Сперотто и его

(предвзятые размышления о конференции, TACISe, людях вокруг него и делах их...)


     В прошедшую пятницу и в субботу в нашем городе прошло довольно знаменательное событие - мероприятие, обозначенное его организаторами как  Первая городская конференция "ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА". Если судить по пригласительному билету и различным раздаточным материалам, в изобилии представленных  на  конференции, главные усилия в реализации этого проекта принадлежат представителям программы TACIS SMERUS (координатор по Череповцу Ф. Сперотто), с 1992 года, реализуемой Европейским Союзом в России и странах СНГ. Но, очевидно - ко всему этому приложила руку и наша администрация, активно лоббирующая данный проект в Череповце.
     В силу того, что никакого отношения к проведению этой конференции ни я, ни мои ближайшие партнеры не имели, мне бы хотелось высказать ряд абсолютно предвзятых (в силу того, что проведением нечто подобного в Череповце я занимался уже не раз) суждений о самой идее, ее перспективах, людях вокруг нее, а также о вероятных результатах и последствиях проведения данного мероприятия.
     Сам его я, естественно, целиком увидеть не сумел. Был только на закрытии и открытии, а также на "круглых столах", посвященных проблемам бизнес-инкубаторов, инвестиций в малый и средний бизнес, информационным технологиям, а также слегка "оттнесся" к семинарам по "женскому предпринимательству" и "деловому общению", благо там, дополнительно, сумели побывать и сотрудники нашего предприятия.

