Гордые британцы продают свое наследство русским топ - менеджерам

Не так давно в Череповец, после почти двадцатидневного пребывания в университете Нортумбрия города Ньюкасл (Великобритания) возвратилась группа топ - менеджеров АО "Северсталь". В отличие от первой группы металлургов, которая проходит обучение в режиме полного времени (full time), эта команда, состоящая из 23 человек, будет обучаться в Англии еще в течение двух лет по системе "очно-заочного" обучение, т.е. основное время проводить в Череповце, работая с учебниками и, время от времени, выезжать на сессии в Великобританию.

Своими впечатлениями от увиденного с нами поделился начальник управления информации и общественных связей ОАО "Северсталь", кандидат социологических наук Дмитрий АФАНАСЬЕВ:

- Дмитрий, сначала расскажите о своих самых ярких впечатлениях от поездки.

-          Первое впечатление - это языковой шок, который испытали те из нас, кто никогда до этого не был в Ньюкасле. Оторопело слушая (и не понимая) грузчика в аэропорту Ньюкасла, уже начал задавать себе вопросы о том, чему же вместо английского меня столько лет учили. Ларчик открылся просто – стандартный английский, на котором говорят дикторы БиБиСи, и которому нас пытаются обучать, имеет столько же, если не больше, региональных вариаций, сколько и русский. На Северо-востоке Британии, центром которого является Ньюкасл, говорят на своеобразном диалекте, именуемом «джоди», «окают» и «укают»  посильнее вологжан.

Но языковый барьер, естественно, не покидал нас и во время занятий. Какие-то нюансы в объяснениях преподавателей - англичан, шотландцев, джоди и уэльсцев мы поначалу просто не понимали. С трудом изъяснялись, пытаясь донести до них свое понимание изученного. Отчасти проблему языка усиливало и то обстоятельство, что состав нашей группы был однородно русскоязычным. Многие групповые задания, несмотря на просьбы и даже иногда отчаянные "вопли" преподавателей, мы проговаривали на родном языке. Наши коллеги, живущие там уже около девяти месяцев, говорили, что прорыв "языкового барьера" происходит где-то на третьем месяце, после полного и окончательного погружения в языковую стихию.

В конце концов проблему понимания языка, действительно не похожего на наш "school english", да к тому же еще обильно сдобренного местным диалектом, мы для себя решили. Хотя до беглого изъяснения на английском языке, беседы с преподавателями на равных, естественно, еще далеко.

Второе яркое впечатление - это левостороннее движение. Когда мы садились в автобус меня все время, как автомобилиста, донимала мысль о том, что мы едем по встречной полосе...

- В чем заключалось содержание и состояла специфика учебных занятий в университете?

-          Точнее, в бизнес-школе Университета. Первые три дня мы провели в режиме групповых психологических тренингов, с заданиями на самопознание, развитие, работу в команде, коммуникацию и т.д. В последующие учебные дни несколько преподавателей вели занятия по курсам: "стратегическое управление" («Strategic challenge”), "управление маркетингом" (“Marketing management»). Все курсы сугубо практической направленности, отвлеченной теорией там никто не увлекается. После лекции обязательно следует семинар, на котором идет разбор "кейсов" – разнообразных «случаев» из реального бизнеса или практических ситуаций, предлагаемых преподавателем. Занятия шли с 9 до половины пятого. Упор сделан на самоподготовку, для чего есть великолепные возможности в информационном центре, имеющем постоянный выход в Интернет, и библиотеке бизнес-школы.

Я не скажу, что содержание преподаваемых курсов стало для нас полным откровением, хотя для кого-то такой подход был действительно в новинку. В любом случае, получение такого образования - это прекрасный способ обобщить прошлый опыт, освежить забытое, приложить к нашей жизни опробованные другими подходы. А также это столь необходимый в профессиональной жизни постоянный тренинг. Кстати, основная философия обучения – постоянное саморазвитие и передача знания.  «Knowledge» и «Learning» - считаются ключевыми факторами успеха бизнеса.

- Как Вы можете оценить английскую систему высшего образования в целом?

- В целом, не скажу, но какое-то общее впечатление передам.

Кстати, следует пояснить,  что в Ньюкасле два университета. Один из них - университет г. Ньюкасла - относится к типу «старых» - классических английских университетов, созданных еще в средние века. Университет Нортумбрия относится к системе «новых» английских университетов, созданных после войны, с ориентацией на новые экономические и политические реалии, тенденции, происходившие тогда в мире. Университет в рейтинге последних нескольких лет числится лучшим из новых британских университетов.

