Миссионер HiTeach из Техаса мечтает о собственном стадионе для к

  Уже беглое знакомство с интервью, даными Президентом Профессиональной Лиги Кибератлетов (CPL) Анджэлом Мунзом ряду популярным западных игровых сайтов, сформировали у меня образ стойкого харизматика, из ряда тех заряженных на результат энергичных американцев, которые считают, что любой ценой должны донести до окружающих главную идею их жизни, в кипящем котле которой они сами растворены целиком и полностью.
  Сам Анджэл тесно связан с миром высоких технологий своего родного штата Техас и даже входит, по признанию земляков - журналистов в 25 самых продвинутых в мире HiTeach техасцев. Помимо CPL (см. www.cyberathlete.com )у него существует и другой бизнес. Кроме того, он долгое время занимался и занимается финансами, работой в банковской сфере. Но, похоже, единствненная его настоящая любовь и необратимое влечение до конца жизни - это компьютерный спорт, как профессиональный, так и любительский.
  Эта статья - не штрихи к портрету великого человека в мире компьютерных игр. Анжджел Мунз пока интересен не как вознесенный на пьедестал человек над которым не властно время, а именно как живой комок энергии, непрерывно вращающися в мире технически продвинутых молодых людей, питающийся и питающий их спортивными страстями, специфическими талантами и разумом. Дело, которому он так фанатично, служит не имеет от роду и пяти-десяти лет. Поэтому интересно увидеть систему взглядов человека, иногда достаточно смутную, противоречивую, но сквозь привлекательную вязь которой просматривается будущее этого, я думаю, важного для современной жизни явления, похоже способного кардинально изменить взгляды многих из нас на существующее положение вещей в мире.
 
Gameрство как судьба, gameры как корпорация

  Как я понял из выступлений Анджэла, сам он не является каким-либо выдающимся игроком в компьютерный игры и никакими честолюбивыми планами в этой области жизни не одержим. Главная миссия, которую он считает неотъемлимой от своей жизни, заключается в том, чтобы не только создать нормальные условия для пока еще весьма необычного способа жизненной самореализации молодых людей, но создать геймерство как значимый в спортивном (и не только) мире социальный институт, влиятельную организацию, способную не только постоять за себя, но и стать мощным стимулом к развитию тех же высоких технологий как и всякое серьезное явление, выдыхающееся без постановки для себя серьезных сверхзадач. Компьютерный спорт способен поставить перед индустрией HiTeach такие серьезные задачи. Как я понял, у Президента СРL нет в этом никаких сомнений.
  Как и всякое новое, необычное явления компьютерный спорт (пока еще, в основном, не признаваемый за таковой в мире) вызывает далеко неоднозначные оценки у окружающих его людей. И не только в России, где это все еще молодецкая забава, игра гормонов, но в в Америке, где к геймерству относятся куда как серьезнее… Но как? В одном из американских юмористических журналов, представленных в сети, я отыскал комикс, описывающий диалог бабушки с внуком, которая просит ребенка объяснить ей, что такое "бластер".  Конец этой истории печальный, как в наших любимых страшилках: "Долго по городу мальчик бежал, бабушку внучек в мешок собирал…" Понятно, что так просто такие картинки в журналах не появляются: карикатурист подсмотрел некое явление в самой американской действительности, оценил существующее к нему отношени и…  Вот с этим отношение и борется активно Анджэл Мунз, считая его несправедливым и несоответствующим действительности.
  Разрозненных геймеров мира Мунз мечтает объединить в одну общемировую организацию, со своим уставом, ритуалами, традициями, правилами. Пока что у него это получается гораздо лучше, чем у ряда конкурентов, тоже когда-то вставших на этот путь. "У CPL, - говорит ее президент, - твердые финансовые, организационные и структурные основы. Если мы и конкурируем с кем-то, то только с самими собой. Так зачем нам сосредотачивать свое внимание еще на ком-то, кроме себя".
  Судя по страницам, имеющем отношение к CPL, все там действительно поставлено на солидную основу. Многочисленные турниры с дразнящими самолюбие денежными призами проводятся не абы где, а в специально лицензированных и приспособленных для этого центрах, разбросанных по всему миру от знойного Сан-Пауло до заснеженной сказочной Дании. В России еще таких центров нет, но меня, например, гложет чувство, что "не за горами тот великий день".  Тем более, что наши парни на этой ниве, и это становится заметным, пока больше болтают, чем что-то делают реально…
  Критическим моментом для победы компьютерного спорта во всем мире Анджэл считает не просто привлечения к нему внимания телевидения, что уже делается. Гораздо более важным для него является вовлечение в игру зрителей, их реальное сопереживание каждому ходу, каждой удаче и неудаче игроков. Пока же, в основном, компьютерный спорт скучен как зрелище, так как до сих пор до появления огромных телевизионных экранов зрители были лишены возможности сопереживать происходящему. Но и это время не за горами…
  Мунз мечтает о создании специального кибернетического стадиона. При этом аргументы, которые он выдвигает в своих бесчисленных интервью вполне резонны: любой устоявшийся спорт имеет для поддержания своего существования соответствующую его задачам и специфике арену. Пока у компьютерного спорта не будет своего, признанного в мире за стандарт стадиона, он не может чувствовать себя равным среди равных…


