Под знаком microsoft, novell, compaq...
- А почему такие высокие цены у Вас!? - восклицает средних лет женщина, придирчиво рассматривая прайс одной из череповецких фирм, занимающихся компьютерным образованием. Этот вопрос-возмущение обращен к девушке-менеджеру, которая стоит рядом и пока еще слегка стыдиться того факта, что цены на компьютерное обучение в ее фирме действительно кому-то могут показаться излишне высокими. На самом деле все относительно: ведь цены на компьютерное обучение в провинции просто в десятки раз отличаются от цен в той же Москве (в сторону уменьшения, естественно!) и составляют на настоящий момент эквивалент 1-2 долларов в час при занятии в группе 8-10 человек. Но цены то на компьютерные "прибамбасы" в провинции ВЫШЕ, чем в столице!!!
Вопрос на "засыпку" - а тогда чего же стыдится?!
ИТ-ТЕХНОЛОГИИ ПОКОРЯЮТ ПРОВИНЦИЮ
"Корифеи" столичного коммерческого образования имеют перед своими провинциальными коллегами просто несоизмеримые преимущества. Им легче, чем таким же профессионалам с Кубани, либо Вологодчины получить лицензию, акредитацию, пройти аттестацию, там крутится больше денег, выше спрос на подобные услуги. Неудивительно, что и цены в Москве и Питере, как правило, отличаются от провинциальных - если в провинции в коммерческом образовании в ходу только "деревянные", то в столицах, чтобы получить мало-мальски приличное коммерческое образование речь может идти только об у.е. Неудивительно, что многие столичные вузы прекрасно пользуются такой удобной для них ситуацией и усиленно эксплуатируют местные филиалы, собирая с них дань, которая порой превышает 80 процентов выручки провинциальных учебных центров.
И все же разница в ценах между Москвой и "остальным миром" на коммерческое образование в среднем просто ничтожна в сравнении с настоящим фирменным обучением в сфере ИТ-технологий. Если, к примеру, в том же Череповце довольно трудно найти какой-нибудь столичный филиал, цена обучения в котором за полгода превышала бы 200-300 долларов, то авторизованное обучение по одной из программ Microsoft обойдется Вам (или Вашей фирме) в 15-20 тысяч рублей, но ... за неделю!
Естественен вопрос - а "стоит ли овчинка выделки"!?
Конечно, никто, наверное, уже не спорит, что в настоящее время все мы находимся в начале формирования нового типа культуры - информационной, в основе которой лежат не только компьютеры и компьютерные технологии, но и качественное образование, полученное на основе и с помощью этих компьютерных, а еще точнее информационных (ИТ) технологий.
С появлением компьютеров и вследствие этого появлением глобальных компьютерных сетей создаются принципиально новые (в отличие от книги, газеты, телевизора) методы человеческого общения. Компьютерная сеть, в этой постановке вопроса, принципиально отличается от рукописи, книги тем, что она скорее не источник, не получатель, не обработчик информации, не хранитель печатных знаков, интерпретируемых нами, а генератор новых форм коммуникативной активности человека. Ряд ученых считает, что Человек Читающий (человек эпохи Гуттенберга) постепенно уступает свои позиции выработки понятий и создания схем объяснения мира Человеку Кликающему (от английского слова click -щелкать) - нажимающему, указывающему щелчком "мыши" на экранную картинку дисплея компьютера.
При общении с "новообращенными" в так называемую "компьютерную грамотность" людьми важным является то, что переход, задуманный творцами компьютерного интерфейса как тривиальный (переход от нажатия целого ряда кнопок на клавиатуре к более простому "нажатию одной кнопки на "мышке"), оказывается не так тривиален для компьютерного "неофита" - бывшего Человека Читающего. Соединить все в единую коммуникативную систему - палец на "мышке", курсор на дисплее, наделить эту систему целеполаганием и смыслом - это, в конечном счете, означает уйти в другую культуру, стать принципиально иным, если не человеком, то ПРОФЕССИОНАЛОМ.
