Блеск и нищета харизмы
Мне трудно сказать получил ли при этом О.Ю. какие-либо отступные и, вообще, что послужило конкретной причиной его оставки. В данном случае, для нас это просто очередной повод порассуждать на одну из важных для нашей внутренней жизни тем, которое это неординарное для жизни городских СМИ (а также бизнеса в целом) событие подтолкнуло...
На нашем городском "театре" человеческой активности и, особенно, в сфере бизнеса есть ряд линостей и фирм, которые на общем фоне особенно выбиваются из колеи. Довольно часто происходит своеобразное совмещение, обмен "любезностями", имиджем состороны этих личностей и возглавляемых ими организаций. Можно, например, припомнить Сырова и "Курьер", Маркова и "Канал-12", Изоха и "Роспром", Мельникова и "Торговый Дом Череповец", Сикорского и Меткомбанк, Кабанова и Частное агентство недвижимости, Дикаревского и "Карат", и т.д. и т.п. На вершине своего развития эти люди служили ярким олицетворением, возглавляемых ими организаций и, даже более того скажу, просто масштабом своей личности подминали данные организации под себя... Нет сомнения, что подобная картина и, возможно, еще более ярко, наблюдается в других городах и странах. Если же продолжить цепочку наблюдейний за дальнейшей судьбой этих организаций и этих людей, то можно отметить следующее - эти люди, как правило, эти организации покидали, и, как правило, их уход от "собственных детищ" сопровождался довольно крупными скандалами и смертельными обидами.
Что это - случайность?
Конечно же, нет! А что?
Как известно, в психологии есть такое понятие как "период жизни личности". Тоже самое понятие можно найти в "социологии организации" - любая человеческая общность, даже слегка обюрокраченная и формализованная живет и вынужденно меняется в своем становлении и формировании. В маркетинге есть еще понятие "цикл жизни товара". Вот там, по-существу, и содержится вся самая необходимая нам методология, наиболее важная для осмысления выделенного нами интересного явления.
Да, предпринимательская (как и любая другая) харизма, пассионарность очень важна человеку для создания новой организации. Сгорая от нетерпения и творческой жадности он "спешит" воплотить в своем "произведени" (то бищь организации) заложенные внутри него, часто на неосознаваемом уровне, глубокие личностные смыслы, которые придают его деятельности и поведению мощные драматургические черты. Сила этих "потусторонних позывов" бывает настолько велика, что окружающая этого персонажа человеческая масса, среда просто поневоле начинает отождествлять этого человека с самой организацией, даже ставить его выше.... И в какой-то момент это действительно так и есть на самом деле. Вспомним тележурналиста Маркова образца 1992-1993 годов. Его "Канал-12" и он сам - это единое целое. Вспомним изоховские выставки "Офис. Оргтехника. Реклама". Еще пару лет их можно проводить совсем другой человек. Но общественное мнение всегда будет считать, что тут приложил руку ... Изох. Так велика магическая сила ХАРИЗМЫ...
Но всему на свете есть предел... Когда-то иссякает внутренний источник бескрайнего энтузиазма и харизматическая личность превращается в откровенную обузу для живущей вполне размеренной и рутинной жизни организации. Вспомним судьбу тележурналиста Маркова 94-95 года. Это было откровенно безликое зрелище. Жене явно нужно было заниматься каким-то другими, менеджерскими делами, думать о "хлебе насущном" для своих сотрудников, поднимать экономику и материальную базу своей телестанции. Но неодолимой силой его тянуло на телеэкран... Причем не в смысле каких-то новаторских открытий или просто призвания. Просто он не знал ... что делать дальше. И не хотел никому уступать лидерских позиций, хотя все развитие тележурналистики Череповца и его канала к этому подталкивало... В конце концов логика его деятельности и выстраиваемых им отношений с крупным бизнесом ("Северсталью" и Меткомбанком") привела к ожидаемомому исходу. Женя родной телеканал покинул, обставив дело так, что в этом виновата его политическая принципиальность (хотел говорить, что думал) и жесткая позиция "новых хозяев". Хотя, на самом деле многие более прозорливые люди утверждали, что Марков просто "спекся" - в новой своей социальной роли так и не состоялся, а в старой просто полностью исчерпал. Можно, конечно, выдвигать претензии к хозяевам телеканала ("мол, зачем обидели парня!"), но я бы на месте Маркова просто бы сказал им спасибо. ОНИ ПОМОГЛИ ЕМУ СОХРАНИТЬ ТВОРЧЕСКОЕ ЛИЦО ДАВ ВОЗМОЖНОСТЬ КРАСИВО УЙТИ...
Вспомним еще для примера Виктора Изоха. Немного наблюдая жизнь его фирмы изнутри я пришел для себя к выводу. Что эта жизнь для сотрудников была сплошным кошмаром. Его все время тянуло к каким-то громким общественным событиям, требующим от своих работников громадной психологической и физической самоотдачи. Причем, как правило, без какой-либо особой благодарности. Будучи личностью экспансионисткой, он все время пытался расширить масштаб приложения своих сил, но чувствуя, что ресурсов не хватало, а рутинная ежедневная работа приелась, стал искать тех, кому мог просто сдать свои дела. И нашел... А те, в конце концов. Решили, что на этом празднике жизни "праздный бездельник" Виктор Владимирович явно лишний! Впрочем, тут много всяких версий существует...
Таким образом, подведем красную черту под сказанным нами выше. Если, не дай Бог, Вы являетесь человеком пассионарным, желающим стать не просто обыкновенной Царицей, а Владычицей Морскою, возможно на первом этапе жизни Вашей организации это сослужит Вам добрую службу. А дальше готовьтесь к проблемам, так как дефицит внешних ресурсов и вечно иссякающий дефицит внутренних (например, мотивации) заставит искать Вас помощь вовне. А там, знаете, ходят такие злые волкодавы, которым в качестве партнеров по охоте Вы можете и не подойти. Хотя... тот же Виктор Изох сегодня опять навиду. Кажется, он собирается снять все сливки с начинающейся политической кампании, со всевозможных выборов. А значит харизмы ему еще долго можно будет не занимать...
лето, 1999 г.
Свидетельство о публикации №202011200093