САМА ИДЕЯ И ЕЕ ВДОХНОВИТЕЛЬ

     В принципе, меня не очень интересует, что говорится по этому поводу в самой программе Европейского Союза и как паредставляет себя ее координатор по Череповцу итальянец Ф. Сперотто. Для пущей убедительности, я немного поковырялся в ИНТЕРНЕТЕ, нашел страничку TACIS, ряд страничек созданных этой программой РЕСУРСНЫХ (и иных) АГЕНТСТВ, созданных в Карелии, Челябинске и других городах страны. Лишний раз убедился, что декларируемые цели вполне благородны, а спектр интересов программы достаточно разнообразен и широк. Но это все вещи "социабельные", рассчитанные на избыткти дипломатии и простаков. У любого Дела всегда есть мощный психологический пласт. Именно внутри него, как показывает История, всегда и скрывается самое интересное и сокровенно значимое. Но это - аксиома. Правда, многие ее почему-то предпочитают не замечать.
     Впрочем, есть и своеобразная предыстория проекта. Ведь попытки ЧТО-ТО сделать с малым и средним бизнесом предпринимались у нас еще с 1988 года, когда страну захлестнуло кооперативное движение. Однако все попытки властей, начиная так, скажем, с года 1992 как-то влиять на это движение, даже подчинить его своему "цивилизованному" контролю, как правило, оборачивались маленькими локальными победами и крупными неудачами. Самым, может быть показательным эпизодом всех этих передряг, стало проведение администрацией и шумным политическим движением "Вологодчина", контролируемого "Северсталью", осенью 1997 года Инвестиционной Выставки. Денег и средств тогда "угрохано" было много, имидж организаторов мероприятия был раздут "до небес".  Но конечный выхлоп оказался крайне удручающим - ДО СЕГО ДНЯ НИ ОДНОГО из предложенных на этой Выставке бизнес-проектов НЕ БЫЛО ДОВЕДЕНО ДО УМА, т.е. политика (а точнее политическая мифология) осталась политикой, а экономика поплыла сама по себе. Аналогично, опять же на мой весьма предвзятый взгляд, крах потерпела и программа мэрии 1998-99 г. "Самозанятость", аппелирующая к тому, что надо помогать потенциальным предпринимателям. Дважды, осенью и весной, производился "набор в предприниматели", выбор учебных заведений "под это дело". И оба раза результат оказался никаким. Новых предпринимателей на "бизнес-карте" Череповца их этих людей так и не возникло". Впрочем, если я не прав, то пусть меня поправят более знающие товарищи!
     Я далек от мысли злорадствовать по этому поводу (хотя, мои предупреждения относительно программы "Самозанятость" были ее авторами восприняты просто как личное оскорбление!). Трудность задачи очевидна. Чего тут скрывать - не так просто даже как-то приподнять ее за уши. Пока что, до сих пор наше местное предпринимательство развивалось и развивается как Бог на душу положит, а попытки "цивилизованных" вливаний оказались нужны лишь для газетных рубрик типа "Такого в Череповце еще не бывало".... Поэтому, я здесь выскажу (и еще рах, повторно) несколько свох суждений по этому поводу.
    Причин неудач городской администрации в этом направлении, на мой взгляд, несколько. Во-первых, бюрократический формализм и работа для галочки. Особенно четко я это заметил во-время осуществления программы "Самозанятость". Милая девушка сказала тогда нам в офисе агентства развития: "Ну, дали деньги. Нужно что-то для этого сделать!". И в самом деле, специфика работы бюрократа исходит из того, что он обычно опирается в своих решениях и поступках на все что угодно (инструкции, мнения вышестоящего начальства и референтных социальных групп, типа пенсионеров, соображения собственного престижа и карьеры, а также другие, болшьшей частью формальные критерии достижения успеха), кроме интересов дела.  Во-вторых, это органичное существование в программах администрации большей часстью молодых, неопытных, недостаточно профессиональных, но весьма амбициозных молодых людей, с присущими им переоценкой собственных возможностей, недооценкой опыта и знаний других, защитными реакциями "зеленой молодости", четко выраженными карьерными устремлениями по правилу: "Для карьеры главное не результат, а успешный процесс и заработанные очки". В-третьих, и это будет, наверное, в новинку нашим бизнес-менеджерам, слабое использование для решения задач городского бизнеса неформальных и незавязанных на бюрократические методы работы организаций и структур. В-четвертых, любая из проводимых программ все-таки окружала себя некими бизнес-структурами (типа, пресловутого "Линка"), главной целью которых было не РЕШЕНИЕ ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД НИМИ ЗАДАЧ, а максимальное выманивание из программы денежных средств. Это тоже к вопросу о том, что в людях надо бы уметь разбираться.
     Теперь перейдем к современному положению дел. Инициаторы и проводники программы TACIS в Череповце, вероятно в своем предвиденни успеха в нашем городе, исходят из того, что для его осуществления должны одномоментоно (на некотором историческом участке времени) сработать четыре составляющие политические и экономические единицы: крупные предприятия, администрация города, представители МСБ, а также сами вдохновители проекта. По моим субьективным оценкам, сам координатор проекта в Череповце г-н Сперотто, довольно профессиональный социальный коммуникатор. Очевидно, что в решении поставленных задач, он действует совершенно иначе, чем наши череповецкие бюрократы, в ином рабочем режиме - видно, что он больше размышляет со своими "соратниками", пытается в своем ближнем кругу создать ситуацию и атмосферу "коллективного мышления и размышления". Он знает некий общий метод, стратегический подход к задаче, а в остальном пока не уверен, нащупывает...
     Можно, конечно, задаться вопросом о том, а что это за дядя такой? Мало ли авантюристов на Западе, мечтающих "на халяву" побывать в России и поучить нас уму разуму. Точно знаю, что под видом очень гуманной миссии в Череповец, например, однажды приезжал весьма известный в Великобритании педераст (или "гей" по-ихнему), скромно выдававший себя за одного из "спасителей заблудших душ". Местным профессионалам они, как правило, уступают наголову. Однако, в силу того,что за их спиной стоит определенный капитал, эти "сыновья Одиссея" наших всегда несколько опережают. Потом ведь известно - "Нет пророка в Отечестве своем". А в России это на стопроцентов так!
      Впрочем, о Сперотто ничего из вышеприведенного я сказать не берусь. Чисто по внешним признакам, по манере общения и поведения, я, пожалуй, возьму на себя смелость утверждать, что это типичный представитель западной демократической мысли в России 90-х годов, несомненно мессионерского типа и с определенными навыками работы социального коммуникатора в достаточно зыбкой и малопонятной (иногда агрессивной) социальной среде.
      Еще одно замечание. Проводимая мною в феврале Большая экономическая и политическая игра с городской молодежью начиналась так: "В Череповец прибыл некий американский дядюшка, который собирается учить нас жить. Но и наши череповецкие не лыком шиты"... Интересен был и исход той имитационной игры, как показывает мой опыт, достаточно четко прогнозирующего развитие бизнес-социальной среды. По итогам той игры "дядюшку" слегка "опустили", напоили водочкой и распрощались. Никто ничего плохого про него не сказал!!!


