За место под солнцем

Из серии «Софа удовольствий»

Краткая история драматического самоутверждение табака в мире
 
  Я никогда не относился к любителям сигаретного дыма. В моей семье никто никогда не курил. Спорт, которым я занимался в детстве, несмотря на то, что спортсменам нередко приписывают тайную страсть к самым аморальным поступкам, этому не способствовал, армия не посодействовала в нужной мере, университет не поощрил и т.д. и т.п. Короче, никакого курильщика из меня не получилось.
  Однако, утверждения некоторых моих приятельниц (уже бальзаковского возраста)  о том, что от настоящего мужика все-таки должно пахнуть либо вином, либо табаком, подтолкнул меня к изучению этого вопроса. Последнее же привело меня к выводу о том, что в мировой истории табакокурения все было совсем непросто. Во всяком случае не так, как я себе представлял. Мне то всегда казалось, что это табак и курильщики привносят в существование общества определенные проблемы, а сами живут лишь себе в удовольствие. Но после знакомства с увлекательной и полной драматизма историей самоутверждения того и другого явления в жизни человечества, я больше склонен считать, что это не столько от табака нам (то бишь человечеству) досталось и достается , сколько ему от нас. Впрочем судите сами.
А Папа против!
  По мнению экспертов табачный куст в том виде в котором он выглядит сейчас сформировался примерно за 6000 лет до нашей эры и к 1 веку до Рождества Христова заполонил собой всю территорию нынешней Америки. К этому же времени американские аборигены уже полностью смогли оценить все его достоинства и баловались табачком так, как им подсказывал тогдашний уровень развития технологии и общественной морали. Думается, что к приезду к ним с дружеским визитом Христофора Колумба, а чуть позже и не отличающихся излишками дипломатии испанских конквистадоров во главе со стариной Кортезом этим тихим маленьким радостям жизни в тех краях предавалось все население - от мала до велика.
  Почти полстолетия, если не больше, европейцы пытались понять, что же это такое, прежде чем сообразили, что табак можно использовать и для каких-то своих нужд.  Раз за разом табачок завозился в крупнейшие города Европы и демонстрировался там наиболее продвинутой части населения. Те только цокали языками и воображали себе, что табак может использоваться только исключительно для медицинских целей. Известен, например, факт, что в 1566 году французский аристократ Жан Виллемейн, посол Франции в Португалии,  послал нюхательный табак в подарок Екатерине Медичи, королеве Франции, страдавшей в то время от головных болей, а в 1576 году доктор из Севильи Монард пишет о повальном увлечении выращиванием табака среди испанских докторов. Так же он приводит список из 36 болезней, от которых излечивает табак.
  В то же время, в отличии от европейской аристократии, ни местный плебс, типа тамошних морячков, ни духовенство, никаких иллюзий на предмет предназначения и ценности табака не питало. Первые, явно, сразу же стали использовать его с наркотическими целями, а вторые, та же Римская католическая церковь, ополчилась на него, увидев в нем вещество одурманивающее сознание прихожан не совсем в ту сторону, которую она бы сама хотела. Это было первое публичное выступление против использования и культивирования табака вообще.
  В 1590 году в мире появилось первое художественное произведение, посвященное табаку, что прямо указывало на то, что это явление глубоко вошло в европейскую культуру и закрепилось в ней с очень специфической стороны - в нем искали радости, утешения, забвения, удовольствия, легкого излечения от недугов.
К Его Святейшествам присоединяются медики и короли
Вслед за Церковью неожиданно тревогу против употребления табака забили медики. В 1603 году английский врачи выражают свою озабоченность тем, что табак используется без врачебных предписаний и жалуются королю Джеймсу I, который был вынужден предпринять  против табака ряд контрмер. Правда, как мне думается, английских врачей, как, собственно и в наши времена, озаботило тогда не начинавшееся массовое употребление табака населением, а утрата своего, надо думать совсем небескорыстного, способа контроля за его потреблением.
Более серьезные люди, типа испанского короля Филипа III, осознавшие тот факт, что коммерческое выращивание табака и продажа его, могут принести им неслыханные деньги, начинают чинить разного рода препятствия тем, кто пытается продавать этот продукт без их ведома. В качестве наказания предписывается смертная казнь. В 1614 году сей уважаемый муж, чтобы избежать перенасыщения рынка, предписывает, что весь табак выращенный в испанском Новом Свете должен направляться в Севилью. Севилья становится мировым центром производства сигар, европейские сигареты так же начинаются отсюда. Испанские и португальские моряки распространяют практику курения в Россию и Грецию. Не захотела оставаться "в дураках" (пардон - "в дурах") Англия. Под ее покровительством, примерно же в эти годы, на мировой рынок табака выходит ее колония Виржиния.
В то же время, например, китайские императоры запрещали у себя выращивание и употребление табака.
Не отстает от китайских императоров и Церковь. Начиная с 1624 года она начинает отлучать людей, нюхающих табак. По мнению святых отцов чихание слишком походит на сексуальный экстаз. Султан Мурад IV приказывает наказывать курильщиков как неверных. Историки считают, что это было направлено в первую очередь на предотвращение пожаров. Царь Алексей вводит наказания за курение. По сравнению с некоторыми монархами он был настоящим гуманистом. За первое нарушение запрета была введена только порка, вырывание ноздрей и ссылка в Сибирь. И только человек переступивший запрет во второй раз приговаривался к смертной казни.
