Заговор компьютеров в Череповце

Противостояние людей и технических систем и существ – один из излюбленных сюжетов научной фантастики и голливудских блокбастеров XX века. Вспомните, например, «Войну роботов» К. Чапека, фильмы «Терминатор», «Газонокосильщик», сериалы «Виртуальная реальность», «Жучки» и т.д. Эта борьба, как правило, носит весьма жесткий и бескомпромиссный характер. И отнюдь не всегда противостояние заканчивается в пользу людей… А как вы думали: высокоразвитому и совершенному интеллекту не пристало быть подчиненным такому ничтожному, мелкому и несовершенному существу, каким является человек…

Между тем грядущее третье тысячелетие уже сейчас приготовило человечеству несколько сложных технологических вопросов, от решения которых зависит если не само существование gomo sapiens, то уж комфортность его существования - вне всякого сомнения. Одна из них получила название «Проблема 2000» и решение ее требует совершенно реальных и земных дел. Коснется она, между прочим, и нашего города.
В чем сущность проблемы 2000 (или проблемы Y2K, как маркируют ее программисты)? Суть проблемы 2000 года заключается в том, что многие информационные системы, а также системы управления, связи и передачи данных, созданные до 1998 года, после 2000 года окажутся неспособными правильно воспринимать, хранить и обрабатывать вводимые даты.

Три составляющие Y2K

Кроме всего прочего, Проблема 2000, состоит из трех взаимосвязанных между собой частей.

Наиболее распространенная и самая опасная проблема возникает в тех случаях, когда при составлении программы в полях, содержащих дату, под год было отведено только два разряда. При двухразрядном представлении даты программистами подразумевалось, что цифры, обозначающие столетие, равны “19”. Алгоритмы, работающие с датами в таком формате, будут делать ошибки, потому что они не воспринимают даты начиная с 2000 года как числа, значение которых больше, чем даты в нынешнем веке, т.е., начинающиеся с “19”. Например, 2000-1998=2, однако 00-98=-2 (или 98, если программа не работает с отрицательными числами). Эта ошибка может вызвать непредсказуемые последствия. При возникновении подобной ошибки в банковской программе из-за этого могут произойти начисления процентов по вкладу за 98 лет!

При двухразрядном представлении даты подразумевается, что цифры, обозначающие столетие, равны “19”. Частично это было вызвано дороговизной оперативной памяти во времена, когда создавались некоторые функционирующие и поныне системы. Но есть и другие причины. Например, в повседневной жизни люди и сейчас предпочитают пользоваться двузначными датами, так как дату они воспринимают в контексте событий. Тем не менее, для строго логически мыслящих компьютерных программ необходимо точное представление даты.

Еще одна часть Проблемы 2000 лежит в особенности алгоритмов определения високосного года. 2000 год без сомнения является високосным. Однако во многих программах используются неверные алгоритмы вычисления високосного года, и при использовании этих систем даты после 29 февраля 2000 года могут оказаться ошибочно сдвинуты на один день.

Правило вычисления високосного года таково: год является високосным, если он делится на четыре без остатка, но если он делиться на 100 без остатка, то это не високосный год; при этом, если он делиться без остатка на 400, это високосный год. Таким образом, 2000 год является особым високосным годом, который бывает лишь раз в 400 лет.

Еще одна сторона Проблемы 2000 года состоит в использовании специальных значений дат. Этот аспект проблемы 2000 года чаще встречается в старых программах. Для написания более эффективного кода, требующего меньше памяти, полям дат иногда приписывались специальные служебные значения. Чаще всего для этой цели использовались даты “9/9/99» или «0/0/00”.

В некоторых прикладных программах появление специальной даты означало «хранить эти данные бессрочно», «дата неизвестна» или какую-нибудь другую команду. Для успешного функционирования в 2000 году необходимо выявить все подобные неявные соглашения и устранить их.

Масштабы катастрофы

На этот счет известная консалтинговая фирма Gartner Group приводит следующие прогнозы:


- решение проблемы 2000 года поглотит до 30% бюджета на информационные технологии всех компаний;
- 23% компаний еще не предпринимали никаких усилий по решению проблемы 2000 года;

- успешно решат проблему 2000 года только 50 % компаний, имеющих информационные системы.


Коммисия Сената США оценила затраты на решение проблемы 2000 года только в госструктурах страны в 50 миллиардов долларов.
Но это у них. А унас?! Думаю, что цифры, приведенные выше будут выглядеть более впечатдяюще, т.к. почти 100% наших российских компаний еще не предпринимали никаких усилий по решению данной проблемы, а учитывая наш весьма низкий общий уровень информационной культуры и русское «авось», до 90% процентов с этой проблемой до начала третьего тысячелетия вообще не справятся!