Как ПРЕОДОЛЕТЬ или хотя бы уменьшить эту наметившуюся глобальную разницу между ЧЧ и ЧК!? Тут есть нюансы!
В настоящее время традиционное государственное образование в сфере ИТ терпит замечаемый всеми серьезными людьми крах. Правила игры, навязанные ведущими компьютерными фирмами и разработчиками ПО таковы, что за один-два года ЛЮБАЯ приобретенная техника или программное обеспечение неизбежно устаревает и получаемое на всех уровнях знакомство с компьютером теряет свою актуальность современному положению дел. Тогда встает вопрос о закупке новой техники. Но, для бесплатного образования подобная трата ПРИНЦИПИАЛЬНО НЕВОЗМОЖНА! И здесь сравнение со ШТАТАМИ некорректно. Для американца 1000-2000 долларов вполне разумная сумма. А ты, милый, попробуй-ка заработать ее в рублях! Надежды некоторых директоров и ректоров на спонсорскую помощь тоже нереальны. Ну, разорится богатый человек пару раз "детишкам на молочишко". В третий раз ему как "пить дать" этого делать не захочется, да и других от подобного безрассудного шага отговорит: компьютерное образование - это бездонная яма, в которую сколь не брось все равно мало!
Кроме того, надо еще и понимать специфику обучения ИТ в наших школах и вузах. Так как компьютеры и ПО, как некая материальная ценность, как правило, сосредотачиваются в классах, находящихся под надзором людей профессионально занимающимися компьютерами (например, учителей информатики в школе, или кафедр информатики в вузах и колледжах), из потока овладения ИТ-технологиями почти всегда выпадают не менее важные для жизни и для дела направления знаний и профессионалы. Мир информатики для школьника, студента абсолютно несправедливо сужается до изучения компьютера или системных и прикладных программ. Получается - компьютер ради компьютера!
Может быть проблема вообще бы не стояла и о ней нечего было и говорить, если бы знание компьютера и компьютерных технологий постепенно, а в настоящее время уже стремительно и бесповоротно, не ОПРЕДЕЛЯЛО БЫ, подобно звездам в астрологии ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ СУДЬБУ ЧЕЛОВЕКА: если сейчас ты не знаешь иностранного языка, это безусловно плохо, но если ты не знаешь компьютера, то на своей карьере в ЛЮБОЙ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ты безусловно можешь ставить жирный знак МИНУС. Тебя никто и никогда не будет воспринимать всерьез!
АВТОРИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
Традиционно при определении понятия “качество образования” выделяли и выделяют три основных направления его оценивания:
· качество содержания образования;
· качество результатов образования (качество образованности личности);
· качество технологий обучения (качество методов обучения и воспитания).
Сегодня, когда мы говорим о качественном ИТ-образовании, особенно на уровне вуза или подготовки и/или переподготовки профессионала, все чаще мы говорим об авторизованном, сертифицированном и фирменном обучении.
Что значит авторизованное? Значит идущее от автора (ов) продуктов. Когда мы говорим об авторизованном обучении от фирм Novell или Microsoft, мы говорим о том, что это образование инициировано самими разработчиками компьютеров и/или ПО для них, поддерживается ими в виде различных учебных программ, проектов, учебников и учебных пособий, системы сертификаций. Нетрудно догадаться, что в настоящее время некоторые инициаторы авторизованного обучения при условии получения огромных прибылей превратились в мощнейшие Технологические Университеты мирового значения! В частности это относится к уже упоминавшимся фирмам Novell и Microsoft.
Что значит сертифицированное? Значит отвечающее определенным стандартом минимально, но "железно" гарантирующим потребителям продуктов данной фирмы, то самое качество о котором все мы так пекемся. Пусть речь в данном случае может идти не только о стимулировании этими производителями продаж своих товаров, а скорее даже о целой новой и самое главное ПРИБЫЛЬНОЙ (!) для них же самих индустрии компьютерного обучения, сертификация получила (а сейчас получает в России) невероятно широкое распространение и признание.
