Психология коммуникаций в Интернет

Если ты собираешься сегодня в Интернет, дружище, - вооружись... Популярно о серьезном!

Я не говорю о том, что собираясь в Интернет надо брать с собой АКМ или порцию тротила. Речь сегодня пойдет вовсе не о физических способах обеспечения безопасности в сети. Речь пойдет об общении в Интернете. Кратко коснемся различных сторон общения в Сети.

Конструирование виртуальной личности и самопрезентация

Известно, что принципиальная анонимность Сети, а также потенциальное многообразие и своеобразие сетевых сообществ порождают такое явление как конструирование виртуальной личности. Старожилы Сети, надеюсь, имели дело с сотнями всевозможных имен-ников, которые при ближайшем рассмотрении очень многое могут сказать пытливому уму о типах личностей, прячущихся за ними. Есть в Сети ники, отсылающие нас к многообразной флоре и фауне реального мира (Сладкая Роза, Скромная Пустыня, Вежливая Собака), социальному статусу (Бонвиван, Монах), возрасту и родственному положению (Дед Титыч, Дядя Леня), молодежной панковской субкультуре (Гадина, Merzki Starik), миру техники (Холожильник, Вентилятор) и т.п. Разумеется, не забываются и имена собственные, которые даются в соответствующей месту и времени тональности. Например, Таня, Татьяна, Танька, Танчик и так далее. На некоторых виртуальных образах конструируемых в Сети, предприимчивые люди даже пытаются делать бизнес. Так, например, занимающий вторую позицию в разделе "Литература" рейтинга "Рэмблер" некий Алекс Экслер - лицо явно вымышленное. Кто за ним стоит, я не берусь точно судить, но есть свидетельства, что некоторое время на этот образ работало сразу несколько человек (www.exler.ru).

Ник, с которого человек, пришедший в Сеть, начинает последующее конструирование своего сетевого образа, может возникнуть как под влиянием особенностей его первоначального столкновения с сетевым социумом, так и по мере его последующего освоения основ и принципов сетевого существования. Естественно, общая культура нового "интернетянина", его профессиональная принадлежность, социальный статус и возрастной ценз в значительной степени сказывается на выборе им стратегии и тактики своих самопрезентаций. Однако не малое значение при этом имеют творческое начало личности, а также характер и масштаб его социальных коммуникаций в Сети. Здесь как в жизни постоянно возникают проблемы со своей идентичностью: кто ты, с кем ты, чей будешь?! Но, в силу значительной легкости преодоления различных социальных барьеров в сети, там возникает благоприятная атмосфера не только для создания и закрепления определенного образа, но и для его развития и модификации. Чем креативнее и смелее личность, тем больше возможностей самотворить себя и дурить (извиняюсь, водить за нос) окружающих. Игровой характер сетевых взаимоотношений такого рода придает личности дополнительные стимулы для развития и виртуального самостроительства. Что, естественно, сказывается и на ее реальной личности. Богатый, полезный и специфический личностный опыт, полученный в Сети, человек, как правило, затем пытается перенести в реальную жизнь.

Попытка переноса не всегда бывает удачной, так как эти миры по многим социально-психологическим характеристиками просто не совпадают. Но не следует думать, что виртуальный мир для земной личности это нечто сверхординарное. Основные закономерности повеления и развития человека в Сети вряд ли отличаются кардинально от обыкновенного человека. Скорее, это еще один, несомненно мощный дополнительный личностный ресурс, еще одна ситуация возможности для нашего развития и самореализации.

Интернет-зависимость

Не секрет, что у непосвященнного Интернет, поначалу вызвавший просто повышенный интерес, затем, в ходе более детального и полнокровного общения сменяется сильной увлеченностью и даже зависимостью, которая психологически, по отзывам посетителей всяческих интернет-кафе переживается как состояние полной "погруженности в объект", растворенности Я пользователя в экране монитора. Такого рода зависимость может приводить ко всякого рода социальным и психофизиологическим неприятностям: плохому сну, опозданию на работу или учебу, снижению производительности и продуктивности труда.

