О морали

Нормы морали - это некоторые осредненные правила поведе-ния, выработанные обществом. Они хороши в обыкновенных, типовых ситуациях, на которые, собственно, и рассчитаны. Причем, кроме типовой ситуации, они рассчитаны на типового, осредненного че-ловека.
Кто же такой человек осредненный? Может быть, это мертвяк, не человек - манекен человека?

Кто не может отказаться от норм морали, даже если испыты-вает сильное таковое желание, имеет много меньше шансов испол-нить мировое свое назначение. Зато средне статистически он имеет, наверное, более шансов выжить…

Иногда говорят, что я толстокожий… А кажется, на мне кожи вообще нет. Я не умею лгать. Не ощущаю в этом внутренней необ-ходимости… Но ведь это против всяких приличий. И потому, мне приходится их нарушать - по крайней мере, часто хочется их на-рушить, а иногда - совсем мочи нет удержаться!..
Я аморален. Не понимаю, что такое мораль, зачем она мне нужна. Чувствую, что умираю, когда лгу. Но, тем не менее, в жизни так часто приходится лгать - что делать - другим… Однако надо быть честным, хотя бы, перед собою!
Я ощущаю всеми своими чувствами преобладающую, тотальную ложь в человеческих отношениях. Искренность практически исклю-чена! Даже если человек не лжет, это не означает, что он гово-рит правду. Он просто не говорит ничего. Или же произносит пус-тые, незначащие слова, чтобы отделаться от других, "приличия соблюсти". Это происходит почти везде и всегда, в любых ситуа-циях.
Мы все вовлечены в порочный круг лжи. Что это? Кому это нужно?!..
Легко заметить, что люди, которые так или иначе выделяются из общей массы, к кому невольно тянутся все, это - те, кто хоть в какой-то степени, тоже, конечно, мало и редко, но все же бы-вают более искренними, открытыми и, значит, - талантливыми! Именно они интересны всем и именно этим, в какой бы сфере не являли себя: в искусстве, политике, на телевидении, просто в быту… Душа компании, лидер - тот, кто более искренен, в чувст-вах и мыслях смелее и откровеннее. Пусть даже искренность пере-межается с ложью, она узнается и ценится выше всего в любом, даже урезанном, исковерканном виде!
Казалось бы, это так очевидно, что должно быть понятно всем. Все, вроде, должны бы стремиться к искренности, макси-мальному развитию и проявлению своего "я" по всем направлениям.
Однако же, ничего подобного не происходит в действительно-сти. Наоборот! Абсолютное большинство чуть ли не больше смерти боится выделиться из массы сверх общепринятой меры. И, чем та-лантливей человек, тем в общении с другими людьми больше он умеряет талант свой!..
Почему же на живые чувства и мысли надевается мертвая мас-ка морали? Да потому, что иначе в одну секунду они сожгутся, как серною кислотою, "мнением общества". Но под маской не видно лица, а часто и вообще уже нет человека! Люди действуют, как механические манекены по общепринятому сценарию, сами называя себя игроками, а жизнь - театром марионеток! Того же, кто в сценарий не вписывается, - прогоняют со сцены. Над такими чуда-ками смеются, их всячески унижают… Но, тем не менее, именно эти немногие люди развивают и изменяют сценарий!
Таков поэт, не ждущий рукоплесканий, сочиняющий для себя и читающий звездам; философ, не ищущий денег, званий и сонма уче-ников, но всю жизнь свою прозревающий истину; политик, не рву-щийся к власти любыми путями, но искренне стремящийся улучшить жизнь собственного народа… Именно они остаются! Потому, что идут от внутреннего своего убеждения, определяемого интеллектом и интуицией, а не от общепринятых схем, лишь грубо отвечающих конкретным реалиям.
Почему же искренних людей все же так мало? Это естествен-ный закон мира? Или, боясь непрерывной боли, когда каждый миг бьют по живому, мы сами ограничиваем себя, обрезая все то, что не помещается в прокрустово ложе "морали"? Лучше делать так, как делал всегда, тысячи раз, чем отпустить на свободу неждан-ное чувство, свежую мысль. С годами к этому привыкают, и новых мыслей и чувств больше не возникает…
