В вуз без... протекции

В конце марта более чем в 70 городах страны стартует IV телекоммуникационная Олимпиада для старшеклассников «ТЕЛЕТЕСТИНГ- 2000»

     Один мой хороший знакомый работает в череповецком вузе. Зарабатывает он не ахти сколько, но на жизнь не жалуется. Даже утверждает, что иногда жирует…. С чего бы это? Ларчик открывается просто. Во-первых, в городе есть сотни родителей, желающих облегчить свои чадам поступление в родной вуз. Это раньше мода была на столичные города. Но нынче подавляющему большинству наших земляков  получить столичное образование просто не по зубам. И мой товарищ долгие зимние вечера вот уже который год проводит в жестком репетиционном режиме….  И это, для общества, наверное, плюс! Во-вторых, на нервной системе пап и мам будущих абитуриентов сказывается все возрастающий фактор конкуренции. Согласитесь: конкурс 4-5 человек на место в некоторые институты ЧГУ может напугать любого. И эту проблему мой товарищ решает с неслыханной легкостью…. А вот здесь все мы как-будто бы должны сказать наше дружное «Фи!». Но промолчим….

Оружие против взяток…
     У преподавателей вузов, особенно «зубров» существует целая технология получения абитуриентской «мзды». Она достаточно совершенна и поэтому профессионально с ней могут бороться только профессионалы. А их – нет! Не будем оголтело утверждать, что в наших вузах вовсю орудует преподавательская мафия. Возможно, это даже образ жизни одиночек на которые вузовское начальство только стыдливо закрывает глаза. Не думаем также, что в этих махинациях пачкает руки само начальство. Хотя кто не без греха. Известно, что на высокопоставленных топ-менеджеров образовательных учреждений давить умеют. Ведь они тоже люди зависимые… Но в отличие от низов у них существуют другие, более цивилизованные и не вступающие в противоречие с законом способы извлечения денег из абитуриентов и их родителей. Например, всевозможные подготовительные курсы, процедуры предварительного тестирования, сдачи вступительных экзаменов и т.п. Будьте уверены – изобретательность бюрократов в этом направлении никогда никто не остановит!
     Эта система сложилась. Ее вполне можно назвать «кормушкой», которую лица, принадлежащие к этой сфере деятельности, охраняли, охраняют и будут охранять всегда. Неудивительно, что любые новшества в сфере отбора абитуриентов, которые вузы не могут контролировать сами, встречаются ими если не открыто враждебно, то настороженно. При этом меня всегда не покидает чувство, когда я смотрю на борьбу нового и старого в образовании – шанс у нового состояться, возможен только тогда, когда оно полностью перестанет противоречить сложившемуся положению вещей.
     Такой относительной новизной отличается процедура Централизованного тестирования, проводимая в РОССИИ на базе МПГУ, а также телекоммуникационная Олимпиада  для старшеклассников «Телетестинг», проводимая Центром «Гуманитарные технологии» при МГУ. Первая постарше второй и в своей основе опирается на бланковое тестирование по многим предметам школьной программы, которое проводится в апреле каждого года. Основа его популярности в том, что результаты тестирования, согласно приказу Министра образования Филлипова, могут зачесть в качестве вступительных более 200 вузов страны. Огромный минус такого способа тестирования – широкое поле для всякого рода махинаций с результатами. Ведь кроме как на моральные качества исполнителей процедуры тестирования, организаторам больше не на что опереться…

