Салман Радуев - патопсихологический триллер
Между тем, на наш взгляд, Салман Радуев непросто самая экстравагантная и экзотичная фигура пресловутой "Армии Ичкерии". Перед нами явная патопсихология, находящийся за границами всяких психологических норм, деформированный личностный продукт эпохи, несущий на себе не только характерные тяжелые отпечатки первой и второй чеченских войн, но и специфические национальные черты самого чеченского народа, причудливым образом проявившиеся в этом несомненно больном и по-своему несчастном человеке, которому кажется, что он несет миру некую чеченскую, ичкерийскую идею свободы, независимости, национальной гордости, а на самом деле лишь компрометирующему ее и низводящему до уровня фарса. Причем с очень тяжелым, страшным и отвратительным концом…
Как могло произойти такое с бывшим выпускником советского вуза, ответственным комсомольским работником…
Несомненно корни и причины надо искать в глубинах национальной психологии и истории этого народа, в начале 90-х годов вдруг откинувшем все цивилизационные прививки, противоестественно навязанные ему царской Россией и советским строем, и вернувшемуся прямым курсам к почти первобытным, архетипическим формам своего существования. Вряд ли у какого другого народа, сегодня проживающего на территории России вызвал бы положительный отклик террористический вояж Шамиля Басаева на территорию буденновской больницы. Зато вся Чечня возликовала. Сотни молодых горцев готовы были повторить подвиг Шамиля, который, с точки зрения народа этой республики не мог являться не чем иным, как "идеальным образцом поведения настоящего мужчины, настоящего горца и чеченца". В результате у определенного круга лиц этой национальности, на фоне резкого сужения каких-либо иных альтернативных форм существования, иных жизненных смыслов и под воздействием эффектной живой пропаганды, усиленной безхарактерным поведением и демонстрацией его на весь мир российского руководства, сложился "идеал настоящего чеченца". Молодые парни и Салман Радуев в их числе начали беспокоиться о своем статусе и изыскивать средства для его достойного воплощения. И здесь Салман не был особенно оригинален. Он повторил "подвиг" Басаева, а, как известно, "в одну реку нельзя войти дважды". За эту свою неоригинальность, графоманство Радуев и был жестоко наказан в Первомайском…
Однако, некоторое время (до тяжелого ранения) уровень притязаний Радуева вполне мог соответствовать его собственной самооценке - все-таки теперь он самопрезентовал себя генералом, в глазах горцев выглядел "героем Кизляра". Но это до ранения. Оно, вероятно, будучи очень тяжелым, кардинальным образом деформировало психику Салмана. Вместо худенького паренька в смазливой шапчонке перед нами предстал некий резонерствующий "голливудский персонаж", увешанный эполетами и медалями откормленный Терминатор. Настоящая рок-звезда, фантасмагорический Майкл Джексон на российской территории. Не человек, а сплошной знак, герой какой-то латиноамериканской "мыльной оперы" или индийской мелодрамы, где все преувеличено, избыточно, фальшиво. Короче, очевидная жертва не просто полученных физических травм, но и современной массовой поп-культуры.
Здесь уже невооруженным глазом стало заметны мощные личностные нарушения Радуева. Будучи физически уже не в силах следовать раз и навсегда выработанному болезненными фантазиями образу поведения и мышления реального героя, Салман Радуев, следуя сложившейся у него болезненной иерархии мотивов, перенес весь центр тяжести своего личностного существования в мир символический. Причем в опереточно-символический, комичный даже на трагическом фоне войны глазам окружающих. Отсюда и многочисленные "награды", "звания", всевозможные вооруженные формирования "имени Дудаева", "родственная близость Джохару", которой на самом деле никогда не было… Так ведут себя многочисленные Наполеоны в психиатрических больницах. Но мы то, а особенно окружающие Радуева чеченцы, имели дело с невесть кем себя возомнившим, ничего и никого непризнающим вооруженным бандитом. Конечно, они пытались его критиковать. Но, как известно, "великие люди" плохо переносят критику…
Наверное, местами у Салмана случались определенные прояснения сознания. Но в целом все его поведения, способ восприятия и мышления могли свидетельствовать только об одном - о дальнейшей деградации и разрушении его личности. Он оставался все таким же "непревзойденным героем Чечни" и все больше неуправляемым и лживым. Чеченская "легенда" изживала и компрометировала самое себя…
Теперь он вроде бы (!) в руках ФСБ. Что делать с ним - казнить нельзя помиловать!? Лечить?! Но дело в том, что перед нами непросто чрезвычайно запущенный, тяжело душевно больной человек. Увы, это, наверное, уже МОНСТР. Из породы тех людей, какими, наверное, были Нерон, Распутин, Гитлер…. Может быть им теперь будут пугать наших детей на площадях российских городов!?
апрель, 2000 г.
Свидетельство о публикации №202011200123