В 1650 году Верховный суд колонии Коннектикут постановил - запретить курение лицам, не достигшим 21 года, запретить курение без предписания врача.
Среди исторических фактов в пользу табака: пережившая в середине 17 века эпидемию чумы Европа стала считать табак панацеей от этого заболевания, а в конце 17 века введение в Виржинии очень тяжелых налогов на табак способствовало целому ряду бунтов, закончившихся в конце концов печально для англичан уже в следующем веке.
Судьба табака и курильщиков складывается не так печально, если к ним удается пристрастить первых лиц государства. Как только доброжелатели "дали нюхнуть" табачку французскому королю Луи XIII он, вероятно став его истовым сторонником,  снимает запрет на его употребление в стране.
А табачок врозь!
В 1730 году в мире начинает работать первая табачная фабрика, расположенная в Виржинии. При этом с духовенством проблемы там решают очень просто. Церковь в этом штате получает от производства и продажи табака неплохой доход для своих нужд.
В 1760 году Пьер Лориллард основывает в Нью-Йорке мануфактуру по производству трубочного табака, сигар и нюхательного табака. "P. Lorillard" старейшая табачная компания в США.
Медики, отлученные от коммерческого использования вредных привычек своих соплеменников, становятся все более агрессивными в своих нападках. В 1761 году в Англии Джон Хилл проводит, возможно, первые клинические исследования табака и предупреждает, что нюхательный табак делает людей более уязвимыми для рака.
В 1762 года свою лепту в распространение табакокурения вносят военные. Генерал Израэль Патнэм представляет курение сигар в США. После британской кампании на Кубе "Старина Пат" вернулся с 3 кораблями гружеными гаванскими сигарами. Он представил потребителям свою коннектикутскую пивоварню и таверну для курения сигар.
Европейские страны, осознав в полной мере коммерческое значение этого явление, а также его значимость для экономики государства, постепенно начинают формировать и защищать свои табачные  рынки от неприятеля. Так, в 1771 году французские власти запрещают ввоз табака производства других стран внутрь страны. В 1794 году Конгресс США одобряет первый налог на табак. Налог облагается только нюхательный табак, так как жевательный и курительный табак употребляли только низшие слои населения. Налог на нюхательный табак составлял около 60% от его стоимости.
Война и бизнес - две стороны одной медали
С начала 19 века Англия начинает активным импорт сигар в страну, которые стремительно завоевывают популярность на фоне остальных видов табачных изделий.
Не успокаиваются медики. В 1828 году в Германии два шустрых студента университета Гейдельберг Людвиг Райман и Вильгельм Хайнрих Поссельт пишут исчерпывающую диссертацию по фармакологии никотина, содержащегося в табаке, где с уверенностью утверждают, что это "опасный яд".
В сельском хозяйстве начинают применяться передовые технологии обработки табачных растений.
В 1845 году публикуется новелла Проспер Мериме "Кармен", о девушке работающей на сигаретной фабрике в Андалузии. Вокруг мира сошедшего с ума от употребения "наркотика" начинают выковываться недюжинные человеческие характеры.
В 1848 году американские солдаты возвращаются из Мексики домой с новым темным табаком, популярным в латиноамериканских странах. Это определило взрывообразное развитие рынка сигар в США.
В этом же году уже в Англии Филип Моррис открывает свой первый табачный магазин. В нем продаются турецкие сигареты ручной скрутки. Впоследствии он начинает производить сигареты собственного производства.
В 1852 году в мире появляются первые спички, что делает курение более комфортным.
После завершения в 1856 году Крымской войны в европейских странах начинается взрывообразное распространение сигарет, курить которые англичан научили турки.
В 1861 - 65 годах табак входит в армейский паек как Северян так и Южан. Многие Северяне только на этой войне познакомились с табаком. Северянам так понравился "светлый" южный табак, что по пути домой, во время марша Шермана, солдаты разграбили многие склады в поисках жевательного табака.
В эти же годы в США вводится первый федеральный налог на табак, а всех сигарных производителей обязывают упаковывать свой товар в коробки, чтобы правительственные агенты могли наклеивать акцизные марки на них. Таким образом, было положено начало искусству производства сигарных коробок.
В 1875 году компания "Allen & Ginter" предлагает награду в 75000 долларов создателю машины, скручивающей и набивающей сигареты. В этом же году эта же компания начала вкладывать в свои сигареты ("Richmond Straight Cut No.1", "Pet") картинки для привлечения покупателей и придания жесткости пачкам. На картинках изображались флаги народов мира, известные актрисы и боксеры, сцены известных сражений.
В 1884 году американский предприниматель Джеймс Дьюк переезжает в Нью-Йорк и создает картель под названием "American Tobacco Co.". Он покупает две машины Бонсака и производит 744 миллиона сигарет в этом году, что превосходит все национальное производство сигарет в 1883 году. Дьюк заключает с Бонсаком эксклюзивный контракт, и это дает возможность ему успешно бороться с конкурентами.
 