Правда, нет худа без добра – относительно невысокий уровень информатизации плюс наличие большого количества квалифицированных программистов облегчат решение проблемы 2000 года в России. Это, в частности, отражено в выкладках Государственного комитета по информатизации и связи, где уровень информатизации России принимается за 25% от уровня США. Там же приведена оценка затрат на решение проблемы 2000 года в 500 млн долларов (сравните с 500-600 млрд долларов в США).

С другой стороны, к дополнительным сложностям проблемы 2000 года в России следует отнести следующие факторы:


- весьма запоздалое осознание проблемы в России по сравнению с западными странами;
- большое количество нелегально используемого системного программного обеспечения (вспомним, что когда на «Северстали» боролись с пресловутым CIHом на предприятии не оказалось ни одной лицензионной антивирусной программы!);

- нежелание некоторых российских руководителей предпринимать конкретные действия;

- отсутствие у организаций денег на решение проблемы 2000 года.


Суть решения проблемы 2000 года состоит в том, чтобы путем регулярных проверок и модификаций минимизировать возможные последствия «заговора компьютеров», особенно в таких критических системах, которыми являются энергосистемы, связь, железнодорожные и авиаперевозки.
Другим, менее очевидным, но не менее болезненным аспектом проблемы 2000 года является угроза потери больой части информационной инфраструктуры предприятий. Можете себе представить сколько слез прольют череповецкие менеджеры, когда в начале 2000 года обнаружат огромные искажения и потери информации, в создаваемых ими годами базах данных!? Это может вынудить большинство существующих предприятий и организаций, как государственных, так и частных, перейти на «запасные» варианты работы с информацией. Например, использовать бумажные технологии вместо электронных. А это снова отбросит нас в «каменный век»!

бог, храни “Череповецэлектросвязь”!

Инфраструктура АО “Череповецэлектросвязь” представляет собой сложную совокупность взаимосвязанных между собой сетей, обеспечивающих предоставление услуг телефонии, телеграфии, подвижной связи, передачи данных и телематических служб, включая доступ в Интернет. Причем, для осуществления своих задач “Череповецэлектросвязь” прибегает к партнерству и посредническим услугам довольно большого числа предприятий и организаций, т.е. живет в обществе, в живой и динамичной, многобразной массе всевозможных запросов, возможностей, проблем огромного числа организаций и частных лиц.

Естественнo, сама специфика работы систем связи, накладывает весьма серьезные особенности подхода к решению Проблемы 2000 в ней. Причем здесь имеются не только отрицательные, но и положительные моменты, позволяющие надеятся, что “удар, все-таки, пройдет мимо” и - по крайней мере, для большинства из нас - безболезненно. Почему так?

Ввиду многообразия собственников и центров управления связи, с которыми работает наша “Электросвязь”, ей будет затруднительно участвовать в единых организационно-технических мероприятиях, позволяющих целенаправлено решить Проблему 2000 года. Как известно, у любого хозяина, всегда что-то свое на уме. И нет никакой уверенности в том, что кто-то, вдруг, даже при полном и ясном понимании сущности проблемы и ее возможных последствий, не попытается воспользоваться вновь открывающимися возможностями… Например, в чисто коммерческом плане. Кроме того, коммуникационные связи весьма динамичны, существует огромное количество маршрутов для передачи информации. Все это затрудняет нормальное тестирование сетей связи общего пользования. Сама же необходимость тестирования сетей несет за собой другую весьма болезненную процедуру – тестирование находящихся в эксплуатации сетей связи общего пользования невозможно в связи с необходимостью их бесперебойного обслуживания. Госслужащий, бизнесмен, пенсионерка “Баба Маня из пятого подьезда” не могут откладывать свои каждодневные дела из-за неожиданно свалившегося на них отказа компьютерных систем…

Тем не менее, в функционировании системы связи существуют и ряд явных положительных моментов, позволяющих нам надеяться, что наши череповецкие связисты не оставят нас в беде! Известно, что в сетях связи всегда во главу угла ставилась их надежность, что способствует наличию опытного технического персонала. Для обеспечения надежности и взаимодействия всегда существовал очень высокий уровень стандартизации. Кроме того, для организаций-операторов сетей всегда существовали планы действий в условиях чрезвычайных ситуаций, которые могут быть успешно задействованы при решении нашей проблемы… Так что, как напутствовали наши бабушки военных в 41 году под Москвой: “Связисты, родимые, не подведите!!! Не дайте нас в обиду иноземному чуду!”