Особенно радикальные психологи и педагоги прямо предупреждают - увлечение компьютерными "прибамбасами", в том числе Интернет, может приводить к тяжелым последствиям для личности, когда она просто вываливается из социальной жизни. Карикатурные, но не всегда смешные образы подобных типов мы можем наблюдать в многочисленных фильмах на "компьютерную" тематику последних лет, повестях, рассказах, фельетонах и юморесках (почитайте, например, рассказ "Рулез" на humor.21.ru). Большей частью это покрытые волосьями бесполые существа, немытые и нечесанные сотню лет, пахнущие пивом и другими веществами, всем своим поведением вопиющие к чувству собственного достоинства и брезгливости "нормального" окружения. Но на самом деле это действительно "крайний", большей частью дофантазированный, встречающийся вероятно очень и очень редко. Мне его, по крайней мере, видеть не приходилось вообще. Хотя, проблема взаимодействия человека (и особенно - ребенка) и Интернета, компьютера, действительно существует, но несколько не в том ракрусе, который хотят придать ему ничего не сведующие в нем люди.

Ведь никто еще не доказал, что социальная жизнь для личности это всегда хорошо, а глубокая вовлеченность в предметное общение, в какую-либо деятельность плохо. Интернет личность, как правило, выбирает тогда, когда подобный опыт проживания и деятельности для нее полезней. Мы знаем, что после серьезных жизненных потрясений, связанных с разного рода смысловыми открытиями, человек обычно начинает довольно дискомфортно чувствовать себя среди казалось бы привычных ему жизненных обстоятельств. Нередко полученный опыт переживаний непонятен, вводит в замешательство, смешивает весь ранее существующий для него шахматно-социальный расклад. Проблема на самом деле не в этом. Проблема в том, что рядом с человеком, очарованным (или околдованным, заколдованным) опытом общения с Интернетом должен быть человек, способный ему этот опыт объяснить, социализировать его, смягчит всевозможные последствия, снять болезненные импульсы, идущие от вселившегося вдруг в сознание и душу психологического хаоса или тупика. Но как раз с этим-то и существует самый острый дефицит. Так, насколько бы не были хороши наши педагогические кадры, но Интернет они не знают и даже не признают. А раз так, то чего от них можно ожидать кроме скрыто-открытой враждебности к сети и ее верным мушкетерам…

Проблема интернет-зависимости существует несомненно. Можно наблюдать множество компьютезированных "мальчиков" различного возраста, с которыми в детстве явно не доработали родители и педагоги, а иногда даже психиатры. Они не нюхают "травку", не дебоширят в ресторанах и кафе, не особо склонны к воровству и другим преступлениям. Однако окружающим жить с ними дискомфортно, неуютно. В Интернете эти мальчики (их еще называют аддиктами (с англ "зависимые") блуждают без особых занятий или, даже, просто с хулиганскими побуждениями. Они никому там особо не нужны, но на подвиги их порой тянет. Так рождается "отклоняющееся" поведение в сети, о котором мы с вами еще подробно поговорим…

Социальное лекарство против интернет-зависимости, впрочем, давно уже выработано внутри самого "офлайн-ообщества". Мощным средством возвращения того же ребенка к социальной жизни как и вообще в реальности могут стать всякого рода интернет-клубы, тусовки. Желательно, конечно, патронируемые опытными и психологически грамотными педагогами. Знающими и любящими.

Виртуальные романы и смена пола

Эта животрепещущая тема в кибержурналистике подается пока чем-то вроде курьеза, социального артефакта, недоразумения. Между тем знаю десятки людей, которые очень серьезно относились и относятся к своим взаимоотношениям в сети. Особенно с противоположным полом.