Два опубликованных в октябре 1998 года исследования - компании International Data Corp. («Financial Benefits and Market Perception of the Microsoft® Certified Professional Program») и компании Southern Illinois University («Microsoft Certified System Engineer Criterion Validation») - наглядно показали важность программ сертификации.
Согласно этим исследованиям, например, сертифицированные специалисты Microsoft (Microsoft Certified Professional, MCP) имеют более высокую продуктивность, чем несертифицированные технические специалисты: они обрабатывают на 30 процентов больше обращений в службу технической поддержки и позволяют снизить расходы отделов информационных технологий примерно на 2530 долларов США в год в расчете на сервер. 84 процента участвовавших с исследовании сотрудников, имеющих статус Microsoft Certified Professional, продемонстрировали более высокую продуктивность как минимум в той области, в которой они были сертифицированы. Кроме того, сотрудники, сертифицированные по продуктам и технологиям Microsoft, пользуются более высоким профессиональным доверием и более высоко оплачиваемы - в среднем, их заработная плата на 20% превышает оплату труда несертифицированных сотрудников.
Исследование IDC показывает, что наличие хотя бы одного сертифицированного Microsoft сотрудника в организации уже приводит к экономии средств и росту продуктивности. Согласно Southern Illinois University (SIU), участвовавшие в опросе менеджеры более высоко оценили компетентность сертифицированных системных инженеров Microsoft (Microsoft Certified Systems Engineer, MCSE), чем несертифицированных системных инженеров, по трем направлениям (человеческие ресурсы, производительность и общая компетентность). Почти одна треть компаний с MCP указали, что сертифицированные сотрудники более эффективно работают во всех областях, не только в области их сертификации. Более того, согласно исследованиям, проведенным SIU, менеджеры считают, что более высокая производительность и компетентность MCSE по сравнению с несертифицированными системными инженерами характерна не только для MCSE, недавно сдавшим экзамены, но и для тех, кто был сертифицирован достаточно давно.
Исследования IDC показали, что стоимость сертификации одного сотрудника возмещается менее, чем за один год работы в компании, имеющей примерно 10 серверов. А компания, имеющая в среднем 11 серверов, в штат которой входит как минимум один сертифицированный сотрудник, экономит в течение года около 10 000 долларов на сокращении времени простоя.
Опрос SIU показал, что MCSE считают сертификацию полезной для их работы, в частности, для таких областей, как конфигурирование и управление ресурсами, интеграция и взаимодействие, мониторинг и оптимизация, устранение неисправностей, планирование, установка и выполнение настроек.
В России программа МСР (Сертифицированный профессионал Microsoft) была открыта в 1994 году; к настоящему моменту сертифицировалось человек по различным направлениям программ сертификации: от просто профессионалов продуктов этой фирмы, до системных инженеров и администраторов по работе с ИНТЕРНЕТ-технологиями.
ФИРМА ВЕНИКОВ НЕ ВЯЖЕТ!
Ясно, что ни Novell, ни Microsoft, ни какая-любая другая крупная производящая фирма в области ИТ (в том числе и российские, и даже, скажу Вам по секрету, череповецкие(!), это Вам не "хухры-мухры" и с кем попало дела иметь не будут!