Кстати, по оценкам экспертов, данные о дате используются:


- в 75% сетевых элементов телефонных сетей;
- в 35% сетевых элементах на сетях передачи данных;

- в 100% систем управления сетями!


Вот так!
По данным тех же экспертов, к оборудованию, которому грозит нарушение работы (и даже разрушение!) в 2000 году относят:


- средства связи (телефон, факс, радио);
- управляющие модули отопительной системы и кондиционеров;

- производство энергии, резервные системы электроснабжения;

- системы безопасности;

- системы управления предприятием;

- удаленные приборы, такие как клапана, гидромеханизмы, датчики давления, температуры, охлаждения;

- системы обороноспособности;

- транспортные системы;

- программное обеспечение.


После всего – представьте, какие всех нас могут ждать последствия, если наши руководители не предпримут каких-то разумных и эффективных шагов. Череповец как Белград апереля 1999 г. Без американского бомбометания по жизненно важным для существования города объектам жизнеобеспечения и деловой инфраструктуры.
Может быть, спросим и наших стратегов из мэрии, как они собираются решать эту проблему? Есть у них ответ? Правильно, нет!

Спасайся, кто может?!

Может быть кому и есть куда спасаться, но моя вилла на Майами еще находится в стадии проектирования и Проблему 2000 я буду ждать в Череповце. А значит, следует как-то подумать, смоделировать ситуацию того, как наши череповецкие организации будут пытаться искать решение проблемы 2000 года, лавинообразно приближающейся к нашему городу.

Без сомнения, большинство организаций попытаются решить эту задачу самостоятельно, силами своих сотрудников. Такой подход может оказаться успешным, но только в том случае, если количество программных продуктов, используемых фирмой , невелико, и программисты, создавшие их, все еще работают в этой организации, а не эмигрировали (не дай Бог!) за длинным долларом в Канаду. В реальной практике обычно не выполняются оба этих условия.

Если в вашей фирме используется значительное число програм, то удачным решением может стать покупка программного продукта, оптимизирующего решение проблемы 2000 года. Однако, как уже обсуждалось выше, даже правильный выбор продукта может оказаться очень сложной задачей. К сожалению, в таком случае часто будет приобретаться продукт «для галочки», т.е. исключительно для того, чтобы можно было отрапортовать начальству. Реального увеличения производительности в таких случаях, конечно же, не произойдет!

Наконец, одним из самых надежных решений является заключение соглашения с какой-либо консалтинговой фирмой, специализирующейся или готовой специализироваться на решении данной проблемы. Известно, что в Москве данной проблемой начинает всерьез интересоваться «Сетевая академия ЛАНИТ». Возможно, в скором времени и какие-то череповецкие фирмы и организации, специализирующиеся в области компьютерной техники и ПО, подсуетятся. Основным и безусловным достоинством этого подхода является то, что над системами, требующими исправления, будет работать большее количество сотрудников высокой квалификации, чем можно себе позволить в рамках своей фирмы. Единственной сложностью такого подхода является выбор консалтинговой фирмы. Да еще, может быть, материальный вопрос.

Наконец, можно предложить еще один здравый вариант решения проблемы – взять и обучить методике этого ремесла часть своих сотрудников. Они и решат вам эту тяжкую проблему. Выйдет горадо дешевле, чем в случае с консалтинговой фирмой.

В общем, шевелитесь, господа!

Но представим себе самое ужасное – наши местные чиновники и предприниматели проигнорировали эту проблему полностью. И вот наступает 31 декабря 1999 года…

Ужас в городе Ч.


Из сообщений череповецких газет.

31 декабря 1999 года произошел сбой в программе управления производственным процессом на АО «Северсталь», связанный с ошибкой високосного года. Когда программа не смогла опознать «200» как правильно введеную дату, система отключила все линии плавильного производства. Без работы компьютеров по регулированию температуры все доменные печи предприятия перегрелись и разрушились. Тысячи людей остались без работы и без средств к существованию.

Новости «Канала-12» (в студии А. Канаев)

Специалисты банка «Меткомбанк» провели в начале 2000 года испытания на одном из своих дочерних подразделениях. Многие из «критически важных» систем работали правильно, но некоторые преподнесли сюрпризы. Не работали часы, отмечавшие начало и конец операционного дня, и система безопастности отключилась, в результате чего сотни людей не смогли выйти из помещения, а примерно десяток, включая председателя правления банка г. Калбукова, в течение двух часов находились запертыми в кабине лифта, застрявшего в шахте между этажами. В результате сорвалась важнейшая встреча руководителей банка с их американскими партнерами, сулившая банку огромные деловые перспективы.

