Что бы сказали о сети психологические теории мотивации XX века?

Спектр различных мотивационных подходов к поведению человека достаточно широк и имеет свою историю еще в философской традиции, выделяющей в поведении человека либо рациональную (разум, сознание, воля человека), либо иррациональную (поведение несвободно, неразумно, управляется темными, неосознаваемыми силами биологического плана) стороны, либо сочетание того и другого.
Эти подходы, как известно породили несколько чисто психологических направлений объяснения мотивации, крайними из которых являются представления о человеке как об абсолютно разумном, свободно принимающим решения существе и человеке - автомате, действующему по механическим законам на основе существующих рефлексов.
Под влиянием этих теорий в современной психологии сложился целый ряд теорий, на основе которых уже имеет смысл рассматривать и поведение человека в Интернет.
В теориях органического поведения человека, ведущих свою традицию еще со времен Дарвина, человеку в качестве мотивационных факторов приписывают те же потребности, которыми наделяют и животных, в том числе инстинкты. Поэтому в применении к нашим задачам имеет смысл сначала обратить внимание на "старенькие" (начала прошлого века), но чертовски влиятельные  теории Зигмунда Фрейда и Уильяма Макдауголла.
У. Макдауголл для объяснения причин поведения человека предложил целый набор из десяти инстинкотов: инстинкт изобретательства, инстинкт строительства, инстинкт любопытства, инстинкт бегства, инстинкт стадности, инстинкт драчливости, родительский инстинкт, инстинкт самоунижения, инстинкт самоутверждения. В теории инстинктов Фрейда таких таких инстинктов выделяется три: инстинкт жизни, инстинкт смерти и инстинкт агрессивности. Все они базируются в сфере подсознательных влечений человека и вступают в непримиримую борьбу с его социальным окружением, его номами, представлениями, требованиями. Это борьба заканчивается, как правило, не в пользу человека и ее результат трансформируется в бессознательные невротические состояния, ведущие к различным личностным расстройствам, комплексам,  как правило на сексуальной почве. Ученик Фрейда А.Адлер пошел дальше учителя и предположил, что движущей силой поведения человека является комплекс неполноценности (как правило - социальной), ведущий к различного рода компенсаторным формам поведения человека.
В применении к поведению человека в Интернет нетрудно увидеть широко представленный спектр описанных выше моделей поведения. С одной стороны обращение к Итернет можно рассматривать как своеобразное Бегство человека от суровой для него Реальности жизни. С другой, отсутствие серьезных ограничений в Сети, возможность избежать наказания, анонимность способствуют тому, что сексуальные комплексы и комплексы неполноценности реализуют себя там в полном свете. Тем более, что социальное окружение, тоже теряющее во многом свои собственные ограничения, активно стимулирует человека реализовывать себя таким, превращенным образом. Сайты типа "adult" - это бич современного Интернета, наиболее популярный и в коммерческом смысле наиболее ценный информационный ресурс, дающий, в превращенной, визуально-текстовой форме, выходам этим древним инстинктам наружу. Подобные модели поведения человека в Сети встречаются не только на порнографических и эротических сайтах, но и обильно представлены в межличностных коммуникациях, которым несть числа, а также в различного рода интернетовских "граффити", публичных обращениях с отдельных страниц, досок объявлений, сайтов знакомств и т.п.  Степень реального проявления сексуальных и агрессивных комплексов в Интернет невелика. Однако, представляется несомненным, что, с одной стороны, снижая степень давления на пользователя различных социальных табу и удовлетворяя его сексуальное любопытство, агрессивность, Интернет способствует бурному коммерческому росту "предложений" на подобного рода услуги, формирует дополнительные, вторичные потребности такого плана и развращает сознание молодых людей, акцентируя внимание на темных сторонах жизни человека, трактуя ее в искаженном виде, более того, под влиянием коммерческих мотивов, превращая подобную политику в целую интернет-индустрию. Причем со стороны государства (той же России) пока не сделано никаких шагов не только по запрещению подобной практики, но даже по предложению какой-то альтернативе "порнографической индустрии Сети".
В каком-то смысле результативными в понимании поведения человека в Сети могут быть т.н. поведенческие (бихевиористские) теории, идущие еще со времен Д. Уотсона и Э. Толмена.  Там, как известно, тон в объяснениях задавали разного рода стимульнореакционные схемы, которые объявляли сознание человека непознаваемым "черным ящиком" и изучали в его поведении только начальную и конечную фазу. Эти подходы достаточно наукообразны и технически изощрены. Но все их богатство сводится к пониманию поведения человека как, подогреваемого различными внешними стимулами, усвоению различных моделей научения, одни из которых являются эффективным для их жизни, а другие нет.
