Наука из пальца
В моих встречах и беседах с целым рядом преподавателей череповецкого государственного университета эта тема постоянно звучала и звучит рефреном: люди хотели бы реализовать себя на этом поприще и передать свой опыт и жизненные установки студентам, но здравый смысл останавливает.
И дело даже не в том, что мотивация для занятий наукой, можно сказать, в вузе минимальна, хотя жаждущих поступить в вузовскую аспирантуру и формально приобрести статус ученого, немало. Дело в том, что, начав заниматься ею всерьез, по «гамбургскому» счету, человек столкнется с таким количеством плохо преодолимых или почти непреодолимых проблем, что руки начнут опускаться сами собой.
Приведу простой пример, уже ставший в том же ЧГУ «притчей во языцах». Университетскую науку, конечно же, в первую очередь делают преподаватели и аспиранты. Их задача – осмыслит явление концептуально, в системе. Ну, а цифры – «кровь науки», особенно для таких дисциплин как экономика, менеджмент, т.е. тесно завязанных на практическую сторону жизни, по идее, в своих «клювиках» должны приносить студенты – рядовые солдаты науки: с летней практики, с дипломной, во время написания курсовых и т.д. и т.п.
Однако, вся беда нашего университета, что студентам не просто не предоставляют никаких реальных цифр, но даже устроиться на практику для них является сложнейшей проблемой. Наши предприятия их брать не обязаны, вуз с ними об этом договориться не может. Вот и «лезут» бедненькие «студиозы» на предприятия кто как может: через родителей, знакомых, знакомых знакомых и т.д. и т.п.. Понятно, что при таком состоянии дел без потерь уже обойтись нельзя. Остальные потери наступают при получении цифр для дипломных и курсовых. В большинстве случаев, как признаются мне многие преподаватели, они липовые, взяты на глазок, с потолка. И все об этом знают, но пока, большей частью, просто молчат.
Интернет, сегодняшний «кормилец и поилец» интеллектуально живущих людей тоже превращается в бич науки. Поток слизанных из Сети рефератов и курсовых растет в геометрической прогрессии и речь у преподавателей сейчас идет уже не о том, чтобы студент самостоятельно эту работу выполнил, а о том, чтобы он ее хотя бы …прочитал перед сдачей. При этом, как известно, в вузах особенно никто не озабочен об эргономическом характере труда студентов, оптимальном соотношении затраченного механического, непродуктивного и творческого, продуктивного труда. Делая, скажем, за семестр 2 курсовые работы, студент уже не задумывается об их качестве. Единственная его «молитва в ночи» - сдать, скинуть, спихнуть, с рук долой.
Особый случай, когда «производство» интеллектуальной формальной отчетности студента ставится на предпринимательский поток. В городе уже есть ряд фирм (например, «Эрудит») персонал которых откровенно трудиться над тем, чтобы «закрыть» реально существующую потребность студентов во всевозможных «сдачах»: курсовая, например, «стоит» студенту 1500-2000 рублей, диплом – от 3 до 5. Учись, как говорится, не хочу! А с другой стороны эти курсовые и дипломные работы нередко за своих студентов выполняют … их родные преподаватели, таким образом, пополняя семейный кошелек, который вуз, например, принципиально отказался наполнять.
- Мне, кандидату наук - сказал давно знакомый мне преподаватель, - за час работы вуз платит 22 рубля. На эти деньги я могу только выпить «чекушку» водки и разок со свистом прокатиться в общественном транспорте.
За что его спрашивается осуждать? А за что осуждать, например, известного преподавателя математики, который задает студентам на итоговой контрольной в семестре только такие задачи, которые может решить… он сам. Не за так, естественно. Кстати, заметьте, из всех педагогов в школах города, мужчин больше всего среди … математиков. С чего бы это? Да с того, что, как известно, математику сдают везде…
Люди делают свой маленький бизнес и не будем им в этом благом деле мешать…
Однако… Однако, все это, конечно, замечательно, но вместе взятое в значительной степени подрывает и престиж вуза и престиж вузовской науки. Деятельность заменяется профанацией, как будто все соглашаются заранее с тем, что из человека, поступившего на первый курс университета, надо делать не личность настоящего «профи», а «лабать» стандартный диплом, т.е. работать ровно настолько, чтобы человек мог натянуть на формальное получение высшего образования. Желательно компенсировав работавшим на него их потери иным, чем задано путем. Путем «перемещения веществ и денег в природе». И все!
Но ведь вуз – это тоже предприятие, а студенты – те же клиенты: маркетинговая культура, по идее, должна пропитывать каждую клеточку, всю атмосферу вуза. Преподаватель должен видеть перспективу, студент ориентирован - куда и с кем идти. В государственном вузе этого нет. Или почти нет. Даже как общей разделяемой всеми идеи, правила. Коммерческие вузы больше озабочены тоже не перспективой, а выживанием: «Я заплатил, чего же боле?», написано на лицах многих студентов этой формы обучения. А раз заплатил, значит «корки» должен получить – ведь он же не хочет стать бедным, но гордым ученым, а хочет стать дипломированным менеджером… Задача воспитать в нашем городе на нашей материальной и научной базе настоящую элиту даже не ставится. Дураков «загонять» себя непонятно за что нет: люди играют в игры, игры «играют» их… Ночь, улица, фонарь, аптека… - выхода нет?
Говорят, выход есть в тех людях, которые отказываются от удовольствия просто «играть в игры», а выходят за привычные вузовские ворота и пытаются построить нечто новое. Не скрою, например, мне местами импонирует сверхактивность директора филиала СПб Технического Университета Леонида Малыгина. Человек чего то хочет, нацелен на будущее, честолюбив, целеустремлен, нуждается в сильных помощниках, а не в имитаторах. Понятное дело, что за такими людьми тянуться. Но насколько его хватит? Ведь крутиться приходиться на ограниченных ресурсах, с тем же, вообщем-то человеческим материалом, что и в госвузе, при специфическом спросе, когда гении то предприятиям в массовом масштабе вовсе не нужны. При этом как ученый, он, конечно же, начинает деградировать, превращаясь в предпринимателя, в политика – ставящего цели и борющегося за ограниченные ресурсы в условиях прямого и косвенного сопротивления среды.
Ну, а материал я этот написал в надеже на то, что у нас в городе, наконец-то, появится зачин для серьезного разговора о проблемах высшего образования. Не натянутых «по- маниловски» за уши, а реальных, трепещущих, ждущих разрешения. Причем, не только силами вузов, естественно. Они, бедненькие, от этого надорвутся.
Одна из моих знакомых, работающая в госвузе на солидной должности, когда я все это ей изложил, однако, даже обиделась:
- У нас, - сказала она, - тех, кто «при степени» и «при должности» все устраивает!
Так ли?
Свидетельство о публикации №202011400021