Экстренный выпуск радио «Трансмит»

Экстренный выпуск нашего любимого радио вызвался вести сам директор г-н Черната. «Друзья, - сообщил он, - на одном из наших химических предприятий произошел трагический случай. Инженеры компании «2А» вчера вечером пытались провести испытания своих систем на территории предприятия. Одна из систем, предназначенная для обнаружения смертельно опасного газа – аммиака- не работала согласовано и отключилась, когда на территории предприятия находились десятки людей…

Годовое собрание акционеров страховой компании «Шексна»

Руководство компании сообщает своим вкладчикам, что в результате системного сбоя, наша основная компьютерная программа приняла обозначение 2000 года в файле за 1900 год, что привело к автоматическому анулированию тысячи полисов и уничтожению всех файлов в базе данных. В настоящий момент компания находится на грани разорения, т.к. не может выполнить своих обязательств перед десятками тысяч клиентов.

Грустно. Немного преувеличено. Но все вполне возможно…

Но кто же может дать ответ на эти демонические происки современного Сатаны? Где Спаситель, способный вытащить Жертву (т.е. нас) из пут технологического коллапса? Глупо думать, что он придет в облике этакого американского супермена с лицом Арнольда Шварценеггера, в развевающемся плаще, летающего над городом и вытаскивающего из огня одного за другим женщин, детей, стариков, …чиновников мэрии. Скорее он будет похож на лицо Алексея Баталова из «Девяти дней одного года», жизнью готового пожертвовать ради процветания советского человека. И все же?

Спаситель уже крещен!

Да. Оказывается, решение Проблемы 2000 уже началось с распоряжения Правительства Российской Федерации №671-р от 30 мая 1998 года. В настоящий момент ответственным за решение «проблемы 2000», а значит Иоаном Крестителем страны от компьютерной напасти, является вице-премьер В. Булгак. Как раз в декабре 1998 года под его руководством состоялось первое совещание по этой проблеме. Основным государственным органом (церковью) по решению проблемы Y2K является Государственный Комитет по информатизации и связи. В его задачи входит повышение осведомленности (организация проповей) о проблеме, выпуск нормативных документов (посланий) и сертификация так называемых Центров компетенции (организация приходов) по «проблеме 2000 года». Первой организацией (Гл. Спасителем), получившей такой сертификат, стал холдинг ЛАНИТ, о котором мы уже упоминали.

Центры компетенции призваны будут оказывать помощь организациям, предприятиям и частным лицам профессиональную помощь в разработке и приобретении специальных инструментальных средств и оборудования для тестирования программного и аппаратного обеспечения компьютерных и информационных систем, их компонетов на готовность к 2000 году, оказывать консультативную помощь при проведении испытаний и замене программ и оборудования, обучении руководителей организаций и техперсонала.

Вероятно, достаточно скоро мы узнаем о том, кто станет Центром компетенции (Спасителем или Апостолом) в нашем городе. Кто же? Кто?!

С Библией в руке и без камня за пазухой!

В конце концов, не так важно, кто в нашем городе будет Спасителем от угрозы компьютерного порабощения. Гораздо важнее - чем он будет вооружен и как будет решать эту проблему на местном материале. Библия у него действительно будет, и она носит достаточно скромное, но многозначительное название: «Методика решения проблемы 2000 года», которая содержит в себе конкретные схемы решения свалившейся на нас проблемы.

Общая схема решения «Проблемы 2000» будет происходить примерно так: На входе Спасителя ждет информационно-вычислительная система, подверженная «проблеме 2000». Здесь требуется инвентаризация всех составляющих системы и оценка ситуации на каждом предприятии. Далее систему и ее составляющие ждет достаточно сложно организованная процедура тестирования, а затем, если это необходимо, модернизация всей системы: аппаратуры, операционных систем и типовых приложений, прикладного программного обеспечения, встроенных систем. Заключительный этап – комплексная отладка и тестирование модернизованной система, а также, если это важно для организации, сертификация всей системы на готовность к решению проблемы 2000 года.

Только осторожно пройдя шаг за шагом всю эту совокупность вышеописанных процедур, организация сможет быть уверена, что на выходе ее информационно-вычислительная система и компьютеры совместимы с 2000 годом и готовы достойно принять вызов судьбы.

Итак, Господа, пока думайте


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.