Кто бросает мальчиков с моста?
Как-то шли два закадычных приятеля Шерлок Холмс и Доктор Ватсон по берегу Темзы и мирно обсуждали дедуктивный метод великого сыщика. Вдруг Холмс заметил, что с находящегося поблизости моста в воду "сиганул" какой-то мальчик. Не долго думая, джентльмен, не раздеваясь, бросился в воду и выловил утопленника. Когда он вытащил его на берег доктор Ватсон тут же начал приводить ребенка в чувства, делать ему искусственное дыхание и другие необходимые процедуры…
Но тут с моста в воду полетел еще один мальчик. Холмс бросился за вторым… Затем еще и еще. В конце концов Шерлок не выдержал и "в сердцах" бросил Ватсону: "Ватсон, вы тут пока складывайте этих мальчиков штабелями, а я пойду выясню - кто же их там с моста в воду бросает?!"
Наша жизнь очень наглядно иллюстрирует приведенный выше литературный анекдот. Сталкиваясь с ситуацией постоянного отклоняющегося поведения наших детей, мы только после "десятого раза" в силу особенностей национальной психологии начинаем задумываться над причинами такого поведения: "Кто же сталкивает этих детей с моста?"
Сегодняшний наш собеседник - руководитель создаваемого в городе Центра социально-психологической помощи детям и подросткам (как я понимаю и призванного предотвратить падение наших мальчиков в городские реки J) кандидат психологических наук, психотерапевт Александр ВИКУЛОВ.
- Александр Владимирович, я знаю, что у Вас громадный опыт психолого-педагогической коррекции детей. Но сейчас вы взялись "сыграть по крупному" и взвалили на себя весь груз хлопот, связанных с созданием крупной муниципальной структуры, призванной решать глобальные коррекционные задачи. Понятно, что впереди "приятные" административные хлопоты. Но как Вы сейчас видите всю эту "психологическую ауру", которая существует в городских школа, ПТУ, техникумах.
- В целом картина довольно тревожная. Чтобы не быть голословным, я буду опираться на только что проведенные нами два крупных исследования, в которых обследовалось около 2500 детей из более чем десятка различных школ города. Так вот, по данным этих исследований, в нашем городе более 30 процентов школьников являются глубоко дезадаптированными людьми, испытывающие серьезные проблемы во взаимоотношениях со своим окружением: учителями и одноклассниками в школе, учебными предметами, родителями и неформальной средой во дворе. Они не умеют ставить перед собой никаких жизненно-важных целей, они безвольны, инфантильны, социально беспомощны, без каких-либо серьезных интересов и занятий в жизни. Это идеальный "питательный бульон" для любого отклоняющегося поведения. Безвольный человек без серьезных жизненных интересов, не чувствующий вкуса к жизни уже с самого детства - это будущий наркоман, проститутка, киллер… Вообщем человек, создающий обществу дополнительные проблемы. Нам с вами создающий…
- Но ведь с этими задачами должна работать в первую очередь школа. Она же должна учить детей не только математике и физике, чтению и письму, но и … готовить к будущей жизни…
- Школа много чего должна… Но не все у нее получается как надо. Наши исследования показывают отнюдь не благостную картину влияния школьных отношений на личность подрастающего человека. Более того, мы можем сказать, что в целом наша сегодняшняя школа и стимулирует поддержание умеренных инфантильных установок детей на жизнь. Доля успешных, комфортно чувствующих себя в жизни детей ничтожно мала. Наши цифры - это от силы всего 3-5 процентов от всех школьников города. Да, часть из них это активные молодые люди, получающие удовольствие от школьной жизни, которыми движет здоровое социальное любопытство. Но и из них большая часть детей это, во общем-то, банальные конформисты, которые в отличие от своих менее удачливых одноклассников, просто научились строить приемлемые отношения с учителями и администрацией школы. Своего рода, юные прагматики. Вполне вероятно, что они смогут добиться успеха и вне стен школы. Хотя школьная успешность говорит только о том, что они хорошо освоили законы ее психологической жизни, приспособились к ней. Вне ее стен они начинают теряться, попросту тонут…
- Что важнее в успешной школьной адаптации: умение строить отношение со взрослыми, интерес к учебным предметам или прекрасные отношения с одноклассниками.
- Важно, наверное, все. Но первые две характеристики важнее. Одноклассники важная составная часть школьной и внешкольной жизни ребенка. Но все же - второстепенная, менее значимая.
- Говорят, что девочки адаптивнее мальчиков, у младших меньше проблем чем у старших.
- Это слишком упрощенная картина. Проблемы есть у всех и все наши обращения к этому вопросу показывают только одно - одинаковый шанс попасть в "дурную компанию" имеют все: и девочки и мальчики. Другое дело, что нормальных или легко дезадаптированных детей среди девочек больше, чем среди мальчиков. Также, мы предполагаем, что с девочками в плане коррекции проще работать, чем с мальчиками. Исследования взрослых показывают уже несколько другую картину - если взрослая женщина "сошла с круга" шансов выровнять свою жизнь у нее не остается… Что касается соотношения младших и старших школьников, то это принципиально не так! У малышей проблем-то как раз намного больше, но они маленькие и кроме их родителей и учителей больше никому и не заметны. Зато подросток пятнадцати лет с сигаретой в зубах и "фингалом" под глазом на виду у всех и у всех вызывает вполне понятное беспокойство! Старшие более адаптированы к жизни чем младшие. И странно было бы, если бы это было не так. Сама жизнь, взросление, опыт вращения в школьных и околошкольных структурах заставляет их приобретать необходимый опыт житейской мудрости. Ну, а с теми, кто его к 10 классу не успел приобрести, школа поступает очень просто - "сливает" этих детей в училища и ПТУ. В 10 и 11 классах по нашим данным глубоко дезадаптированных подростков УЖЕ НЕТ! Но в городе ОНИ ЕСТЬ!
- Есть ли у вас какие-то конкретные данные по уровню подросткового психологического неблагополучия по конкретным районам города, школам?
- Да, есть. Так, скажем, Заречье является психологически более благополучным местом проживания для школьников, чем Индустриальный район. Хотя, надо понимать, что школы везде разные. Одни стремятся к очень высоким целям, другие живут тем, что есть. Но вся соль, весь парадокс ситуации заключается еще и в том, что в наш список неблагополучных школ попали некоторые учебные заведения, которые считаются в городе престижными, вполне респектабельными. Я не буду называть конкретные номера, так как, понятно, это вызовет и обиду со стороны администрации и непонимание родителей. Но важно понять, что психика детей - это достаточно тонкая материя, которая гораздо лучше реагирует не столько на признаки материального благополучия или значимости статуса школы, сколько на "флюиды" идущие от администрации и учителей непосредственно к ним, к их душам. К их личности. Если этого движения нет или оно недостаточно - все остальные плюсы почти напрасны - ребенок чувствует и будет в будущем чувствовать себя дискомфортно.
Педагогическая атмосфера, которая складывается в каждой конкретной школе - это самое важное звено в обучении и воспитании школьника. Дети должны быть чувствительны и к положительному имиджу своей школы, ее истории, традициям, чувствовать свою причастность к ее жизни. Это - основа психологического здоровья будущего взрослого череповчанина.
Свидетельство о публикации №202011200111