Это не экзамены, а ОЛИМПИАДА, господа!
     Телетестинг же, по утверждению его идеолога проф. А.Г. Шмелева из МГУ, обладает целым рядом отработанных степеней защиты, позволяющих надеяться на то, что конечный результат окажется объективным. Здесь и наличие компьютерных модулей, которые отправляются в региональные представительства, только в день проведения теста, оснащенность процедуры отслеживания программой всех действий школьника и оператора, присутствующего при его работе, различные временные ограничения, случайный «выброс» вопросов из огромной базы данных, содержащей в 10-15 раз больше заданий, чем сам тест и многое – многое другое. Главным же критерием проверки знаний победителей является их финальный приезд в Москву, где с ними проводиться повторная процедура тестирования. Профессор Шмелев, кроме всего прочего, напоминает всем заинтересованным и оппонирующим ему лицам, что ТЕЛЕТЕСТИНГ ЭТО ОЛИМПИАДА, СОРЕВНОВАНИЕ, а не процедура предварительного оценивания школьников, поступающих летом в вузы. Это СОРЕВНОВАНИЕ, позволяющее объективно и дешево сравнить знания будущих абитуриентов на огромной территории страны и стран СНГ, дать старшеклассникам возможность увидеть свой рейтинг в сравнении со своими возможными соперниками. И может быть сделать для себя окончательный вывод: «Поступаю!» или «Не поступаю!», тем самым сохранив финансовый потенциал семьи на должном уровне для осуществления более реальных проектов.
     Конечно, Александр Григорьевич, «маненько» лукавит. Ему тоже хочется, чтобы российское начальство ПОДДЕРЖАЛО Телетестинг, а российские вузы «открыли» перед его участниками свои широкие двери. Поэтому, команда АГ очень тщательно собирает всю возможную статистику по результатам тестирования, совершенствует его процедуры и методологический аппарат. Известно, что психолога Шмелева всегда очень активно поддерживал его коллега, очень влиятельное лицо в министерских коридорах В. Шадриков. В этом году на основании приказа Министра образования Филлипова 10% участников Телетестинга, набравших по его итогам лучший результат, получают сертификаты МГПУ…

ТЕСТЫ КАК ОРУДИЕ ПРОГНОЗА
     Не сомневаюсь, что мечта Александра Григорьевича превратить тестирование в некое подобие МИРОВОЙ РЕЛИГИИ ОБРАЗОВАНИЯ. В этом он, например, скох с Биллом Гейтсом, делающим краеугольным камнем цивилизации ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО КОМПЬЮТЕР. В этом нет ничего удивительного, коли и первый и второй положили на это долгие годы труда, фундаментально и успешно работали в своих сферах. Правда, у меня есть определенные сомнения на счет неуязвимости их религиозных убеждений. Считаю, что ни тесты, как рутинообразное орудие оценки знаний или свойств и состояний человек, ни компьютеры, как орудие передачи информации никогда не заменят человечеству ценности целостного личностного общения. Ведь не случайно же повсеместно признано, что тренинги в той же психологии постоянно бьют тестирование. В тестах человек расчленен, а в тренингах он проявляет себя как целостная натура. Да и самим психологам проводить тренинги выгоднее: они знакомятся с нужными людьми, завязываю перспективные отношения…
     И все же, хочу отметить. Будучи сам два последних года региональным представителем «Гуманитарных технологий»  в Череповце,подтверждаю огромную прогностическую ценность работы, сделанной и выполняемой до сих пор этой командой. За примерами ходить далеко не надо. Если есть у нас в городе прекрасный физико-математический класс, то Телетестинг это каждый год успешно подтверждает. Ребята без особых проблем входят в десятку лучших по стране, а затем также легко поступают туда … куда захотя. Например, на престижный механнико-математический факультет МГУ… И таких примеров немало: Оля Серова из 21 школы в прошлом году вошла в десятку лучших по словесности. Сейчас она студентка ЛГУ.  Миша Бурдейный и Саша                отличились по химии. Итог – оба студенты МГУ. Вот так!
     В настоящее время у нас в городе идет жесткая конкурентная борьба между сторонниками Центра МГПУ и Центра «Гуманитарные технологии». За счет Боль –ш-и-х обещаний пока лидируют первые. Но технология №2 объективно сильнее, качественнее и, наверняка, должна в недалеком будущем наверстать упущенное…

март, 2000 г.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.