Ценовые, рекламные и марочные войны
1901 
К концу 80-х годов  Дьюк, пользуясь тем, что подробности его контракта с Бонсаком неизвестны конкурентам, начинает ценовую войну. Он-то знает, что он непобедим и постепенно монополизирует рынок.

В 1892 году в Конгресс США подается петиция с требованиями наказывать производителей, импортеров и продавцов сигарет. Конгресс признает, что табак опасен для здоровья, но считает, что этот вопрос находится в компетенции властей отдельных штатов. Ряд американских штатов запрещают производство и продажу сигарет.
Отметим, что более аристократических товаров, связанных с табаком, которые уже утвердились в американской культуре, этот запрет не коснулся.

В 1901 году умирает королева Виктория умирает. Ее сын Эдуард, собирает своих друзей в большой гостиной Букингемского дворца. Он выходит к ним с сигарой и словами "Джентльмены, теперь вы можете курить". Эта фраза стала своего рода сигналом к бурному развитию табачной промышленности в Старом Свете.
 
Табачный бизнес становится трансконтинетальным. Английские компании "Imperial" и "Consolidated" договариваются ограничить свои интересы своими странами соответственно. А для продаж своих марок за границей создают совместную компанию "British American Tobacco (BAT)", а "Philip Morris" создает свою корпорацию в Нью-Йорке для продажи сигарет своего производства, включая "Marlboro".
В 1905 году полиция арестовывает женщину за курение в машине. "Вы не можете этого делать на Пятой Авеню" - говорит офицер
В этом же году табак убирают из официального списка наркотиков. Это делается в обмен на голоса табачного лобби при голосовании по "Food and Drug Act" 1906 года. Табак автоматически выпадает из юрисдикции Food and Drug Administration (FDA).
 
В 1912 году компания"Liggett & Myers" представляет сигаретную марку "Chesterfield" с рекламным слоганом "They do satisfy".
В 1913 году "R.J. Reynolds" представляет новую марку "Camel".
Впечатленные успехом марки "Camel" корпорация "American Tobacco Company" выпускают в ответ сигареты "Lucky Strike". Название аналогично некогда популярному трубочному табаку времен золотой лихорадки. Рекламный девиз: "It"s toasted".
 В 1921 году "RJR" тратит 8 миллионов долларов на рекламу, основные силы тратятся на рекламу "Camel" с девизом "I"d Walk a Mile for a Camel".
К 1925 году В США продано 73 миллиарда сигарет. "Camel" занимает 45% американского рынка."Philip Morris" нацеливает "Marlboro" на женщин с рекламой "Mild as May". Американские звезды Хелен Хейс, Эл Джонсон и Амелия Эрхарт рекламируют "Lucky Strike".
Штаты США один за другим снимают запреты на продажу сигарет. Благодаря рекламе направленной на женщин "Lucky Strike" завоевывают 38% рынка. Курение среди девушек-подростков утраивается с 1925 по 1935 год. К 1935 году эта марка сигарет по количеству потребителей выходит на первое место в мире.
В тоже время каждый 4 из 1000 американцев заболевает раком легких, а правительство США получает астрономические  доходы от налогов на табачную продукцию.
К 40 годам табачные фирмы мира вступают в жесткую ценовую войну и заканчивают ее объявлением фиксированных цен на табачную продукцию.  В эти же годы "B&W" представляют марку "Viceroy". Это первая серьезная торговая марка сигарет с фильтром.
 
