Добро пожаловать, или Посторонним...

    Завтра наступит лето. А раз так, то как всегда к череповецким теплоходам, автобусам, поездам потянуться длинные вереницы детей и родителей, с чемоданами и рюкзаками наперевес.  Соседский Пашка об этом даже не думает. А Соня у знакомых в ожидании уже вся извелась...
В лагерь! В лагерь!
 
"Камеры хранения"
  Лагерная жизнь, жизнь в лагере оставляет в душе почти каждого человека очень яркие воспоминания. Вода, солнце, футбол, походы, песни, костры - все это слишком мощная электрическая смесь, чтобы остаться для сознания ребенка не замеченным, не изменить его, не настроить на совершенно другой жизненный лад, иную систему координат. Как правило, дети приезжают из летних лагерей не просто переполненными впечатлений, но и повзрослевшими, с иными взглядами на жизнь.
  Мощная энергетика лагерей подзаряжает не только детей, но и взрослых. Соприкосновение с бурлящим миром детства дает законченным скептикам и потерявшим веру людям огромный импульс к переосмыслению себя и своей жизни, а иногда и к творчеству. Вспомним, например, какой сильной была тяга творческой столичной интеллигенции в лучший лагерь советских времен - "Артек", а Аркадий Гайдар, еще в далеком 31 году, представив артековцам свою новую книгу "Дальние страны" был настолько очарован и увлечен атмосферой жизни этой детской республики, что годом позже создал проникнутую насквозь артековским духом знаменитую "Военную тайну".
  И все же, в основной своей массе и, особенно, сейчас большинство детских лагерей - это рассадники потребительства, воспитатели пассивно-созерцательного отношения к жизни, где дети, если лагерь победнее и попроще, просто фон на котором проходит развеселая ночная жизнь его взрослых обитателей, либо, если лагерь попрестижнее и побогаче, просто пресыщенные жизнью и всевозможными удовольствиями сытые баловни, ленивцы, самым ценным в лагерной череде дней которых является давно знакомое: "Хлеба и зрелищ".
  Компьютеры, лошадки, стрелковые тиры, велосипеды и т.д. и т.п. призваны, в основном, охмурить головы не знавших в своем детстве подобных чудес чадолюбивых родителей, которые сдали таким своеобразным способом своих детей на лето в "камеру хранения", а также очистить совесть администрации лагерей и воспитателей, иначе бы просто расписавшихся в своей педагогической несостоятельности...
Педагогика будущего
  И все же, в этом огромном утилитарно-прагматичном мире детского отдыха нет-нет да и встречаются примеры совершенного иного отношения к детям и их будущему. Бывает ведь и так, что и среди бескрайней армии педагогов в поте лица лишь формально отрабатывающих свой хлеб, встречаются истинные педагогические таланты и даже гении, одно соприкосновение с которыми стоит ребенку десятка лет пребывания в школе.
  Причем критерии комфортности и безопасности   отдыха детей в этих случаях вообще не являются первостепенными, что порой и вызывает у папаш и мамаш законный испуг. Людей увлекает какая-нибудь свежая педагогическая идея и стремясь ее реализовать они начинают свою длинную и яркую историюю вообще вне цивилизации. Так, тот же "Артек" начинался с 3-4 палаток, раскинутых у моря. А чем руководствовался  английский генерал-майор Баден-Пауэлл, когда в 1907 году вывез на необитаемый остров Браунси двадцать мальчишек и несколько дней прожил вместе с ними в полной глуши? Там он успешно отработал новую для того времени систему педагогического воспитания, а затем, вдохновленный успехом, написал захватывающую книгу  “Scouting for Boys” (“Разведка для мальчиков”), послужившую началу самому массовому и эффективному детскому движению в мире - скаутизму, движению юных разведчиков.
  Можно вспомнить и то, что чуть позже, в 22 году находившееся под сильнейшим влиянием скаутизма коммунистические вожди почти один к одному "слизали" все достижения скаутов: их символику, атрибутику, ритуалы. Но у советской системы воспитания были свои Эвересты: тот же Макаренко, мощное движение юных коммунаров в 50-70 годах...
  Вообще, есть мнение, что подобные детские движения при наличии сильного харизматического взрослого вожака, почти всегда обречены на успех. В отличие от взрослых тусовок, где вверх во взаимоотношениях берет индивидуалистическое начало и прагматизм.
  Скауты говорят: "Для нас весь год делиться на две части: две недели пребывания в лагере и остальные - это подготовка к нему. Действительно - вся атмосфера скаутской жизни завораживает: "волчата", "белочки", стаи, звенья, Большая игра. Сверхзадача всего этого действа - дать ребенку импульс самостоятельности, взрослости, практической компетентности в условиях, когда ВСЕ в лагере надо делать самому и доказать свое право быть скаутом, полноценным разведчиком.
  Естественно, массовый спрос на подобную философию воспитания и практику ее осуществления породил не только немало пены, но и столкнулся с массовой неготовностью неофитов следовать заповедям своего учителя. Ведь в нашей среде иногда не так сложно принципы "дедовщины", господствующие и усваиваемые молодежью в армейской среде выдать за заветы Баден - Пауэлла... Но это уже следствие слишком повышенного и торопливого интереса...
 
