Американские страсти и русские слюньки в Интернет

     На ИНТЕРНЕТ заработать невозможно! - такова фабула многих десятков моих разговоров, которые в разное время состоялись и случаются у меня с предпринимателями "разной руки".  Большинство из них давно не считает "мировую паутину" детской игрушкой, но к перспективе уйти "полностью в сеть" со своим бизнесом относятся весьма и весьма скептически. Между тем, многие российские бизнесмены, наблюдая как "набухают финансовые закрома" многочисленных американских интернет - кампаний, сейчас пребывают в самом настоящем шоке. Последние стригут на ИНТЕРНЕТ просто невероятные деньги.

В ожидании ЧУДА!

- С чего бы такой ажиотаж? - спросим мы себя. Ведь ни одна ИНТЕРНЕТ - кампания, в традиционном  смысле слова, абсолютно не приносит своим хозяевам больших денег. Более того, выражаясь советским языком, основная масса из них находится на дотации, т.е., грубо говоря, просто содержится.
     Но в то же время на рынке труда в Штатах сейчас возникла такая ситуация, что нормальной, преуспевающей  классической корпорации, такой, например, как "Боинг", всегда приносившей владельцам весьма солидную прибыль, иногда нет никакой возможности перетащить к себе в штат классного специалиста из области компьютерных или информационных технологий. Более того, классические прибыльные кампании, в силу сложившихся сейчас обстоятельств в экономике и финансовой системе США, находятся на грани приобретения их со стороны шустрых представителей интернетовского бизнеса. Ведь общая стоимость некоторых из них за один-два года сравнялась или превосходит стоимость кампаний, которые нормальным образом развиваются уже более 100 лет!
      Если принимать во внимание не российскую логику, а логику прожженного американского бизнесмена, то ларчик открывается достаточно просто. Мы привыкли думать, что экономика наших фирм идет от чистой прибыли, рентабельности бизнеса.  "Вот ты заработал немного! - "учил" меня в свое время один из наших не мелких череповецких предпринимателей, - отложи. Создай задел, а затем можешь идти дальше!". Однако, штатовский бизнесмен в своих делах исходит из несколько другой логики - логики ценности и перспективности ресурсов, среди которых деньги порой не самые важные…. Так вот, там сейчас считаю что ИНТЕРНЕТ это оч-чень перспективно, и пока тебя не опередил конкурент, надо как можно быстрее захватить самые лакомые, самые вкусные кусочки интернет-сетей. Сейчас, думают они, не столько важно сколько у тебя "баксов", а какое место у тебя в сети и сколько потенциальных клиентов ты имеешь. Есть мнение, что там более ничего существенного уже не осталось: надо либо "сваливать", либо создавать что-то свое. Чего большой бизнес, право, не очень любит делать… "Скоро молодых гениальных программистов в США полностью заменит талантливый солидный бизнес" - вот лейтмотив того о чем сейчас думают в USA многие… Как говориться, не надорвались бы… Очень многие опасаются того, что с американскими интернет-кампаниями в скором времени может случиться то, что случилось в XVI веке с голландскими луковицами. Непонятно что это: новая серьезная виртуальная экономика или очередная пирамида и "мыльный пузырь".

Наши тоже начинают глотать слюньки

     Глядя на то как "изгаляются" над привычной предпринимательской логикой американские бизнесмены, наши доморощенные "олигархостроители" тоже начинают "глотать слюнки". Так, 10 марта в газете "Ведомости" с пространной статьей выступил один из них, когда-то владелец громкого банка "Ментатеп", а нынче целого каскада нефтяных скважин в Сибири Михаил Ходорковский. В свойственной нашему "комсомольскому бизнесу" манере, а-ля "Может и ты построишь свой … БАМ", заявил, что экономику России спасет не что-нибудь, а именно развитие ИНТЕРНЕТ.
     -В самом деле,  - примерно так размышляет бизнесмен, - образование у нас еще ничего и на него можно опереться при строительстве сетевых магистралей. А вот нефтяные вышки в Сибири может оказаться держать невыгодно. Ведь себестоимость полученной  нефти у нас в 2-3 раза выше чем, например, в Саудовской Аравии. Поэтому, только ИНТЕРНЕТ спасет Россию.
     Ну, а где у нашего "комсомольца" слова, там и дела. Недавно почти все российские СМИ облетела долгожданная весть. Михаил Ходорковский со товарищи, включив в свои ряды Валентину Матвиенко и министра образования Филлипова, выстроили на территории Москвы целый комплекс зданий под весьма претенциозным названием "ИНТЕРГРАД" (то бишь город Интернета), от носа до хвоста нашпигованный самыми современными телекоммуникационными технологиями. Более того,  по программе, заявленной этими лицами под названием "Поколение.ru", в городе Нефтюганск построен аналогичный "город", доступ в который могут бесплатно иметь ВСЕ ЖЕЛАЮЩИЕ. Но наш бизнесмен, как в лучшие комсомольские времена, идет гораздо дальше. Он заявляет, что его программа имеет всероссийскую направленность и его кампания "Юкос" собирается вкладывать бешенные деньги в обучение учителей и детей со всей России.
     Ну, просто молодец, Миша! Так и хочется, как говаривал старина Есенин, в порыве энтузиазма "задрать штаны" и бежать… Но более внимательное прочтение замыслов Михаила наводят на ряд не менее существенных возражений. Во-первых, если внимательнее присмотреться к сайту "Юкоса" под именем www.intergrad.ru, то можно заметить, что образовательный пафос Михаила несколько преувеличен. На самом деле бизнесмен УЖЕ делает новый бизнес на базе и вокруг телекоммуникационных технологий. Помещения с телекоммуникациями ведь сдаются далеко не деткам, а солидным дядькам при хороших московских "бабках". Дети это скорее для души… Во-вторых, Михаила хорошо подначили разного рода товарищи, имеющие отношение к российскому бизнесу. "Какую интернет-экономику ты собираешься строить, Михаил?" - язвительно спрашивают они нашего энтузиаста - Интернет - экономики не может быть, если нет нормальной экономики…"
     Но Михаила уже не остановить…. Дорогу осилит идущий?!

     Наши пока только пищат 

     О провинциальном интернет - бизнесе пока и заводиться, кажется, нет никакого смысла. Можно, конечно, сказать, что это дорого и непонятно. Но на самом деле,  вся проблема заключается, наверное, в том, что консистенция, прослойка  образованных в телекоммуникационных технологиях людей у нас в городе пока катастрофически мала. Вот компьютеры, благодаря несостоявшимся капитанам и майорам из военного инженерного института, мы продавать научились. А с телекоммуникациями ну просто беда! Еще меньше, чем прослойка специалистов, прослойка бизнесменов, которые готовы обратить внимание на ИНТЕРНЕТ. И уж совсем единичны у нас случаи настоящих честолюбцев в этом смысле. Правда, подозреваю, что есть у нас один такой (и вы его знаете!). В свое время он распространял идеологию "умных карт" в городе, а теперь строит в Череповце здания как в Сингапуре. Но и он чего то все "мычит и не телиться". Но гул летящего на землю астероида по имени ИНТЕРНЕТ, слышен, слышен и у нас над головами, над многострадальной череповецкой землей…. Бог то, он все видит!

март, 2000


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.