Даже беглого взгляда на объяснительный принцип бихеверистов достаточно, чтобы увидеть праводоподобность этого психологического подхода по объяснению поведения человека в Сети. В ней, хотя и существует точка зрения на особый интеллектуализм сетевого сообщества, все, начиная от отдельных пользователей и кончая огромными порталами, "научаются друг у друга" и непрерывно "крадут" эффективные модели индивидуального и группового поведения. Увы, вряд ли можно сказать, что в массовом порядке жизнью Сети правит творческое начало, демиург. Нет, там правит бал Ее Величество Мода.
Среди целого спектра гуманистических подходов к объяснению поведения человека, наиболее популярной в настоящий момент является "теория самоактуализации" А. Маслоу. Согласно его представлениям у человека с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление семь классов потребностей: физиологические, потребности в безопасности, в принадлежности и любви, в уважении и почитании, познавательные, эстетические и потребности в самореализации, т.е. в реализации своих целей, способностей и развитии собственной личности.
Эта точка зрения дает нам возможность взглянуть на Сеть не только как на среду, где реализуются в той или иной форме наши скрытые комплексы, происходит научение эффективному (или неэффективному) поведению, но и как на СРЕДУ РАЗВИТИЯ, дающей человеку мощный толчок для реализации и раскрытия собственного личностного потенциала. При этом, вероятно, Интернет, уже нельзя рассматривать как некое независимое от всей остальной жизни человека, социально-техногенное образование, но как органичную часть его существования, не противоречащую всем остальным составляющим жизни. Мир самоактуализирующейся личности гармоничен, поэтому все движения человека в Сети есть не Бегство от жизненных трудностей, а Счастливое Дополнение остальной жизни. Кстати, подобная точка зрения очень хорошо соприкасается с популярной в российской психологии культурно-исторической концепции развития психики, ведущей свое начало с работ Л.С. Выготского.
 Что и говорить - красивая теория, объясняющая поведение человека в Сети. Правда имеющая свои очевидные "но"...
  Продуктивен к объяснению мотивации поведения и деятельности в сети и подход отечественных психологов во главе с А. Леонтьевым в так называемой "теории деятельности". Согласно его взглядам, мотивационная сфера человека, как и другие его психологические особенности, имеет свои истоки в практической деятельности. В самой деятельности можно обнаружить те составляющие, которые соответствуют элементам мотивационной сферы, функционально и генетически связаны с ними. Поведению в целом, например, соответствуют потребности человека: системе деятельностей, из которых она складывается, - разнообразие мотивов; множеству действий, формирующих деятельность - упорядоченный набор целей. Таким образом, между структурой деятельности и строением мотивационной сферы человека существуют отношения взаимного соответствия.
В основе же динамических изменений, которые происходят с мотивационной сферой человека, лежит развитие системы деятельностей, которое, в свою очередь, подчиняется объективным социальным законом и, кроме того, основывается на механизмах развития системы действий и системы операций, которым соответствуют системы целей и системы условий протекания деятельности. В результате эволюции или революции в изменении каких-либо составляющих компонентов этой грандиозной системы, меняется и вся схема поведения человека.
Поведение человека в Сети тоже, естественно, можно представить как некоторую систему деятельностей (исследование, планирование, проектирование, реализация, контроль и т.п.), которая включает в себя определяемую целями систему действий, опирающихся на отдельные операции человека. Смена ситуации в окружающей пользователя среде Интернет меняет (слегка или кардинально) всю систему его деятельностей и ее составляющие. И, наоборот, совершенствование составляющих деятельности так изменяет и совершенствует поведение пользователя, что это меняет само содержание интернетовской жизни.
Хорошей иллюстрацией сказанного может быть, например, ситуация, происходившая в Рунет в прошлом году. Громадные денежные вливания и техническое совершенствание Интернет и доступа к нему привели к серьезному изменению поведения пользователей, к их большей активности, усложнению пользовательских действий и приемов. Последнее дает надежду уже и на обратный процесс: рост квалификации, усложнение и смена деятельности отдельных пользователей Сети дает мощный толчок к развитию Рунета в целом в ближайшем будущем!
апрель, 2001


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.