Академик сергей павлович королев

1.ТРУДИЛСЯ  НЕ  РАДИ  НАГРАД

В январе 2002 года исполняется 95 лет со дня рождения Сергея Павловича Королева, нашего великого земляка, ученого с мировым именем, Главного конструктора ракетно – космической системы,  одного из основоположников  космонавтики. 

Будущий конструктор космических кораблей родился 12 января 1907 года (30 декабря по старому стилю) в семье учителя русской словесности Первой Житомирской мужской гимназии, Павла Яковлевича Королева.

Воспитывался он в городе Нежине, жил и учился в Одессе, где окончил в 1926 году профессиональную строительную школу. В 1924 – 1926 годах Сергей Павлович окончил два курса Киевского Политехнического института, а затем продолжил образование в Москве: окончил высшее техническое училище имени Баумана и одновременно Московскую школу летчиков.

После окончания МВТУ он  возглавил только что созданную  научно – конструкторскую лабораторию по разработке реактивных летательных аппаратов. Вся дальнейшая биография Сергея Павловича Королева неотделима от истории ракетно – космической техники, от истории родной страны… И он не избежал участи многих выдающихся людей того времени  –  был репрессирован.

…После расстрела маршала Советского Союза М.М. Тухачевского и группы видных военачальников летом 1937 года некоторые сотрудники научно – исследовательского института, в котором работал С.П. Королев, были арестованы по обвинению: «участники троцкистской вредительской организации». Сам Сергей Павлович более года находился под секретным надзором, затем был  исключен из рядов ВКП(б) и понижен в должности, а 27 июля 1938 года, после аварии во время стендового испытания ракеты, – арестован. Через два месяца Военная коллегия Верховного суда СССР осудила С.П. Королева на 10 лет лишения свободы, с ограничением в правах на 5 лет и конфискацией личного имущества.  Местом отбывания наказания была определена Колыма.

После неоднократных обращений С.П. Королева, его матери и депутатов Верховного Совета СССР, знаменитых летчиков В.С. Гризодубова и М.М. Громова приговор по делу был отменен, а особое совещание при НКВД СССР 10 июля 1940 г. осудило его «всего» на 8 лет исправительно – трудового лагеря, заменив ярлык «члена антисоветской контрреволюционной организации» на «вредителя в области военной техники». Довольно странно звучит сейчас такое обвинение в адрес известного всему миру конструктора космических кораблей. Но тогда…

Осенью 1940 года мера наказания была пересмотрена, и на основании личного заявления с просьбой использовать его по специальности,  С.П. Королева переводят в Центральное конструкторское бюро – спецподразделение НКВД.  Там, под руководством А.Н. Туполева, который сам находился за тюремной решеткой в стенах ЦКБ, уже полным ходом велись серьезные разработки нового поколения летательных аппаратов с реактивными двигателями.

Четыре года находился С.П. Королев в этом закрытом конструкторском бюро, или “шарашке”, как называли ее сами заключенные и конструкторы. “Шарашки” были изобретением Берии. Сюда считали за счастье попасть заключенные в темнице ГУЛАГа, измотанные морально и физически инженеры, технологи, конструкторы, ученые…

Под руководством А. Н. Туполева Сергей Павлович принимал активное участие в разработке и в организации серийного производства фронтового бомбардировщика ТУ-2,  трудился над созданием перспективных двигателей, предложил проект авиационной ракетной установки…

По представлению НКВД СССР  и Президиума Верховного Совета СССР, 27 июля 1944 года С. П. Королев был освобожден из заключения. Но шла война, и освобожденные специалисты не могли разъехаться по домам, да и сами себя не считали  они вправе прекратить исследования, не доведя их до конца.

Через месяц после окончания войны С. П. Королев был награжден медалью “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.”.  Так правительство оценило его вклад в Победу. Но Сергей Павлович трудился не ради наград – просто  не мог не делать того, к чему был Богом призван.


2. НОВЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ

В августе 1945 года С. П. Королева отозвали в Москву. Начинался новый этап в жизни и творчестве конструктора. А о своей реабилитации он узнал лишь в апреле 1957 года, когда Военная коллегия Верховного Суда СССР определением от 18 апреля 1957 года отменила постановление Особого Совещания при НКВД СССР от 20 июля 1940 года “за отсутствием состава преступления”.