Так, тот же Microsoft в настоящее время свою образовательную политику осуществляет через так называемые Microsoft Certified Technical Education Centers (Microsoft CTEC) - это коммерческие учебные центры, предоставляющие услуги по обучению технических специалистов работе с программными продуктами и технологиями Microsoft на основе учебных материалов Microsoft Official Curriculum (MOC)
Microsoft предоставляет специалистам возможность получить знания и навыки работы с различными программным продуктам и технологиями Microsoft - операционными системами Windows® и Windows NT®, серверными продуктами семейства BackOffice™, продуктами для Интернета и инструментальными средствами разработки Microsoft. Авторизованные курсы Microsoft предназначены для широкого круга компьютерных специалистов: администраторов сетей, специалистов по технической поддержке, системных инженеров, консультантов, создателей Веб-сайтов, разработчиков программных решений на основе продуктов Microsoft и т.д.
n Авторизованный курс Microsoft проводится только Сертифицированным Преподавателям Microsoft - высококвалифицированным специалистом, сертифицированным Microsoft по конкретному программному продукту или технологии и обладающим необходимым преподавательским опытом и знанием учебного курса MOC.
n Для проведения авторизованных курсов Microsoft используются фирменные методики и учебные материалы, разработанные Корпорацией Microsoft.
n Занятия проводятся в учебных класах, соответствующих требованиям Microsoft. Классы должны быть оснащены необходимым компьютерным, презентационным и другим дополнительным оборудованием в соответствии с требованиями программного продукта и курса.
В принципе стать Microsoft CTEC может любая организация, занимающаяся компьютерным образованием. Но при этом ей нужно выпонить целый ряд довольно жестких условий. Простые цифры говорят, что у нас в России таки центров считанные десятки, а самые передовые в рейтинге, такие как "Микроинформ" и "Сетевая Академия ЛАНИТ" принимают на себя почти половину (!) обучаемых в сфере ИТ-технологий по стране!
Для того чтобы участвовать в программе Microsoft Certified Technical Education Center, учебный центр на момент регистрации должен удовлетворять требованиям, перечисленным ниже.
Прежде чем получить статус центра технического обучения Microsoft CTEC, ваша компания должна получить статус Microsoft Certified Solution Provider, а также обладать средствами электронной почты для связи с Microsoft и подключением к сети Интернет. Включение в программу Microsoft Certified Solution Provider не гарантирует включения в программу Microsoft CTEC, однако является его обязательным условием.
Учебный центр должен иметь в штате двух или более преподавателей, имеющих статус Microsoft Certified Trainer и являющихся эксклюзивными сотрудниками этой компании. Преподаватели MCT являются высококвалифицированными специалистами, обладающими профессиональными знаниями и практическим опытом в области разработки, внедрения и обеспечения поддержки для одного или нескольких продуктов Microsoft. Каждый преподаватель должен иметь, по меньшей мере, статус Microsoft Certified Professional (MCT) могут быть заняты как полный, так и неполный рабочий день. Они могут иметь статус постоянного сотрудника учебного центра либо работать по контракту. Однако каждый преподаватель MCT может представлять только один учебный центр.
Особые (порой жесткие) требования предьявляются и к учебным классам центра технического обучения Microsoft CTEC. Во всяком случае у нас в городе вряд ли найдется десяток таких классов.
Центры, особенно успешно специализирующиеся в области ИТ-технологий используют так называемую фирменную технологию обучения, которая включаетт в себя несколько взаимосвязанных процессов:
· Работа с поставщиками технических и программных средств и учебных курсов: обновление программ обучения по мере появления новых технологий, продуктов и соответствующих курсов; обсуждение разрабатываемых учебных курсов. Например, в рамках программы Novell InfiLearning Center “Сетевая Академия” участвует в обсуждении новых курсов и форм обучения.
· Работа с поставщиками включает также выбор новых направлений фирменного обучения по мере появления дополнительных потребностей у Заказчиков. Например, “Микроинформ” недавно получил статус Авторизованного Учебного Центра фирмы Computer Associates, поскольку в России растет интерес к продуктам этой фирмы. “Сетевая Академия” стала единственным в России Авторизованным Учебным Центром Intel.
