Законы и правила по которым мы играем -2
Из всего того, что мы сказали чуть выше, следует, что "законы", "нормы" существования компьютерных игровых клубов ВРЯД ЛИ значительным образом отличаются от "законов" и "норм" существования других подростковых и молодежных "клубов". Пожалуй - здесь "все тоже самое", а именно: наличие диспозиции (некоторая система принятых ориентиров внутриклубного поведения, что разрешается, а что запрещается в поступках и поведении), экспектации (ожидания) - развиваемая все время система требований относительно норм исполнения социальных ролей индивидом (какое поведение конкретного индивида приемлемо для клуба, чего она от него ждет!) и санкции (одобрение, поддержка правильного поведения, соответствующего ожиданиям группы, а также занимаемому положению в иерархии и предписываемому ролевому функционалу; порицание, наказание за поведение не соответсвующее ожиданиям группы, приписываемому статусу и ролевому функционалу).
Однако, нередки случаи, когда предписываемые членам клуба, "тусовки" нормы не отличаются своей четкостью, что нередко приводит к конфликтам с "нарушителями поневоле". Мне известен один случай, когда руководитель клуба "взял" (в кавычках, потому что юридическими критериями там и не пахло) на работу администратора сети, затем, когда работы в клубе по обслуживанию техники не было, "отпустил его в отпуск", а затем "уволил", т.к. этот администратор не оказался на "работе" тогда, когда он был остро нужен. Что, кстати, очень сильно удивило и обидело "работника"…
Как мы уже писали раньше групповые нормы (диспозиции, экспектации, санкции) упорядочивают систему отношений в клубе. Слишком часто эти нормы носят абсолютно неформализованный характер даже там, где их, по всей логике, в том числе логике законодательства, следует формализовать. Однако, все это не означает, что нормы, исповедуемые в компьютерных клубах носят необязательный, несущественный для членов этого клуба, а особенно "администрации" и "административного персонала" характер. Наоборот, в силу того, что клубники, особенно близкие "верхам" понимают - содержание норм и их желательно безукоризненное исполнение нужны для выживания клуба, его развития и процветания, а также для их собственной самореализации внутри клуба, постулируемые элитой клуба нормы и правила поведения, рассматриваются "нижними" чинами вполне серьезно. К этим нормам и правилам относятся: внутриклубный режим и дисциплина, препятствующий разболтанному поведению персонала компьютерных игровых залов, а также посетителей, четкость в устранении недостатков работы компьютеров, получение и сдача денег и т.п. Последнее в жизни клуба занимает особое место и контролируется гораздо более строго, чем все остальные нормы вместе взятые. В силу характера функционирования игрового компьютерного клуба, особенно круглосуточного, персонал игровых залов получает возможность бесконтрольного доступа к получению денежных средств от посетителей. Для того, чтобы деньги "не утекали" в карманы зарвавшихся юных помощников, руководители нередко прибегают к очень жестким методам "финансового контроля", которые, например, заключаются в том, что администраторы зала и сети, отстоявшие смену длиной в сутки, обязаны отдать руководству строго фиксированную денежную сумму (больше можно, меньше нельзя). Если такая сумма не набирается, то администраторы либо платят ее из своего кармана, либо безжалостно "увольняются". Благо, желающие на их место все равно найдутся!
Нормы, существующие в компьютерных клубах, по способу регулирования можно разделить на: запрещающие, обязывающие и желаемые. К запрещающим, например, можно отнести резкую антипатию к появлению возле компьютера излишне выпившего или агрессивно настроенного посетителя, к обязывающим - соблюдения чистоты в зале, к желаемым - участие в турнирах, рейтингах, общеклубных праздниках, всяческое поддержание клубных традиций. При этом, естественно, обязательность и характер исполнения этих норм в значительной степени зависит от того, какой статус в иерархии занимает тот или иной клубный персонаж, а также от того какие ролевые функции в жизнедеятельности клуба ему предписано исполнять. Понято, "что позволено Юпитеру, то" не позволено рядовому члену клуба. Так, высший иерарх может сесть за компьютер слегка выпивший, делать скабрезные и иные замечания "младшим чинам", контролировать и регулировать режим игры и т.п. "Приближенные к элите", чаще всего занимающие места неформальных советников наиболее возрастные "геймеры", также имею определенные преимущества перед рядовыми членами. Например, они имеют преимущественное право в выборе предоставляемого клубом времени, выборе компьютера, активно участвуют в неформальных застольях руководителей клуба. Обслуживающему персоналу также иногда предлагаются определенные блага. К ним, например, могут быть отнесены, такие привелегии и мелкие исключения, как бесплатная игра на компьютере в нерабочее время, дополнительные выделения "игровых бонусов" их друзьям и т.п. Руководителям клуба при этом важно выдержать баланс в отношениях, чтобы различные нормы, требования к их исполнению у различных "каст" клуба разнились лишь в такой степени, чтобы не разрушать привлекательности образа клуба в глазах всей массы его реальных и возможных посетителей.