Геймеры - это кровь спорта, игры - это адреалин, заставляющий эту кровь закипать

  Любой храм бессмысленно строить, если для поддержания жизни в нем не существует истово преданных идее прихожан. Мунз (не Мун!!!) прекрасно это понимает и многое делает для того, чтобы молодые люди, выбирающие для себя в жизни единственно правильную дорогу, не считали зазорным дальнейшее профессиональное занятие компьютерными играми.
  Однозначно, компьютерный спорт едва родившись и даже не определившись в своих основных составляющих, породил на свет немало молодых людей, кочующих от одной из европейских столиц к другим (или из штата в штат), с единственной целью - показать себя с самой лучшей стороны. По признанию самого Мунза 19-летний лидер 2000 года Fatality  способен сейчас зарабатывать около 150000 долларов в год, что для молодого человека, даже американца по происхождения, весьма неплохо. Более того, в том, что касается доходов сильнейших игроков лиги, у Мунза нет никакого сомнения - они будут расти стремительно вместе с ростом финансового могущества и авторитета самой лиги и исповедуемого ею компьютерного спорта. Еще год-два и лучшие игроки CPL могут стать миллионерами.
  Нет смысла повторять заезженную фразу, что деньги могут в очень значительной степени развращать молодых людей. Такая опасность существует и она вполне реальна - нечего закрывать на это глаза. Синдром набоковского Лужина вероятен.  И тем неменее, с этим в скором времени предстоит жить и нам и игрокам.
  Как я понял, подобное явление если и занимает президента CPL, то пока не в самой значительной степени. Ясно, что без звезд никакого спорта не существует. Они просто должны быть! Однако, Мунза сейчас волнуют больше вопросы его массовости и стандартов. Не секрет, что бурно развивающаяся компьютерная индустрия порождает столько всевозможных дополнений и приложений даже к установившимся играм, что перетекание их в спортивные мероприятия вмиг дисквалифицируют и отбрасывают на многие ступени назад даже выдающихся игроков. Непросто выработать также универсальные требования к техническому оснащению и системному программному обеспечения, используемому в спортивных соревнованиях. Для того, чтобы все это было на уровне лига во всех отношениях должна дышать как единый механизм, постоянно подпитывающееся со всех сторон новыми игроками, техникой, играми, но и имеющая некоторые консервативные черты, непозволяющие новым течениям в высоких технологиях разнести ее вдребезги.
  Чтобы не превратить компьютерный спорт только в тусовку избранных Мунз озабочен идеей создания Любительской Лиги Кибератлетов (CAL). Именно через ее турниры и соревнования, через ее школы должны проходить тысячи новых, вступающих на тропу киберспорта молодых людей. Оттуда Профессиональная Лига должна получать новые кадры, новых звезд. Новые подземные толчки кардинально меняющие взгляды и направление движения…  Сейчас Мунз размышляет о системе рейтингования и ранжирования игроков. Чтобы все было так как в большом, уже доказавшем свое право на существование спорте. 
  Отдельный вопрос - игры, в которые должны играть члены CPL и, соответственно, культивировать лига. Большинство компьютерных игр - это имитаторы каких-то реальных игр или явлений, существующих в мире. Поэтому Мунз считает, что они не могут находится в арсенале игрового сообщества в качестве ведущих спортивных компьютерных игр. Таковые должны быть порождены самим этим миром. И пока, по видимому, к подобного рода играм, которые Мунз выделяет достойными компьютерного спорта, относится Quake  и ее многочисленные разновидности.

Компьютерный спорт как большая политика и бизнес

  Трудно сказать, что на самом деле, кроме, понятно, ощущения призвание, является компьютерный спорт для президента профессиональной киберлиги. Это и не политика в чистом виде, и не бизнес.
  С одной стороны с помощью компьютерного спорта Мунз мечтает немного изменить лицо мира, дать ему в лице молодых людей новые возможности. За этой идеей никаких денег не стоит. Это, так сказать, общественное кредо движения.
  Но с другой стороны, Мунз настойчиво пытается строить отношения лиги с миром как бизнес, понимая, что без денег даже замечательное дело обречено на вымирание. Тем более такое капиталоемкое как компьютерный спорт.
  Пока что лига в основном (и видимо - неплохо) зарабатывает на спонсрских вливаниях.  Фирмы, естественно, это делают не за просто так, понимая, что существование в эпицентре компьютерных турниров и состязаний их продуктов, продвигает последние к потребителю гораздо быстрее, чем это делается при помощи полок магазинов. Какждая составляющая компьютера, монитор, сети и даже коврик, в качестве стандарта закреплены за какой-нибудь крупной фирмой, брэндом. Таким же образом расходится реклама на туринирах.
  Лига сама не разрабатывает компьютерных или видеоигр, но готова принять посильное участие, помогая чем возможно разработчикам. До сих пор она нуждалась во внимании представителей игровой индустрии. Но похоже - времена меняются и недалек тот день, когда для того, чтобы обеспечить своим играм компьютерный успех разработчики должны будут обращаться за помощью в "раскрутке" к представителям лиги, которые будут решать: нужна или нет им для культивирования внутри лиги та или иная игра.
  Я уже не говорю о том, что вокруг компьютерного спорта создается широкая инфраструктура коммерции: кто то создает весьма популярные в игровом мире веб-сайты, торгует рекламными местами, символикой, пишет статьи, т.е. раскручивает популярность компьютерных игр и брэнда СЗД до небес, что в конечном плане все равно трансформируется в деньги.
   И все же Анджел Мунз подчеркивает, прежде всего, общественную направленность свою и лиги.  В целом я склонен ему верить, хотя следует помнить, что у этих американцев никогда ничего не разберешь: когда они занимаются бизнесом это больше напоминает филантропию, когда их тянет к общественной самореализации это почему то "пахнет" бизнесом. Наверное, чтобы не путаться, лучше принимать их такими какими они есть.
  Ох уж эти американцы!


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.