Из психологических наблюдений и исследований известно, что первоначальной, базовой основой возникновения любовных отношений, романа, являются два важнейших обстоятельства: относительная физическая близость партнеров, а также их внешняя привлекательность друг для друга... И только затем на алтарь любви бросаются такие факторы как социальный и профессиональный статус будущих любовников, ценностный и жизненные установки, материальные возможности. Космос Интернета как раз таким условиям создания атмосферы индивидуальной близости в значительной степени противоречит. Ну, какая там физическая близость, какие внешние данные…. Поэтому ничего удивительного в том, что на первый план выходят факторы ценностного соответствия, понимания, психологической комфортности собеседника. В литературе уже описаны случаи, когда точные и глубокие реплики партнера по интернетовскому общению, тонкие замечания и неожиданные слова нежности приводили его визави в состояния экстатического восторга, любовного помешательства. Такие случаи особенно возможны, когда реальный опыт личности не очень богат, а возможность его расширения в силу различных причин серьезно затруднена. Человек ждет от Интернета невозможного, Чуда... И получает его, с разочарованием пополам.

Особенно интересны те случаи, когда начавшиеся виртуальные романы переходят на реальную почву. Очень многие, испытавшие подобное, пишут о своем разочаровании, неожиданно вспыхнувшей обиде на себя, на свои иллюзии, на бывшего партнера по общению. Конечно, сами по себе, такие ситуации более чем вероятны и очевидны для любого общающегося с помощью Интернета человека. Но и здесь есть свои психологические нюансы, закономерности, требующие от партнеров точно чувствовать ту грань, когда из-за опасности искаженных ожиданий под влиянием избыточного воображения вас могут ждать жестокие разочарования. Если чувство возникает, советуют психологи, нужно как можно быстрее переносить его из "виртуала" в "реал", чтобы не гневить Гименея (или кого там еще?).

Образ человека, скрывающегося на другом полюсе сети бывает весьма и весьма обианчив, может заметно дезориентировать собеседника. Так на одной из тусовок Олимпиады "Телетестинг", когда большинство региональных организаторов, наконец-то, впервые, съехались в Москву, девушка, которая вела переписку с нами, буквально была поражена, что ни одна ее фантазия не совпадает с реальностью. Я и сам был однажды просто шокирован, когда в ответ на мои реплики в Интернете мой собеседник поинтересовался "не заливаю ли я за воротник". Клянусь честью - нет!

Особая тема - смена пола в Интернете. Есть данные о том, что к такому приему чаще прибегают мужчины. С одной стороны хочется чего-нибудь остренького, а с другой женщина, ввиду ее пока редкости в Интернете, больше привлекает внимание собеседников. Кстати, некоторые из таких "превращенцев" пишут, что были неприятно поражены тем тоном снисходительного покровительства и способами сексуального домогательства, которые сразу же обрушивались на них после виртуальной "операции смены пола" Я, скажу честно, к такого рода экспериментам не прибегал, но точно - попробую как-нибудь…

Флейм

Чрезвычайно распространенный способ коммуникации в сети, временами просто взрывающий изнутри целые интернет-сообщества. Сам по себе флейм (или, по простому, ругань) явление чрезвычайно естественное для Интернета. В самом деле, за подобные проделки в реальной жизни точно можно схлопотать по зубам, а в Сети - нет! В сети это почти искусство! Кстати, многие журналисты, пишущие на темы флейма в инет относятся к нему вполне снисходительно, так как вероятно, он в значительно меньшей степени досаждает пользователям чем некоторые другие варианты известного экстремального общения. Такого, например, как спам.

