Судьба
Впрочем, на вопросы друзей детства о причинах его жизненного неуспеха, он по привычке, пошедшей со времен молодости и кружков “шестидесятников” винил во всем Систему. Проклиная беспощадную “эпоху застоя” он сам отлично осознавал, что лукавит, ибо истинные таланты пробивались всегда вопреки Системе и никогда не произрастали в теплоте государственных оранжерей, но не признавать же, в конце концов, факт собственной бездарности!
Однако для себя у него существовало и другое объяснение собственных неудач, которое вполне устраивало Ефима Абрамовича и давало прекрасную возможность жить тихо, не высовываясь и не подвергая себя лишней опасности. Чтобы понять эту концепцию, надо узнать историю жизни ее создателя, Ефима Абрамовича Левина.
Сын еврея-выкреста Фимочка не мог в детстве глубоко проникнуться ни иудаизмом, который в его семье уже и не помнили, ни православием, которое воспринималось исключительно формально, ибо истинное Православие и не могло бы породить такого явления, как “выкресты”. Советский атеизм впитывался Фимой вполне охотно, однако ощущалась его некая недостаточность, потребность в некоей Высшей Силе, стоящей либо непосредственно над людьми, либо, при наличии Бога - и над Богом. Семье не везло: в 1937 году Абрам Исакович, отец Ефима был этапирован на Колыму для каторжной работы на прииске “Комсомольский” прямо из своего теплого кабинета в ГЛАВПОЛИТИЗДАТЕ. Следом за ним последовала и мать, Анна Давидовна. Осиротевшего Фиму сдали в детдом, где он натерпелся всяческих унижений как за свою национальность, так и за статью, по которой его родители были отправлены на другой край СССР. Потом была амнистия, радость восстановления семьи, учеба в Университете, участие в кружке шестидесятников. Но через четыре года отец и мать скоропостижно скончались, кружок разогнали, “расселив” половину его членов по психбольницам, а самому Ефиму пришлось срочно бежать из Универа в непрестижный пединститут, про который в народе говорили “Ума нет - пойду в пед”. Чем его жизнь не доказательство всевластия судьбы?!
Фанатичнейший фатализм стал основой жизни Ефима Абрамовича, и с великим наслаждением он цитировал в классе стихи Пастернака, когда-то давно услышанные им на одном из диссидентских сборищ:
Но продуман распорядок действий
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе,
Жизнь прожить - не поле перейти...
Молодая поросль не слушала, то там, то здесь раздавались шепотки и шелест бумажек. Однако учителя это не расстраивало: подрастут - поймут. Чтобы ускорить это необходимое, по его мнению, понимание, Ефим Абрамыч стал задавать эти стихи учить наизусть. Более-менее все справлялись, правда, без выражения и того артистизма, который вкладывал в прочтение литератор.
Рекомендуемые школьной программой произведения он давал просто, прямо по институтским методичкам: зловредные отрицательные герои, ненавидящие людей, борются с положительными героями, людей обожающими. В ходе борьбы, из которой и состоит любое произведение, побеждают, разумеется, последние. Однако, в расширенном толковании, Ефим пытался объяснить, что ни те, ни другие, в конечном счете, ни в чем не виноваты, ибо все заранее решила Судьба. Произведения, которые никак не хотели ложиться в прокрустово ложе подобного анализа, он просто отбрасывал, давая им обидные ярлыки.
В этом году он ходил на премьеру оперы Вагнера “Валькирия”, которая ему страшно не понравилась. С точки зрения Ефима Абрамовича приписывание кому-либо, даже неважно, людям или ангелическим сущностям, свободы воли - это и есть основа фашизма, и поэтому, не зря Рихарда Вагнера многие считают “фашистским” композитором. Другим запоминающимся эпизодом стало введение в школьную программу знаменитого произведения Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита”, чему старый учитель был ужасно обрадован.
Литератор очень любил это произведение, ибо в нем, по его мнению, наиболее четко был выражен именно фатализм. Злой Воланд, делающий разнообразные пакости людям, не верящим во всесилие Судьбы, в конечном итоге оказывается всего-навсего инструментом в ее руках, и в конце произведения уносит в Рай (а по смыслу выходит именно так) великого писателя Мастера. За что Мастер удостоен такой чести? Да за то, что он написал новое Евангелие, которое можно назвать Евангелием Судьбы! В нем показано, что даже очень любимый Богом пророк Исус (названный в романе таким милым для Ефима Абрамовича еврейским именем Иешуа) не смог уйти от Судьбы, и оказался в конечном итоге пронзен ее копьем. То, что Исус - пророк явно следует из текста, названного “романом о Понтии Пилате”. Но, если предположить божественность природы Исуса, то тогда получается нечто еще более страшное - значит, и Господь бессилен перед Силой Судьбы! Что же тогда говорить о Понтии Пилате, который был только простым человеком и, следовательно, ординарной пешкой в руках Высших Сил, ничуть не большей, чем, скажем, Лонгин Сотник - владелец Копья Судьбы?! И вот Мастеру было неизбежно положено об этом рассказать и отправиться в Рай. Может, судьба Ефима Абрамовича состоит как раз в том, чтобы на примере разнообразных произведений рассказать ученикам о всесилии Фатума и тоже куда-нибудь попасть?
С этими мыслями литератор и сегодня провел свой урок. Опять к ученикам явился не то злой, не то добрый Воланд, который всего-навсего являет беспощадную силу Судьбы, от которой не скрыться... И так - пять уроков подряд.
Устало стареющий школьный учитель спускался с крыльца родного учреждения. И вдруг заметил, что его ждут. Внизу стоял человек, точь-в-точь соответствующий внешности профессора Воланда в романе, о котором Ефим Абрамович совсем недавно так горячо рассказывал.