Да, я уверен, среди детей мертвяков очень немного, а ско-рее всего, и вообще нет. В каждое "я" вложена живая искра Соз-дателя. Но слишком многие гасят ее, сами превращая себя из "жи-вых" в "мертвые", желая скорее стать "взрослыми".
Не страшно ли?.. Вам не страшно?!..
Зачем мы все это делаем?!
Все выгоды от убивания себя эфемерны.
Можно подумать, что искренность, развитие и свободное про-явление "я" ведет к возрастающему одиночеству. - Да, это так, если вы один среди мертвяков. Но и тогда открыта вам вся Все-ленная!.. На самом же деле, везде есть живое, только, к сожале-нию, слишком часто оно подавляется, и ему надо помочь.
Если же все, или, по крайней мере, многие люди будут более искренними, - в самом деле, это окажется благом для мира и на-станет рай для людей!..
Отсутствие лжи означает не вседозволенность, наоборот. Это - отсутствие какого-либо насилия, ибо насилие - неизбежная ложь в отношениях между людьми.
Это отсутствие таких зол, как пьянство и наркомания, пото-му что они противоестественны для человека, они - ложь, попытка ухода от лжи через другую, не меньшую ложь.
Искренность - высшая мера свободы, непрерывное творчество, развитие себя и всего мира. Естественное стремление человека к творчеству, радость от творчества совпадает здесь самым естест-венным образом с космическим предназначением человека, внутрен-ними потребностями материи и желанием Бога, если Он есть!
Теперь спросим себя, что такое "мораль"? - Удобное самоог-раничение для трусливых людей, желающих провести жизнь в кол-лективной тюрьме, под охраною псов "общественных мнений". Но ведь и самое скрупулезное соблюденье морали никому не гаранти-рует спокойной жизни до старости. Зато обеспечивает пустоту и бессмысленность существования, не имеющего реальной цены для самого индивида или для общества.
Навязывание коллективной морали не эффективно, потому что она не только не развивает, но гасит даже заложенные от природы возможности, а у некоторых людей вызывает протест, разрастаю-щийся до полного отрицания всяких ограничений, даже и личност-ных, что ведет уже к отрицанию ценности самой человеческой жиз-ни и вообще каких-либо прав отдельного человека.
Эффективно самоопределение "я" в мире и выработка им самим некоторых личных правил, естественно, используя при этом накоп-ленный опыт всех поколений и всех народов. Свободное "я" во взаимосвязанном мире не употребит свою свободу против других, потому что не может не понимать, что любое совершенное зло - зло против всех. В том числе, и себя.

Мораль - накопленная за многие поколения совокупность ос-редненных поведенческих правил для индивидов, предназначенная служить благу рассматриваемой общности.
Я "аморален" только в том смысле, что поступки свои опре-деляю не этой общей моралью, но естественными движениями сердца и разума, идущими изнутри меня. Но это не означает, конечно, что я восстал против всех. Ведь в главном внутренние мои побуж-дения совпадают с общепринятою моралью. И в этом нет ничего удивительного. Я человек, а она результат опыта именно челове-ческого, в основном искреннего и верного.
Конечно, в сферу коллективной морали попадают всяческие передержки и перебарщивания. Но эти случайные отклонения крат-ковременны, преходящи, это пробы материи. Из многотысячелетней практики миллиардов людей выбирается и остается лишь то, что помогает выжить человеческой общности. И это, безусловно, необ-ходимо и хорошо. Но в частностях, в бесконечном мире реальных явлений, которые никогда нельзя будет охватить никакою моралью, у каждого человека есть свое видение блага для Целого, и в этих частностях должно властвовать наше свободное "я"!
Развитие мира происходит посредством творчества свободного человека - в том числе, свободного и от передержек морали.


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.