                Система преподавания отработанная, отшлифованная, проверенная всем западным рыночным опытом. Даются уже готовые, отработанные стратегии, алгоритмы поиска решений тех или иных проблем, однако делается постоянный акцент, на то, что мир меняется очень быстро и готовых рецептов нет. Подходов, как правило, несколько, и преподаватели предупреждают, что каждый из них имеет определенные ограничения. Преподавательский труд отличает очень большая специализация. Каждый из них "копает" только свою делянку и не стремится забраться на "поле соседа".

В самой Великобритании высшее образование сейчас не в чести. Учатся немногие, те, кто хочет подтвердить высокую репутацию фамилии, или сделать политическую или международную карьеру. В группе наших коллег-«фулл-таймеров» только один студент-англичанин. Основные учащиеся из развивающихся стран, в том числе из России, Китая, Мексики и т.п. Кроме того, греки, немцы (кстати, студенты из Германии утверждают, что на родине высшее образование плохое, да и учиться дома – скучно), французы и испанцы…

Однако, похоже, в Ньюкасле этим обстоятельством совсем не опечалены. Полагают, что в ситуации глобализации экономической и политической жизни учить надо тех, кто хочет учиться, и там, где хотят учиться, подстраиваясь под местные условия. У университета, например, есть программа работы с "Северсталью". Но есть еще и договоры, заключенные с фирмами и правительствами Греции, Китая, Таиланда, Малайзии. Есть проекты с Францией и Германией.

- Отношение к остальному миру, к России. Как и в чем оно выражается?

-          Похоже, что Великобритания страна в культурном плане очень самодостаточна, и процессы, происходящие в России, англичан не слишком волнуют. Интеллигенция, очень похожа на русскую, обсуждает темы деградации нации, падения рождаемости, американизации. О США, как и мы, говорят со смешанной интонацией нелюбви и зависти – страна без культуры, но о-очень богатая.

У меня создалось впечатление, что они сделали ставку на продажу, экспорт своего тысячелетнего наследия, а именно – денег и знаний. Крупная промышленность, например, постоянно сокращается, более 70% занято в сфере услуг.  Зато страна - мощная финансовая держава, в ней много крупных научных и учебных центров с мировым именем, распространяющих свое влияние далеко за пределы острова.

К России отношение без большого энтузиазма. "Да, - говорят, - вы богатая страна. У вас много ресурсов. Но делать бизнес в России  - очень рискованно". Подчеркивают близость наших культурных традиций – массовую народную любовь к спиртному.

- Как Вы можете оценить менталитет англичан?

- Это довольно сложно. Конечно, отличается от нашего. В качестве иллюстрации: преподаватели вспоминали поведение англичан и русских в тренингах командной работы и стратегических решений. Известное задание: построить башню максимальной высоты из подручных материалов. Англичане все строят последовательно, фундаментально, "step by step" (шаг за шагом), но рекордов при этом не бьют. Стратегию русских именуют рискованной: ставятся рекорды высоты, но результатом становятся сооружения, в любой момент способные рухнуть.

Нация помешана на гольфе и на футболе. Но если в гольф играют сами, то на футбол ходят смотреть. В относительно небольшом (без пригородов - чуть меньше Череповца) Ньюкасле есть огромный стадион на 55 тысяч мест. Накачаются пивом и идут болеть. Телевидение максимально насыщено развлекаловкой. Газеты, как и у нас, усыпаны рекламными блоками. Очень развито чувство частной собственности и уважения к частной жизни, одновременно, экзальтированная требовательность к соблюдению норм. Если вы, например, смотрите ТВ и не приобрели при этом лицензии на просмотр, есть шанс, что ваши соседи сообщат об этом куда следует, и тогда вам грозит немаленький штраф. Имеется, кстати, специальный телефон, который всюду рекламируется и где население призывают сообщать обо всех правонарушениях, происходящих рядом… Дети, подростки и молодежь – по одежде, прическам, поведению - такие же как у нас, т. е. совершенно интернациональны. Одно очевидно - это состоявшаяся и устоявшаяся страна: неширокие, но  хорошие дороги, аккуратно подстриженные газоны, ухоженные спокойные пенсионеры. Что уже немало.

май, 2001


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.