Есть, что называется, индивидуальная мотивация "пофлеймить", а есть его социальное значение, общественный смысл. Флеймером запросто может стать всякий, которого не удовлетворяет собственный статус в интернет-сообществе, поведение партнеров по общению, скука "разливанная", которая временами возникает на тех или иных почивающих на лаврах прошлых побед серверах. Со временем, флеймующий человек может воспринимать флейм как некоторую собственную ценность, элемент индивидуального имиджа и самопрезентации в сети. но в целом, склонность флеймить не является окончательным диагнозом патопсихологических отклонений личности. Флейм явный признак маргинальности, чуждости того или иного сообщества или собеседника человеку. В то же время флейм признак изменений происходящих в тусовке. Опытные модераторы (люди, следящие за коммуникациями в сети) знают, что их подопечные особенно активно флеймят в двух случаях. В первом, когда тусовка только-только собирается и социальные роли и нормы коммуникации лишь начинают проигрываются и кристализоваться в некое подобие социальной структуры. И во - втором, когда тусовка находится на грани разложения или развала. Еще одна причина значительного увеличения консистенции "флейма" в сети - появление новой неординарной личности, которая заставляет вдруг всхолыхнуться все окружающее "болото" до этого лишь лениво и без движения переругивающееся и лишь внешне изображающее какую-либо интеллектуальную активность.

Реальные последствия флейма иногда, все-таки, могут быть тяжелы для личности. Знаю случай, когда руководитель провайдер - узла просто уволил за флейм своего молодого сотрудника, умудрившегося буквально за неделю превратить внешне респектабельный сервер в аналог взбунтовавшегося подросткового туалета. Кстати, этот случай нашего героя вовсе не остановил и он "прикончил" еще один виртуальный "клуб общения" в нашем городе. Даже несмотря на то, что в этот раз ему реально угрожали судом...

Спам

Вот это - чрезвычайно неприятный и досаждающий всем феномен общения в Сети, заключающийся в несанкционированной получателем рассылки (иногда рекламной, иногда откровенно вредительской) корреспонденции в сети. Основная претензия к спаму - он перегружает трафик за который пользователь платит деньги, а также просто дезорганизует нормальную деловую активность получателя. Никому неохота получать сотни ненужных писем в день, к тому же перегружающие отнюдь небезразмерные почтовые ящики и отнимающие драгоценное время пользования сетью.

Однако надо понимать, что провайдеры сами - это те еще хитрецы. Реклама в Интернете необычайна эффективна. Ведь ты затрачиваешь буквально минимум усилий. а информация о твоем продукте или услуге может стать известной миру уже через секунду. Уже существуют многочисленные предложения продажи почтовых адресов (боюсь, что здесь могут отличиться и популярные почтовые службы). Такса - примерно 5-7 долларов за сто электронных адресов. Еще вариант - приобретение программ, работа которых "вылавливает" все почтовые адреса с интересующих вас серверов. У меня такая программа стоит. Правда - демоверсия, и я ею пока не пользовался…

Так вот про провайдеров. Почти всем из них очень бы хотелось монополизировать эту деятельность и при помощи купленных ими журналистов (в том числе и у нас в городе) распространяется явно ложная версия о том, что 1) спам - это всегда плохо 2) спам может быть наказуем и, якобы, уже существуют случаи, когда провайдеры прикрывают спамеров… Могу сказать только одно - подобная деятельность провайдеров если и существует, то она незаконна. Есть Федеральный "Закон о рекламе", позволяющий нам рекламировать себя в определенных рамках, существуют законы, регулирующие отношения продавцов и потребителей их товаров и услуг. О спаме там не говорится ничего. Почему - да он просто! Тогда надо закрывать все телеканалы, радио, газеты, т.к. целый поток льющейся оттуда информации - это явный спам, отнимающий и наше время, и наши деньги, и наше здоровье. Так, кстати, особо ретивым провайдерам я и объясняю…

Чатовский треп

Чаты относятся к самым популярным формам общения в сети и, кстати, наиболее часто получают внимание исследователей Интернета. Они то, а точнее их наблюдения заставляют и нас, достаточно снисходительно и даже с раздражением относящихся к бесконечному трепу своих детей (по 18 часов в сутки в Сети!!!), внимательно присмотреться к этому феномену.

