, рисунок, который мог быстрее войти в сознание масс и донести нужную мысль, сказать больше, чем газетная статья, к которой она приобщалась.

Так, к примеру, в Европе и в Америке, карикатуры научились использовать раньше, чем в России, и они были средством политических манипуляций. Однако же русские превратили ее в оружие.

Агитационные плакаты появились во время русско-японской войны. Именно их наше Агентство рассматривает, как первые когнитивные вирусы. Последующие события в России показали силу нового оружия.

Мое мнение таково, что именно Россия есть родиной когнитивного вируса, и его породили русские, а за тем и советские художники на границе веков и эпох. Эта граница пролегает между девятнадцатым и двадцатым веками.

Мысль, выраженная текстом и графикой, с подобранными шрифтами, цветовой палитрой и стилем изображения вместе со штыком и пулей положили конец не только монархии, но и целой империи!

Поэтому, внимание к России в Агентстве было особенным. Во многом и по долгу отставая, русские изобрели радио, электрическую лампу и сварку, телевидение, основы кибернетики, смогли создать ужасающую бомбу, страшнее ядерной, придумали автомат, которым вооружили больше, чем полмира…  И удерживают одну шестую часть суши на планете, пережив такие потрясения, какие бы не выдержала ни одна страна. И это даже не половина того, что они сделали за время почти века!

Всплеск их интеллектуального развития почему-то всегда приходится на время правления очередного сатрапа, или масштабного поражения.

С появлением электронных средств передачи информации и глобализацией человеческого мира, когнитивные вирусы приобрели еще большую поражающую силу. Но русские на время как бы забыли об этом.

 До сегодняшнего дня когнитивные вирусы вполне открыто использовались в рекламе, дизайне, а также поп-культуре, потому что вирусами не назывались, а были способом заставить человека открыть кошелек.

Признавать вирусом или оружием означает сломать двигатель мировой торговой системы. Поэтому можно использовать, как порох в фейерверках: не оружие, масштабно и  красиво. Жертв и разрушений нет. Главное соблюдать пропорции и способ доставки потенциальному потребителю.

Каждая рекламная акция осуществляется с помощью когнитивного вируса. Срок его действия ограничен. Рекламная акция заканчивается, кошелек опустошается, а купленная вещь отправляется в мусорный бак.

Деньги оседают в карман заказчика.

Что остается? Образцы рекламы в архивах креативного бюро. Форма, сочетание оттенков, слоганы, размещенные определённым способом. Ближе к нашему времени - последовательность сцен видеоряда, звуковое сопровождение, упакованные в рекламный ролик. Они забавны и полезны, как экспонаты в музее,  но не обладают той силой, какая была в их время.

Те, кто  разрабатывает новый когнитивный вирус в определённой степени обязаны быть сведущими в особенностях человеческого восприятия, и знания об этом получают вполне официально.

Зло неназываемо Злом. Зло не рядится в черное.

Когнитивный вирус проникает в человеческое сознание через органы, без которых разум человека не может развиваться: зрение и слух. Зло проникает в человека еще до того, как он осознает его проникновение. Человек впускает его сам, потому что нельзя жить с закрытыми глазами и ушами. Люди подобны китам, захватывающим пастью планктон.

Вот наше первое слабое место. Мы не можем не потреблять. Мы сначала потребляем, а потом усваиваем. Нельзя есть не открывая рта, и как только в рот попала еда, и на нее отреагировали вкусовые рецепторы, у человека возникает желание потреблять, если еда пришлась по вкусу.

Наш вкус - это  второе  наше слабое место. За вкусом человека стоит ощущение удовольствия и наслаждения, чувство эйфории. Все, что несет в себе вожделенный вкус разрушается и усваивается человеческим организмом, превращаясь в электрический сигнал. Мозг не получает вино или стейк, он получает электрический сигнал о том, что в рот попало нечто, что подобно вину и стейку, а значит, вместо вина и стейка может быть все что угодно, главное, чтобы мозг решил, что в рот попало вино и стейк!