ЛИЦА ВОКРУГ

     Уже на первом семинаре, на котором я имел счастье побывать (посвященном бизнес-инкубаторству), я увидел "хорошо знакомое лицо" г-на Кузнецова, бывшего работника ЧСПЗ, в прошлом году участвовашего сразу в двух конкурсах менеджеров, проводимых, в первом случае Центром Аналитических Разработок, а во втором - нами. Значит не пропал! Подобрали паренька (золотого дельфина" и "суперменеджера") хорошие люди и бросили на "бизнес-инкубирование". 
     Вообще, данное мероприятие очень напоминало инкубатор. Молодых людей (когда по велению души, когда по просьбе вузовских "авторитетов") было довольно много. И, между прочим, одна из программ (на мой взгляд, наиболее слабая и непрофессионально состряпанная) называлась "Начни свой бизнес". Я бы сказал, что где-то все это мероприятие было своеобразной презентацией нового поколения социальных инноваторов Череповца! Видно было, что эти ребята увлечены идеей бизнес-миссии, глазки у них горят, хвосты только пистолетом! Нас, "старичков". они даже не заметили и  в свой круг не пригласили! Ну, что же, это их "игры", их Пир, на котором мы всего лишь пассивные наблюдатели!  Думаю, что в свое время мы были ничуть не лучше! И тоже свергали устоявшиеся авторитеты.
     Однако, такое отношение к профессионально работающим людям в этой сфере не просто настораживает, а даже говорит о том, как много в этом движении начинающих дилетантов. Вчера вечером, например, мне позвонил мой знакомый, достаточно известный в городе психолог, и заметил с возмущением, что вся психологическая линия на этой конференции была сплошной профанацией. Когда же я ему возразил, что в мероприятиях "психологов" участвовало довольно много лиц с "глупо-восторженным" выражением лица, он заметил с огрочением: "К сожалению это общий показатель психологической грамотности в городе. В предоставлении же коммерческих услуг пока побеждают не те, кто имеет базовое образование и опыт, а агрессивные дилетанты". На что я ему заметил, что "это еще один повод профессионалам подумать как себя вести в новой ситуации".
     Итак, неоперившаяся молодежь, может быть впервые на этой конференции по настоящему заявила о себе и заставила людей более опытных и не включенных по разным причинам в данную Игру задуматься...
     Были еще любопытные представители различных социальных оттенков. По логике вещей конференция должна была просто "кишеть" людьми солидными, потенциальными инвесторами.  Однако я, например, их там не заметил. Правда, надо знать, что люди с деньгами обычно ведут себя очень "скромно". Зашли, посмотрели что к чему, и без комментариев вышли. И такие люди были. Но было их немного. Зато группа потенциальных "менеджеров проектов", "бизнес-инкубаторов" была представлена довольно обильно. От них, главным образом и исходили различные "диалоговые" импульсы, вопросы, всяческая активность... Заметна также была группа относительно молодых предпринимателей, примеривавших на себе возможность "поступления" в предлагаемые организаторами "инкубаторы", прикидывающих для себя все "за" и "против".  В целом, лично у меня осталось четкое впечатление, что сам проект TACIS в городе, кроме может быть администрации, никакой серьезной поддержки пока не получил... Ясно также и то, что подавляющее большинство из пришедших на конференцию предпринимателей и представителей их компаний, подтолкнуло к участию в ней не желание помочь Сперотто и его друзьям, а стремление: во-первых, не пропустить новое течение в бизнесе, а во-вторых, взять на вооружение некие новые предлагаемые бизнес-инструменты. Например, в городе давно уже говорят об идее выращивания бизнесов под крылом какого-нибудь вуза, предприятия или предпринимателя с деньгами. Ясно, что создаваемый (но пока не созданный) под крылом администрации бизнес-инкубатор вряд ли станет в городе единственным. Если идея хороша, то найдутся и люди и организации способные, и возможно куда лучше и эффективнее официальных структур, воплотить ее в жизнь неформальными путями. Полезность приглашения в город московских и иных лиц давно известна. Она, как правило, заключается в том, что как-то конституирует в сознании лиц от которых что-то зависит ценность и существенность самой идее. Опять же, мы возвращаемся к мысли о "пророках в отечестве своем"
    