· Разработка собственных курсов. При всем разнообразии курсов, предлагаемых фирмами-поставщиками, они не могут охватить все возможные потребности специалистов. Поэтому возникает необходимость в создании собственных курсов. Разработка содержания курса, выпуск полноценного учебного пособия и дополнительных методических материалов для преподавателей – это технологический процесс, требующий больших трудозатрат методистов, инструкторов, менеджеров. Каждый курс должен пройти несколько стадий тестирования – внутреннего и на пилотных учебных группах - прежде чем он войдет в учебную программу.
· Работа с отделами подготовки персонала Заказчиков. При обучении специалистов Заказчика, особенно массовом, Учебный Центр должен взаимодействовать с отделом подготовки персонала: разработать систему тестов для оценки имеющегося у специалиста опыта, по результатам тестирования предложить обучение по той или иной программе. Кроме того, необходимо скоординированное формирование учебных групп, особенно если обучением охвачены специалисты из различных регионов.
· Подготовка и поддержка Инструкторов. Крупному Учебному Центру необходимы десятки Инструкторов по различным направлениям. Для подготовки Инструктора высшей квалификации необходимо не менее одного года, поэтому Учебный Центр должен владеть технологией отбора кандидатов в Инструкторы, начальной подготовки и сертификации Инструкторов. Необходимо также постоянное повышение квалификации Инструкторов, в том числе обучение за границей и предоставление стендов для изучения новых продуктов. “Микроинформ” и “Сетевая Академия” за время своей работы подготовили более 60 Инструкторов – как собственных, так и для других учебных центров. В настоящее время в “Сетевой Академии” и “Микроинформе” работают по 25 Инструкторов.
ПРОЕКЦИЯ НА НАС или "How many certificated experts MICROSOFT you have at your enterprise?"
Конечно, Череповец вовсе не бедный город и в нем есть прекрасные технологически "навороченные" предприятия, на которых работают сотни компьютерных и околокомпьютерных специалистов, которые, можно сказать, "знают цену" сертификату от ведущих вендоров мира. Однако, открывать здесь некий авторизованный центр по обучению специалистов какой-либо крупной фирмы пока представляется неким подобием безумия. Почему? Ну, Вы знаете, менталитет провинциальный таков, мироощущение что на бытовом уровне ему просто непонятна такая маниакальная страть москвичей и питерцев ко всякого рода "фирменным бумажкам". "Ну, работали мы до сих пор без "ихнего" сертификата. И дальше будем работать" - так, наверняка, размышляет средний череповецкий директор. А если так, то откуда возьмется устойчивый спрос на столь дорогостоящее предложение качественного ИТ-образования, которое ко всему тому еще и довольно дорого для нашего провинциального кармана, будь то карман частника или даже преуспевающего предприятия.
Конечно же, сотня, другая сертифицированных специалистов погоды не сделают, но продвигаться, по мере сил, авторизованное ИТ-образование на "сырмяжный" череповецкий рынок все равно будет: путем ли поездок череповчан в столичные грады, путем ли всякого рода партнерских соглашений с ведущими учебными центрами, путем ли дистанцонного обучения или тестирования. Решающую роль, скорее всего, на ощутимый сдвиг нашего сознания окажет так назваемая "глобализация провинциального мышления". Ну, скажем для примера: рабочий "Северстали", рассуждающий о "плохом" директоре это не то же самое, что рабочий рассуждающий о мировом спросе на продукцию "Северстали". Когда в дело вступает мировой рынок, который рассматривает наши предприятия как потенциальных серьезных игроков на мировом экономическом поле, здесь, знаете ли, все видится иначе. Черт знает, может быть завтра тот же Билл Гейтс, которого у нас называют не иначе как Вовой Калиткиным, возьмет да и обратит внимание на наш любимый город, да спросит у того же Мордашова с Ивановым: "А сколько, ребята, у вас на предприятии сертифицированных мною специалистов?" (How many certificated experts MICROSOFT you have at your enterprise?). А те, конечно же, не разведут в недоумении руками.
Вы считаете это невозможно?
октябрь, 1999 г.
Свидетельство о публикации №202011200101