- Здравствуйте, Ефим Абрамович, - сказал тот, сверкнув золотыми и платиновыми зубами. - Представляться не буду, ибо, наверное, Вы и так меня узнали...
У Абрамыча перехватило дыхание: “Неужели всерьез?! Чертовщина какая-то...” - пронеслось у него в голове. Словно прочитав его мысли, нечистый ответил:
- Да-да, именно всерьез. И именно чертовщина, как Вы, дорогой Ефим Абрамович, уже догадались. Я пришел, чтобы выполнить предначертания Вашей Судьбы, и ни для чего иного.
- В ч-чем же это пре-предначертание? - заикаясь спросил Ефим Абрамович.
- Роман Вы знаете почти наизусть, и мне хорошо известно, с кем в нем Вы себя соотносите. Так что, вопрос лишний. Тот, кто проникся какой-то идеей и отдает все свои силы ее распространению, заслуживает ничуть не меньше, чем ее создатель, ибо полностью понять гения способен только гений. Надеюсь, Вы согласны?
- С-с-согласен, - дрожа ответил литератор. - Так куда же вы меня отнесете, дорогой Люцифер? - задал он совершенно ненужный вопрос.
Лицо Воланда пронзила гримаса ярости, от созерцания которой может повянуть даже трава.
- Я не Люцифер, - почти зарычал он. Люцифер - мой враг, и только полные метафизические идиоты, не отличающие право от лево, путают нас. Впрочем, Вам, старому совковому атеисту, этого не понять...
Из-под дорогущей шубы профессора сверкнули два горящих зеленых глаза и показалась черная кошачья морда, но тут же спряталась обратно, наверное испугавшись мороза.
- Простите пожалуйста. Значит, в дорогу, на Небо?! - спросил Ефим Абрамович, понимая, что его никчемная жизнь закончилась, и даже не удивившись этому. “Когда-нибудь это все равно должно было бы случиться. А они там знают все наперед, и про нашу жизнь в произведении сказано: “Подумаешь, бином Ньютона!”, - без сожаления думал литератор. Говорить больше было не о чем. Ефим Абрамович вопросительно взглянул на своего проводника, мол, что дальше?
- Огонь! - страшно закричал Воланд. - Огонь, с которого все началось!!!
Послышался ужасающий грохот и черное зимнее небо окрасилось заревом. В ответ школьное здание ответило огненными отблесками из всех окон. Языки пламени поглотили все вокруг, и тут Ефим заметил, что летит. Внизу расстилались бесконечные белые просторы, расцвеченные кое-где озерцами огней, а над головой уныло мерцали созвездия. “Прямо как у Булгакова”, - пронеслось в голове бывшего литератора. Полет становился все быстрее и быстрее, и тело стало отставать, слезая с некоего внутреннего стержня, как дрянное пальто с вешалки. “-А-а-а”, - заорал он и заметил, как то, что некогда было Ефимом Абрамовичем вконец сползло с него, потерявшись в заснеженных просторах. И тут начались смутные сомнения: “Может, я что-то не так понял? А не мог ли он меня обмануть, ведь православные не зря, наверное, считают дьявола “отцом лжи”? А если все не так, все по другому? Может, и в романе “Мастер и Маргарита” это черное существо появилось только благодаря людям, которые погрязли в своих житейских делах и забыли о том, что надо идти к Богу, пусть даже вопреки “судьбе”, которая подчас оказывается просто иллюзией? А Мастер? Но его Евангелие противоречит библейским, особенно - Иоанну именно в этих вопросах, и сын священника Булгаков это отлично понимал! Может, не награжден он оказался, а наказан, и наказание настигло его именно от той сущности, которую он и вызвал своим произведением - от Воланда? И тогда правильно, что наказан он жестче, чем простые обыватели - ведь Мастер не просто грешил, а своим трудом соблазнял на грех фатализма других! Ничего там не сказано о том, куда они отправились, но чую я, что не в доброе место! И я теперь лечу туда же?! Не хочу-у-у!!!”
Оставшуюся от Ефима Абрамовича сущность пронзил столь острый страх, что он мигом снова материализовался, вернувшись в родное тело. Когда он очнулся, кругом были унылые грязно-зеленые стены и засиженный мухами потолок, однако виднелось все это сквозь туманную дымку. Попробовал пошевелить ногой - не вышло, рукой - тот же результат. Однако, ясно чувствовалось, что тело здесь, оно лежит безполезной грудой мяса рядом с ним и от этой бессмысленности становилось вообще тошно.
Послышались торопливые шаги, слева от кровати мелькнуло что-то белое, похоже - врачебные халаты.
- Подобран вчера на школьном крыльце. Предварительный диагноз - геморрагический инсульт. Третьи сутки без сознания, - послышался женский голос. И тут же мужской ей ответил, рассчитывая, очевидно, на то, что больной его не слышит в силу своего “растительного” состояния:
- Вот, лечи их всех, а потом получай *** с маслом в благодарность. Будь моя воля, я бы их сразу пристреливал, чтобы не валялись полутрупами и не портили жизнь окружающим - вот лучшее для них лекарство... А так и этого жида пархатого еще лечи, которому явно место в крематории, а уж никак не в больнице. Ладно, прокапайте ему аминокапронки, а там - видно будет, хотя я бы на его месте лучше сдох...
“Судьба”, - обречено подумал Ефим Абрамович, но тут же усомнился в своих словах...
ТОВАРИЩ ХАЛЬГЕН
2001 год
Свидетельство о публикации №202011900003