1924 
 
Герман Геринг в 1939 выпускает декрет, запрещающий солдатам курить на улицах городов, на марше и на постах.
 
В 1939-45 гг. сигареты входят в солдатский паек. Табачные компании отправляют на фронт миллионы сигарет бесплатно. Производство сигарет увеличивается с невероятной скоростью.
В 45-46 гг. в покоренной Германии сигареты становятся неофициальной валютой.
В мире курят почти 50 процентов мужчин и 30 процентов женщин.
Реклама сигарет проникает на ТВ. В 1950 году  на экраны США выходит музыкальная программа "Ваш Хит Парад". На протяжении семи лет программа является одной из самых популярных телепередач. Спонсор программы "Lucky Strike".
В 1952 году компания "Lorillard" представляет свою новую марку сигарет "Kent" с фильтром "Micronite", содержащим асбест. На пресс-конференции в гостинице "Waldorf-Astoria" этот фильтр был назван "самой большой защитой в истории сигарет".
 
За здоровый образ жизни и культуру курения
В 1954 году некая Ева Купер обвиняет "R.J. Reynolds Tobacco Company" в смерти своего мужа от рака легких. Суд не нашел доказательств указывающих на курение как на причину смерти.
В этом же году рекламное агентство "Leo Burnett" из Чикаго создает образ "Ковбой Мальборо". В тот момент "Marlboro" занимает лишь четверть процента американского рынка.
В 1956 году компания "RJR" выпускает первые ментоловые сигареты с фильтром - "Salem".
В 1963 году начато 7 дел об ответственности табачных компаний.
В 1965 году в Англии запрещается телереклама сигарет. В этом же году конгресс США утверждает закон о маркировке сигаретных пачек предупреждениями Минздрава.
В 1966 году сигареты с фильтром "Winston" производства "RJR" становятся маркой №1 в США.
В 1971 году в США вступает в силу закон 1969 года и сигаретная реклама исчезает с телевидения и радио. СМИ теряют 220 миллионов долларов дохода от рекламы. В этом же году табачные компании этой страны соглашаются помещать предупреждения о вреде здоровью на сигаретную рекламу. Впоследствии это станет законом.
В 1972 году "Marlboro" становится самой продающейся маркой сигарет в мире.
В 1973 году Гражданский Совет по Аэронавтике обязал все авиакомпании ввести места для некурящих. Это первый федеральный запрет на курение в общественных местах.
С 1981 года страховые компании предлагают скидку некурящим на страхование жизни.
В этом же году ведущий теленовостей канала "CBS" в Чикаго Уолтер Якобсен обвиняет компанию "Brown & Williamson" в развязывании грязной рекламной кампании с целью вовлечь молодежь в курение. В 1985 году уже "Brown & Williamson" обвиняет "CBS" и их комментатора Уолтера Якобсена во лжи в 1981 году. Табачная компания выигрывает иск и получает 3.05 миллиона долларов. Это самая большая сумма выплаченная СМИ.
В 1985 году компания "Philip Morris" начинает публиковать журнал "Philip Morris Magazine".В этом же году отель "Ritz-Carlton Boston" проводит первую закрытую сигарную вечеринку. В скоре сигарные вечера начались проводиться в отелях с этим названием по всей стране.
В 1987 году в городах США  Беверли Хилс и Аспен запрещается курение в ресторанах.
"В 1988 году Liggett Group" (L&M, Chesterfield) по суду должна выплатить Антонио Чиполлоне 400 тысяч долларов компенсации за смерть его жены. Это первый процесс проигранный табачной компанией. Но "Liggett Group" так и не выплатила эту компенсацию, у истца не нашлось денег на завершение процесса.
В 1990 году Исламский Банк города Дубаи запрещает курение в своих офисах персоналу и клиентам

 В 1997 году табачные корпорации заключают с правительствами большинства штатов беспрецедентное соглашение. По этому соглашению компании должны выплатить 360 миллиардов долларов в течение 25 лет. Большая часть денег будет тратиться на антитабачную рекламу. В этом же году впервые в истории глава табачной компании, Беннет Либоу, глава "Liggett", признает, что сигареты могут являться причиной рака, а министры здравоохранения ЕС голосуют за запрещение табачной рекламы.
В 1999 году Британская королевская семья требует до 2000 года убрать королевский герб с сигарет "Benson & Hedges" компании "Gallaher".
Использованы материалы с сайта www.tabak.ru

октябрь, 2001


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.