И когда нужный сигнал достигает мозга, наступает эйфория, потому что когда-то в прошлом человека был первый опыт вкуса вина и стейка.

По сути, внешний материальный мир для мозга не важен. Все, что извне - лишь способ получения нужного сигнала. Да и сам внешний мир может быть заменен симуляцией, если она обеспечит необходимую последовательность сигналов, которая приведет человека к эйфории.

Пример тому наркотик. Порошок или жидкость, минуя органы осязания, приносит в мозг вожделенную эйфорию.

Понимаю, что эта мысль не нова. Современный человек, уже почти как век рассуждает об иллюзорности бытия с технической точки зрения, обладая уже технологиями это воплотить в реальности. Не удивлюсь, если однажды  дадут Нобелевскую премию за теорию симуляции реальности. Наши далекие предки могли рассуждать об этом только в рамках философии.

Моё пребывание в российской глубинке всего четыре дня привело меня к другой мысли, но проистекающей из сказанного.  Не претендую на Откровение свыше, и иллюзорность бытия я не принимаю, однако же, есть чувство, что пришел я к мысли не случайно.

И так, все что мы делаем, к чему стремимся в жизни сводится к получению удовольствия. Подумайте над такой мыслью:  сама эйфория, к которой мы стремимся через вкусную еду, модные вещи, и многое прочее, что составляет жизнь человека, в том числе и наркотики, есть глубинной памятью о Боге, путь к которому мы забыли?  Может быть наши стремления к обладанию вещей и статуса ради той самой эйфории  есть ни чем иным, как заменителем истинного счастья быть с Богом?

Тот момент, когда люди еще не совершили первородного греха.

В начале Миллениума, на странную мангу 
про летучих мышей на просторах российского Интернета никто из специалистов по вопросам культуры, морали или религии не обратил внимания.

И на то были причины.

Даже ленивый мог себя почувствовать творцом - достаточно завести аккаунт и наполнять своим "гениальным" контентом отведенное на сервере место. Словно в риторе алхимика, в Сети жизнь бурлила первобытным бульоном от простейших до серьезных творческих подвижек.

В этом бульоне заварился ранее незнакомый эффект вирусного контента. И это было предтечей надвигающегося кошмара. Вирусный контент увлекает за собой сотни тысяч в желании повторять какое либо действие, порой, лишенное смысла.

Людьми движет желание участвовать  в каком-либо движении, быть частью модного, популярного, без особого усердия и затрат получить посещения и монетизацию своего аккаунта. В большинстве случаев, даже без монетизации, главное - ощущать, что ты из себя что-то представляешь.

Ты в тренде!

Обычно, на этом все и заканчивается. Вирусный контент быстро устаревает. Публика требует нового.

Анализировать постоянно возникающий объем информации  - было невозможно физически. Сказывалась чрезмерная свобода информации, охватившая все развитые страны. В этом нет ничего плохого. Мы боролись за эту свободу веками. Это основа нашей цивилизации.

Вот она, палка о двух концах!

Внимание обратили, когда серия комиксов породила идеологию никтидов, проникающую в неформальные сообщества. Случилось это в группах сатанистов. Внешне, неформальные сообщества так и остались, тем, чем были до появления никтидов. Все так же тусили согласно своему дрескоду, все так же использовали свою символику, слушали музыку... Это все было видно по аккаунтам в социальных сетях. Но внутренне люди менялись, все чаще ссылаясь на идеологию никтидианства при обсуждении чего либо в своих группах.

 Новая идеология вытесняла сатанинские постулаты Ла Вея и Алистера Кроули. Приверженцы никтидианства, скажем так, попросту высмеивали их, быстро приобретая новых сторонников.

Основная мысль, которую продвигали новоявленные неформалы сводилась к следующему.  Сатанизм - это  просто отдушина для тех, кто желает секса, наркотиков и рок-н-ролла, и при этом остается в дуалистическом христианском мировоззрении.

Нет борьбы, нет противостояния.