Островки надежды
  И хотя скаутизм и коммунарское движение имеют историю, традиции, сильные методические наработки, фанатичных приверженцев, государственную поддержку  и даже немалые деньги (особенно в первом случае), по существу и стимулировавших их невиданное размножение и рост, остальным дорога в Страну Детства вовсе не закрыта. Была бы фантазия!
  Так в последнее время очень заметны и набирают обороты лагеря, создаваемые экологами, священнослужителями, спортсменами. новое время дарит новые координаты для приложения своих сил: создаются лагеря для юных предпринимателей и политиков, где дети играют в современное государство, лагеря юных спасателей Корпуса мира, где школьники учатся не только выживать в трудных и экстремальных условиях, но и уметь в ситуациях аварий и катастроф помогать другим. Наконец, некоторые компьютерные компании на Западе (да и у нас в Переславль-Залесском, правда под эгидой государства) создают так называемые технологические кампусы, где за короткое летнее время, в благодатных условиях неформальной лагерной жизни, дети превращаются в фанатов и мастеров новых информационных технологий, напитываются сверхпочтительным отношением к брэнду (имени) своей, теперь уже БЛИЗКОЙ по духу компании.
  У нас по этому пути лихо идет небезызвестный младоолигарх Ходорковский, который в городах, где расположены предприятия его местного нефтяного холдинга "Юкос" подрядил целые научно-педагогические коллективы к выполнению чрезвычайно претенциозной программы "Новая цивилизация", сверхзадача которой заключается в подготовке будущих суперкадров для предприятий холдинга. Здесь уже даже наш Баькин отдыхает с его лицеем на Мологе. Да и Алексей Мордашов с подвижниками вряд ли даже рассматривал подобную идею...
  Вообще, лагерное движение, как и, наверное, все на свете должно отличать буйство красок и разнообразие подходов. В Америке у многих людей, не имеющих прямого отношения к педагогической системе , к государству  (какие-нибудь вышедшие на пенсию, но еще здоровые муж с женой), есть "голубая" мечта СОЗДАТЬ СВОЙ СОБСТВЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ, свою модель детства, свой микрокосмос. И они ее добиваются, так как общество устроено так, что не только СМОТРИТ НА ЭТО НОРМАЛЬНО, но  и в принципе ПООЩРЯЕТ инициативу и дает для этого некоторые ресурсы. По крайней мере не мешает. У нас подобное сделать труднее, так как в вопросах и образования, и воспитания, и детских лагерей слишком сильна диктатура начальников, которые все знают, все видели, везде бывали...
май, 2001


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.