В послевоенные годы С.П. Королеву удалось осуществить ряд разработок для оборонных нужд государства. Так, под его руководством в период с 1947 по 1957 год были созданы комплексы боевых ракет, в 1956 году – испытана и принята на вооружение стратегическая баллистическая ракета с ядерным боевым зарядом. Это оружие сыграло не последнюю роль как сдерживающий фактор, препятствовавший возникновению третьей мировой войны.  Боеспособная ракета со смертоносным зарядом  ни разу не была выстрелена против противника – именно в этом и состояла сила создавших ее людей. И не благодаря ли их самоотверженным трудам сохранились на лице Земли прекрасные русские города, залечившие раны Великой Отечественной войны и не превратившиеся в выжженные радиоактивные пустыни, подобно трагически погибшим Хиросиме и Нагасаки. Люди создали оружие, чтобы никогда не воспользоваться им – и не оттого ли вновь ныне расцветают  русские города диковинными маковками церквей, зеленью парков и садов, наполненных звонкими голосами детей, рожденных от поколения  «неродившихся от неродившихся»…

И годы «холодной войны» – не потому ли в свое время сменились эпохой мирного сосуществования двух цивилизаций,  что те, кто стоял у истоков создания наших боевых ракет, твердо держались заветов Святых отцов,  известных  русским воинам еще со времен Александра Невского, преподобного Сергия Радонежского и Дмитрия Донского, воспринятых от богатырей – иноков Пересвета, Осляби и неисчислимых сонмов отважных богатырей святорусских (сказанное, как увидим позднее,  подтверждается и личным примером С.П. Королева).  Все это нужно, очень нужно помнить нам сейчас, когда, поняв бессмысленность смертоносной атомной войны, человечество оказалось совершенно беспомощным перед лицом нового, еще более разрушительного оружия – информационного,  которое тем и опасно, что направлено, прежде всего, против  бессмертной души человека.  И потому всегда нам надо держать в сердце и уме предупреждающие слова Спасителя: «Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;  но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь» (Лк. 12:4,5).

Отцы и деды выстояли, не дали погубить душу земли Русской,
да и прекрасная земля наша – лишь условно разделена сегодня государственными и языковыми границами – духовно же мы, по-прежнему, едины  как чада Святой Православной Церкви. И лишь Церковь – наша защитница, Она – прибежище наше и укрытие, Она – наш родной Дом, в котором мы надежно и навсегда защищены от растлевающего действия врага спасения рода человеческого, действующего сегодня особо изощренно и лукаво, в особенности, через средства массовой информации… Но вернемся, однако, к жизнеописанию С.П. Королева.

Первые баллистические и геофизические ракеты, искусственные спутники Земли, ракеты-носители и пилотируемые космические ракеты «Восток», «Восход» и «Союз» – все это было создано под руководством С.П. Королева и при его непосредственном участии. На корабле «Восток» впервые в истории совершил космический полёт Юрий Гагарин (1961), с борта корабля «Восход» Алексей Леонов самым первым из людей вышел в открытый космос (1965).  Все это известно было когда-то каждому мальчишке, и многие из них сегодня стали крупными учеными и инженерами, работающими в области космонавтики.

Ракетно-космические системы С.П. Королёва позволили впервые в мире осуществить запуск искусственного спутника Солнца, полеты автоматических межпланетных станций к Луне, Венере и Марсу, облёт и фотографирование обратной стороны Луны и мягкую посадку на неё, с передачей на Землю панорамы лунной поверхности. И при создании этих систем ярко проявился талант Сергея Павловича как ученого и руководителя, умеющего принимать правильные решения даже в условиях недостаточной информированности, и, самое главное, умеющего брать на себя всю ответственность за принятые решения. Вот только один из таких эпизодов. Однажды, на Совете конструкторов зашел спор о конструкции аппарата, спускаемого на поверхность Луны. Многие сомневались в успехе дела, считая, что при посадке аппарат просто утонет в многометровом слое лунной пыли. Долгим спорам не было видно конца. И вот обратились к Сергею Павловичу. Он внимательно выслушал всех и тотчас же сказал: «Поверхность Луны считать твердой!».  А всю ответственность в случае, если принятое решение окажется неправильным, Главный конструктор взял на себя.  После этого сомнения ученых совершенно исчезли.  … И когда аппарат благополучно прилунился, все облегченно вздохнули: поверхность Луны, действительно оказалась твердой. Что это, как ни свидетельство о даре научного предвидения, которым наделен был Главный конструктор …

С. П. Королёв внёс также большой вклад в создание космических аппаратов серии «Электрон» и «Зонд», с помощью которых исследовалось космическое пространство. Талант ученого-исследователя и неиссякаемая энергия, прекрасная инженерная интуиция, большая творческая смелость при решении сложнейших научных и технических проблем сочетались у С.П. Королёва с блестящими организаторскими способностями и высокими душевными качествами. Он воспитал многих талантливых ученых и инженеров, составляющих сегодня славу отечественной  космонавтики.