Сатанисты в представлении никтидианцев -  это овечки в волчьей шкуре. Невозможно быть личностью, независимой и свободной, как себя позиционировали сатанисты, потому что Сатана возможен только при существовании Бога, следовательно, никакой борьбы нет, и как аргумент приводили слова Ла Вея о том, что Сатана всегда был другом Церкви!

Неужели, Зло может восстать на само себя?

Библия учит, что Зло не может восстать на само себя, однако, в случае с никтидианцами это именно так. И если уж так вышло в силу коварства Зла, новая генерация будет по сильнее прежнего.

Каждый, примкнувший к никтидианству рисовал свои “скрижали”, они так и называли свои фанфики,в которых выражали личное видение мира и отношение к моральным ценностям общества, а также свое отношение к жизни неформальных сообществ. Эдакая философия в картинках. При этом, порождая многообразие сюжетов, все авторы соблюдали общие правила придуманного мира под общим названием Бог Топос и его Продижи”.

Помните? В начале было Слово. В начале всего и доныне. Пока не появилась манга “Бог Топос и его Продижи. Нарисуй свой фанфик, стань Продижи!

По-сути, явление было не новым. И все это движение можно было отнести к жанру фанфикшен. Отдаленно, как явление, без учета деталей напоминает Омегаверс, который берет свое начало в шестидесятых годах на мотивах телесериала “Звездный путь”. Тогда Сети еще не было и движения фанатов имели физическое ограничение. Свои фанфики нужно было писать от руки, печатать на машинке. Чтобы найти своего читателя приходилось собираться физически.

Появление возможности создания электронного визуального контента и самой Сети способствовало увеличению численности любителей такого творчества. В Сети легче публиковать свои творческие изыскания, быстрее находить своих читателей.

Не стоит себя обманывать новизной каждого выпуска. Очередная манга в стиле “Топоса” - не уникальный философский труд, в графическом исполнении. Мнимая новизна  за счет новых авторов, но в прежнем стиле исполнения, легко залетает в неокрепшее сознание молодого человека и делает его адептом! Это как работа увещевателей: монотонно повторяют одно и тоже постоянно.

Конечно же, никогда не было ни какого бога Топоса. Имя выдуманного бога, на столько же реального, как макаронный монстр, есть ни что иное, как изменённое название раздела математики, изучающего постоянство формы при пространственных деформациях.

Сюжеты строятся на манер экшн историй, в монохромном графическом стиле. Летучие мыши - это только название. В манге - это люди, разных возрастов и половой принадлежности. Они ищут волшебную Книгу Снов, с помощью которой они смогут раз и навсегда избавиться от Церкви Света!

Топос - Топология. Следовательно, "Продижи" есть ни что иное, как чудо сохранения формы при внешних воздействиях!

Манга закладывала в человека убеждение не только в его уникальности, но и в превосходстве над всеми, кто не примкнул к движению.

Понятно, что чудом Автор считал себя и всех, кто следовал его закомиксованному учению. Каждый, кто создает очередную версию своей манги и есть Продижи!

Что за странное название, никтиды?

Летучие мыши. Тут важно заметить, что летучие мыши на деле совсем не лапокрылые грызуны, будь они действительно мышами. Они ближе к приматам. Таков выбор был не случаен. Легче принять то на веру, что знакомо тебе. К тому же в сознании масс уже существовал популярный образ борца за справедливость.

Бэтмэн. Смешно? А в этом и уловка!

Человек-летучая мышь, из которого Фабрика Грез слепила мученика, героя и спасителя. Никтиды появились на благоприятной почве. Особенно для юного и неокрепшего сознания, которому свойственен дух бунтарства, мысли из комиксов в стиле манги пришлись по вкусу.