Если рассматривать нормы жизни компьютерных игровых клубов по их направленности и функциональному назначению, то здесь следует выделить нормы, определяющие: отношение членов группы к властям и организациям (типа учебных заведений), от которых, во многом зависит сама возможность их деятельности, отношения с бизнес - организациями, отношения с конкурирующими клубами, отношения с другими неформальными молодежными и подростковыми организациями, внутриклубные межличностные отношения.
Ясно, что в ряду отношений с внешним миров, среди наиболее важных отношений следует выделить отношения членов клубов, а, особенно, их руководителей с властями, всякого рода проверяющими и фискальными органами. Вполне понятно, что если "власть предержащие" захотят, то они могут в значительной степени "испортить жизнь" игровым клубам. Благо к этому есть серьезные основания. Ведь финансовая отчетность, в силу молодежного характера игрового компьютерного бизнеса, как правило, ведется кое-как, имеют места быть всякого рода "черные кассы", т.е. скрываемая от глаз налоговых инспекторов "начличность". Все это в любой момент может привести к "катастрофе" и поэтому у наиболее продвинутых руководителей компьютерных клубов имеется желание снизить вероятность такой возможности до минимума. Это, отнюдь, не означает полной финансовой "прозрачности" деятельности клубов, а может выражаться в ужесточении допуска в клуб посторонних лиц, поиске "крыши", в том числе в структурах власти. Не буду провидцем, если скажу, что подобными "крышами" в структурах власти для руководителей компьютерных клубов могут служить сектора, отвечающие в администрации за "молодежную политику". Если "клубникам" удается наладить с ними отношения, а тем паче, если в структурах "молодежного сектора" есть "свои люди", то клубам удается получать от властей определенную моральную и финансовую поддержку. Тем более, что молодые функционеры, как правило, умеют "навешать лапши на уши" свои более старшим коллегам, особо не вникающим в "молодежные дела". Поддержка власти, естественно, еще не показатель качества работы клуба, но важный момент в его легитимизации, признании. Попал "в обойму", потом тебя начинают "раскручивать"!
Руководители компьютерных клубов, как правило, в поисках дополнительных ресурсов для поддержания и развития своих заведений, то бишь, замене техники, расширении помещений, развитии инфраструктуры, стремятся "обрасти" связями в кругах бизнесменов. К крупным "фирмачам" им путь, в основном, заказан. Крупные компьютерные "взрослые" фирмы, если сами не пытаются развивать клубную игровую индустрию, к существующим молодежным клубам относятся очень осторожно, видя в них, прежде всего, своих будущих конкурентов. Поэтому "подпитывают" клубников в основном молодые предприниматели, получившие денежные средства далеко не всегда законным путем, ничего не понимающие в компьютерах и компьютерном бизнесе. Однако, желающие на нем подзаработать. Договор, заключаемые между сторонами, порой носит столь неформальный характер, что часто прямым путем ведет стороны к последующим конфликтам и разборкам.
Конкурирующих клубы рассматриваются клубной элитой двояко. С одной стороны это могут быть дружественные клубы, с которыми, даже при наличии определенной конкуренции, руководители клубов пытаются договариваться. Этот договор может распространяться на раздел сфер влияния, режим и график работы клубов, время проведения соревнований и турниров и т.п. С другой стороны, к конкурирующим могут принадлежать так называемые "недружественные" клубы, возглавляемые нелояльными к руководству клуба людьми. С этими клубами своим "клубникам", особенно претендующим на место в иерархии, вступать в постоянные контакты, мягко говоря, не рекомендуется. Зато, что нередко, приветствуется (и даже стимулируется) нанесение всякого рода ущерба, даже в форме воровства… Зачастую бывает, что руководители недружественных друг другу клубов ранее ходили в "одной упряжке" и сейчас из=за изх личной неприязни могут страдать остальные члены клубов.
Лидеры клубов обычно затрачивают очень много усилий на поддержание организационного единства и сплоченности своих членов. Ввиду того, что палитра посетителей клубов весьма многочисленна и неоднородна, внутри нее постоянно формируются (а нередко такое формирование просто стимулируется руководством клуба) неформальные группы и группировки, которые в среде геймеров носят звонкое наименование "кланы". Естественно, что кланы тоже ведут свою внутреннюю борьбу внутри клуба за более высокое место в клубной иерархии. Эта борьба может то затухать, то вспыхивать с необычайной силой и остротой, т.к. наиболее значимых ресурсов (например, место и время для тренировок и соревнований) может и не хватать. Поэтому клубная элита для поддержания внутреннего спокойствия и нормальной работы все равно приходит к том, чтобы вводить нормированное отношение между клубными "кланами", определить их права и обязанности, обеспечить хоть минимальную социальную справедливость в жизнедеятельности клуба.
Таким образом, групповые нормы субкультуры компьютерных игровых клубов (а шире и субкультуры КИБЕРНЕТА) являются теми факторами, которые играют роль сильно действующего средства, обеспечивающего принятие членами клуба определенных моделей как своего поведения, так и мышления, отношения к миру и к самим себе.
апрель, 2000 г.
Свидетельство о публикации №202011200116