МЕТОДЫ РАБОТЫ

     Сама конференция, ее дух, очень отдавала неким налетом "европейской цивилизованности": хорошее здание, иномарки перед подьездом, богато одетые люди, молодежь в "фирменных" маечках, "море" раздаточных материалов.  Все, вроде бы, схвачено.  Однако глаз "социального инноватора" сразу замечает противоречия между декларируемыми целями и методами их достижения. Вот, пример. На семинаре, посвященном информационным технологиям, выступала пара, извиняюсь, "мальчиков" из Питера, которые, кроме всего прочего, выдавали явную рекламу своего информационного продукта за "горячую тему" конференции.  Ладно. Произнесли они свои замечательные репризы, а вслед за ними выступал "свадебный генерал" с "Северстали". Обычно, организаторы любых значимых мероприятий оттуда кого-нибудь приглашают в надежде, что вдруг что-то и "обломится". Может не сейчас, но позже! Кстати, я давно заметил, что ВСЕ представители "Северстали" к своим выступлениям на таких мероприятиях обычно вообще не готовятся.
    И вот этот товарищ вдруг начинает попросту "опускать"  выступавших перед ним питерцев, говорить о том, что весь опыт его и "Северстали" в целом свидительствует о том, что информационные технологии, особенно через ИНТЕРНЕТ в общем-то "Северстали" абсолютно не нужны! Более того, он, по-существу, дал здесь присутствующим настоящим и будущим предпринимателям весьма четкую "ориентировку" их поведения. Мол, есть у "Северстали" всякие отходы производства, которые нам недосуг заниматься. Так вот - Вы ими и должны заняться, а не разговаривать здесь про какие-то информационные технологии.. В общем, попросту говоря, доску из-под этих ребят выбил - трудятся ЗРЯ!
     Для обычного человека - это уже оскорбление, скандал. Для социального коммуникатора - настоящее поле деятельности: выясняются позиции, мнения, кристализуется предмет полемики. Ну, ведь такой серьезный заход, вступай в диалог, оспаривай... развивай, динамизируй весь процесс. Ради будущего великолепного результата. Однако, эти мощные подвижки организаторами едва замечаются. Никто в диалог с представителем "Северстали" не вступает. Почему? Проклятая политкорректность: зачем будить зверя в потенциальном спонсоре проекта?! На мой же взгляд - обыкновенная социально-психологическая неграмотность (точнее - незнание целых пластов социальной психологии, например, теорий конфликта), благодаря которой не решается, на мой взгляд, ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ВСЕГО ЭТОГО МЕРОПРИЯТИЯ - РАЗБУДИТЬ СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ, ВОЗБУДИТЬ БРОЖЕНИЕ УМОВ,  ЗАСТАВИТЬ ФОКУСИРОВАТЬ НА СВОЮ ИДЕЮ БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО ЛЮДЕЙ ДО СИХ ПОР НАХОДЯЩИХСЯ ВНЕ ЕЕ. Мероприятие прошло, а что в остатке. Неплохая презентация, заявка. А ведь мог быть получен гораздо более мощный и значимый результат.
    Вот, еще наблюдение. Уже на закрытии, на сцену выступили девушки с семинара "Женское предпринимательство" и заявили, что во время очень активного обсуждения у них (женщин) возникла идея организовать свое движение деловых женщин Череповца. Вобще-то, нетрудно предположить, что после подобных мероприятий такой исход вполне возможен и даже прогнозируем. НО ЭТО БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЙ И БЫСТРО ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ КОНФЕРЕНЦИИ, на котором организаторы во время окончания своего мероприятия ЕДВА ОБРАТИЛИ ВНИМАНИЕ, что явно вызывает подозрение, упрек в непрофессионализме. Ведь настоящим результатом и должно быть создание всевозможных мелких и чуть более групповых "ассоциаций" и "клубов по интересам", которые может быть не сразу, но должны были бы потянуться к проводникам ОСНОВНОЙ ИДЕИ.


ПОДВЕДЕМ ИТОГИ

     Об основных результатах (естественно, с моей точки зрения) конференции я уже сказал выше. Ясно, что поначалу все эти социальные брожения могут восприниматься как элемент миссионерской работы. Но обычно за первой ласточкой приходит другая, третья. Кроме того, местные "жрецы" тоже начинают оживать и возникает момент конкуренции, так называемое "мурло развитого капитализма". Для организаторов и неофитов, конечно же важно как-то доказать действенность, жизнеспособность своих идей и особенно методов. В значимости идей, я, пожалуй, не усомнился. Несомненно, многое из сказанного и показанного хотя бы в принципе, как возможный инструмент, верно! А вот методы меня насторожили - близко, тепло... Но не в десятку.

октябрь, 1999 г.


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.