На примере никтидов Автор показал, что изменения в мире вызываем мы, живые, но смертные люди, по своей воле, но более, по воле управляющих нами. Церковь Света ослепила людей, запретила им спать, потому что именно под покровом ночи по их души приходят адские существа, никтиды, а они на самом деле, очень добрые и пушистые. И хотят спасти людей. На самом деле, запрет сна в выдуманном мире не из-за страха перед адскими существами. Когда люди не спят - они выделяют особую субстанцию, прозрачную, розового оттенка жидкость, называемую человеческим эфиром. Этот эфир Церковь Света собирает хитрыми приборами, чтобы питать Солнце Церкви Света!

Так Автор создал образ врага.

Свет - Зло, Тьма - Мать. Вы никтиды, у вас есть право менять мир для себя! Сгущайтесь вокруг источника Света, гасите его, не входя в него! Вы и есть Сила, обманутая Светом!

Первый выпуск “Топоса” заканчивался сюжетом, в котором Автор раскрывал суть Сатаны. Верховная личность в виде Солнца над пирамидальным храмом передавала зажжённую свечу темному человекоподобному существу со словами: “Ты самое светлое мое творение. Никто не должен знать, что под плащом у тебя Первая свеча!”

Вырванная из контекста цивилизационных аксиом мысль легла в основу неосатанизма. Сам Автор по сути ничего не создал нового. Из религий, идеологий и даже маркетинговых приемов он извлек отдельные кубики, из которых создал настоящее чудовище!

Агентство изучало российские социальные сети, выискивая сторонников никтидианства, чтобы понять, что происходит с человеком на начальном этапе заражения.

Непреодолимое, безумное желание рисовать. Пару-другую эскизов нужно набросать обязательно, сохраняя стилистику исходника - самого первого номера манги.

А если не нарисуешь, если восстанешь против желания продолжать эту историю, возникнет страх: рисовать надо обязательно, иначе случится непоправимое.

Все дело в штриховке, которая формирует серую размытую тень. Кто бы мог подумать, что все дело в штриховке тени!

Здесь, я думаю, мне необходимо остановиться и сделать перерыв. Чувствую, что от холода и голода теряю контроль над собой. В следующем письме я расскажу о том, почему я оказался в российской глубинке и какая здесь связь с когнитивным вирусом.


Рецензии
Вопрос №1: продижи - это в смысле prodigy? Группа такая есть... Непонятно так же, что такое бог Топос.
Я понял, что этот рассказ на самом деле является вступлением к роману. По-видимому роман будет о том, как "архидатор" (термин, выдуманный автором) Борис Кленов борется с информацией, нарушающей кодекс "морали и чести". И еще он борется со злом, "слишком поздно обнаруженным", зато древним как мир. Зло персонифицировано в бомже, который никогда не моется, избегает уплаты за пользование инетом в интернет-кафе, и - совершенно загадочная фраза - "при чём знающий коды доступа к базе данных закрытого сервера, не определённого в каталоге. Ни один поисковик не имел этот сервер в своих списках..."
Не знаю, не знаю... По мне - это зло какое-то жидковатое :) Да и вообще не люблю я киберпанковскую фантастику. Можно было бы читать и дальше, но написан текст уж больно неровно.

Вова Бурый Волк   07.01.2002 13:23     Заявить о нарушении
Совершенно верно. Это только начало.

Согласен на счёт неровности текста, но простите, здесь я сознательно пошёл на это. Ведь как вы понимаете, рассказ ведётся от первого лица. Первое лицо поясняет, что хочет сказать много и сразу, осюдо и особенность изложения.

Что касается терминов, то я конечно не специалист, однако кое-какое представление имею о работе вычеслительных систем. Если всё правильно излогать согласно букве закона, то не думаю, что кому-либо стало бы интересно читать курс по вычеслительной технике. К тому же, за чем людям давать совершенно правильную информацию? Ведь в наше время - компьютеры уже стали оружием. Зачем мне незнакомого человека ставить в известность, как правильно взломать сервер, как скачать недоступный софт и тому подобное?

Что касается жидковатости зла, то оно всегда на первый взгляд призрачно, а порою прикидывается добром.

Спасибо за отклик. Они помогают мне в работе.

Роговской Пётр   07.01.2002 14:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.