В канун 1966 года Сергей Павлович писал: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра – свершением. Нет преград человеческой мысли!».

Умер он через две недели в Москве 14 января 1966 года, похоронен на Красной площади возле Кремлёвской стены.

В память о дважды Герое Социалистического труда, лауреате Ленинской премии академике С.П. Королёве в Житомире в августе 1970 года был открыт мемориальный дом-музей, а в апреле 1971 года – воздвигнут памятник на площади, названной его именем. Позже, по специальному проекту, возле дома-музея был возведен уникальный музей космонавтики.


3. ОН  СВЯТО  ХРАНИЛ  ПРАВОСЛАВНУЮ ВЕРУ

О Сергее Павловиче Королёве написано сотни книг, тысячи статей.  Но недавно стало известно еще об одной замечательной черте нашего великого земляка: все эти годы он свято хранил православную веру, тайно занимался благотворительностью и помогал нуждающимся священникам.  Вот как об этом рассказывает монахиня Силуана (повествование ее было ранее опубликовано А. Трофимовым в одном из московских журналов).

«В пятидесятые годы в Пюхтицком монастыре бедность была 
ужасная — прожить на монастырском питании было немыслимо.  Ели картошку с грибной подливкой. Хлеба совсем не было. Почти всем что-то присылали — мне присылать было некому, но Божия Матерь хранила. Я в то время заведовала гостиницей.

Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнатку, поговорила с ним ласково, принесла поесть — все той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю — все больше изумляется. Наконец разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты. “Я всегда хотел помогать храмам, но когда видел, как живут московские священники, — не хотелось давать. Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается, когда увидел, как вы живете. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом — нужно опять на работу, и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам”. 

Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, чтобы, если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил тогда с женой на 250 рублей в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите ему,

Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игуменьи. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: “Вы к кому?” Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: “Вас ждут”. Я иду и все больше удивляюсь. В глубине двора — особняк. Звоню. Открыл хозяин, тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повел меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том «Добротолюбия», в углу – шкаф с открытыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она все приготовила. В комнате у сестры — киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: “Здесь пять”. Я думала, что пятьсот рублей, а оказалось, что пять тысяч рублей. Какая это была помощь для нас!

Прошло много времени. И вот снова приезжает мой знакомый (а это был академик Королев). Сидим в моей келье и пьем чай. Он благодарит меня: “Вы знаете, я благодаря вам нашел настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором вы говорили. Я ему сразу, по приезде в Москву, послал тысячу рублей и пригласил приехать ко мне. Он приехал, так благодарил, говорил, что был в отчаянии, так голодали с женой — хотел даже бросить приход. Потом всегда, когда приезжал в Москву, останавливался у нас и жил.“ »

На этом, к сожалению, рассказ матушки Силуаны обрывается, и мы не знаем доподлинно, кто был тот бедствующий священник, ставший другом и духовником академика Сергея Павловича Королева. Неведомо нам пока и имя той женщины, в комнате у которой стоял «киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая» (у Сергея Павловича не было сестры). Со временем, непременно, будут выяснены и эти детали. Но нам известно теперь самое главное – Сергей Павлович был глубоко верующим человеком, и вера его была деятельной, не мертвой. И не потому ли стал Главный конструктор сегодня нашим национальным героем:  академика Королева знают все – от мальчишек, мечтающих о космических странствиях, до  седых старцев, исходивших все свои земные пути.  И знают его и любят простые люди – не только и не столько за научные достижения (они неспециалисту малопонятны), но, прежде всего, – за доброе и щедрое  сердце, светлый деятельный ум, пронизанный лучами «Добротолюбия».

Мы не знаем также и того, как Сергей Павлович пришел к вере. Можно лишь предположить, что Господь в годы испытаний и заточения послал ему пастырей добрых, за правду гонимых, и они зажгли в сердце ученого тихий свет искренней веры – ведь сердце его, по самой природе своей, было к этому давно готово.