В чате, как известно, могут общаться сразу несколько десятков (или даже сотен) человек. Временные, технические и чисто психофизиологические ограничения заставляют собеседников, для того, чтобы полнее раскрыть свои мысли и состояния друг перед другом, обращаться к так называемым фатическим, архетепическим формам общения, которые, как утверждают специалисты по коммуникациям, свойственны были еще древним людям, которые в краткой наскальной форме пытались передать своим сородичам какие-то важные для тех сообщения. Действительно, чем отличается какое-нибудь Y2K от изображения поднятой на копье змеи. И то, и другое изображение, хоть и относятся они к разным эпохам, непосвященный все равно не поймет.

Этот шифрованный язык накладывается на сам игровой, карнавальный, фольклорный характер, свойственный общению в Интернете вообще и чатовскому общению, в частности. Каждый тусующийся там свободен в способах своего самовыражения как, например, участник бразильского карнавала. В чате, как и в карнавале, отклонение от нормы социального поведения, противопоставление себя норме, есть норма поведения. Несомненно - чатовская субкультура есть самый мощный, массовый и дерзкий вызов Интернета инертной и обюрокраченной культуре реального мира. Участник чата играет, творит себя и окружающих, придумывает (или транслирует) особый язык общения и ситуации, у которых никогда не будет одного автора. И, естественно, раз наши подростки просто толпами лезут в чаты, то это только говорит о том, что это им надо. Это надо развивающейся личностной ментальности детей. Замечено, что на каком-то этапе публичное общение в чатах перестает удовлетворять взрослеющего человека и он переходит к более индивидуальным и утонченным сервисам Интернета. Таким, например, как ISQ, Odigo и другим.

Групповые сетевые игры и брэйнсторминг

Засасывающий характер игр, поглощающий все личность целиком известен давно. Уж на что увлекают игроков разного рода логические игрушки, но когда игры носят характер групповых, их эмоциональный накал достигает апогея. Ведь сказал кто-то из Великих (а может и не очень великих): "Малые группы - это как электрические пробки!". Первоначально, как известно, в среде компьютерных игроков преобладали игры по электронной почте, типа MUDа. В силу своей специфики на них накладывался определенный отпечаток повышенного интеллектуализма, утонченности, даже аристократизма. Ведь только подумать, сотни людей в разных концах земного шара, творили целый и абсолютно новый мир, наделяя его флюидами собственного воображения и фантазии. Сейчас, хотя не берусь утверждать на все сто процентов, в интернетовской сети начинают доминировать зубодробильные игры типа "Quake", а игроков-интеллектуалов начинают замещать прыщеватые парни из ПТУ. Острые, динамичные, с "кровавыми мальчиками в глазах", эта игры полностью заполняют пространство в сознании играющих в них молодых людей. Более того, на многочисленных серверах создается и искусственно подогревается культ этой игры и соответствующая ему субкультура играющих и, естественно, живущих этой игрой молодых людей. Активно поддерживаются всякие турниры, рейтингование, кланы: сколько убил ты, сколько тебя убили, сколько раз ты сам себя отправил на тот свет! Создается особый словарный жаргон. Вспоминаю как однажды мой знакомый по редакции сорокалетний журналист вдруг загорелся этой темой - показалась чертовски свежо, незабаломучено друзьями по боевому перу. Для начала его познакомили с одним из печатных органов "квакров". И что же - его интерес к теме вдруг внезапно упал. А объяснил он свое внезапное решение по человечески просто: "Я там ни одного слова и вообще ничего не понял! И понимать не хочу!" … Вот и не стоит у мужика больше на эту тему…

Вот так. Написал это все и вдруг понял для себя. Все эти наиболее яркие и заметные формы интернетовского общения и составляют на сегодняшний день ту кристаллическую массу коммуникационных ископаемых, вокруг которых берут начало, растут и выходят на первые позиции, пока малозаметные, но гораздо более сложные и интеллектуализированные формы и способы взаимоотношений между "интернетянами". Вспомним, для примера, насколько, например, активной в этом году была президентская кампания на уровне сети. Сеть и сетян начинают ценить… Они сами себя начинают ценить…

август, 2000


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.