4. СЕКРЕТ АКАДЕМИКА СЕРГИЯ

Академика Сергея Павловича Королева сегодня нет среди живых. Но для нас, живущих в эпоху интенсивнейшего научно – технического прогресса, Сергей Павлович оставил прекрасный, достойный подражания пример служения людям – как человек, инженер, ученый и руководитель. Ведь даже одна описанная выше грань в его трудовой биографии заставляет сегодня нас крепко призадуматься:  когда Сергей Павловича освободили из заключения, он не посчитал нужным уезжать куда – либо, чтобы не пострадали исследования, направленные на укрепление обороны страны… И такое было в порядке вещей тогда – жить и понимать, что за твоей спиной – Родина, которую надо хранить и защищать, как любимую невинную невесту, как обессилевшую в непосильных трудах престарелую матушку. И так поступали в те годы миллионы наших соотечественников. И скажем больше, если бы они не поступали так тогда, наша страна не смогла бы выстоять, победить и остаться самой собою после целого ряда невиданных потрясений: революции, гражданской войны, классового террора, коллективизации, второй мировой войны. 

А теперь спросим себя: что же мы, ныне живущие, можем сказать о своем служении науке, Родине как данном нам Богом послушании, если мы фактически отказываемся от него, когда нас даже никто не преследует и в тюрьмы не сажает?  Можем ли мы сейчас трудиться (не для себя, а для Родины) с таким же воодушевлением и подъемом,  с таким же напряжением всех жизненных сил, как трудились люди прежде? Увы, пока еще – не можем!   Напротив, мы сами, своими же руками «разваливаем» тот десятилетиями отлаженный сложнейший организм отечественной науки и промышленности, уезжаем на заработки в «теплые златые клетки» стран дальнего зарубежья. А это значит, что таланты, данные Богом, мы зарываем в песок, подобно евангельскому скупому, или,  подобно блудным сыновьям, растрачиваем  наследство отцов на чужбине, ради жалких крох от неправедного прибытка тех, кто стремится превратить страну нашу сначала в обескровленный сырьевой придаток, а затем     и в свалку промышленных и «духовных» отходов цивилизации антихриста.

И вот перед нами – пример жизни Сергея Павловича Королева. Жизни самоотверженной и бесстрашной,  без остатка посвященной тому делу, на которое он был Богом призван. Пусть же соприкосновение с этой великой судьбой не пройдет для нас бесследно – но помоги нам Господи,  чтобы завтра мы уже не могли жить, как вчера, растерянно, вяло и уныло,  но осознали свой особый путь как православного народа, и, без сомнений и промедлений, приступили к исполнению тех добрых дел человеческих, которые должны мы совершить – для этого и живем на Земле.

И теперь, под новым углом зрения перелистывая страницы жизни Сергея Павловича Королева, мы с радостью и уверенностью еще и еще раз можем сказать, что научно – технический прогресс – от Бога, что Богом дано человеку право научиться строить космические корабли, управлять освобождением колоссальных энергий и взаимопроникновением информационных полей, а от нас требуется лишь правильно понимать это и не использовать во зло то, что дано нам во благо.

…Открытая лучезарная улыбка, ясный, исполненный веры взгляд,  –  таким остается в нашей памяти образ академика Сергея Павловича Королева.  Он при жизни не был почти никому известен, кроме узкого круга специалистов – его «засекречивали» как хранителя особо важных государственных секретов.  А после смерти в несколько дней стал он человеком  - легендой – люди старшего поколения хорошо помнят эти дни светлого траура о нем.  Но теперь мы, наконец-то, знаем, что самый главный «секрет академика Сергия» был в твердой и искренней вере, в неудержимом желании весь свой талант употребить на служение Богу и людям.  Наш замечательный земляк явился, воистину, тем человеком, о котором сказано в прекрасном певческом слове псалма: «И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.»  (Пс. 1, 3)


Евгений Тимиряев  и  Александр Ратыня

23 - 25 декабря 2001 года

Авторы публикации выражают свою признательность Елене
Широкиной и Виктории Четвертак за  помощь, оказанную при подготовке очерка.

Примечания:

1.Монахиня Силуана, в миру Надежда Андреевна Соболева,
родилась в 1899 году в Москве. После революции жила в эмиграции, участвовала в возрождении церковной жизни в Париже, вела переписку с преподобным Силуаном Афонским (+ 1938). После второй мировой войны Надежда Андреевна вернулась на Родину, приняла монашеский постриг с именем Силуана, стала насельницей Пюхтицкого  монастыря. Скончалась 9 октября 1979 года.

2.Пюхтицкий Свято – Успенский женский монастырь
находится на горке Пюхтицы близ города Куремеэ и недалеко от города Тарту (Эстония). В двадцати километрах от Пюхтиц, на льду Чудского озера, в 1242 году одержал свою знаменитую победу святой благоверный князь  Александр Невский. Летом 2001 года монастырю исполнилось 110 лет.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.